Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 16:59, доклад
Термин «сказкотерапия» означает лечение сказкой. Чтение этих сказок помогает при возникновении различных страхов у детей, таких как боязнь чудовищ, темной комнаты, страх смерти и т.д.
"Сказкотерапия"
- лечение сказкой.
Термин «сказкотерапия» означает лечение сказкой. Чтение этих сказок помогает при возникновении различных страхов у детей, таких как боязнь чудовищ, темной комнаты, страх смерти и т.д.
Сам по себе страх явление нормальное, ребенок должен уметь бояться – это проявление инстинкта самосохранения, здоровая реакция на возможность потерять что–то очень важное для себя и для своей семьи. Детскими психологами выделены этапы, в которых проявление различных страхов характерно в данном возрасте.
2-3 года – малыши
могут бояться темноты,
4 года – боязнь
бабы яги, кощея, других
5-6 лет – боязнь пожара, школы.
7-8 лет – страх умереть самому или потерять члена семьи.
Сказкотерапия - пожалуй,
самый детский метод
Не стыдите ребенка за проявление страха, примите его. Ваши убеждения, что это все фантазии – не помогут. У детей такое богатое воображение, что часто они не могут отличить вымысел от реальности. Вы можете залазить в шкаф, чтобы показать, что там никого нет, включать свет, смотреть вместе с ребенком под кровать, но ребенок не верит. Он соглашается, что когда мама здесь и свет включен – никаких чудовищ нет, но стоит маме уйти страх поселяется опять, и не только в комнате, а и во снах ребенка.
Видя непонимание со стороны родителей, малыш чувствует себя униженным, непонятым, эмоционально изолированным от семьи.
Если Вы замечаете, что нормальный страх превращается в фобию - на помощь придут терапевтические сказки.
Сначала сказку нужно подобрать. Главный герой должен сталкиваться с теми же проблемами, что и у вашего малыша. Герой успешно преодолевает свои проблемы, становится положительным примером для ребенка, учит, как достигнуть успеха. Эти маленькие поучительные истории показывают, что другие дети испытывают то же самое, что и он. У ребенка возникает чувство разделенного сопереживания: «я уже не одинок со своей проблемой, кто-то может меня понять, если получилось у другого, получится и у меня». В непростой ситуации для малыша очень важно узнать, что его понимают, сочувствуют и страхи уходят. Сказка никому ничего не навязывает, это просто история, где герой очень похож на малыша. Ребенок самостоятельно перенимает новый положительный опыт, создает новую шкалу ценностей.
Как себя вести, если
ребенок постоянно просит читать
одну и ту же сказку? Не отказывайте,
это является признаком того, что
в душе малыша наступает равновесие.
Еще и еще он убеждается, что
у главного героя все получилось,
значит, обязательно получится у
него. Чем больше ребенок будет
наблюдать, отождествлять себя с
героем, видеть за ним себя, тем сильнее
будет его желание
Что делать, если Вы не нашли подходящую под проблему ребенка сказку? Ответ прост – попробуйте написать ее самостоятельно. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя..."). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.
Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.
Формы работы со сказкой
также многоцветны и