Снятие мышечного напряжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 19:57, реферат

Описание

Желательно при работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание лица старыми мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад, шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

Работа состоит из  1 файл

работа с род-ми тревога.docx

— 17.66 Кб (Скачать документ)

Снятие  мышечного напряжения

Желательно при  работе с тревожными детьми использовать игры на телесный контакт. Очень полезны  упражнения на релаксацию, техника  глубокого дыхания, занятия йогой, массаж и просто растирания тела.

Еще один способ снятия излишней тревожности — раскрашивание  лица старыми мамиными помадами. Можно  также устроить импровизированный  маскарад, шоу. Для этого надо приготовить  маски, костюмы или просто старую взрослую одежду. Участие в представлении  поможет тревожным детям расслабиться. А если маски и костюмы будут  изготовлены руками детей (конечно, с участием взрослых), игра принесет им еще больше удовольствия.

Подробнее проведение игр на релаксацию описано в разделе "Игры для тревожных детей".

Работа  с родителями тревожного ребенка

Совершенно очевидно, что ни один родитель не стремится  к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия взрослых способствуют развитию этого качества у детей.

Нередко родители предъявляют ребенку требования, соответствовать которым он не в  силах. Малыш не может понять, как  и чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и  любви. Но, потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все, чего ждут от него мама и папа.

Он признает себя не таким, как все: хуже, никчемнее, считает необходимым приносить  бесконечные извинения.

Чтобы избежать пугающего внимания взрослых или  их критики, ребенок физически и  психически сдерживает свою внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и  часто дышать, голова его уходит в плечи, ребенок приобретает  привычку осторожно и незаметно  выскальзывать из комнаты. Все это  отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его творческих способностей, мешает его общению со взрослыми  и детьми, поэтому родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы  заверить его в своей любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не бывает совсем неспособных детей).

Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать его успехи, сообщая о них в  его присутствии другим членам семьи (например, во время общего ужина). Кроме  того, необходимо отказаться от слов, которые  унижают достоинство ребенка ("осел", "дурак"), даже если взрослые очень  раздосадованы и сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений  за тот или иной поступок, лучше  пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился  под нажимом родителей, это может  вызвать у него не раскаяние, а  озлобление.

Полезно снизить  количество замечаний. Предложите родителям  попробовать в течение одного только дня записать все замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть  они перечитают список. Скорее всего, для них станет очевидно, что большинство  замечаний можно было бы не делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему ребенку.

Нельзя угрожать детям невыполнимыми наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!"). Они и без  того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с  детьми, помогать им выражать свои мысли  и чувства словами.

Ласковые прикосновения  родителей помогут тревожному ребенку  обрести чувство уверенности  и доверия к миру, а это избавит  его от страха насмешки, предательства.

Родители тревожного ребенка должны быть единодушны и  последовательны, поощряя и наказывая  его. Малыш, не зная, например, как сегодня  отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше, а это приводит его к стрессу.

Родители тревожных  детей часто сами испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть полезны и  для них. Но, к сожалению, наши отношения  с родителями не всегда позволяют  открыто сказать им об этом. Не каждому  можно порекомендовать обратить внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом предъявлять  требования к ребенку. В таких  ситуациях можно сказать родителям: "Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять  упражнения на расслабление мышц. Желательно, чтобы Вы выполняли упражнение вместе с ним, тогда он будет делать их правильно".

Родители, которые  следуют таким рекомендациям, через  некоторое время отмечают приятные ощущения в теле, улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.

Подобные занятия  можно рекомендовать не только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность родителей  зачастую передается детям, а тревожность  педагога — ученикам и воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать  помощь ребенку, взрослый должен позаботиться о себе.

С целью профилактики тревожности можно использовать наглядную информацию. В детском  саду или в школе на стенде можно  разместить, например, памятку, в основу рекомендаций которой легли советы Е.В. Новиковой и Б.И.Кочубей (1998).

Профилактика  тревожности (Рекомендации родителям)

1. Общаясь с  ребенком, не подрывайте авторитет  других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку: "Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!").

2. Будьте последовательны  в своих действиях, не запрещайте  ребенку без всяких причин  то, что вы разрешали раньше.

3. Учитывайте  возможности детей, не требуйте  от них того, что они не могут  выполнить. Если ребенку с трудом  дается какой-либо учебный предмет,  лучше лишний раз помогите  ему и окажите поддержку, а  при достижении даже малейших  успехов не забудьте похвалить.

4. Доверяйте  ребенку, будьте с ним честными  и принимайте таким, какой он  есть.

5. Если по  каким-либо объективным причинам  ребенку трудно учиться, выберите  для него кружок по душе, чтобы  занятия в нем приносили ему  радость и он не чувствовал  себя ущемленным.

Если родители не удовлетворены поведением и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви  и поддержке. Пусть он живет в  атмосфере тепла и доверия, и  тогда проявятся все его многочисленные таланты.

Шпаргалка для взрослых или  правила работы с  тревожными детьми

1. Избегайте  состязаний и каких-либо видов  робот, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте  ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте  телесный контакт, упражнения  на релаксацию.

4. Способствуйте  повышению самооценки ребенка,  чаще хвалите его, но так,  чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь  к ребенку по имени.

6. Демонстрируете  образцы уверенного поведения,  будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте  к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны  в воспитании ребенка.

9. Старайтесь  делать ребенку как можно меньше  замечаний.

10. Используйте  наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте  ребенка, наказывая его.

Информация о работе Снятие мышечного напряжения