Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 16:14, контрольная работа

Описание

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Работа состоит из  1 файл

сензитивный период.docx

— 19.96 Кб (Скачать документ)

5 Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

В младшем школьном возрасте познавательное развитие является сложным  комплексным феноменом. Оно включает развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения. Эти процессы представляют собой разные формы  ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом, регулируют его  деятельность. Возрастной период младшего школьника важен для развития познавательных потребностей ребенка, т. к. в этом возрасте заметно нарастают  возможности инициативной преобразующей  активности. Познавательные потребности  находят выражение в форме  деятельности, которая направлена на обнаружение нового (исследовательской, поисковой активности). Основные вопросы  этого возрастного периода: «Почему?», «Зачем?», «Как?». Младшие школьники  пытаются сами найти ответ, использовать свой небольшой опыт для объяснения непонятного, а порой и провести собственный эксперимент .

Познавательные интересы, внимательное рассматривание, самостоятельный  поиск информации, стремлении узнать у взрослого ответы на все интересующие вопросы — характерная особенность  этого возрастного периода. Младший  школьник проявляет инициативу, наблюдает, стремиться разузнать, интересуется явлениями  живой и неживой природы.

Будучи включенным в познавательную деятельность, познавательный интерес, теснейшим образом связан с формированием  многообразных личностных отношений: познавательной деятельностью, избирательным  отношением к той или иной области  науки, участием в них, общением с  соучастниками познания. Именно на этой основе — познания предметного  мира и отношения к нему, научным  истинам — формируется мироощущение, миропонимание, мировоззрение, активному, пристрастному характеру которого способствует познавательный интерес.

Познавательный интерес  — общий феномен интереса, интегральное образование личности. Он имеет сложную  структуру, составляющими которой  являются как отдельные психические  процессы (регулятивные, интеллектуальные, эмоциональные), так и выраженные в отношениях объективные и субъективные связи человека с миром .

Один из наиболее фундаментальных и значимых в детском развитии — интерес к познанию реального мира. Познавательная активность — мера умственного усилия, направленная на удовлетворение познавательного интереса и формируется на основе познавательного интереса. Уровень познавательной активности характеризует потребностно-мотивационную сторону жизнедеятельности индивида, направленную на конструирование и активное использование когнитивной модели реальности.

Познавательная активность младшего школьника характеризуется  интенсивностью усвоения различных  способов позитивного достижения результата, оптимальностью отношений к выполняемой деятельности, опытом творческой деятельности, направленностью на его практическое использование в повседневной жизни. Основой познавательной активности ребенка является отсутствие единства между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными ситуациями, задачами, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Преодоление противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практической деятельности, которое позволяет ребенку проявить творческое отношение и самостоятельность при выполнении заданий, становится источником познавательной активности. Руководство процессом развития нестандартного мышления младших школьников со стороны педагога реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка .

Знания являются результатом  познавательной деятельности, независимо от того, в какой форме познания эта деятельность осуществлялась. Дети младшего школьного возраста могут  группировать и систематизировать  по внешним признакам и по признакам  среды обитания объекты живой  и неживой природы. Особый интерес  у детей младшего школьного возраста вызывают различные явления природы, переход вещества из одного состояния  в другое, изменения объектов.

Тип деятельности, в которой  знания приобретались, по результатам  исследования, играет решающую роль в  развитии ребенка. Приобретение знаний самостоятельно или под руководством взрослого, которое осуществляется в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества, а не только процесс усвоение знаний, умений и навыков, и является познавательной деятельностью.

Для развития познавательной активности в процессе обучения необходимо создавать обучающимся условия  для самостоятельного поиска информации.

С поступлением ребенка в  начальную школу в центр сознательной деятельности первоклассника выдвигается  мышление. Поэтому в этот период, в ходе усвоения научных знаний, с развитием словесно-логического  и рассуждающего мышления, перестраиваются  и все другие познавательные процессы: восприятие в этом возрасте становится мыслящим, а память — думающей.

