Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:03, контрольная работа
Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль играет семья в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох , начиная с самой древности. Семью, её происхождение, сущность изучают многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо науки, будет наполным.
СЕМЬЯ И ЕЁ ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ
Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль играет семья в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох , начиная с самой древности. Семью, её происхождение, сущность изучают многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо науки, будет наполным. По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определённую организацию. Её основные признаки: а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами, б) совместное проживание в одном помещение, в) общий совместный бюджет. Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием. Да и другие признаки не так уж четки: сколько времени нужно проживать совместно - одну неделю или несколько лет; какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д.
Кратко рассмотрим историческую эволюцию форм брака и семьи.
Первобытные люди, как и их обезьяноподобные предки, активно включались в процесс размножения, подчиняясь инстинктам, вероятно, сразу же после достижения половой зрелости. Распространено мнение, что на начальном этапе развития первобытные люди группировались в небольшие (из 20-30 взрослых членов ) и малоустойчивые коллективы, называемые стадом или ордой, причем внутри каждого из таких стад бытовали неупорядоченные половые отношения, или промискуитет. Существует и другая точка зрения, согласно которой первобытное человеческое стадо унаследовало от предшествовавших ему объединений обезьян так называемую гаремную семью со свойственной ей регламентацией половой жизни. История собственно человеческого общества приурочивается к стадии становления родового строя, появления коллективов, связанных происхождением от одного предка. Полагают, что из-за неустойчивости в то время брачных связей и трудности установления отцовства наибольшее распространение вначале получил счет родства по материнской линии (материнский род), который позже сменился патрилинейным родством (отцовским родом). Наряду с однолинейным счетом родства (только по матери или отцу) важным признаком рода был обычай экзогамии, т.е. запрещения брачно-половых связей между мужчинами и женщинами, являющимися членами одного рода. Происхождение этой регламентации половых связей полностью не выяснено; гипотеза о том, что оно было введено для избежания вредного последствия браков между родственниками (инбридинга) в настоящее время отклоняется как надуманная.
Вместе с появлением в первобытном обществе родовой организации возникает брак и семья - особые социальные институты, призванные регулировать отношения между полами, между родителями и детьми и т.д.
Первой формой брака обычно считается дуально-родовой групповой брак, при котором все мужчины одного рода являлись потенциальными мужьями всех жен другого рода. Как показали этнографические наблюдения над аборигенами Австралии и некоторыми другими отставшими в своём развитии родоплеменными общностями, такой брак чаще всего конкретно проявлялся в существовании парных семей - более или менее длительного, сравнительно легко заключаемого и легко расторжимого союза одного мужчины с одной женщиной, причем оба супруга сохраняли право на связь с «дополнительными» женами или мужьями, состоящими или не состоящими в парных семьях. Парная семья, хотя и обладала некоторыми хозяйственными функциями, еще не являлась отдельной экономической ячейкой; муж и жена сохраняли тесные связи со своими родами, а иногда и оставались жить со своими сородичами, встречаясь друг с другом лишь для половых сношений (дети в этом случае обычно оставались в роду матери). В ходе дальнейшего развития общества групповой брак стал ограничиваться более узким кругом лиц, например только братьями основного мужа и сёстрами основной жены, а затем и вообще исчез, сохранившись лишь в некоторых, иногда искаженных пережиточных формах (известное, например, у некоторых народов право гостья на жену или дочь хозяина и т.п.).
Период разложения общинно-родового строя и становления классового общества, низшей социальной и хозяйственной ячейкой которого стала семья, ознаменовался изменением и форм брака. Парная семья сменяется более прочной моногамной семьёй. Возросшая хозяйственная роль мужчины - земледельца и скотовода - приводит к утверждению его главенства в семье (патриархат). Прежде распространённый у многих народов матрилокальный или дислокальный брак почти полностью вытесняется патрилокальным, точнее, виролокалным (от латинского «vir» - муж). Мужчина обычно возмещает семье невесты её экономическую ценность выкупом; в раннеклассовом обществе получает некоторое распространение и традиция похищения будущей жены (умыкание). Начальной и широко распространённой формой моногамной семьи была большая семья, известная также как патриархальная семья и больше-семейная община. Она состояла обычно из 3-4 поколений ближайших родственников по отцу (например, одного или нескольких братьев с их детьми, внуками и правнуками), которые жили вместе и вели общее хозяйство; постепенно такая семья уступает место малой семье, обычно состоящей из брачной пары и их детей.
Укрепление патриархата, приобретение жены за выкуп привело к ухудшению общественного и семейного положения женщины. Жена должна была беспрекословно подчиняться мужу и всем старшим членам его семьи; если женщина хотела вернуться в родительский дом, то её родственники должны были отдать полученный за неё выкуп. Развод стал поэтому очень редким явлением; даже после смерти мужа женщина продолжала оставаться в как бы купившей её семье, а нередко и должна была вступить в брак с одним из братьев мужа (обычай левирата). Дети безоговорочно принадлежали отцу. Патриархальный порядок наследования требовал бесспорности факта отцовства, поэтому супружеская неверность семьи стала сурово наказываться, нередко смертью , в то время как муж продолжал пользоваться некоторой половой свободой. Новые формы брачно - семейных отношений освещались религией, закреплялись в законодательствах раннеклассовых государств.
Кроме моногамного брака, в раннеклассовом обществе получил распространение брак полигамный (точнее полигинный), когда мужчина состоял в брачно-половых отношениях с несколькими женщинами. Корни этой формы брака тянутся в родо-племенную эпоху. Такие браки допускались в подавляющем большинстве известных науке племенных обществ; считалось вполне естественным, что сильный воин или ловкий охотник имеет нескольких жен, которых он может содержать. Однако в период господства парной семьи такие браки вряд ли имели широкое распространение и, очевидно, представляли собой своего рода привилегию племенной верхушки. Полигамные браки относительно редки среди племён охотников и рыболовов; процент их повышается с переходом к земледелию и скотоводству и особенно значителен у племён, сочетавших земледелие со скотоводством.
В Северной Америке полигамные браки были распространены несколько больше, чем в Южной, однако ряд народов и в Северной Америке придерживались парной (позже моногамной) семьи. Сравнительно редкой была полигамия и у племенных обществ Азии, зато в Африке она встречалась очень часто и нередко принимала чудовищные формы: некоторые вожди крупных племенных союзов и правители раннеклассовых африканских государств имели по несколько сот жен; несколько десятков жен считалось довольно обычным явлением. Подсчитано, что в Африке полигамия встречалась у 86 % земледельческих и 76% скотоводческих народов, вне Африке - соответственно у 30 и 57% народов.
У многих народов полигамия сохранилась и при переходе к классовому обществу. В Древнем Египте и Вавилоне она встречалась, правда, очень редко, но у древних евреев, как свидетельствует Библия, напротив, - довольно часто, хотя у них преобладали моногамные браки. В Индии многоженство было допущено еще в древности Риг-Ведой и, по-видимому, считалось обычным; еще в XIX в. Около 5% индусов жили в полигамном браке; примерно такое же распространение имело многоженство и у буддистов. Христианство вначале не запрещало полигамию, еще в раннем средневековье некоторые короли и князья, в частности род Меровингов, имели по 2 жены. Однако впоследствии почти все церкви и секты резко осудили многоженство; лишь отдельные секты (анабаптисты и особенно мормоны), опираясь на Библию, проповедовали полигамию, но даже у мормонов в полигамном браке состояло лишь около 7% мужчин. По существу, единственной из мировых религий, последовательно поддерживающей полигамию, является ислам; Коран разрешил мусульманину иметь до 4 законных жен, не считая наложниц-рабынь, число которых у отдельных богатых мусульман измерялось десятками и даже сотнями. Впрочем, и среди мусульман полигамия, видимо, никогда не была господствующей формой брака.
Одной из причин полигамии является диспропорция полов - значительное численное преобладание женщин, связанное потерями мужчин в межплеменных и прочих войнах; иногда мужчины покорённого народа подвергались почти полному истреблению, а женщины становились женами и наложницами победителей. Характерно, что в Африке еще в середине XIX в. Среди большинства народов преобладали женщины; у баганда и некоторых других племён банту, а также в ряде районов Мадагаскара на каждого мужчину приходилось по 3-4 женщины. Сильная убыль мужчин иногда заставляла прибегать к полигамии и более развитые народы. Показательно в этом отношении, что в 1650 г., вскоре после окончания Тридцатилетней войны, унёсшей многих мужчин, окружной совет Нюрнберга принял резолюцию, позволяющую мужчинам иметь по 2 жены. Важной причиной полигамии являлась бездетность первой жены, а у народов с патриархальными традициями - рождение ею только девочек. Так, у бахайя (Южная Африка) в случае бесплодия жены её семья должна была дать в жены младшую сестры или другую близкую родственницу первой жены, причем и первая жена обычно оставалась в хозяйстве мужа. Немаловажную роль играло стремление мужчин увеличить удовольствие от половых сношений, особенно если первая жена была старше мужа или быстро старела от тяжелой работы, болезней и т.п. Большое, а часто и главное значение имели социально-экономические стимулы полигамии, так как у многих народов женщины выполняли основные трудоёмкие работы в поле и в домашнем хозяйстве, а число жен нередко являлось своего рода показателем социального положения или ранга мужчины.
Можно считать установленным, что полигамия оказывает в целом отрицательное влияние на репродуктивность из-за уменьшения частоты половых сношений; половая активность мужчины, имеющего несколько жен, обычно повышается, однако она не может возрастать пропорционально их числу. Следует также учесть, что полигамные браки сильнее распространены среди мужчин среднего и пожилого возраста, чем среди более активных в половом отношении молодых мужчин. Всё это усугубляется неравномерным вниманием мужа к своим женам; даже среди мусульман мужья часто уклоняются от предписанного исламом равного внимания к женам и проводят ночи преимущественно с одной, любимой женой. Ограничение брачно-половых отношений, в частности послеродовое воздержание, в полигамных браках, как правило, значительно длиннее, чем в моногамных. Всё это удлиняет интервал между очередными зачатиями.
Справедливости ради следует сказать и о некоторых положительных сторонах полигамии. Многоженство, особенно в случаях, когда за жену требуется выкуп, обычно по силам лишь состоятельным мужчинам, поэтому полигамные семьи обычно более Зажиточны, женщины в них меньше загружены работой, чем в моногамных (нередко первая жена сама просит, чтобы муж взял вторую жену), что благоприятно сказывается на их здоровье и может положительно влиять на репродуктивность. Иногда в полигамных браках частота половых сношений даже возрастает по сравнению с моногамными.
Третья форма брака - полиандрия (многомужество) - по сравнению с полигинией представляет собой гораздо более редкое явление. Известны случаи полиандрии у некоторых индейских племён Северной Америки, среди эскимосов и на Маркизских островах. Область сравнительно широкого бытования полиандрии - Тибет, Гималаи и некоторые районы Южной Индии. При полиандрии, все мужья являлись кровными братьями; если у женщины имелись сёстры, то они нередко становились также женами братьев; в этом случае полиандрия приобретала форму группового брака. В жилище женщина, как правило, имела отдельную спальню и посещалась мужьями в установленную ночь; дети обычно принадлежали старшему мужу-брату.
К причинам полиандрии следует отнести прежде всего нехватку женщин, обусловленную пренебрежительным отношением к девочкам, и связанной с этим их повышенной смертностью.
Влияние полиандрии на репродуктивность не изучено, но можно предположить, что оно скорее отрицательное, нежели положительное. Во всяком случае нет никаких данных о том, что в районах распространения полиандрии рождаемость выше.