Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:12, курсовая работа
Проблема: В реалиях XXI века особо остро стоят вопросы изучения специфики супружеского взаимодействия, отношения супругов к различным сторонам семейной жизни, представлений супругов о желаемом распределении ролей в семье, а также их представлений о своей семье в целом. Основанием для постановки данной проблемы является, отмечаемый многими учеными и исследователями, кризис современной семьи.
ВВЕДЕНИЕ………………………..……………………………………………….……..4
ГЛАВА I. Теоретическое Изучение психологии БРАКА КАК ФОРМЫ МЖЛИЧНОСТНЫХ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………..…...……..6
1.1 Брак и семья…………………………………………………………………….……..6
1.2 Супружеские отношения……………………………………………………………..7
1.3 Гендерные стереотипы как основа функционально-ролевой структуры семьи…10
1.3.1 Гендерные стереотипы……………………………………………………….……10
1.3.2 Ролевая структура семьи и типы семей………………………………………..…11
1.3.3 Лидерство в семье………………………………………………………………….14
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ МЕЖДУ СУПРУГАМИ НА УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ…………………………..………………………16
2.1 Организация и методология исследования…………………………………….…..16
2.2 Анализ результатов методик …………………………………………………….…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…………………….…19
ЛИТЕРАТУРА…...……………………………………………
Министерство здравоохранения РБ ГАОУ
СПО Стерлитамакский медицинский
колледж
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине Медицинская психология
Тема Семейные роли и лидерство
Руководитель Сидорова Н.Ф. | ||||
Студент Кадырова А.А. | ||||
Специальность 060109Сестринское дело | ||||
Курс |
4 |
Группа |
163 С |
Стерлитамак 2012
Задание курсового проектирования
Студент Кадырова Алина Аубакирова ___________
Специальность Сестринское дело Курс 4___
Тема Семейные роли
и лидерство _______________
Руководитель Сидорова Наталья Филипповна _
Срок выполнения с до _________________________
Консультирование ________
ОТЗЫВ
Студент Кадырова Алина Аубакирова __________
Выполнил курсовую работу на тему Семейные роли и лидерство_______________
Оценка качества курсовой работы
Полнота разработки поставленных вопросов
Значимость курсовой работы
Оценка курсовой работы
Подпись преподавателя
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………..……………………………
ГЛАВА I. Теоретическое Изучение психологии БРАКА КАК ФОРМЫ МЖЛИЧНОСТНЫХ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ………………………..…...……..6
1.1
Брак и семья…………………………………………………………………
1.2
Супружеские отношения………………………………………………………
1.3 Гендерные стереотипы как основа функционально-ролевой структуры семьи…10
1.3.1
Гендерные стереотипы……………………………………………………
1.3.2 Ролевая структура семьи и типы семей………………………………………..…11
1.3.3
Лидерство в семье…………………………………………………………………
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СЕМЕЙНЫХ РОЛЕЙ МЕЖДУ СУПРУГАМИ НА УРОВЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ…………………………..………………………16
2.1
Организация и методология исследования…………………………………….…..
2.2 Анализ результатов методик …………………………………………………….…16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….
ЛИТЕРАТУРА…...…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ.
Проблема: В реалиях XXI века особо остро
стоят вопросы изучения специфики супружеского
взаимодействия, отношения супругов к
различным сторонам семейной жизни, представлений
супругов о желаемом распределении ролей
в семье, а также их представлений о своей
семье в целом. Основанием для постановки
данной проблемы является, отмечаемый
многими учеными и исследователями, кризис
современной семьи. Многие молодые люди
боятся вступать в брак из-за противоречивых
представлений о семейной жизни и отношениях
между супругами; у семейных пар часто
отмечается искажение образа семьи и образа
супруга, в результате чего формируются
"семейные мифы", что отрицательным
образом сказывается на характере супружеского
взаимодействия и жизнедеятельности семьи
в целом. В современной семье супружеские,
родительские и другие социально важные
роли с поразительной быстротой меняются,
наполняясь новым содержанием, что актуализирует
исследовательский интерес к их изучению.
Таким образом, на сегодняшний день в условиях
трансформации общества назрела объективная
необходимость изучения семьи и семейных
отношений как теоретической базы для
оказания психологической помощи семье.
Цель работы: проанализировать степень
удовлетворенности браком в семьях разного
типа.
Гипотеза: наибольшая удовлетворенность
браком складывается в эгалитарных семьях.
Объект исследования: семья и ее внутрисемейные
отношения.
Предмет: удовлетворенность браком
супругов в семьях разного типа.
Задачи исследования:
Методы исследования:
ГЛАВА I. Теоретическое Изучение психологии БРАКА КАК ФОРМЫ МЖЛИЧНОСТНЫХ ГЕНДЕРНЫХ ОТНОШЕНИЙ.
1.1 Брак и семья.
В житейских представлениях, да и в специальной
литературе понятие «семья» часто отождествляется
с понятием «брак». На самом деле эти понятия,
по сути, имеющие общее «бытовое» значение,
не являются синонимами.
Брак – это исторически сложившиеся разнообразные
механизмы социального регулирования
(табу, обычай, религия, право, мораль) сексуальных
отношений между мужчиной и женщиной,
направленного на поддержание непрерывности
жизни (С.И.Голод, А.А.Клецин).
Цель брака заключается в создании семьи
и рождении детей, поэтому брак устанавливает
супружеские и родительские права и обязанности.
Из выше изложенного нам становиться ясным,
если мужчина и женщина желают жить вместе,
вступать в половые отношения, иметь и
воспитывать детей, владеть имуществом,
то они должны вступить в брак, который
регистрируется соответствующими государственными
органами и в дальнейшем охраняется государством.
Итак,
брак - это исторически меняющаяся социальная
форма отношений между женщиной и мужчиной,
посредством которой общество упорядочивает
и санкционирует их половую жизнь и устанавливает
их супружеские и родственные права и
обязанности. Но семья, как правило, представляет
более сложную систему отношений, чем
брак, поскольку она может объединять
не только супругов, но и их детей, а также
других родственников. Поэтому семью следует
рассматривать не просто как брачную группу,
но как социальный институт, то есть систему
связей, взаимодействий и отношений индивидов,
выполняющих функции воспроизводства
человеческого рода и регулирующих все
связи, взаимодействия и отношения на
основе определенных ценностей и норм,
подверженных обширному социальному контролю
через систему позитивных и негативных
санкций.
Вступившие
в брак мужчина и женщина уже образуют
семью. Такая семья называется малосемейная.
Только когда появятся дети, эту семью
считают «нормальной», ибо потенциальная
возможность мужчины и женщина иметь детей,
продолжать род реализовалась.
В современной
науке нет единого определения семьи,
хотя попытки сделать это предпринимались
великими мыслителями много веков назад
( Платон, Аристотель. Кант, Гегель и др.).
Наиболее часто о семье говорят как об
основной ячейке общества, которая непосредственно
участвует в биологическом и социальном
воспроизводстве общества. В последние
годы все чаще семью называют специфической
малой социально-психологической группой,
подчеркивая тем самым, что для нее характерна
особая система межличностных отношений,
которые в большей или меньшей степени
управляются законами, нравственными
нормами, традициями.
Итак, семья - это малая социально-психологическая
группа, члены которой связаны брачными
или родственными отношениями, общностью
быта и взаимной моральной ответственностью
и социальная необходимость в которой
обусловлена потребностью общества в
физическом и духовном воспроизводстве
населения.
Из этого определения следует, что внутри
семьи различаются два основных вида отношений:
супружество (брачные отношения между
мужем и женой) и родство (родственные
отношения родителей и детей, между детьми,
родственниками).
Семья как своеобразная общность людей,
как социальный институт влияет на все
стороны общественной жизни, с ней прямо
или косвенно связаны все социальные процессы.
В то же время семья имеет относительную
автономность от общественно-экономических
1.2 Супружеские отношения
Для того чтобы вернуть супружество и все его коллизии в проблемное поле психологии необходимо выявить именно психологические его основания. Мы склонны рассматривать брак как форму гендерных межличностных взаимоотношений, обладающую свойствами системы и являющуюся способом удовлетворения человеком группы брачных потребностей. Соответственно к категории брачных потребностей мы относим: потребность в продолжении рода; потребность в любви; потребность в сексуальном удовлетворении; потребность в самоактуализации; потребность в материальном благополучии; потребность в присоединении; потребность одного супруга в подтверждении собственной уникальности со стороны другого. Анализируя брак как систему взаимоотношений, мы начинаем оперировать психологическими понятиями. Осмысливая хитросплетения супружества, мы становимся перед необходимостью исследовать в нераздельном единстве все элементы отношений: состояние каждого из супругов, а также состояние объединяющих их системообразующих связей, то есть особенности брачных потребностей и содержание общения.
