Семья и ее исторические формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 20:03, контрольная работа

Описание

Что такое семья? Каковы её признаки? Какую роль играет семья в обществе? Вопросы пытались решить мыслители всех эпох , начиная с самой древности. Семью, её происхождение, сущность изучают многие науки: социология, психология, педагогика, демография, право, этика, политология, история и другие. Любое определение семьи, с точки зрения какой-либо науки, будет наполным.

Работа состоит из  1 файл

Реферат Семья.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)


СЕМЬЯ  И  ЕЁ  ИСТОРИЧЕСКИЕ  ФОРМЫ

             

              Что  такое  семья?  Каковы  её  признаки?  Какую  роль  играет  семья  в  обществе?  Вопросы  пытались  решить  мыслители  всех  эпох  ,  начиная  с  самой  древности.  Семью,  её  происхождение,  сущность  изучают  многие  науки: социология,  психология,  педагогика,  демография,  право,  этика,  политология,  история  и  другие.  Любое  определение  семьи,  с  точки  зрения  какой-либо  науки,  будет  наполным.  По  существу  семья  представляет  систему  отношений  между  мужем  и  женой,  родителями  и  детьми,  основанную  на  браке  или  кровном  родстве  и  имеющую  исторически  определённую  организацию.  Её  основные  признаки:  а)  брачные  или  кровно  родственные  связи  между  всеми  её  членами,  б)  совместное  проживание  в  одном  помещение,  в)  общий  совместный  бюджет.  Юридическая  сторона,  юридическое  оформление  здесь  не  выступает  непременным  условием.  Да  и  другие  признаки  не  так  уж  четки:  сколько  времени  нужно  проживать  совместно - одну  неделю  или  несколько  лет;  какую  часть  от  личного  бюджета  каждого  из  членов  семьи  включает  весь  семейный  бюджет  и  т.д.

              Кратко  рассмотрим  историческую  эволюцию  форм  брака  и  семьи.

 

              Первобытные  люди,  как  и  их  обезьяноподобные  предки,  активно  включались  в  процесс  размножения,  подчиняясь  инстинктам,  вероятно,  сразу  же  после  достижения  половой  зрелости.  Распространено  мнение,  что  на  начальном  этапе  развития  первобытные  люди  группировались  в  небольшие  (из  20-30  взрослых  членов  )  и  малоустойчивые  коллективы,  называемые  стадом  или  ордой,  причем  внутри  каждого  из  таких  стад  бытовали  неупорядоченные  половые  отношения,  или  промискуитет.  Существует  и  другая  точка  зрения,  согласно  которой  первобытное  человеческое  стадо  унаследовало  от  предшествовавших  ему  объединений  обезьян  так  называемую  гаремную  семью  со  свойственной  ей  регламентацией  половой  жизни.                                                                      История  собственно  человеческого  общества  приурочивается  к  стадии  становления  родового  строя,  появления  коллективов,  связанных  происхождением  от  одного  предка.  Полагают,  что  из-за  неустойчивости  в  то  время  брачных  связей  и  трудности  установления  отцовства  наибольшее  распространение  вначале  получил  счет  родства  по  материнской  линии  (материнский  род),  который  позже  сменился  патрилинейным  родством  (отцовским  родом).  Наряду  с  однолинейным  счетом  родства  (только  по  матери  или  отцу)  важным  признаком  рода  был  обычай  экзогамии, т.е.  запрещения  брачно-половых  связей  между  мужчинами  и  женщинами,  являющимися  членами  одного  рода.  Происхождение  этой  регламентации  половых  связей  полностью  не  выяснено;  гипотеза  о  том,  что  оно  было  введено  для  избежания  вредного  последствия  браков  между  родственниками  (инбридинга)  в  настоящее  время  отклоняется  как  надуманная.

              Вместе  с  появлением  в  первобытном  обществе  родовой  организации  возникает  брак  и  семья - особые  социальные  институты,  призванные  регулировать  отношения  между  полами,  между  родителями  и  детьми  и  т.д.

              Первой  формой  брака  обычно  считается  дуально-родовой  групповой  брак,  при  котором  все  мужчины  одного  рода  являлись  потенциальными  мужьями  всех  жен  другого  рода.  Как  показали  этнографические  наблюдения  над  аборигенами  Австралии  и  некоторыми  другими  отставшими  в  своём  развитии  родоплеменными  общностями,  такой  брак  чаще  всего  конкретно  проявлялся  в  существовании  парных  семей - более  или  менее  длительного,  сравнительно  легко  заключаемого  и  легко  расторжимого  союза  одного  мужчины  с  одной  женщиной,  причем  оба  супруга  сохраняли  право  на  связь  с  «дополнительными»  женами  или  мужьями,  состоящими  или  не  состоящими  в  парных  семьях.  Парная  семья,  хотя  и  обладала  некоторыми  хозяйственными  функциями,  еще  не  являлась  отдельной  экономической  ячейкой;  муж  и  жена  сохраняли  тесные  связи  со  своими  родами,  а  иногда  и  оставались  жить  со  своими  сородичами,  встречаясь  друг  с  другом   лишь  для  половых  сношений  (дети  в  этом  случае  обычно  оставались  в  роду  матери).  В  ходе  дальнейшего  развития  общества  групповой  брак  стал  ограничиваться  более  узким  кругом  лиц,  например  только  братьями  основного  мужа  и  сёстрами  основной  жены,  а  затем  и  вообще  исчез,  сохранившись  лишь  в  некоторых,  иногда  искаженных  пережиточных  формах  (известное,  например,  у  некоторых  народов  право  гостья  на  жену  или  дочь  хозяина  и  т.п.).

              Период  разложения  общинно-родового  строя  и  становления  классового  общества,  низшей  социальной  и  хозяйственной  ячейкой  которого  стала  семья,  ознаменовался  изменением  и  форм  брака.  Парная  семья  сменяется  более  прочной  моногамной  семьёй.  Возросшая  хозяйственная  роль  мужчины - земледельца  и  скотовода - приводит  к  утверждению  его  главенства  в  семье  (патриархат).  Прежде  распространённый  у  многих  народов  матрилокальный  или  дислокальный  брак  почти  полностью  вытесняется  патрилокальным,  точнее,  виролокалным  (от  латинского  «vir» - муж).  Мужчина  обычно  возмещает  семье  невесты  её  экономическую  ценность  выкупом;  в  раннеклассовом  обществе  получает  некоторое  распространение  и  традиция  похищения  будущей  жены  (умыкание).  Начальной  и  широко  распространённой  формой  моногамной  семьи  была  большая  семья,  известная  также  как  патриархальная  семья  и  больше-семейная  община.  Она  состояла  обычно  из  3-4  поколений  ближайших  родственников  по  отцу  (например,  одного  или  нескольких  братьев  с  их  детьми,  внуками и  правнуками),  которые  жили  вместе  и  вели  общее  хозяйство;  постепенно  такая   семья  уступает  место  малой  семье,  обычно  состоящей  из  брачной пары  и  их  детей.

              Укрепление  патриархата,  приобретение  жены  за  выкуп  привело  к  ухудшению  общественного  и  семейного  положения  женщины.  Жена  должна  была  беспрекословно  подчиняться  мужу  и  всем  старшим  членам  его  семьи;  если  женщина  хотела  вернуться  в  родительский  дом,  то  её  родственники  должны  были  отдать  полученный  за  неё  выкуп.  Развод  стал  поэтому  очень  редким  явлением;  даже  после  смерти  мужа  женщина  продолжала  оставаться  в  как  бы  купившей  её  семье,  а  нередко  и  должна    была  вступить  в  брак  с  одним  из  братьев  мужа  (обычай  левирата).  Дети  безоговорочно  принадлежали  отцу.  Патриархальный  порядок  наследования  требовал  бесспорности  факта  отцовства,  поэтому  супружеская  неверность  семьи  стала  сурово  наказываться,  нередко  смертью ,  в  то  время  как  муж  продолжал  пользоваться  некоторой  половой  свободой.  Новые  формы  брачно - семейных  отношений  освещались  религией,  закреплялись  в  законодательствах  раннеклассовых  государств.

              Кроме  моногамного  брака,  в  раннеклассовом  обществе  получил  распространение  брак  полигамный  (точнее  полигинный),  когда  мужчина  состоял  в  брачно-половых  отношениях  с  несколькими  женщинами.  Корни  этой  формы  брака  тянутся  в  родо-племенную  эпоху.  Такие  браки  допускались  в  подавляющем  большинстве  известных  науке  племенных  обществ;  считалось  вполне  естественным,  что  сильный  воин  или  ловкий  охотник  имеет  нескольких  жен,  которых  он  может  содержать.  Однако  в  период  господства  парной  семьи  такие  браки  вряд  ли  имели  широкое  распространение  и,  очевидно,  представляли  собой  своего  рода  привилегию  племенной  верхушки.  Полигамные  браки  относительно  редки  среди  племён  охотников  и  рыболовов;  процент  их  повышается  с  переходом  к  земледелию  и  скотоводству  и  особенно  значителен  у  племён,  сочетавших  земледелие  со  скотоводством.

              В  Северной  Америке  полигамные  браки  были  распространены  несколько  больше,  чем  в  Южной,  однако  ряд  народов  и  в  Северной  Америке  придерживались  парной  (позже  моногамной)  семьи.  Сравнительно  редкой  была  полигамия  и  у  племенных  обществ  Азии,  зато  в  Африке  она  встречалась  очень  часто  и  нередко  принимала  чудовищные  формы:  некоторые  вожди  крупных  племенных  союзов  и  правители  раннеклассовых  африканских  государств  имели  по  несколько  сот  жен;  несколько  десятков  жен  считалось  довольно  обычным  явлением.  Подсчитано,  что  в  Африке  полигамия  встречалась  у  86 %  земледельческих  и  76%  скотоводческих  народов,  вне  Африке - соответственно  у  30  и  57%  народов.

              У  многих  народов  полигамия  сохранилась  и  при  переходе  к  классовому  обществу. В  Древнем  Египте  и  Вавилоне  она  встречалась,  правда,  очень  редко,  но  у  древних  евреев,  как  свидетельствует  Библия,  напротив, - довольно  часто,  хотя  у  них  преобладали  моногамные  браки.  В  Индии  многоженство  было  допущено  еще  в  древности Риг-Ведой  и, по-видимому,  считалось  обычным;  еще  в  XIX  в.  Около  5%  индусов  жили  в  полигамном  браке;  примерно  такое  же  распространение  имело  многоженство  и  у  буддистов.  Христианство  вначале  не  запрещало  полигамию,  еще  в  раннем  средневековье  некоторые  короли  и  князья,  в  частности  род  Меровингов,  имели  по  2  жены.  Однако  впоследствии  почти  все  церкви  и  секты  резко  осудили  многоженство;  лишь  отдельные  секты  (анабаптисты  и  особенно  мормоны),  опираясь  на  Библию,  проповедовали  полигамию,  но  даже  у  мормонов  в  полигамном  браке  состояло  лишь  около  7%  мужчин.  По  существу,  единственной  из  мировых  религий,  последовательно  поддерживающей  полигамию,  является  ислам;  Коран  разрешил  мусульманину  иметь  до  4  законных  жен,  не  считая  наложниц-рабынь,  число  которых  у  отдельных  богатых  мусульман  измерялось  десятками  и  даже  сотнями.  Впрочем,  и  среди  мусульман  полигамия,  видимо,  никогда  не  была  господствующей  формой  брака. 

              Одной  из  причин  полигамии  является  диспропорция  полов - значительное  численное  преобладание  женщин,  связанное  потерями  мужчин  в  межплеменных  и  прочих  войнах;  иногда  мужчины  покорённого  народа  подвергались  почти  полному  истреблению,  а  женщины  становились  женами  и  наложницами  победителей.  Характерно,  что  в  Африке  еще  в  середине  XIX  в.  Среди  большинства  народов  преобладали  женщины;  у  баганда  и  некоторых  других  племён  банту,  а  также  в  ряде  районов  Мадагаскара  на  каждого  мужчину  приходилось  по  3-4  женщины.  Сильная  убыль  мужчин  иногда  заставляла  прибегать  к  полигамии  и  более  развитые  народы.  Показательно  в  этом  отношении,  что  в  1650  г.,  вскоре  после  окончания  Тридцатилетней  войны,  унёсшей  многих  мужчин,  окружной  совет  Нюрнберга  принял  резолюцию,  позволяющую  мужчинам  иметь  по  2  жены.  Важной  причиной  полигамии  являлась  бездетность  первой  жены,  а  у  народов  с  патриархальными  традициями - рождение  ею  только  девочек. Так,  у  бахайя  (Южная  Африка)  в  случае  бесплодия  жены  её  семья  должна  была  дать  в  жены  младшую  сестры  или  другую  близкую  родственницу  первой  жены,  причем  и  первая  жена  обычно  оставалась  в  хозяйстве  мужа.  Немаловажную  роль  играло  стремление  мужчин  увеличить  удовольствие    от  половых  сношений,  особенно  если  первая  жена  была  старше  мужа  или  быстро  старела  от  тяжелой  работы,  болезней  и  т.п.  Большое,  а  часто  и  главное  значение  имели  социально-экономические  стимулы  полигамии,  так  как  у  многих  народов  женщины  выполняли  основные  трудоёмкие  работы  в  поле  и  в  домашнем  хозяйстве,  а  число  жен  нередко  являлось  своего  рода  показателем  социального  положения  или  ранга  мужчины.

              Можно  считать  установленным,  что  полигамия  оказывает  в  целом  отрицательное  влияние  на  репродуктивность  из-за  уменьшения  частоты  половых  сношений;  половая  активность  мужчины,  имеющего  несколько  жен,  обычно  повышается,  однако  она  не  может  возрастать  пропорционально  их  числу.  Следует  также  учесть,  что  полигамные  браки  сильнее  распространены  среди  мужчин  среднего  и  пожилого  возраста,  чем  среди  более  активных  в  половом  отношении  молодых  мужчин.  Всё  это  усугубляется  неравномерным  вниманием  мужа  к  своим  женам;  даже  среди  мусульман  мужья  часто  уклоняются  от  предписанного  исламом  равного  внимания  к  женам  и  проводят  ночи  преимущественно  с  одной,  любимой  женой.  Ограничение  брачно-половых  отношений,  в  частности  послеродовое  воздержание,  в  полигамных  браках,  как  правило,  значительно  длиннее,  чем  в  моногамных.  Всё  это  удлиняет  интервал  между  очередными  зачатиями.

              Справедливости  ради  следует  сказать  и  о  некоторых  положительных  сторонах  полигамии.  Многоженство,  особенно  в  случаях,  когда  за  жену  требуется  выкуп,  обычно  по  силам  лишь  состоятельным  мужчинам,  поэтому  полигамные  семьи  обычно  более  Зажиточны,  женщины  в  них  меньше  загружены  работой,  чем  в  моногамных  (нередко  первая  жена  сама  просит,  чтобы  муж  взял  вторую  жену),  что  благоприятно  сказывается  на  их  здоровье  и  может  положительно  влиять  на  репродуктивность.  Иногда  в  полигамных  браках  частота  половых  сношений  даже  возрастает  по  сравнению  с  моногамными.

              Третья  форма  брака - полиандрия  (многомужество) - по  сравнению  с  полигинией  представляет  собой  гораздо  более  редкое  явление.  Известны  случаи  полиандрии  у  некоторых  индейских  племён  Северной  Америки,  среди  эскимосов  и  на  Маркизских  островах.  Область  сравнительно  широкого  бытования  полиандрии - Тибет,  Гималаи  и  некоторые  районы  Южной  Индии. При  полиандрии,  все  мужья  являлись  кровными  братьями;  если  у  женщины  имелись  сёстры,  то  они  нередко  становились  также  женами  братьев;  в  этом  случае  полиандрия  приобретала  форму  группового  брака.  В  жилище  женщина,  как  правило,  имела  отдельную  спальню  и  посещалась  мужьями  в  установленную  ночь;  дети  обычно  принадлежали  старшему  мужу-брату.

              К  причинам  полиандрии  следует  отнести  прежде  всего  нехватку  женщин,  обусловленную  пренебрежительным  отношением  к  девочкам,  и  связанной  с  этим  их  повышенной  смертностью.

              Влияние  полиандрии  на  репродуктивность  не  изучено,  но  можно  предположить,  что  оно  скорее  отрицательное,  нежели  положительное.  Во  всяком  случае  нет  никаких  данных  о  том,  что  в  районах  распространения  полиандрии  рождаемость  выше.

Информация о работе Семья и ее исторические формы