В ходе усвоения научных  знаний, происходит развитие рассуждающего  и словесно — логического мышления. В возрасте 7—11 лет умственные действия становятся скоординированными и обратимыми. Интеллектуальное развитие младшего школьника находится на стадии конкретных операций, согласно концепции Ж. Пиаже.

А.М. Матюшкин считает, что  младший школьный возраст является сензитивным для:

развития умения учиться, навыков и приемов учебной  работы;

развития навыков саморегуляции, самоконтроля и самоорганизации;

формирования мотивов  учения;

развития устойчивых интересов  и познавательных потребностей;

усвоения нравственных и  социальных норм;

становления адекватной самооценки;

развития коммуникативных  навыков и критичности по отношению  к себе и окружающим;

раскрытия индивидуальных способностей и особенностей.

Познавательные процессы младших школьников, развиваются  и формируются в деятельности, и прежде всего в учении.

 

Ведущей деятельностью младших  школьников, которая осуществляется на протяжении всего обучения ребенка  в школе, является учебная деятельность. В этот период она складывается и  формируется, поэтому, по мнению Д.В. Эльконина, наиболее полно осуществляет свою ведущую функцию. Периодом наиболее интенсивного формирования учебной деятельности и есть младший школьный возраст.

Специфическая форма индивидуальной активности — учебная деятельность. Она требует специального формирования, т. к. сложна по своей структуре и  характеризуется мотивами, целями.

У ребенка, поступающего в  начальную школу, учебная деятельность еще не сформирована. Обучающийся, как  и взрослый человек, который выполняет  работу, должен знать, зачем делать, как делать, что делать, видеть и  анализировать свои ошибки, контролировать себя, проводить самооценку и рефлексивную деятельность.

Младший школьник в процессе учебной деятельности самостоятельного усваивает новые знания, умения, компетенции, виды и способы деятельности, способен к организации собственной  деятельности, умеет учиться, осознает важность образования и самообразования  для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике.

Отношение младших школьников к учению определяется мотивами. В  основе мотивации лежит познавательная потребность, которая связана с  содержанием и процессом учения, совладением, прежде всего способом деятельности и заложена в самой  учебной деятельности. Потребность  в самостоятельном поиске информации и во внешних впечатлениях и рождает  познавательную активность.

Содержание учебных предметов  способствует развитию познавательных процессов младших школьников. Предметом  познавательного интереса становятся новые знания о мире. Организация  познавательной деятельности в урочное  и внеурочное время также содержит в себе такую возможность. Познавательная деятельность заключается в том, что педагогом обеспечена субъектная деятельность обучающегося, ученик, добывая  знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной и  познавательной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно  участвует в их совершенствовании, что способствует развитию познавательных процессов младших школьников.

Вот почему отбор содержания учебного материала является важнейшим  звеном формирования интереса к учению.

При организации учебно-воспитательного  процесса необходимо учитывать, что  у младших школьников преобладает  наглядно — образное и наглядно — действенное мышление.

На этапе первоначального  предъявления информации обеспечивает активизацию мыслительной деятельности учащихся и ее эффективность за счет цветовой яркости и графической  точности в отражении учебного материала, содействует формированию системной  умственной деятельности учащихся, зрительное и тактильное восприятие.

В развитии познавательных процессов младших школьников важная роль отведена и внеклассной работе, на что указывают труды Бабкина  М.В., Щукина Г.И., Есенкова Т.Ф. и др.

Внеклассные занятия проводятся либо с целью ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках, либо с целью расширения и углубления знаний, полученных на уроках. При ликвидации пробелов в знаниях, умениях и  навыках организуются групповые  или индивидуальные учебные занятия  по мере надобности с теми детьми, которые  не могут далее продвигаться вперёд вместе с классом, потому что у  них обнаружилось отставание по предмету. Во втором случае это осуществляется через различные формы внеклассной  работы.

Проведение интегрированных  уроков — также является одним  из важнейших путей развития познавательных процессов младших школьников.

У обучающихся начальных  классов большие потенциальные  возможностями для развития познавательных процессов, интеллектуального развития, при правильной организации учебно-воспитательного  процесса, при обучении младших школьников «умению учиться» .


Информация о работе Сензитивный период для развития психических функций, процессов, явлений