Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:02, шпаргалка
1.Объект, предмет и задачи патопсихологии и судебной патопсихологии
2. Представления о норме в психологии и психиатрии
3. История становления патопсихологии как науки
4.Принципы построения патопсихологического исследования
5. Методы патопсихологии
6.Психологическая ха-ка оглушенного и делириозного состояния сознания
7.Психическая ха-ка онейроидного состояния сознания
8.Понятие деперсонализации и дисморфобии
Псевдодеменция. Разновидностью сумеречного состояния сознания является псевдодеменция. Она может возникнуть при тяжелых деструктивных изменениях в центральной нервной системе и при реактивных состояниях и характеризуется остро наступающими расстройствами суждения, интеллектуально-мнестическими расстройствами. Больные забывают название предметов, дезориентированы, с трудом воспринимают внешние раздражители. Образование новых связей затруднено, временами можно отметить иллюзорные обманы восприятия, нестойкие галлюцинации с двигательным беспокойством.Больные апатичны, благодушны, эмоциональные проявления скудны, недифференцированы. Поведение нередко напоминает нарочито детское. Так, взрослый больной при вопросе, сколько у него пальцев на ногах, снимает носки, чтобы сосчитать их.
10.Состояние выключенного сознания
Коматозное состояние характеризуется полным выключением сознания, больной лежит с закрытыми глазами, и его невозможно разбудить — он не реагирует ни на какие раздражители, даже сильные болевые. Выражена мышечная атония и постепенно угасают все рефлексы, а в терминальных стадиях происходит угнетение центров дыхания и кровообращения. Существует целый ряд состояний, напоминающих "кому с бодрствованием", но отношения к ней не имеющих. В этих случаях также требуется проводить диагностику наличия или отсутствия высших кортикальных функций. Например, ошибочное впечатление о коме с утратой психической деятельности возникает при поражении ствола мозга — так называемом "синдроме изоляции" ("locked-in"), который бывает при полном параличе всех конечностей. Однако у таких больных сохранено мигание и вертикальные движения глаз. Их можно обучить азбуке Морзе, с помощью которой они способны передавать глазами достаточно сложные мысли.
Сопорозное состояние характеризуется, так же, как и кома, полным выключением сознания, но у больного сохранены оборонительные и другие безусловные рефлексы. Сопор и кома являются признаками тяжелого соматического неблагополучия организма. После выздоровления остается полная амнезия всего периода бессознательного состояния.
11.Ха-ка шизофренического симптомокомплекса
Шизофренический симптомокомплекс складывается из личностно-мотивационных расстройств, таких, как:
изменение структуры и иерархии мотивов;
расстройства мыслительной деятельности, нарушающие целенаправленность мышления и смыслообразования (резонерство, соскальзывание, разноплановость, патологический полисемантизм) при сохранности операционной стороны;
эмоциональные расстройства (упрощение, диссоциация эмоциональных проявлений, знаковая парадоксальность);
изменения самооценки и самосознания (аутизм, сенситивность, отчужденность и повышенная рефлексия).
12. Ха-ка шизофренического симптомокомплекса
- психопатический (личностно-аномальный) симптомокомплекс (F60-F69) - складывается из эмоционально-волевых расстройств, изменения структуры иерархии мотивов, неадекватности уровня притязаний и самооценки, нарушений мышления кататимного типа, нарушений прогнозирования и опоры на прошлый опыт (в клинике - акцентуированные и психопатические личности и обусловленные в значительной мере аномальной почвой психогенные реакции) (F43); Криминалогические аспекты нарушений личности
13. Ха-ка органического симптомокомплекса
- органические (экзо- и эндогенный) (F00-F09) симптомокомплексы - складываются из симптомов снижения интеллекта, распада системы прежних знаний и опыта, нарушений памяти, внимания, операциональной стороны мышления; неустойчивости эмоций; снижения критических способностей (в клинике этому соответствуют экзогенно-органические поражения головного мозга - церебральный атеросклероз (I67.2); последствия черепно-мозговых травм (F06); токсикомании (F13-F19) и другие болезни, а также "эндогенно-органические" расстройства типа истинной эпилепсии (G40), первичных атрофических процессов в головном мозге (G31);
14.Ха-ка олигофренического симптомокомплекса
олигофренический синдром, для которого характерно следующее:
неспособность к обучению и формированию понятий;
дефицит интеллекта;
дефицит общих сведений и знаний;
примитивность и конкретность мышления;
неспособность к абстрагированию;
повышенная внушаемость, эмоциональные расстройства.
Олигофрения (буквально - малоумие) - это врожденное или рано приобретенное (в первые три года жизни) слабоумие, которое выражается в недоразвитии психики в целом, преимущественно интеллекта, понятийного мышления, вследствие поражения головного мозга на ранних этапах его развития (внутриутрбно, в первые месяцы и годы жизни) или обусловленное наследственной неполноценностью мозга. Распространенность олигофрении делает ее криминологической и медицинской проблемой.
Олигофрения отличается от приобретенного слабоумия (деменции) тотальностью недоразвития психики, наличием в большинстве случаев диспластических признаков строения тела, уродств, недоразвитием моторики, отсутствием прогредиентной динамики.
15.Понятие невроза, неврастении
Неврозы - это распространенные заболевания (ими страдает до 5-6% населения). При неврозах наряду с психическими всегда имеются соматовегетативные нарушения, когда больные предъявляют жалобы на неприятные ощущения во внутренних органах, головные боли. Наиболее часто встречающаяся форма невроза - неврастения. Характерные признаки ее: повышенная утомляемость (особенно к концу дня), раздражительная слабость, психическая гиперестезия (непереносимость яркого света и громкого звука), снижение аппетита, различные нарушения сна (поверхностный, беспокойный, с кошмарными сновидениями), головные боли в виде "каски неврастеника", снижение потенции у мужчин, общая разбитость, соматовегетативные нарушения (потливость, тахикардия и др.). Особенность неврастении у детей заключается в том, что у них на первый план выступают двигательная расторможенность, плаксивость, капризность, которые "маскируют" астенический компонент. К неврозам относятся психогенно обусловленные функциональные нарушения, которые отличаются полиморфностью, динамичностью и обратимостью симптоматики, отсутствием патологоанатомического субстрата.
16.Понятие реактивного состояния и реактивного психоза
Реактивными состояниями называются временные обратимые расстройства психической деятельности, возникающие как реакция в ответ на воздействие психической травмы.
17. Нарушение Восприяти
ПричиныВ основе нарушений восприятия лежит разрыв связи между органами чувств и мозговыми анализаторами, то есть в ответ на какие-то раздражители мозг не реагирует вовсе или отвечает неверно, даже несмотря на имеющийся прошлый опыт. Разрывы этих связей возникают вследствие травматических, органических или морфологических изменений в коре головного мозга.
18. Нарушение Памяти
1. Амнезия: частичная или полная утрата способности к воспроизведению прошлого опыта; амнезия может быть органического или эмоционального генеза.
2. Парамнезия: искажение памяти (воспоминаний) в результате нарушения способности к воспроизведению. а) Ложные узнавания (Fausse reconnaissance). б) Ретроспективное искажение воспоминаний: воспоминания, касающиеся реальных событий, к которым больной добавляет придуманные подробности. в) Конфабуляции: неосознаваемое воспоминание пробелов памяти воображаемыми или несуществующими приключениями, в которые сам больной верит, хотя не имеет никакого основания. г) Deja' vu: иллюзорное зрительное узнавание, при котором впервые виденная ситуация ошибочно рассматривается как уже ранее встречавшаяся. д) Deja' entendu: иллюзорное узнавание слухового образа. е) **** *****: иллюзорное восприятие новой мысли как уже ранее наблюдавшейся или высказываемой. ж) Deja' pense: ложное восприятие уже встречавшейся ситуации как новой.
3. Гипермнезия: удерживание в памяти и воспроизведение чрезмерно большого объема информации.
4. Эйдетические образы: возникновение в памяти зрительных образов, которые по своей отчетливости почти приравниваются к галлюцинациям.
19. Нарушение Мышления
Нарушения мышления — нарушения в выполнении интеллектуальных операций, обусловленные различными психическими заболеваниями, локальными поражениями мозга и аномалиями психического развития. Нарушения мышления могут быть локализованы на различных уровнях: на уровне регуляции, к которому относятся процессы мотивации, проектирования и контроля, на уровне исполнительских операций, на уровне динамического обеспечения интеллектуальной деятельности. В зависимости от набора исполнительских операций могут страдать вербально–логическое, наглядно–образное или наглядно–действенное мышление. В случае психических заболеваний характерно выпадение прежде всего регуляторных механизмов мыслительной деятельности, и более всего страдают при этом мотивационная составляющая, хотя, например, при шизофрении возникают также и операциональные нарушения, связанные с актуализацией смысловых связей. При локальных поражениях головного мозга характер нарушений мышления определяется локализацией очага поражения. При поражении левой лобной доли мозга обычно происходит выпадение регуляторных компонентов мышления при сохранности исполнительских интеллектуальных операций. При поражении третичных корковых полей задних отделов левого и правого полушарий происходят расстройства наглядно–образных и наглядно–действенных форм мышления из–за трудностей анализа и синтеза информации, связанной с пространством. При поражении речевых зон левого полушария возникают затруднения в организации речевого высказывания. При поражении различных отделов неспецифической системы нижних отделов ствола, диэнцефальных структур мозга, как правило, возникают динамические нарушения мышления.
20. Нарушение Речи
В психологии выделяют основные расстройства речи: к ним относятся алалия – врожденное отсутствие речи; афазия - исчезновение речи в результате сотрясения мозга, ушибов головы, воспаления мозгового вещества; афония – утрата голоса. Если речь исчезает под влияние психических нарушений – это состояние называют мутизмом. «Мутус» по лат. означает «молчание». Причинами психогенного мутизма могут стать неблагоприятные шоковые состояния. Мутизм может быть истерическим и фобическим. При истерическом речь парализуется от шока, фобический – результат страха, он может быть избирательным. В психотравмирующих ситуациях ребенок молчит, а в других – говорит нормально.
21. Феномены нарушения умственной работоспособности
. В процессе выполнения работы человек проходит через следующие фазы: