Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 20:31, курсовая работа
Актуальность исследования определяется тем, что развитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики. У младших школьников нарушением интеллекта уровень развития мелкой моторики обусловливает возможности познавательной деятельности и существенно влияет на эффективность обучения. Развитие тонкой моторики, как главное условие осуществления познавательной деятельности, обеспечивает возможности успешного обучения, проводимого с помощью не только традиционных методов, но и с использованием новых информационных технологий. Решение проблемы у учащихся с нарушением интеллекта наиболее успешно осуществляется в разных видах деятельности, среди которых особое место занимает изобразительная деятельность.
Введение
Сенсомоторное развитие один из ведущих факторов развития ребенка. Активное взаимодействие его с окружающей средой (перцептивное, кинестетическое, пространственное и др.) формирует систему восприятия.
В.А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».
Проблема развития мелкой моторики на занятиях по изобразительной деятельности весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук.
Развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук является главным стимулом развития центральной нервной системы, всех психических процессов, речи.
Анализ и синтез
при обработке информации в центральной
нервной системе обеспечивает сознательный
отбор наиболее отточенных моторных
функций. Ребенок осознает, что при
улучшении моторных функций он чувствует
себя более комфортно в любой
ситуации, в любой среде.
Л.В. Занков, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева
и другие специалисты считают, что нарушения
в развитии мелкой моторики является одним
из характерных симптомов умственной
отсталости. Данные специалисты отмечают,
что движения пальцев рук у умственно
отсталых школьников неуклюжи, некоординированы,
их точность и темп нарушены.
По данным исследований
проведенных Л.В. Антаковой-
развития и пальцев моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук у учащихся начальных классов являются уроки по изобразительной деятельности. В своих исследованиях И.М. Соловьев обращает внимание на недооценку коррекционно-развивающего значения рисования. Он говорит о возможности нахождения такого соотношения различных видов рисования (по представлению и с натуры), которое обеспечит его эффективное влияние на развитие познавательной деятельности. Системное развитие позволяет объяснить многие функции и определить механизмы развития моторных функций у ребенка. Развитие моторной функции улучшает развитие познавательной функции, восприятие поступающей информации.
Рисование рассматривалось
исследователями Морозовой Н.Г.
И.А. Грошенков, Т.Н. Головина,
М.Н. Нудельман, Н.П. Павлова,
Ж.И. Шиф и других специалисты считают,
что для того, чтобы изобразительная деятельность
стала средством коррекции и развития
мелкой моторики младших школьников с
нарушением интеллекта, она должна быть
организована с учетом закономерностей
их развития, своеобразия мелкой моторики.
Кроме того, система коррекционной помощи
должна быть систематической и целенаправленной.
Актуальность
исследования определяется тем, что
развитие мелкой моторики связано с
развитием познавательной, волевой
и эмоциональной сфер психики. У
младших школьников нарушением интеллекта
уровень развития мелкой моторики обусловливает
возможности познавательной деятельности
и существенно влияет на эффективность
обучения. Развитие тонкой моторики, как
главное условие осуществления
познавательной деятельности, обеспечивает
возможности успешного
Актуальность данной проблемы определили тему нашего исследования: «Развитие мелкой моторики у учащихся с нарушением интеллекта на уроках изобразительной деятельности».
Значение мелкой моторики
Неподготовленность к письму, недостаточность движений ручной моторики может вызывать негативное отношение к обучению в школе уже с самых первых его этапах. Вот почему работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. В дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке письму, а не само письмо.
Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Высокий
уровень развития мелкой моторики свидетельствует
о функциональной зрелости коры головного
мозга и о психологической
готовности ребенка к школе. Игры
и упражнения на развитие мелкой моторики
оказывают стимулирующее
В процессе игр и упражнений на развитие мелкой моторики у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Влияние мелкой моторики на организм
Пальцы
наделены большим количеством
По насыщенности аккупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функцианальную активность головного мозга , массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка , среднего- на кишечник , безымянного – на печень и почки, мизинца- на сердце. Так же широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
В нашей педагогике созданы игры «Ладушки» «Сорока-белобока» «Коза рогатая» и другие. Их значение до сих пор недостаточно осмыслено взрослыми. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Исследования российских физиологов так же подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что манипуляции рук оказывают влияние на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую
тренировку стоит начинать с самого
раннего детства.
От пальчиков – к голове
В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо!
Хорошо развитая
мелкая моторика активно взаимодействует
также со вниманием, мышлением, координацией,
наблюдательностью, воображением, памятью
(зрительной и двигательной). Да и
разве сама по себе хорошо развитая
рука приносит мало пользы? Ведь именно
благодаря ей человек всю жизнь делает
так много нужных вещей: пишет, рисует,
застегивает пуговицы и завязывает шнурки,
работает на том же компьютере, наконец
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
Почему же две
эти составляющие так взаимосвязаны?
Дело в том, что наши предки общались
при помощи жестов, добавляя постепенно
возгласы, выкрики. Движения пальцев
постепенно совершенствовались. В связи
с этим происходило увеличение площади
двигательной проекции кисти руки в
мозге человека. Речь развивалась
параллельно. Примерно так же развивается
речь и мелкая моторика у ребенка,
т.е. сначала начинают развиваться
движения пальцев рук, когда же они
достигают достаточной
Особенности
развития мелкой моторики
у детей с умственной
отсталостью
Возможность
познания окружающих предметов у
детей в большей степени
Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движений ребенка как результата созревания определенных нервных структур. Он считал, что движения руки человека непосредственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой [5].
Отставание в развитии тонкой моторики рук у дошкольников препятствует овладению ими навыками самообслуживания, затрудняет манипуляции различными мелкими предметами, сдерживает развитие некоторых видов игровой деятельности. У младших школьников, кроме того, несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков, а в дальнейшем может стать серьезным препятствием и в овладении желаемой профессией [31].
Все
это обусловливает
Проблемой изучения мелкой моторики рук
детей с нарушением интеллекта занимались
Н.П. Вайзман, Т.Н. Головина, Е.А. Екжанова,
Э. Сеген, И.П. Павлов, Г.Е. Сухарева и другие.
Некоторые из них (М.М. Кольцова, Н.И. Озерецкий)
отмечают, что нарушения интеллекта у
ребенка сочетается с аномальным развитием
двигательной сферы, становление которой
неотделимо от познания мира, овладение
речью, трудовыми навыками. Одной из основных
причин, затрудняющих формирование у детей
с умственной отсталостью двигательных
умений и навыков, являются нарушения
моторики, которые в свою очередь отрицательно
сказываются не только на физическом развитии,
но и на социализации личности, развитии
познавательной и трудовой деятельности,
последующей трудовой адаптации [3].
Исследования И.А. Грошенкова, З. Богатеевой, О.П. Гаврилушкиной, Е.А. Екжановой, А.Н. Корнева, Н. Варенцовой были посвящены проблеме развития графических навыков у детей с умственной отсталостью [6,12,19,27,35].
Е.С. Черник, А.А. Дмитриев, Н.П. Вайзман, Г.В. Гуровец, Д.С. Гуровец описывают способы и приемы коррекции мелкой моторики рук посредством физических упражнений [2].
Ю.Ф. Гаркуша, С.Л. Мирский, А.Р. Маллер в своих исследованиях раскрывают развитие мелкой моторики рук средствами трудовой деятельности [13].
Информация о работе Сенсомоторное развитие детей с умственной отсталостью