Социальная педагогика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:28, лекция

Описание

Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной степени зависит от того, насколько состоятельны профилактические программы ее социального оздоровления, которые должны включать следующие важнейшие компоненты:
- цели индивидуально-профилактического воздействия, главная из которых — формирование у подростка убежденности в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям норм морали и права;

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (7).doc

— 47.50 Кб (Скачать документ)

1.Структура и содержание индивидуальной программы работы с несовершеннолетним правонарушителем.

Оптимальный выбор  индивидуально-профилактических мер  воздействия на личность правонарушителя  в значительной степени зависит  от того, насколько состоятельны профилактические программы ее социального оздоровления, которые должны включать следующие важнейшие компоненты:

- цели индивидуально-профилактического  воздействия, главная из которых  — формирование у подростка  убежденности в том, что необходимо  неуклонно следовать требованиям норм морали и права;

- методы и  приемы воспитательного и контролирующего  воздействия на личность, учитывающие;  какие недостающие качества ей  следует привить и какие отрицательные  черты необходимо устранить;

- формы воздействия  на непосредственное окружение личности с тем, чтобы ликвидировать отрицательно влияющие на нее факторы и утвердить способствующую перевоспитанию систему межличностных отношений;

- средства индивидуально-профилактического  воздействия, ориентированные именно  на те трудовые и учебные коллективы, социальные ячейки, общественные и государственные организации, которые в состоянии дать наибольший воспитательный эффект применительно к данному ребенку;

- основные этапы  реализации профилактических программ  социального оздоровления личности. 

При разработке программы индивидуального воздействия  в качестве ведущей цели определяется изменение личности несовершеннолетнего  в сторону общепринятых норм, правил и иных социальных ценностей.

Исходя из поставленной цели, определяется круг задач. Основными из них являются: восстановление и развитие нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего; нормального общения; чувства социальной ответственности и дисциплины. 

Для достижения поставленных задач перевоспитания несовершеннолетнего важно составить психологический, социальный, моральный «портрет» данного ребенка с целью выявления прежде всего позитивных моментов в образе жизни данного подростка, их устойчивости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию оказываемого на него воспитательного воздействия и отношение к общественно полезным ценностям.

Обращается внимание на возможности семьи в перевоспитании и исправлении поведения несовершеннолетнего. В то же время, если родители не в силах управлять стремлениями своего ребенка и допускают развитие у него чрезмерных претензий, появление элементов пренебрежения к нормам общественной жизни, то социальному педагогу необходимо оценить роль семьи в процессе перевоспитания: либо включить семью в процесс исправления поведения подростка, либо, если речь идет об устойчивых вредных влияниях внутри семьи, — об изъятии подростка из этой среды. 

Эти показатели являются важнейшими критериями оценки личности правонарушителя и играют существенную роль в последующем ее формировании. Конкретные факты поведения правонарушителя на производстве, в учебном заведении, в семье, его добросовестность или безответственность, инициатива или пассивность свидетельствуют о желании или противодействии осознанию долга и ответственности перед обществом за свое дальнейшее поведение. 

Выбор методов индивидуального  профилактического  воздействия строится с учетом ведущей  сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.

К числу методических приемов стимулирования следует  отнести одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой затраты сил и времени.

Приемы метода торможения выражаются в виде порицания, предупреждения, т. е. повышенных требований к личности правонарушителя. Они включают в себя особую форму общественного требования к поведению человека, в которой одновременно дается и осуждение того, что сделано неправильно, и предписание, как поступать в дальнейшем, а также предупреждение на будущее в целях предотвращения возможного повторения поступка. В целом торможение призвано выполнять три основные функции: помочь осознать свои недостатки, понять их нетерпимость, устранить эти недостатки саморегулированием поведения.  

Далее определяются средства, соответствующие целям  и учитывающие особенности личности, а также наиболее уязвимые периоды  времяпрепровождения (для усиления контроля). Одним из эффективных  средств перевоспитания молодого правонарушителя является воздействие на его эмоционально-волевую сферу, которая по-своему индивидуальна, динамична, находится в сложных взаимодействиях со всеми другими сторонами внутреннего мира человека. Целенаправленное воспитательно-профилактическое воздействие должно вызывать у молодого человека движение мыслей и чувств, способствовать познанию действительности через конкретные образы, нравственные идеалы. 

Формы работы могут быть самые разнообразные: приобщение к чтению, искусству; введение в неформальную группу с позитивной направленностью; искоренение привычки к опозданиям, прогулам. 

Порядок проведения и содержание профилактических мероприятий  индивидуализируются в зависимости  от факторов, основными из которых  являются: характеристика личности правонарушителя; ранее предпринимавшиеся усилия для перевоспитания, их результаты; методы, еще не применявшиеся по отношению к нему; сложившееся общественное мнение; степень готовности коллективов выполнять воспитательные функции, а также наличие опыта профилактической работы у лиц, непосредственно занимающихся данным контингентом (например, в милиции), и у общественников, уровень их интеллекта, авторитетности суждений и оценок для окружающих и тех, к кому применяется воспитательно-профилактическое воздействие. 

2. Работа социального педагога с заключёнными осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе при поступлении осужденного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонений в поведении. На основании этого планируется воспитательная работа с осужденным, определяются формы и методы этой работы. 

На втором, главном, этапе реализуется составленная программа. Прежде всего подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается возможность возникновения конфликта с другими воспитанниками. Постепенно он включается в ритм колонии, учёбу и работу.

Социальный педагог  анализирует процесс исправления, зрительно распределяя воспитанников  по группам:

- Первая группа - встали на путь исправления,  учатся, получают профессию, выполняют  все требования.

- Вторая группа - твёрдо встали на путь исправления, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других.

- Третья группа - доказывают своё исправление,  занимаются самовоспитанием и  самообразованием, осуждают своё  преступление.

- Четвёртая группа - "болото", по определению Макаренко,  поведение неопределённо.

- Пятая группа - нарушители порядка, не подчиняются  требованиям администрации.

- Шестая группа - злостные нарушители, лидеры преступных  группировок. 

Эффективность выполнения программы  перевоспитания зависит  от ряда причин:

- особенностей  осужденного

- срока пребывания  в колонии

- коллектива, в  который он попал

- опыта воспитателей

- воспитательных  особенностей учреждений. 

На третьем, заключительном, этапе по отбытии залючённым срока  наказания оцениваются результаты всей работы коллектива колонии по перевоспитанию. Эта оценка зависит от многих факторов:

- соблюдения  правовых норм по отношению  к освобождённому

- от наличия  у него жилья

- от среды,  в которой ему предстоит жить, её нравственного климата по  отношению к нему окружающих.

Здесь огромную роль может играть попечительский совет колонии, который поможет освободившемуся в устройстве на работу, в приобретении жилья. 

3. Л.В. Мардахаев выделил основные направления исправительно-педагогической работы в исправительных учреждениях:

- карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса

- исправительно-воспитательное

- образовательное  и трудовое. 

Процесс перевоспитания в колониях характеризуется рядом  особенностей: 

- изоляция человека  от общества

- жестокие режимные рамки - жизнь проходит в условиях уголовного наказания, регламентируемая правами и обязанностями

- специфический  статус осужденного. 

Содержание  воспитательной работы в колонии определяется следующими направлениями: правовое, нравственное, трудовое, физическое и санитарно-гигиеническое воспитание.

В числе средств  воспитательного процесса в качестве первостепенного выделяется труд. Все  заключённые обязана работать. Причём, чтобы их труд способствовал их физическому  и нравственному воспитанию, необходимо обеспечить культуру труда, организовать соревнование.

Важным средством  перевоспитания осужденных является режим - рамки поведения осужденных в  колонии. Это запреты, правила, требования, которые ограничивают их быт, связь  с внешним миром, с родственниками, свободу передвижений. Воспитательное значение режима - в изменении интересов осужденного, разрушении старого стереотипа поведения, в формировании нравственных привычек и навыков поведения. 

Обучение  заключённых - тоже средство их воспитания. Оно осуществляется по двум направлениям: общеобразовательная подготовка (посещение общеобразовательной школы) и профессиональное обучение (в процессе труда), которое направлено на получение профессии, необходимой заключённому после освобождения. В колониях существует индивидуальное и бригадное обучение, курсы, школы передового опыта, классы мастеров, при некоторых колониях существуют ПТУ. 

Ряд исправительных колоний учитывают, что среди  осужденных встречаются верующие и  те, которые приобщаются к вере, они поддерживают связи с религиозными конфессиями, организуют посещение священнослужителей, ведут бесседы с осужденными, проводят религиозные службы. Социальный педагог должен помнить о свободе вероисповедания и представлять воспитанникам возможность выполнять религиозные обряды. Бесседы верующего с священником только помогают в перевоспитании. Часто после освобождения верующие находят помощь, работу и приют в церкви.

Информация о работе Социальная педагогика