Шпаргалка по общей психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 22:57, шпаргалка

Описание

Ответы на 33 вопроса по общей психологии, в таблице шрифт 6

Работа состоит из  1 файл

ШПОРЫ ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ..docx

— 175.10 Кб (Скачать документ)

 

  1. Проблема выделения социального и национального характера в психологии. ??

Э. Фромм дает множество определений «социального характера» в зависимости от контекста своих работ. Вот одно из них: «социальный характер – это конкретный результат динамической адаптации человеческого естества к условиям, существующий на данный момент в том или ином общественном строе. Изменения социальных условий неизбежно влекут за собой изменения в социальном характере, т.е. появляются определенные потребности и новые тревоги. Эти новые потребности являются причиной появления новых, свежих идей, вместе с тем помогая людям подготовиться к их восприятию. Новые же идеи в свою очередь способствуют укреплению и развитию нового социального характера и обслуживают его функциональную нагрузку».

 Другими словами, социальные  условия оказывают влияние на  идеологические явления, существующие  в данном обществе. Социальный характер не является результатом «пассивной адаптации к социальным условиям», а представляется скорее результатом «активного приспособления на основе важнейших качеств человеческой природы, появление которых было обусловлено либо биологически, либо в процессе исторического развития».

 Основной функцией социального характера является оформление энергии «членов таким образом, чтобы при выборе способа поведения им не приходилось осознанно принимать решения, стоит ли следовать социальному образцу или нет, но чтобы людям хотелось действовать так, как они должны действовать, и в тоже время, чтобы они находили удовлетворение, действуя в соответствии с требованиями данной культуры.

Изучением национального  характера и, в частности, особенностей национального восприятия окружающего мира занимается этнопсихология – раздел социальной психологии. 1859 году книга немецких ученых, филолога Х.Штейнталя и философа М. Лацаруса, «Мысли о народной психологии». Народная психология представлялась авторам состоящей из двух частей: абстрактной – отвечающей на вопрос, что такое народный дух, из каких элементов он складывается, каковы присущие ему особенности, и прагматической – изучающей конкретные народы. Наиболее разработанной в немецкой науке конца XIX века была этнопсихологическая концепция В. Вундта, которая возникла из идеи о несводимости общепсихологических процессов к индивидуальной психологии. Душа народа, по мнению Вундта, не простая сумма индивидов, а их связь и взаимодействие, которое определяет специфику и своеобразные закономерности развития данного народа. Народным духом для Вундта являются высшие психические процессы, возникающие при совместной жизни многих индивидов, - общественные представления, чувствования, стремления и то, что Вундт называл «апперцепцией» или коллективной творческой деятельностью. Народный дух Вундт предлагает изучать методом анализа конкретно-исторических продуктов народов: языка, мифов, обычаев, составляющих, по его мнению, основные области народной психологии. По мнению Вундта, «психология народов – самостоятельная наука наряду с индивидуальной психологией, и хотя она пользуется услугами последней, однако и сама оказывает индивидуальной психологии значительную помощь».

  1. Проблема взаимосвязи характера с гендерными различиями.

Гендерные различия — совокупность специфических психологических и физиологических особенностей мужчин и женщин.

Гендерные различия основаны на половом  диморфизме мужчин и женщин. Существует академический предмет «гендерная психология», который изучает и  качественно и количественно измеряет эти различия и пытается найти им объяснения. Сегодня сформировались два полярных подхода к объяснению гендерных различий. Социальная психология рассматривает в качестве их основной причины социальные факторы, воспитание, в то время как биологический подход рассматривает эти различия как эволюционно сформировавшиеся и закрепившиеся биологически. В пользу обоих подходов есть свои аргументы.

Различия в речевых способностях

Превосходство женского пола в речевых  способностях начинается уже в 9 лет, продолжается в другие возрастные периоды (до 21 года) и заканчивается в 84 года. Скорее всего, оно связано с опережающими темпами развития девочек по сравнению со сверстниками-мальчиками. Это превосходство в равной степени проявляется как среди обычных испытуемых, так и среди одаренных, то есть при сравнении талантливых мальчиков и талантливых девочек.

