Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 19:38, реферат
В последнее время в психологических исследованиях и особенно диагностике часто используются графические методы, получившие признание на западе еще с 50-х годов. Разработано много специальных приемов и процедур. Однако, при всем разнообразии методов, в целом получивших название графических, их возможности еще не раскрыты. Графические методы относятся к классу проективных и дают возможность человеку самому проецировать реальность и по-своему интерпретировать ее.
Когда вы рисуете кукол – над вами доминируют окружающие, вы ощущаете, что постоянно должны кому-то уступать, соглашаться с чужими решениями. Клоун или карикатура выражают стремление избежать собственной неполноценности, закрыться за несуществующим образом. На вашем листе появился робот – вы страдаете от контроля внешних сил, переживаете, что многое в жизни от вас не зависит. Маска – вы скрытны и осторожны, пытаетесь спрятаться от внешнего мира.
Интересна
интерпретация преобладающих
Предпочтение желтого цвета. У детей - показатель развитой фантазии, мечтательности, непрактичности, предрасположенности к творческому и духовному. У взрослых - (согласно Люшеру) непосредственность, любознательность, склонность строить планы, мечтать, целеустремленность, оптимизм, новаторство.
Предпочтение фиолетового цвета. У детей - показатель творческости, артистичности, мечтательности, развитой фантазии, любви к красивому, ранимости. У взрослых - стремление к интимности, мистичность, фантазийность, стремление познать мир через слияние с ним.
Предпочтение красного цвета. У детей - показатель открытости, активности, живости и непоседливости, кипучей жизненной энергии. У взрослых - интерес к внешнему миру, стремление к движению, активность в поведении, мыслях и чувствах, соревновательность, стремление добиться успеха.
Предпочтение синего цвета. У детей - показатель перенапряжения нервной системы, вызванного складом характера и высоким уровнем притязаний. У взрослых - стремление достичь цельности, пассивность, высокая чувствительность, некоторая отстраненность, холодность, спокойствие, настроенность сопереживать.
Предпочтение зеленого цвета. У детей - показатель того, что ребенок чувствует себя незащищенно и нуждается в материнской любви. У взрослых - гибкость ума, стремление и умение защищаться, напряженное состояние, стремление удержаться на достигнутом уровне, претензия быть основоположником неоспоримых жизненных принципов.
Предпочтение оранжевого цвета. У детей - показатель энергии, активности, но, одновременно, невозможности найти выход для разрядки напряжения. Такие дети очень беспокойны, суетливы, крикливы.
Предпочтение коричневого цвета. У детей - показатель компенсаторных потребностей. Обычно проявлению таких потребностей предшествуют драматические события в жизни ребенка: неурядицы в семье, необходимость спасаться от стихийных бедствий и катастроф, долгие болезни. У взрослых - обостренное чувство «своих корней» - домашнего очага, своей семьи. У таких людей существует повышенная потребность в физическом благополучии, избавлении от проблем, вызывающих физические неудобства.
Предпочтение черного цвета. У детей - как правило, показатель стрессового состояния, острого кризиса, говорит о необходимости психологической помощи. У взрослых - отвержение всего, возможно даже собственной жизни. Выбирая черный цвет, личность показывает, что все идет не так, как должно, как хотелось бы. Часто выбор этого цвета связан с суицидальными намерениями.
Предпочтение серого цвета. У детей - показатель отгороженности от сверстников, стремления быть «тихим», скромным, показатель замкнутости, иногда усталости. У взрослых - это показатель желания, чтоб оставили в покое. Показатель нежелания вовлекаться, смотреть на все, в том числе и на собственные действия со стороны.
Предпочтение белого цвета. У детей - показатель резкой внутренней перемены, когда все «начинается сначала». Такое бывает при резкой смене образа жизни, перемене окружения и т.п.
В рисунке зафиксирован процесс отражения человеком окружающего его мира и его внутреннего состояния, содержания фантазий, воображения. Рисунок отражает уровень образного развития и уровень графической культуры, а также служит средством проникновения в сущность явлений, духовное освоение природы, воплощение философских, социальных, политических, этических и эстетических идей.
Список литературы: