Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 16:08, реферат
Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности. На Европейской конференции ВОЗ (2005 г.) отмечено, что стресс, связанный с работой, является важной проблемой примерно для одной трети трудящихся стран Европейского союза и стоимость решения проблем с психическим здоровьем в связи с этим составляет в среднем 3-4% валового национального дохода.
Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания
Профилактические и лечебные меры при СЭВ во многом схожи: то, что защищает от развития данного синдрома, может быть использовано и при его лечении.
Профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. При появлении и развитии признаков СЭВ у пациента необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда (организационный уровень), характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).
Существенная роль в борьбе с СЭВ отводится, прежде всего, самому пациенту. Соблюдая перечисленные ниже рекомендации, он не только сможет предотвратить возникновение СЭВ, но и достичь снижения степени его выраженности:
Профессиональная
деформация — когнитивное искажение, психологическая
дезориентация личности, формирующаяся
из-за постоянного давления внешних и
внутренних факторов профессиональной
деятельности, и приводящая к формированию
специфически-профессионального типа
личности.
Наиболее подвержены
профдеформации лица, работающие с людьми,
например: работники правоохранительных
органов, руководители, депутаты, социальные
работники, педагоги, медики, продавцы,
сами психологи. Для них профдеформация
может выражаться в формальном, функциональном
отношении к людям. Как в сфере социономических
профессий, так и в технических профессиях
профдеформации по-разному выражаются
в зависимости от конкретной профессии:
у учителей — в авторитарности и категоричности
суждений; у психологов, психотерапевтов
— в стремлении манипулировать другим
человеком, навязывать определенную картину
мира, не учитывая мотивов и целей самого
человека; у программистов — в тенденции
искать ошибки в различных жизненных ситуациях,
склонности к алгоритмизации.
У управленцев профессиональная деформация
может проявляться как рост агрессивности,
неадекватности в восприятии людей и ситуаций,
приводя к падению (или утрате) способности
к эффективному общению, самосовершенствованию,
развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.
Частными случаями, способами проявления
профессиональной деформации являются:
Административный восторг, Синдром эмоционального
«выгорания», Управленческая эрозия.
Выделяют несколько
способов систематизации проявлений деформации
личности:
1.Первая
систематизация:
1. Должностная деформация — руководитель
не ограничивает свои властные полномочия,
у него появляется стремление к подавлению
другого человека, нетерпимость к иному
мнению, исчезает умение видеть свои ошибки,
самокритичность, возникает уверенность,
что собственное мнение единственно правильное.
Встречается чаще всего.
2. Адаптивная деформация — пассивное
приспособление личности к конкретным
условиям деятельности, в результате чего
у человека формируется высокий уровень
конформизма, он перенимает безоговорочно
принятые в организации модели поведения.
При более глубоком уровне деформации
у работника появляются значительные
и иногда носящие ярко выраженный негативный
характер изменения личностных качеств,
в том числе властность, низкая эмоциональность,
жесткость.
3. Профессиональная деградация — крайняя
степень профессиональной деформации,
когда личность меняет нравственные ценностные
ориентиры, становится профессионально
несостоятельной.
2.Систематизация
Эвальда Фридриховича Зеера:
1. Общепрофессиональные деформации —
деформации, типичные для работников данной
профессии. Например, для работников правоохранительных
органов — синдром «асоциальной перцепции»
(когда каждый воспринимается как потенциальный
нарушитель).
2. Специальные профессиональные деформации
— деформации, возникающие в процессе
специализации. Например, в юридических
и правозащитных профессиях: у следователя
— правовая подозрительность; у оперативного
работника — актуальная агрессивность;
у адвоката — профессиональная изворотливость;
у прокурора — обвинительность.
3. Профессионально-типологические деформации
— деформации, обусловленные наложением
индивидуально-психологических особенностей
личности на психологическую структуру
профессиональной деятельности.
В результате —
складываются профессионально и
личностно обусловленные
1. Деформации профессиональной
направленности личности — искажение
мотивов деятельности, перестройка ценностных
ориентаций, пессимизм, скептическое отношение
к нововведениям
2. Деформации, развивающиеся на основе
каких-либо способностей (организаторских,
коммуникативных, интеллектуальных и
других) — комплекс превосходства, гипертрофированный
уровень притязаний, нарциссизм.
3. Деформации, обусловленные чертами характера
— ролевая экспансия, властолюбие, «должностная
интервенция», доминантность, индифферентность.
4. Индивидуальные деформации — деформации,
обусловленные особенностями работников
самых разных профессий, когда отдельные
профессионально важные качества, как,
впрочем, и нежелательные качества, чрезвычайно
развиваются, что приводит к возникновению
сверхкачеств, или акцентуаций (сверхответственность,
трудовой фанатизм, профессиональный
энтузиазм, и другие).
Причины
Одна из самых частых причин
профессиональной деформации, как утверждают
специалисты, - это специфика ближайшего
окружения, с которым вынужден иметь
общение специалист-
В психологической литературе выделяют
три группы факторов, ведущих к возникновению
профессиональной деформации: факторы,
обусловленные спецификой деятельности,
факторы личностного свойства, факторы
социально-психологического характера.
Стереотипы
1. Стереотип «начальник
должен быть жестким, твердым,
настойчивым» меняет структуру
управленческого
2. Стереотип «начальник всегда прав» отрицательно
влияет на самостоятельность решений
и суждений работника, формирует безынициативность,
ожидание приказов и распоряжений со стороны
руководства.
3. Стереотип догматического следования
приказам порождает установку на бездумное
выполнение любого приказа начальника,
часто ведет к внутриличностным конфликтам,
если имеется собственное мнение о необходимости
действовать по-другому.
4. Стереотип «маленького человека» ведет
к снижению профессиональной самооценки,
проявлению конформизма и отсутствию
собственных суждений по тому или иному
служебному вопросу.
5. Стереотип «оптимального» ролевого
поведения часто выступает как механизм
приспособительного поведения к определенным
служебным ситуациям и конкретным профессиональным
действиям. Так, угрожающее и агрессивное
поведение рассматривается как оптимальное
для получения показаний от подозреваемого
и т.д.
6. Стереотип «нахождения виновного» оправдывает
все действия по нахождению виновного,
его наказанию и т.п. При этом работа по
выявлению истинных причин неэффективности
деятельности уходит на задний план, и
ее недостатки не вскрываются.
Профилактика профессиональной деформации
представляет собой совокупность предупредительных
мероприятий, ориентированных на снижение
вероятности развития предпосылок и проявлений
профессиональной деформации. Необходимо
осваивать техники управления сознанием,
развивать умение переключаться с одного
вида деятельности на другой, укреплять
силу воли, а главное, не зацикливаться
на стереотипах, стандартах, шаблонах
и действовать по ситуации, в реальном
времени, исходя из непосредственных условий.