 

Причина превосходства девочек  по речевым способностям по-прежнему неясна. Однако, стоит отметить, что интеллектуальное лидерство в тех видах человеческой деятельности, которые требуют в большей степени высокие вербальные навыки, в подавляющем большинстве принадлежит мужчинам. Практически все выдающиеся полиглоты, писатели, поэты, искусные ораторы, известные юристы являются лицами мужского пола. С другой стороны, причина этого лежит скорее в том, что исторически подобные занятия были традиционны для мужчин, и в период с древней истории до новейшей женщина-оратор или женщина-юрист вызвала бы по меньшей мере удивление у общества.

Эмоциональные отличия

«Уже в трехнедельном возрасте мальчики, по сравнению с девочками, меньше спят и большее время проявляют беспокойство. Плачут они чаще всего тогда, когда появляется новый или пугающий стимул, что свидетельствует об их превосходстве над девочками по способности распознавать новый стимул и новизну ситуации. Такая особенность мальчиков уже была прослежена в других экспериментах: по ощущениям, восприятию, интеллектуальным способностям . Поэтому и в данных исследованиях плач и беспокойство мальчиков можно интерпретировать не только как эмоциональную, но и как исследовательскую реакцию.

Девочки плачут в другой ситуации, а именно тогда, когда возникает  угроза лишения общения с окружающими. Так, в экспериментах девочки  плакали, когда их оставляли одних  за барьером, а также во время  ссор с другими детьми. Таким образом, плач мальчиков можно назвать  „исследовательским“, а девочек  — „коммуникативным“. Это соответствует  инструментальному и экспрессивному стилям, которые являются гендерно-типичными  для обоих полов. Удивительно, что  такое различие начинает проявляться  в достаточно раннем возрасте».

Различия во внимании

Современные исследования внимания показали своеобразную картину половых различий по вниманию: превосходство девочек  в произвольном внимании, преимущество женщин в избирательности, устойчивости и объёме внимания, ориентация девочек  и женщин на быстроту, а мальчиков  и мужчин — на точность работы (по показателям объёма, устойчивости и  распределения внимания), преимущество мужчин в работе с новыми, а женщин — со старыми, шаблонными стимулами, а также превосходство женщин в «коммуникативном внимании» (к мыслям и чувствам партнера)

Другие различия

Сегодня нейробиология информирует о врожденной разнице в поведенческих реакциях у мужчин и женщин, таких как способ ориентации на местности (навигации), стилях принятия решений, реакциях на болевые раздражители и т. д. (см. ссылки ниже).

Это, однако не обесценивает роли участия среды и воспитания в развитии индивида, а лишь обусловливает потенциал развития в том или ином аспекте. Нейробиология лишь напоминает, что существующие границы обусловлены нормой реакции генов, а то, в какой степени будут реализованы природные потенциалы человеком, зависит от самого человека и его целенаправленных усилий и организации жизни общества.

  1. Развитие представления о мотивации личности в психологии (исследования Мак-Доуголла, З. Фрейд, Г. Мюррея и др.)            ?

Мак-Дауголл первоначально составил список из 12 инстинктов: сраха, пищевого, продолжение рода…..

Склонности: выраженные влечения организма.

Чувства:тстремление обусловленное опытом и научением.

 

Теория мотивации Г. Мюррея.

Генри Мюррей (1893 – 1988), американский психолог, в своей книге „Исследование личности“ выделил 36 потребностей и определил соответствующие им побудительные условия ситуации („давление“).

Перечень потребностей, составленный Мюррем несколько позже, включал в себя потребности в: достижении, уважении, общении, порядке, привлечении к себе внимания, независимости, защите, содействии, внутреннем анализе, помощи, доминировании, унижении, заботе, изменении, терпении, сексе, агрессии, игре.

Мюррей одним из первых стал рассматривать мотивы как устойчивые личностные диспозиции. Но, вместе с тем, позднее он пришел к заключению, что целенаправленное поведение можно объяснить лишь как результат взаимодействия личностных (потребностное состояние как желаемое целевое состояние) и ситуативных («давление» как признаки ситуации, на которые можно надеяться или которых следует опасаться) факторов.

Разработанную З.Фрейдом  психоаналитическую теорию личности, , можно отнести к типу психодинамических, неэкспериментальных, структурно-динамических, охватывающих всю жизнь человека и использующих для описания его как личности внутренние психологические свойства индивида, в первую очередь его потребности и мотивы.

