Шпргалка по "Психологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 12:53, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".

Работа состоит из  1 файл

ОТВЕТЫ.docx

— 73.53 Кб (Скачать документ)

По  характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму.

По  критерию наличия  тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими.

По  внутренней структуре  психодиагностические методики можно разделить на мономерные и многомерные. Первые характеризуются тем, что в них диагностируется и оценивается единственное качество или свойство, а вторые — тем, что они предназначены для психодиагностики и оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека. В последнем случае психодиагностическая методика подразделяется, как правило, на несколько частных методик — подшкал, оценивающих отдельные психологические качества. Например, известный тест Спилбергера—Ханина для оценки тревожности — это мономерная методика, а личностный тест Кет-тела — многомерная методика. 

2. Методы изучения  межличностных взаимоотношений  у детей 

Методы  наблюдения, нацеленные на процессы непосредственного взаимодействия (для изучения внутригруппового общения);

Методика  «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?». Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений.

Одним из методов является анализ результатов действия (контент-анализ). Анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Методика «Рисунок семьи». Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них.  Проективная методика «Незавершенные предложения» диагностики межличностных отношений ребенка в семье.

Проективная визуально-вербальная методика Рене Жиля позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка. Состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий (например, где ты сядешь за столом).

Среди методов особой популярностью пользуется социометрический метод. Примером является Методика  «Выбор в действии», цель которой — изучение и оценка межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста. Каждому ребёнку в изучаемой группе даётся по три привлекательных, желаемых предмета и просят оценить эти три предмета по степени их привлекательности, по тому, насколько другие дети хотели бы их иметь у себя. Далее реб выбирает из своей группы трёх детей, которым ты хотел бы подарить эти предметы, назови их и отдай им эти предметы. После того, как все дети раздадут имеющиеся у них предметы товарищам по группе, экспериментатор определяет кто, сколько и какие предметы получил и делает выводы.  

билет № 9

1. Система психолого-педагогической диагностики фрустрационного поведения заикающихся в проблемных речевых ситуациях

Состоит из трех блоков:

1)  Исследование  психических функций заикающихся

2) Ранговая  оценка проблемно-коммуникативной  ситуации на основании методики  Розенцвейга и анализа дневников.

3) Исследование  фрустрационного поведения с помощью методики Розенцвейга и анализу дневников. Выясняется тип и направленность реакции враждебность, самокритичность и миролюбивость.

Тип:

Констатация факта, самозащита, понимание решения  проблемы.

Для того чтобы вести себя конструктивно  в фрустрационной ситуации. 

2. Методы изучения  внимания у детей

Методика  «Найди и вычеркни»

Задание, содержащееся в этой методике, предназначено  для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. б1. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

«Сейчас мы с тобой поиграем в такую  игру: я покажу тебе картинку, на которой  нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в  течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».

Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание  искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

Методика  «Проставь значки»

Тестовое  задание в этой методике предназначено  для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 9 и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

Ребенок непрерывно работает, выполняя это  задание в течение двух минут

Методика  «Запомни и расставь точки»

С помощью  данной методики оценивается объем  внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 10. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).

Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:

«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 11) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Методика  Определение продуктивности и устойчивости внимания

Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции:

«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая  называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».

Далее ребенку показывается бланк с  кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.

Работа  проводится в течение 5 мин. Через  каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.

После того, как 5 мин истекли, экспериментатор  произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.

При обработке  результатов экспериментатор определяет количество колец, просмотренных ребенком за каждую минуту работы и за все пять минут, в течение которых продолжался психодиагностический эксперимент. Также определяется количество ошибок, допущенных им в процессе работы на каждой минуте, с первую по пятую, и в целом за все пять минут. 

билет № 10

1. Классификация методов  психологической  диагностики

Классификации психодиагностических методов по В.К. Гайде, В.П.Захарову

Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:

по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;

по назначению:

общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);

тесты профессиональной пригодности;

тесты специальных  способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);

тесты достижений;

по материалу, которым оперирует испытуемый:

бланковые;

предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);

аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);

по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;

по форме ответа: устные и письменные;

по ведущей  ориентации: тесты на скорость, тесты  мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения  не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения  задачи;

по степени  однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются  для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных  характеристик интеллекта);

По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);

по характеру  ответов на задачи: тесты с предписанными  ответами, тесты со свободными ответами;

по области  охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;

по характеру  умственных действий: вербальные, невербальные.

 
 

2. Методы исследования  самооценки и уровня  притязаний

Исследование  самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан

Данная  методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.

Проведение  исследования

Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают:

Информация о работе Шпргалка по "Психологии"