Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2011 в 12:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Психология".
По характеру данных, используемых для психодиагностических выводов, методики подразделяются на объективные (используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора) и субъективные (употребляются данные, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого, относящиеся к их внутреннему опыту и зависящие от него). Примером методик объективного типа могут служить тесты, включающие анализ физиологических, рефлексивных показателей или практических результатов деятельности испытуемого, при пользовании которыми субъективизм в оценках сведен к минимуму.
По критерию наличия тестовых норм психодиагностические методики делятся на имеющие подобные нормы и не располагающие ими.
По
внутренней структуре
психодиагностические методики можно
разделить на мономерные
и многомерные. Первые характеризуются
тем, что в них диагностируется и оценивается
единственное качество или свойство, а
вторые — тем, что они предназначены для
психодиагностики и оценки сразу нескольких
однотипных или разнотипных психологических
качеств человека. В последнем случае
психодиагностическая методика подразделяется,
как правило, на несколько частных методик
— подшкал, оценивающих отдельные психологические
качества. Например, известный тест Спилбергера—Ханина
для оценки тревожности — это мономерная
методика, а личностный тест Кет-тела —
многомерная методика.
2. Методы изучения межличностных взаимоотношений у детей
Методы наблюдения, нацеленные на процессы непосредственного взаимодействия (для изучения внутригруппового общения);
Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?». Эта методика представляет собой опросник, предназначенный для экспертного оценивания коммуникативных качеств личности ребёнка-дошкольника. Межличностные отношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личности ребёнка в данном случае определяются небольшой группой независимых взрослых людей, хорошо знающих данного ребёнка. Это его родители (родственники), воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательных учреждений.
Одним из методов является анализ результатов действия (контент-анализ). Анализу по заранее определенной схеме подвергаются письменные тексты испытуемого, его произведения, письма, продукты деятельности. Методика «Рисунок семьи». Тест помогает выявить взаимоотношения в семье, вызывающие тревогу у ребенка, обнаружить, как он воспринимает других членов семьи и свое место среди них. Проективная методика «Незавершенные предложения» диагностики межличностных отношений ребенка в семье.
Проективная визуально-вербальная методика Рене Жиля позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка. Состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий (например, где ты сядешь за столом).
Среди
методов особой популярностью пользуется
социометрический метод. Примером является
Методика «Выбор в действии», цель
которой — изучение и оценка межличностных
отношений в группе детей дошкольного
возраста. Каждому ребёнку в изучаемой
группе даётся по три привлекательных,
желаемых предмета и просят оценить эти
три предмета по степени их привлекательности,
по тому, насколько другие дети хотели
бы их иметь у себя. Далее реб выбирает
из своей группы трёх детей, которым ты
хотел бы подарить эти предметы, назови
их и отдай им эти предметы. После того,
как все дети раздадут имеющиеся у них
предметы товарищам по группе, экспериментатор
определяет кто, сколько и какие предметы
получил и делает выводы.
билет № 9
1. Система психолого-педагогической диагностики фрустрационного поведения заикающихся в проблемных речевых ситуациях
Состоит из трех блоков:
1) Исследование
психических функций
2) Ранговая
оценка проблемно-
3) Исследование фрустрационного поведения с помощью методики Розенцвейга и анализу дневников. Выясняется тип и направленность реакции враждебность, самокритичность и миролюбивость.
Тип:
Констатация факта, самозащита, понимание решения проблемы.
Для того
чтобы вести себя конструктивно
в фрустрационной ситуации.
2. Методы изучения внимания у детей
Методика «Найди и вычеркни»
Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. б1. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:
«Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».
В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай».
Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик — горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.
Методика «Проставь значки»
Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 9 и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.
Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут
Методика «Запомни и расставь точки»
С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 10. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу — квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек).
Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию:
«Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках».
Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 11) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.
Методика Определение продуктивности и устойчивости внимания
Ребенку предлагается бланк с кольцами Ландольта в сопровождении следующей инструкции:
«Сейчас мы с тобой поиграем в игру, которая называется "Будь внимателен и работай как можно быстрее". В этой игре ты будешь соревноваться с другими детьми, потом мы посмотрим, какого результата ты добился в соревновании с ними. Я думаю, что у тебя это получится не хуже, чем у остальных детей».
Далее ребенку показывается бланк с кольцами Ландольта и объясняется, что он должен, внимательно просматривая кольца по рядам, находить среди них такие, в которых имеется разрыв, расположенный в строго определенном месте, и зачеркивать их.
Работа проводится в течение 5 мин. Через каждую минуту экспериментатор произносит слово «черта», в этот момент ребенок должен поставить черту в том месте бланка с кольцами Ландольта, где его застала эта команда.
После того, как 5 мин истекли, экспериментатор произносит слово «стоп». По этой команде ребенок должен прекратить работу и в том месте бланка с кольцами, где застала его эта команда, поставить двойную вертикальную черту.
При обработке
результатов экспериментатор
билет № 10
1. Классификация методов психологической диагностики
Классификации психодиагностических методов по В.К. Гайде, В.П.Захарову
Авторы этих классификаций объединяют психодиагностические методы по следующим основаниям:
по качеству: стандартизованные, нестандартизованные;
по назначению:
общедиагностические (тесты личности по типу опросников Р. Кеттелла или Г. Айзенка, тесты общего интеллекта);
тесты профессиональной пригодности;
тесты специальных способностей (технических, музыкальных, тесты для пилотов);
тесты достижений;
по материалу, которым оперирует испытуемый:
бланковые;
предметные (кубики Кооса, "сложение фигур" из набора Векслера);
аппаратурные (устройства для изучения особенностей внимания и т.д.);
по количеству обследуемых: индивидуальные и групповые;
по форме ответа: устные и письменные;
по ведущей ориентации: тесты на скорость, тесты мощности, смешанные тесты. В тестах мощности задачи трудны и время решения не ограничено; исследователя интересует как успешность, так и способ решения задачи;
по степени однородности задач: гомогенные и гетерогенные (отличаются тем, что в гомогенных задачи схожи друг с другом и применяются для измерения вполне определенных личностных и интеллектуальных свойств; в гетерогенных тестах задачи разнообразны и применяются для оценки разнообразных характеристик интеллекта);
По комплексности: изолированные тесты и тестовые наборы (батареи);
по характеру ответов на задачи: тесты с предписанными ответами, тесты со свободными ответами;
по области охвата психического: тесты личности и интеллектуальные тесты;
по характеру умственных действий: вербальные, невербальные.
2. Методы исследования самооценки и уровня притязаний
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан
Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание.
Проведение исследования
Инструкция. “Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий. Они обозначают: