Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 13:13, шпаргалка
1.Чувства и эмоции. 2. Внимание 3. Общая психология 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ 5. Ощуще́ние 6. Сущность воли 7. Возникновение психики
Безвольный человек предпочитает подчиняться потребности в экономии сил, уступать своей лени. Он находится во власти эмоций, вызываемых доступностью желаемого. Поэтому качество, противоположное воле, есть внушаемость.
Удовольствие от преодоления препятствий, помех-наиболее яркий показатель воли. Поэтому важно, чтобы каждый ребенок с ранних лет тренировал свою волю в играх, в учении и труде. Индивидуальная норма удовлетворения <рефлекса свободы> - воли-чрезвычайно важная черта характера.
Действие, совершающееся в условиях конфликта внутренне противоречивых тенденций,- это волевое действие.
Волевой акт начинается с возникновения побуждения, выражающегося в стремлении. По мере того как осознается цель, на которую оно направляется, стремление переходит в желание. Возникновение желания предполагает известный опыт, посредством которого человек узнает, какой предмет способен удовлетворить его потребность. У того, кто этого не знает, не может быть желания. Желание-это опредмеченное стремление, оно направлено на определенный предмет. Зарождение желания означает поэтому возникновение или постановку цели. Поэтому желание-это и целенаправленное стремление.
Между побуждением и действием вклиниваются размышление и борьба мотивов. Задержка действия для осмысления так же существенна для волевого акта, как и импульс к нему. Задержке при этом подвергаются другие, конкурирующие импульсы.
Воля на высших своих ступенях - это не просто совокупность желаний, а известная организация их. Она предполагает способность регулировать поведение на основании общих принципов, убеждений, идей. Воля требует поэтому самоконтроля, умения управлять собой и господствовать над своими желаниями, а не только служить им.
Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.
К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.
Целеустремленность — волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.
Решительность
— волевое свойство личности, которое
проявляется в быстром и продуманном выборе
цели, определении способов ее достижения.
Особенно ярко решительность проявляется
в сложных ситуациях выбора, связанных
с риском. Противоположность этому качеству
- нерешительность - может проявляться
в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных
пересмотрах принятого уже решения.
Смелость — это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.
Настойчивость — волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли — упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.
Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество — импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.
Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.
Инициативность — это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.
Самостоятельность — волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.
Дисциплинированность — это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.
Волевые качества,
подобно другим качествам личности,
вырабатываются в деятельности. Здесь
имеются в виду не искусственные
упражнения, а тренировка волевых
усилий в процессе выполнения повседневных
обязанностей. Важную роль в воспитании
волевых качеств играет личный пример
руководителя и требования коллектива.
7. Возникновение
психики связывают с формированием
на определенном этапе развития способности
к активному перемещению в пространстве,
при котором удовлетворение потребностей
осуществляется посредством активных
движений в окружающей среде, которые
должны предваряться поиском необходимых
предметов. В рамках эволюционного развития
живых существ происходят качественное
изменение психики, обусловленное усложнением
их взаимодействия с окружающей средой.
Данные изменения могут происходить на
биологической или общественно–исторической
основе. Сама психика — как способность
ощущения — возникла из раздражимости
живых существ и развивалась в связи с
образованием и развитием их нервной системы.
Раздражимость — основное свойство
живых организмов, которое представляет
собой способность живого реагировать
на внешние воздействия внутренними (исходно
биологические) изменениями. Может включать
в себя широкий репертуар реакций, начиная
с диффузных реакций протоплазмы у простейших
и кончая сложных, высокоспециализированных
реакций человека.
Сознание- это
высший уровень психического отражения
объективной реальности, а также высший
уровень саморегуляции, присущий только
человеку как социальному существу.
Особая функция
чувственных образов сознания состоит
в том, что они придают реальность
сознательной картине мира, открывающейся
субъекту. Именно благодаря чувственному
содержанию сознания мир выступает
для субъекта как существующий не
в сознании, а вне его сознания
-- как объективное «поле» и объект его
деятельности.