 Говорил о вражденной мотивации.

Существуют либидозные потребности и агрессивные.

Социум воздействует на человека

 Внушая нормы, правила, мировоззрение    ЭТО СУПЕР ЭГО. Есть борьба между ИД и СУПЕР ЭГО и возникает Я(эго).    Сублимация это механизм социализации

  1. Классификация иерархии человеческих потребностей А. Маслоу.

 

Согласно мнению Маслоу, основная потребность человека - это самоактуализация.

Самоактуализация - это стремление к самосовершенствованию и самовыражению, это одна из врожденных потребностей человека.

Пути достижения самоактуализации по Маслоу:

1. Рассматривать явления и события действительности наиболее полно и осознанно, концентрироваться на объекте изучения.

2. Процесс жизнедеятельности человека можно представить как систему выборов, где выбор, результатом которого будет качественный рост человека.

3. Актуализация предполагает фактическое, реальное существование человека, а не только его потенциал. Умение сформировать систему самостоятельных взглядов, вкусов, предпочтений, ценностей в отношении того или иного  явления действительности.

4. Самоактуализация подразумевает честность и принятие ответственности за свои действия.

5. Конструирование своего пути согласно своим суждениям и инстинктам.

6. Перманентное совершенствование и развитие собственных возможностей, способностей и потенциалов.

7. Прцесс самоактуализации протекает волнообразно.

8. Важным шагом является обнаружение и осознание человеком механизмов психологической защиты, которыми он пользуется бессознательно в повседневной жизни. Эффективная и полная самоактуализация предполагает отказ человека от использования подобных механизмов.

  1. Исследование уровня притязания и мотивации достижения.     ?

Понятие «уровень притязаний» возникло в научной психологии в середине прошлого века в рамках когнитивной  теории. В общих чертах это понятие  определяется как уровень сложности  задания, с которым индивид ставит себе целью справиться, зная предыдущий уровень своих достижений. В этом определении есть три ключевых термина: «уровень сложности задачи», «цель» и «уровень достижений». Важно также  подчеркнуть, что это понятие  существенно отличается от бытового представления, в котором уровень  притязаний выступает как нечто  независимое, как амбиция, более  близкая к фантазии, чем к реальности. Что же на практике дает нам оценка уровня притязаний?

Научное понимание этого термина, в отличие от бытового, вводит зависимость  от реально существующих категорий. В частности, категория «уровень достижений» в этом определении означает, что оценка выбранной сложности задачи не абсолютна, а соотносится со сложностью целей, достигнутых прежде. Из этого следует, что нельзя говорить об уровне притязаний, если какая-либо цель в данной сфере деятельности ставится впервые.

 Исследований уровня притязаний  и его динамики у различных  людей в разных ситуациях множество.  Но наибольшим достижением в  этой сфере является определение  доминирующего у человека типа  мотивации – мотивации достижения  или избегания неудач. Так, люди, обладающие мотивацией достижения, ставят себе задачи, обычно превышающие  прежние достижения, но в меру  соотносимые с их реальными  возможностями. Люди с мотивацией  избегания неудач, напротив, ставят  себе либо заниженные цели, либо  заведомо невыполнимые. В первом  случае цель точно будет достигнута без какого либо риска, поэтому человек будет чувствовать себя успешным. Во втором – человек будет иметь стопроцентное оправдание своей неудачи, ведь цель была невыполнима изначально.

 

 Уровень притязаний не является  абсолютной характеристикой личности  в том понимании, что один  и тот же человек в разных  сферах деятельности будет демонстрировать  разные уровни притязаний. Если  субъективная значимость деятельности  низка, уровень притязаний будет  иметь небольшое мотивационное  значение. Т.е. если человек не  стремится реализовать себя на  кулинарном поприще, то на обед  он сварит просто в меру  съедобный суп и будет этим  вполне удовлетворен. При средней субъективной значимости уровень притязаний будет отражать определенную степень мотивации с некоторой долей защиты. В этом случае человек постарается выполнить задачу максимально хорошо в пределах своих возможностей. Если же субъективная значимость «зашкаливает», защитная мотивация приобретает первостепенное значение, а корреляция с предшествующим уровнем достижений падает до нуля.

 Экспериментально доказано, что  субъективное переживание успеха  или неудачи связано с уровнем  личной цели (уровнем притязаний), а не с абсолютным уровнем  достижений. Поэтому то, что является  успехом для одного человека, может восприниматься неудачей  для другого. 

  1. Исследования строения и механизмов  формирования мотивационно-потребностной сферы личности в советской психологии.             ?

Российский социолог В.Г.Подмарков рассматривал три группы потребностей:

  • обеспечения;
  • призвания;
  • престижа.

В учебниках по экономической теории принято деление потребностей на первичные и вторичные (в общении, знании, развитии).

Во всех перечисленных классификациях не соблюдается требование полноты. Так, в схемах Маслоу, Альдерфера и МакКлелланда нет групп, к которым можно было бы отнести потребности к свободе, вере, духовном совершенствовании и др.

Логическим основанием для построения классификации потребностей, предложенной С.Б. Кавериным, стали принципы:

  • деятельности;
  • доминирования.

Он считает, что все, что делает человек в течение жизни, исчерпывается  четырьмя видами деятельности: труд, общение, познание и рекреация. Каждому виду деятельности должна соответствовать  своя группа потребностей, начинающаяся с определенного биологического прототипа и выстроенная в  вертикальной иерархической последовательности в соответствии с законом возвышения потребностей: каждый более высокий  уровень в матрице отражает более  высокую ступень социализации.

Классификация потребностей по Каверину

Потребности в творчестве, творческом труде: потребность быть личностью; нравственная эстетическая потребность; потребность смысла жизни; потребность  в подготовленности и потребность  преодоления.

Социогенные: потребность в самоутверждении; потребность в общении; потребность  в познании; потребность в самовыражении; психофизиологические; гедонические потребности; потребность в эмоциональном  насыщении; потребность в свободе; потребность в восстановлении энергии.

Биогенные: потребность в безопасности, самосохранении; потребность эмоционального контакта; ориентировочная потребность; потребность в двигательной активности, игре.

 

Леонтьев считал, что мотив может  быть как реальным так и материальным(например созданный образ).


 

  1. Определение эмоций в психологии.  Функции эмоций в регуляции деятельности человека.

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.

Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.

Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию... Мы получаем предупреждение».

Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный  человек весьма изощрен по части  мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.

Функция компенсации информационного  дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.

Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных  – снижает их интенсивность.

Когда человек оказывается в  ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».

Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.

Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными  механизмами реализации базовых  эмоций.

Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.

  1. Классификация эмоций и их развитие.      ?

Эмоциональные состояния имеют  очень разнообразные проявления. По степени интенсивности и продолжительности  они могут быть длительными, но слабыми (печаль), или сильными, но кратковременными (радость).

По субъективному переживанию  эмоции можно разделить на две  категории: на эмоции положительного порядка, связанные с удовлетворением жизненных потребностей человека и потому доставляющие удовольствие, и эмоции отрицательного порядка, связанные с неудовлетворением жизненных потребностей и потому доставляющие неудовольствие.

По содержанию эмоции можно  классифицировать на простые и сложные  в зависимости от того, какого уровня потребности удовлетворяются у  человека. К более простым относится гнев, страх, радость, горе, зависть, ревность, к более сложным - моральное чувство, эстетическое чувство, чувство патриотизма и др.

И, по форме протекания все эмоциональные  состояния делятся на чувственный  тон, настроение, эмоции, аффект, стресс, фрустрацию, страсть, высшие чувства.

Французский психолог Теодюль Рибо (1839-1896) филогенез чувств характеризовал следующими этапами:

1-й этап — протоплазматический  (досознательный), где чувства выражаются лишь изменениями раздражимости тканей; 2-й этап — потребностный с появлений первых признаков переживания удовольствия и неудовольствия; 3-й этап — примитивных эмоций органического характера типа боли, гнева, полового чувства; 4-й этап — абстрактных эмоций человека (моральные, этические, эстетические и интеллектуальные эмоции).

В индивидуальном развитии человека, в онтогенезе эмоций также можно  проследить четыре этапа.

1. Новорожденный — преобладают  инстинкты, прежде всего самосохранения  и пищевой.

2. Младенчество — органические  чувствования удовольствия-неудовольствия, приятного-неприятного. Они основаны на переработке экстеро- и интерорецептивной информации. Из этих чувствований постепенно формируется отношение ребенка к близким.

3. С3-4до 12-14 лет — постепенное  развитие корковых (эпикритических) эмоций. Вначале этого периода  преобладает связь эмоций с  органическими потребностями, и  лишь к концу этого периода  эмоции приобретают самостоятельное  психическое выражение с преобладанием  уже корковой коррекции органических  потребностей и влечений.

4. Формирование высших эмоций, их  полное развитие достигается  лишь к 20-22 годам. Чувства становятся  подвластными интеллектуальной  проработке и разуму. В этот  период человек в достаточной  степени может подавлять и  внешние проявления эмоций.

  1. Виды эмоциональных состояний.

1. Радость. Это эмоциональное состояние, имеющее яркую положительную окраску. Оно связано с возможностью вполне удовлетворить актуальную текущую потребность в условиях, когда вероятность этого до данного момента была невелика или, по крайней мере, неопределенна. Радость относится к стеническим эмоциям.

2. Страдание. Отрицательное эмоциональное состояние, являющееся антиподом радости. Страдание возникает при невозможности удовлетворения актуальной потребности или при получении информации об этом, при условии, что до настоящего момента удовлетворение этой потребности представлялось достаточно вероятным. Форму страдания часто принимает эмоциональный стресс. Страдание является астенической эмоцией.

3. Гнев. Отрицательное эмоциональное состояние. Чаще всего протекает в виде аффекта. Вызывается, как правило, возникновением непредвиденного серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности. В отличие от страдания гнев имеет стенический характер – он позволяет мобилизовать все силы на преодоление препятствия.

4. Страх. Отрицательное эмоциональное состояние. Оно возникает при реальной, предполагаемой или воображаемой угрозе жизни, здоровью, благополучию субъекта. В отличие от эмоции страдания, вызываемой реальным отсутствием возможности удовлетворения потребности, переживание страха связано лишь с вероятностным прогнозом возможного ущерба. Носит астенический характер.

5. Интерес. Положительное эмоциональное состояние, способствующее познавательной деятельности: развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес мотивирует обучение. Это стеническая эмоция.

6. Удивление. Эта эмоция нейтральна по знаку. Она является реакцией на внезапно возникшую ситуацию или объект в случае отсутствия информации о характере данного объекта или ситуации.

7. Отвращение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в случае контакта с объектами, вызывающими резко негативное отношение субъекта на любом из уровней – физическом, нравственном, эстетическом, духовном.

8. Презрение. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает в межличностных отношениях, т. е. объектом презрения могут быть только другой человек или группа людей. Данное эмоциональное состояние является следствием неприемлемых для субъекта взглядов, установок, форм поведения объекта, расцениваемых субъектом как недостойные, низменные, не соответствующие его представлениям о нравственных нормах и эстетических критериях.

9. Стыд. Отрицательное эмоциональное состояние. Возникает при осознании субъектом собственного несоответствия ситуации, ожиданиям окружающих, а также несоответствия своих помыслов, поступков, форм поведения своим же нравственным и эстетическим нормам.

  1. Теории эмоций Джеймса-Ланге и У. Кеннона.  ?

Теория Джеймса – Ланге

У. Джеймс и независимо от него Г. Ланге сформулировали моторную (или периферическую) теорию эмоций. Согласно этой теории, эмоция является вторичной по отношению к поведенческому акту. Она лишь ответ организма на изменения в мышцах, сосудах и внутренних органах, происходящих в момент действия. Теория Джеймса—Ланге сыграла положительную роль в развитии представлений о природе эмоций, указав на связь трех звеньев цепочки: внешнего раздражителя, поведенческого акта и эмоционального переживания. Однако сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций, не объясняет связи эмоций с потребностями.

Теория Кеннона – Барда

 Неудовлетворенный теорией  Джемса – Ланге, физиолог У.Кеннон предложил свою собственную «нейральную» теорию эмоций. Критикуя теорию Джемса – Ланге, Кеннон отметил прежде всего тот факт, что изменения во внутренних органах возникают не до, а после возникновения эмоциональных переживаний. Кроме того, эмоции не исчезают при прерывании корковых или других нервных связей с внутренними органами; висцеральные изменения, сопровождающие эмоции, могут иметь место и в неэмоциональных состояниях; наконец, внутренние органы относительно нечувствительны.

