Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:14, контрольная работа
Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.
5 Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений.
Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.
В младшем школьном возрасте познавательное развитие является сложным комплексным феноменом. Оно включает развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения. Эти процессы представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом, регулируют его деятельность. Возрастной период младшего школьника важен для развития познавательных потребностей ребенка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности. Познавательные потребности находят выражение в форме деятельности, которая направлена на обнаружение нового (исследовательской, поисковой активности). Основные вопросы этого возрастного периода: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Младшие школьники пытаются сами найти ответ, использовать свой небольшой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести собственный эксперимент .
Познавательные интересы,
внимательное рассматривание, самостоятельный
поиск информации, стремлении узнать
у взрослого ответы на все интересующие
вопросы — характерная
Будучи включенным в познавательную
деятельность, познавательный интерес,
теснейшим образом связан с формированием
многообразных личностных отношений:
познавательной деятельностью, избирательным
отношением к той или иной области
науки, участием в них, общением с
соучастниками познания. Именно на
этой основе — познания предметного
мира и отношения к нему, научным
истинам — формируется
Познавательный интерес — общий феномен интереса, интегральное образование личности. Он имеет сложную структуру, составляющими которой являются как отдельные психические процессы (регулятивные, интеллектуальные, эмоциональные), так и выраженные в отношениях объективные и субъективные связи человека с миром .
Один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии — интерес к познанию реального мира. Познавательная активность — мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса и формируется на основе познавательного интереса. Уровень познавательной активности характеризует потребностно-мотивационную сторону жизнедеятельности индивида, направленную на конструирование и активное использование когнитивной модели реальности.
Познавательная активность младшего школьника характеризуется интенсивностью усвоения различных способов позитивного достижения результата, оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка является отсутствие единства между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными ситуациями, задачами, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Преодоление противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, которое позволяет ребенку проявить творческое отношение и самостоятельность при выполнении заданий, становится источником познавательной активности. Руководство процессом развития нестандартного мышления младших школьников со стороны педагога реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка .
Знания являются результатом познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания эта деятельность осуществлялась. Дети младшего школьного возраста могут группировать и систематизировать по внешним признакам и по признакам среды обитания объекты живой и неживой природы. Особый интерес у детей младшего школьного возраста вызывают различные явления природы, переход вещества из одного состояния в другое, изменения объектов.
Тип деятельности, в которой знания приобретались, по результатам исследования, играет решающую роль в развитии ребенка. Приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, которое осуществляется в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества, а не только процесс усвоение знаний, умений и навыков, и является познавательной деятельностью.
Для развития познавательной активности в процессе обучения необходимо создавать обучающимся условия для самостоятельного поиска информации.
С поступлением ребенка в
начальную школу в центр
В ходе усвоения научных знаний, происходит развитие рассуждающего и словесно — логического мышления. В возрасте 7—11 лет умственные действия становятся скоординированными и обратимыми. Интеллектуальное развитие младшего школьника находится на стадии конкретных операций, согласно концепции Ж. Пиаже.
А.М. Матюшкин считает, что младший школьный возраст является сензитивным для:
развития умения учиться, навыков и приемов учебной работы;
развития навыков
формирования мотивов учения;
развития устойчивых интересов и познавательных потребностей;
усвоения нравственных и социальных норм;
становления адекватной самооценки;
развития коммуникативных навыков и критичности по отношению к себе и окружающим;
раскрытия индивидуальных способностей и особенностей.
Познавательные процессы младших школьников, развиваются и формируются в деятельности, и прежде всего в учении.
Ведущей деятельностью младших школьников, которая осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе, является учебная деятельность. В этот период она складывается и формируется, поэтому, по мнению Д.В. Эльконина, наиболее полно осуществляет свою ведущую функцию. Периодом наиболее интенсивного формирования учебной деятельности и есть младший школьный возраст.
Специфическая форма индивидуальной активности — учебная деятельность. Она требует специального формирования, т. к. сложна по своей структуре и характеризуется мотивами, целями.
У ребенка, поступающего в начальную школу, учебная деятельность еще не сформирована. Обучающийся, как и взрослый человек, который выполняет работу, должен знать, зачем делать, как делать, что делать, видеть и анализировать свои ошибки, контролировать себя, проводить самооценку и рефлексивную деятельность.
Младший школьник в процессе учебной деятельности самостоятельного усваивает новые знания, умения, компетенции, виды и способы деятельности, способен к организации собственной деятельности, умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике.
Отношение младших школьников
к учению определяется мотивами. В
основе мотивации лежит познавательная
потребность, которая связана с
содержанием и процессом
Содержание учебных предметов способствует развитию познавательных процессов младших школьников. Предметом познавательного интереса становятся новые знания о мире. Организация познавательной деятельности в урочное и внеурочное время также содержит в себе такую возможность. Познавательная деятельность заключается в том, что педагогом обеспечена субъектная деятельность обучающегося, ученик, добывая знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной и познавательной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует развитию познавательных процессов младших школьников.
Вот почему отбор содержания учебного материала является важнейшим звеном формирования интереса к учению.
При организации учебно-
На этапе первоначального предъявления информации обеспечивает активизацию мыслительной деятельности учащихся и ее эффективность за счет цветовой яркости и графической точности в отражении учебного материала, содействует формированию системной умственной деятельности учащихся, зрительное и тактильное восприятие.
В развитии познавательных процессов младших школьников важная роль отведена и внеклассной работе, на что указывают труды Бабкина М.В., Щукина Г.И., Есенкова Т.Ф. и др.
Внеклассные занятия проводятся
либо с целью ликвидации пробелов
в знаниях, умениях и навыках,
либо с целью расширения и углубления
знаний, полученных на уроках. При ликвидации
пробелов в знаниях, умениях и
навыках организуются групповые
или индивидуальные учебные занятия
по мере надобности с теми детьми, которые
не могут далее продвигаться вперёд
вместе с классом, потому что у
них обнаружилось отставание по предмету.
Во втором случае это осуществляется
через различные формы
Проведение интегрированных уроков — также является одним из важнейших путей развития познавательных процессов младших школьников.
У обучающихся начальных
классов большие потенциальные
возможностями для развития познавательных
процессов, интеллектуального развития,
при правильной организации учебно-
Информация о работе Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений