Сфера общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 14:31, контрольная работа

Описание

Что же представляет собой общение и что делает его возможным? Онтологический смысл общения принципиально отличен от онтологического смысла производства. Производство обнаруживает и обеспечивает бытие вещей в социальном мире (его предметное существование), общение обнаруживает и обеспечивает бытие самого человека (персональное существование социального мира). В данной работе дана характеристика процесса общения, как взаимодействия важного вида человеческой деятельности. Задачи работы – осветить основные функции общения, выделить виды общения, охарактеризовать средства коммуникации, благодаря которым процесс общения не только просто возможен, но и насыщен эмоциями, чувствами. Без таких характеристик повседневное общение вряд ли бы вызывало интерес.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 Общение в жизни человека…………………………………………………4
2. Закрытое и открытое общество……………………………………………7
3 Средства коммуникации и сферы коммуникации……………………….10
Заключение…………………………………………………………………...17
Список использованной литературы……………………………………….18

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по философии Сфера общения.doc

— 95.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1 Общение в жизни человека…………………………………………………4

2. Закрытое и открытое общество……………………………………………7

3 Средства коммуникации и сферы коммуникации……………………….10

Заключение…………………………………………………………………...17

Список использованной литературы……………………………………….18

 

Введение

 

Общение играет огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс воспитания, формирования, развития личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом.  В процессе общения,  взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает «фондом духовного богатства», созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот «фонд» то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума.

Повышение значимости общения  в современном мире требует умения общаться. Значит, общение нужно  учить, общению нужно учиться, что предполагает необходимость глубокого знания этого явления, его закономерностей и особенностей, проявляющихся в деятельности людей.

Общение является важнейшей  частью профессиональной деятельности человека. Его можно определить как процесс взаимодействия людей, в котором происходит обмен информацией и опытом.

Вступая в общение, человек  признаёт ценность партнёра, будь он даже оппонентом, как бы призывая его  участвовать в совместном поиске истины, которая может быть выявлена лишь в сопоставлении различных взглядов и ценностей. Именно такое столкновение философы определяют как подлинный диалог. Результатом его должно стать взаимное обогащение собеседников. 

В данной работе дана характеристика процесса общения, как взаимодействия важного вида человеческой деятельности. Задачи работы – осветить основные функции общения, выделить виды общения, охарактеризовать средства коммуникации, благодаря которым процесс общения не только просто возможен, но и насыщен эмоциями, чувствами. Без таких характеристик повседневное общение вряд ли бы вызывало интерес.

1. Общение в жизни человека.

Без общения не может  существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека - это его  среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Общение необходимо людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества.

Умение общаться одновременно и естественное качество всякого  человека, данное от природы, и непростое  искусство, предполагающее постоянное совершенствование.

Общение представляет собой  процесс взаимодействия личностей и социальных групп, в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, навыками и результатами деятельности.

В процессе общения:

передаётся и усваивается  социальный опыт;

происходит изменение  структуры и сущности взаимодействующих  субъектов;

формируется разнообразие человеческих индивидуальностей;

происходит социализация личности.

Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов  друг для друга.

В общении индивид  получает не только рациональную информацию, формирует способы мыслительной деятельности, но и посредством подражания и заимствования, сопереживания и идентификации усваивает человеческие эмоции, настроения, формы поведения.

В результате общения  достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие индивидов, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующие коллективную деятельность.

Так как общение представляет собой довольно сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук - философы, социологи, культурологи, психологи  и лингвисты.

Философы изучают место  общения в жизни человека и общества, роль общения в развитии человека.

Социологи исследует  формы общения внутри различных  социальных групп и между группами, различия в типах общения, вызванные  социальными причинами.

Психологи рассматривают  как форму деятельности и поведения  человека, рассматривают индивидуальные психотипические особенности общения, а также место общения в структуре индивидуального сознания.

Культурологи устанавливают  взаимосвязи между типами культур  и формами общения.

Лингвисты исследуют  языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

Общение может преследовать разные цели.  Оно служит более  эффективному взаимодействию людей  в любом роде их деятельности.  Общение может быть самоцелью  для близких или даже малознакомых людей.  Оно является оптимальным способом передачи опыта, приобщения к различным ценностям. Общение является, таким образом, составной частью любой человеческой деятельности или даже особым видом такой деятельности в самом широком её значении. Общение открывает для человека богатый мир информации и эмоциональных переживаний, необходимых ему, чтобы стать подлинным человеком.

Общение выполняет целый  ряд функций в жизни человека:

       1.  Социальные функции общения: организация  совместной деятельности; управление  поведением и деятельностью; контроль.

       2. Психологические  функции общения: функция обеспечения  психологического комфорта личности; удовлетворение потребности в  общении;  функция самоутверждения.

Функции общения выполняются  на различных уровнях общения:

1. Манипулятивный уровень, заключается в том, что один из собеседников через определенную социальную роль пытается вызвать сочувствие, жалость партнера.

2. Примитивный уровень,  когда один из партнеров подавляет  другого (один постоянный коммуникатор, а другой постоянный реципиент).

3. Высший уровень это  тот социальный уровень, когда  независимо от социальной роли, статуса партнеры относятся друг  к другу как к равной личности. Общение социального работника  (особенно общение с клиентом) должно осуществляться в большей  степени на этом уровне, хотя необходимо и использование первых двух уровней.

В зависимости от содержания, целей и средств общение можно  поделить на несколько видов.

По содержанию оно  может быть:

- материальное (обмен  предметами и продуктами деятельности);

- когнитивное (обмен знаниями);

- кондиционное (обмен  психическими или физиологическими   состояниями);

- мотивационное (обмен  побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями);

- деятельностное (обмен  действиями, операциями, умениями, навыками).

По средствам общение может быть:

- непосредственное (осуществляемое  с помощью естественных органов,  данных живому существу руки, голова, туловище, голосовые связки  и т.д.);

- опосредованное (связанное  с использованием специальных  средств и орудий);

- прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);

- косвенное (осуществляется  через посредников, которыми могут  выступать другие люди).

Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:

1. Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

2. Ориентировка в ситуации  общения, осмысление происходящего,  выдержка паузы.

3.  Обсуждение интересующей  проблемы.

4.  Решение проблемы.

5. Завершение контакта (выход из него).

 

2. Закрытое  и открытое общество.

В научной литературе существует немало значений понятия «общество». Простейшее из них звучит так: общество - это совокупность людей и их взаимоотношений. В западной литературе обществом чаще всего называют географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное "национальное лицо" Возможно и еще одно определение: "Общество - это, прежде всего, такие особого рода отношения между людьми, которые дают им возможность возвыситься всем вместе над своей чисто животной, биологической природой и творить собственно человеческую надбиологическую реальность".

В философской, как, впрочем, и в социально-гуманитарной литературе, а также в периодической печати и средствах массовой информации нередко различают так называемые "открытое общество" и "закрытое общество".

Термин "открытое общество", введенный в словарь современной  социальной философии известным  английским философом К.Р.Поппером, служит своеобразным паролем либерал - демократического и социал-демократического реформизма и употребляется как синоним демократии, сложившейся к середине ХХ столетия в странах Западной Европы и Северной Америки.

По свидетельству самого Поппера, термин "открытое общество" был заимствован из широко известной  в 30-е годы книги А.Бергсона "Два источника морали и религии" (1932 г.). Но К.Р. Поппер не ограничился только использованием этого термина: он посвятил изучению "открытых" и "закрытых" обществ одно из своих самых значительных и всемирно известных произведений - "Открытое общество и его враги".

. "Закрытое общество", по А. Бергсону, это общество, члены  которого в своем жизненном  поведении руководствуются навязываемыми  социальной общностью моральными  нормами. Они передаются обычаями  и традициями в форме жестких  предписаний или табу. Такое общество можно сравнить с живым организмом, функционирующим по непреложным биологическим законам. Мораль как способ духовной и практической организации общества может рассматриваться в нем по аналогии с системой первичных биологических импульсов организма. Аналогичную функцию выполняет и религиозное сознание.

"Закрытость" общества  порождает механизмы формирования  и передачи всевозможнейших страхов,  а отсюда - враждебного или настороженного  отношения ко всему исходящему  от другого человеческого общества, от чужой культуры, религии. На определенных стадиях эволюции общества такие механизмы работают на сплочение людей, благоприятствуют успеху их коллективных усилий. При определенных природных и социально-культурных обстоятельствах "закрытое общество" может существовать достаточно долго, не подвергаясь заметным изменениям.

"Открытость" общества - характеристика многоаспектная. Это  возможность активного взаимодействия  различных политических, идеологических, религиозных позиций, их конструктивного диалога и взаимодополнения. Она включает также экономическую свободу, отсутствие психологических и юридических барьеров между формами собственности и хозяйствования, открытость культур (при которой ценности каждой из них утверждаются не в противопоставлении, а в сопоставлении друг с другом), свобода распространения и получения любой информации при разумных, установленных законом, ограничениях. И может быть, самое главное - это открытость людей навстречу друг другу, суверенитет личности, положительно реализуемый только в свободном обществе.

Карл Поппер любил  ясные определения, но сам давал  их крайне редко. Естественно, позднейшие интерпретаторы его трудов пытались разобраться с авторскими допущениями, положенными в основу идеи открытого  общества. Указывалось, например, что для воплощения идеи открытого общества необходимы соответствующие социальные институты. Способность к пробам и исправлению ошибок должна быть как бы заложена в формы политической, экономической и социальной жизни. В связи с этим встают аналогичные вопросы о демократии (которую Поппер определял, как способность избавляться от правительства без применения насилия). Предполагается, что в открытом обществе существует плюрализм групп и сил, и поэтому возникает необходимость поддержки многообразия. Стремление не допустить монополии предполагает наличие у открытого общества своих собственных институтов не только в экономической, но и в политической сфере. Возможно также появление врагов открытого общества, порождаемых самим открытым обществом. Опасности, заключенные в понятии открытого общества, заставили многих авторов внести в его определение уточнения, которые, может быть, и желательны, но чрезмерно расширяют смысл понятия, делая его похожим на другие, близкие понятия. Никто не сделал больше для распространения идеи открытого общества и ее воплощения, чем Джордж Сорос. Созданный им "Институт Открытого Общества" внес свой вклад в преобразование посткоммунистических стран в открытые общества. Но и Сорос видит, что открытому обществу угрожает опасность, исходящая от самого открытого общества. В своей книге «Кризис мирового капитализма» он говорит, что хотел бы найти новое понятие открытого общества, содержащее не только "рыночные", но и "социальные" ценности. Требует уточнения и еще один аспект в понятии открытого общества. Метод проб и ошибок - плодотворный и творческий метод, а борьба с догматизмом - благородная задача. Ненасильственные изменения предполагают существование институтов как стимуляторов и механизмов этих изменений; институты следует создать и в дальнейшем поддерживать.

Информация о работе Сфера общения