 Теория Кеннона – Барда прослеживает связь эмоций с функцией гипоталамуса, активирующего автономную нервную систему. Признавая, что эмоции сопровождаются висцеральными изменениями, Кеннон отверг их обратную связь с телесными ощущениями, которая составляет суть теории Джемса – Ланге. Более того, эта теория связывает каждую эмоцию с особым физиологическим сигналом, но Кеннон обнаружил, что одни и те же висцеральные реакции возникают независимо от специфики эмоциональных переживаний. Например, для гнева и страха характерны одинаковые висцеральные реакции. Однако и Кеннону не удалось объяснить качественную специфику эмоциональных состояний.

  1.  Теории эмоций П.В. Симонова и П.К. Анохина.

Эмоции (лат. emovere – возбуждать, волновать) -  состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Выражаются, прежде всего, в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Являются одним из главных регуляторов деятельности.

Концепция эмоций П. В. Симонова:

В соответствии с этой теорией эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Оценку этой вероятности человек производит на основе врожденного и ранее приобретенного индивидуального опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах, предположительно необходимых для удовлетворения потребности, с информацией, поступившей в данный момент. Так, например, эмоция страха развивается при недостатке сведений о средствах, необходимых для защиты.

Подход В. П. Симонова был  реализован в формуле         Э = -П(Ии - Ис),        

где: Э — эмоция, ее сила и качество; П — величина и специфика актуальной потребности; Ии — информация, необходимая для удовлетворения актуальной потребности; Ис — существующая информация, т. е. те сведения, которыми человек располагает в данный момент.

Следствия, вытекающие из формулы, таковы: если у человека нет потребности    (П = 0), то и эмоции он не испытывает (Э = 0), эмоция не возникает и в том случае, когда человек, испытывающий потребность, обладает полной возможностью для ее реализации. Если субъективная оценка вероятности удовлетворения потребности велика, проявляются положительные чувства. Отрицательные эмоции возникают, если субъект отрицательно оценивает возможность удовлетворения потребности. Таким образом, сознавая или не сознавая это, человек постоянно сравнивает информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает, и в зависимости от результатов сравнения испытывает различные эмоции.

Биологическая теория эмоций П. К. Анохина:

Он рассматривает эмоции в виде биологического продукта эволюции как  приспособительный аспект в жизни. При возникновении потребностей появляются отрицательные эмоции, играющие мобилизующую роль, способствуя тем  самым более быстрому и оптимальному способу удовлетворения этих потребностей. Когда  нужный результат достигнут и потребность удовлетворена, что подтверждается обратной связью, то появляются положительные эмоции. Такие положительные эмоции выступают конечным подкрепляющим фактором. Они закрепляются в памяти и в будущем выступают одним из участников мотивационного процесса, при этом влияют на выбор способа, которым потребность будет удовлетворена. В случае несогласования результата и заложенной программы, появляется эмоциональное беспокойство, которое ведет к поиску более удачных способов достижения желаемой цели.

Частое удовлетворение потребностей, имеющее положительно - эмоциональную  окраску, ведет к успешному обучению определенной деятельности. Если же имеют  место повторные неудачи, то это  способствует торможению неэффективной  деятельности и толкают на поиски новых, приносящих успех целей.

         30.  Волевая регуляция и личность.  Критерии волевого поведения.?

           Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.

           Необходимость  совершения волевого усилия обусловливается  степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия.

 Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.

           Проблема волевой регуляции личности тесно связана с вопросом о волевых качествах человека. Под волевыми качествами понимают такие особенности волевой активности человека, которые способствуют преодолению внешних и внутренних трудностей и при определенных обстоятельствах и условиях проявляются как устойчивые личностные черты.

           Наиболее  важными волевыми критериями  являются - целеустремленность, настойчивость,  решительность, инициативность, смелость  и др.

           Целеустремленность понимается как способность человека подчинять свои действия поставленным целям. Она проявляется в умении быть толерантным, т.е. устойчивым к возможным препятствиям, стрессам, неожиданным поворотам событий при ориентации на определенную цель.