Супружеские отношения возникают
в результате официального оформления
отношений любви, по крайней мере,
в норме. Это подтверждает современная
статистика мотивов вступления в
брак. Под супружеством как формой
межличностных взаимоотношений
будем понимать совокупность социально
регламентированных отношений между
брачными партнерами. В странах с
моногамной формой брака в супружеские
отношения включены лишь два партнера,
мужчина и женщина, причем их отношения
предполагаются пожизненными, хотя не
всегда дело обстоит именно так. Супружеские
отношения являются частью семейных
отношений, поэтому по содержанию, функциям,
способам регулирования они значительно
отличаются от отношений любви. С
точки зрения общества функция супружества
заключается в обеспечении
Полифункциональность супружеских
отношений требует всестороннего включения
личности, создает предпосылки для высокой
избирательности при выборе партнера,
придает супружеским отношениям исключительную
глубину и интимность.
Уживаемость
супругов зачастую облегчается за счет
компенсирования несовместимости в одной
сфере — другой, в которой есть совместимость.
Как уже говорилось, функций семейно-брачных
отношений несколько. Несовместимость
в хозяйственно-бытовой сфере (область
физического комфорта) может компенсироваться
совместимостью сексуальной. В молодом
возрасте так чаще всего и происходит,
когда молодожены настолько подходят
друг другу в эротических играх, в половом
акте, что происходит сильное «зацикливание»
на важности именно этой сферы совместной
жизни. Другие сферы дают о себе знать
позже, и тогда возможен разлад в отношениях.
Отсутствие детей и неудовлетворенность
детородных и воспитательных функций,
духовная разобщенность, хозяйственно-бытовая
неустроенность могут разрушить союз,
основанный только на сексуальной совместимости.
Таким
образом супружеские отношения довольно
таки многогранны, причем каждая грань
имеет исключительное значение для благополучного
функционирования семьи, для ровного и
гармоничного взаимоотношения супругов.
1.3 Гендерные стереотипы как основа функционально-ролевой структуры семьи.
1.3.1 Гендерные стереотипы
Первичная гендерная социализация
связана с процессом формирования первичной
гендерной идентичности, т. е. в нашей культуре
она связана с представлением о себе как
личности определенного биологического
пола. Эта социализация в большей степени
связана с усвоением нормативных образцов
гендерного проявления личности. С этими
нормативными образцами часто связаны
так называемые гендерные стереотипы.
Гендерные стереотипы – это устойчивые,
повторяющиеся, общепринятые представления
(мнения) о месте и исполняемых ролях того
или иного гендера в обществе, а также
о личности людей той или иной гендерной
идентичности.
Как и любые
другие социальные стереотипы, они определяют
процесс восприятия окружающих людей
и оказывают влияние на активное конструирование
социальной реальности с использованием
заложенной в них информации.
Гендерные
стереотипы можно объединить в три группы
(И. С. Клёцина, 1998):
1. Стереотипы маскулинности/фемининности,
предписывающие людям определенные мнения
о соматических, психических и поведенческих
качествах, характерных для мужчин и женщин.
2. Стереотипы семейных и профессиональных
ролей, связанных с гендером.
3. Стереотипы, связанные с содержанием
деятельности мужчин и женщин.
Гендерные
стереотипы выступают в качестве социальных
норм – основных правил, определяющих
допустимые гендерные репрезентации.
Зачастую то, что мы называем гендерными
ролями, есть не что иное как стереотипы
– обобщенная информация о качествах,
присущих тому или иному гендеру. Подчиняться
этим стереотипам нас заставляют социально-психологические
механизмы нормативного и информационного
давления. Нормативное давление заключается
в том, что мы стараемся соответствовать
гендерным стереотипам, чтобы получить
социальное одобрение и избежать социального
неодобрения. Информационное давление
заключается в том, что расширение наших
знаний о себе и о мире часто связано не
с собственным опытом, а с информацией,
предоставляемой окружающими. Правильным
мы часто считаем то, что считают правильным
другие, и свое поведение мы склонны считать
правильным, пока наблюдаем его у других
членов референтной для нас группы.