           Настойчивость - способность мобилизоваться для преодоления трудностей, умение быть сильным, а также разумным и творческим в сложных жизненных ситуациях.

           Решительность - умение принимать и претворять в жизнь своевременные, обоснованные и твердые решения.

          Инициативность - способность к принятию самостоятельных решений и их реализации в деятельности, спонтанное выражение побуждений, желаний и мотивов человека.


 

  1.  Структура волевого процесса.  Ее проявление в реальной деятельности. 

Волевой процесс – преобразованный, управляемый аффективный процесс. Структура волевого процесса: - объективная (мотив, представление о предмете); - субъективная сторона (сила мотива, его чувственная, побудительная сила). Мотив - особый синтез представления и чувства, который непроизвольно предшествует действию. В представлении нам дана цель волевого действия, а сопровождающие это представление чувства переживаются как побуждение к действию. Мотив - единство содержательной и побудительной причин.

 Варианты волевого процесса:

1) Если мотив один (одно представление), то процесс импульсивный, он протекает  беспрепятственно;

2) Если мотивов 2 и более, то  волевому процессу должен предшествовать  выбор мотива, сопровождающийся  чувством сомнения.

Завершение борьбы мотивов переживается как акт выбора, ему сопутствует  чувство обдуманного решения. Такой  процесс требует произвольности, для этого может требоваться  осознание мотивов, их соотнесение  и т.д. Именно в этом варианте волевой  процесс приобретает свою подлинную  сущность. Вундт о волевом процессе говорит как о задержанном  аффекте, имеющем чувственную сторону  – силу мотива; мотив может быть один или два и более. Специфика  волевого процесса: завершение этого  процесса происходит скачкообразно; завершается  переходом в действие. Джемс: Воля – основа развития личности.

  1.    Физиологические и мотивационные аспекты волевых действий.    ?

Волевые действия, как и  все психические явления, связаны  с деятельностью мозга и наряду с другими сторонами психики  имеют материальную основу в виде нервных процессов.

Материальной основой произвольных движений является деятельность так называемых гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоен коры мозга в области передней центральной извилины и по своим размерам во много раз превышающих окружающие их другие нервные клетки. Эти клетки очень часто называют «клетками Беца»

особое значение в выполнении волевого действия имеет вторая сигнальная система, осуществляющая всю сознательную регуляцию человеческого поведения, которая активизирует не только моторную часть поведения человека, она  является пусковым сигналом для мышления, воображения, памяти; она же регулирует внимание, вызывает чувства и таким  образом влияет на формирование мотивов  волевых действий.

 Под мотивами волевых  действий подразумеваются те  причины, которые побуждают человека  действовать. Все мотивы волевых  действий могут быть разделены  на две основные группы: основные  и побочные.

 

В основе мотивов волевых  действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые  формируются в процессе воспитания человека.

В основе мотивов волевых  действий лежат потребности, эмоции и чувства, интересы и склонности, и особенно наше мировоззрение, наши взгляды, убеждения и идеалы, которые  формируются в процессе воспитания человека.

  1. Психологические теории воли.

Интеллектуалистические теории акцентируют внимание на несколько преувеличенной роли когнетивных процессов при при объяснении волевой регуляции поведения человека.

Эмоциональные теории отдают предпочтение трактовке воли с точки зрения главенствующей роли аффективной сферы жизнедеятельности чел-ка.

Волюнтаристические теории рассматривают волю как особый, сверхприродный феномен, который лежит в основании психики и не детерминируется никакими психическими процессами.

Идеалистический подход рассматривает волю как некую духовную силу, которая не имеет какой бы то ни было взаимосвязи с работой мозга или окружающей средой. Свобода воли явл-ся абсолютом, а ее природа имеет божественное происхождение.

Материалистическое понимание природы воли предполагает обусловленность волевой регуляции поведения человека внешними и внутренними условиями. Таким образом, очевиден факт, что волевая деят-ть чел-ка явл полностью детерминированной. Волевой процесс опред набором таких фактов, как склад личности, характер ее мотивов, йелей, потребностей, интересов, которфе возникают в результате взаимодействия чел-ка с другими людьми и окружающей средой.

С помощью воли осуществляется произвольная регуляция активности человека.


 

  1. Волевые качества и их развитие.

Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Задачей воли является управление нашим поведением, сознательная саморегуляция нашей активности, особенно в тех случаях, когда возникают препятствия для нормальной жизни.

     Сила воли - это обобщенная способность преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Именно препятствия, преодолеваемые с помощью волевых усилий, являются объективным показателем проявления силы воли.

Выдержка и самообладание, которые выражаются в умении сдерживать свои чувства, когда это требуется, в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой и заставлять себя выполнять задуманное действие, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.

Целеустремленность - это сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности.

 Настойчивость - это понятие практически тождественно понятию целеустремленности и характеризует стремление человека в достижении поставленной цели даже в самых сложных условиях.

1.Стратегическая  т. е. умение руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными принципами и идеалами.

2.Оперативная  заключается в умении ставить ясные цели для отдельных действий и не отклоняться от них в процессе их достижения.

Упрямство чаще всего выступает как отрицательное качество человека. Упрямый человек всегда старается настоять на своем, несмотря на нецелесообразность данного действия. Как правило, упрямый человек в своей деятельности руководствуется не доводами разума, а личными желаниями, вопреки их несостоятельности. По сути, упрямый человек не владеет своей волей, поскольку он не умеет управлять собой и своими желаниями.

Инициативность заключается в  способности предпринимать попытки  к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление  собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать  первый осознанный шаг к реализации новой идеи может только самостоятельный  человек.

Самостоятельность - это характеристика воли, которая непосредственно связана с инициативностью. Самостоятельность проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели.

Негативизм  -  проявляется в немотивированной, необоснованной склонности действовать наперекор другим людям, противоречить им, хотя разумные соображения не дают оснований для таких поступков. Негативизм большинством психологов расценивается как слабость воли, выражающаяся в неумении подчинить свои действия доводам разума, сознательным мотивам поведения, в неумении противостоять своим желаниям, ведущим к безделью, и др.

Решительность заключается в отсутствии излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в своевременном и быстром принятии решений. Прежде всего решительность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекватных средств достижения поставленной цели.

Последовательность действий характеризует  то, что все совершаемые человеком  поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому человек подчиняет  все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем  и самооценкой.     Развитие волевых качеств:

Воля, как и большинство  других высших психических процессов, формируется в ходе возрастного  развития человека. Так, у новорожденного ребенка преобладают рефлекторные движения, а также некоторые инстинктивные действия. Волевые, сознательные действия начинают формироваться значительно позднее. Причем первые желания ребенка характеризуются большой неустойчивостью. Желания быстро сменяют друг друга и очень часто носят неопределенный характер. Воля развивается не сама по себе, а в связи с общим развитием личности человека. Иногда можно встретить высокое развитие воли уже в раннем возрасте. Причем достаточно высокий уровень развития воли чаще всего наблюдается у детей творческого типа, увлеченных каким-либо занятием, например у детей с художественными или музыкальными задатками, которые в состоянии часами самостоятельно заниматься любимым делом. Прежде всего успех этого процесса зависит от родителей. Исследования показывают, что родители, стремящиеся дать ребенку всестороннее развитие и при этом предъявляющие к нему достаточно высокие требования, могут рассчитывать на то, что у ребенка не будет серьезных проблем с волевой регуляцией деятельности. Необходимым условием воспитания ребенка в семье является формирование у него сознательной дисциплины.

Важную роль в воспитании волевых качеств играет школа. Школа предъявляет к ребенку ряд требований, без выполнения которых не может нормально осуществляться само школьное обучение, но при этом также происходит формирование определенного уровня дисциплинированности.

Не менее важно физическое воспитание ребенка, а также ознакомление его  с художественными ценностями. Более  того, формирование волевых характеристик  не прекращается и в более старшем возрасте, когда молодой человек приступает к самостоятельной трудовой деятельности, в ходе которой волевые качества достигают наивысшего развития. Таким образом, весь процесс воспитания ребенка определяет успешность формирования волевых качеств личности. Поэтому не случайно воля очень часто рассматривается как одна из центральных и наиболее информативных характеристик личности.

   

 

     
     


Информация о работе Шпаргалка по общей психологии