Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 23:28, лекция
Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной степени зависит от того, насколько состоятельны профилактические программы ее социального оздоровления, которые должны включать следующие важнейшие компоненты:
- цели индивидуально-профилактического воздействия, главная из которых — формирование у подростка убежденности в том, что необходимо неуклонно следовать требованиям норм морали и права;
1.Структура и содержание индивидуальной программы работы с несовершеннолетним правонарушителем.
Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной степени зависит от того, насколько состоятельны профилактические программы ее социального оздоровления, которые должны включать следующие важнейшие компоненты:
- цели индивидуально-
- методы и
приемы воспитательного и
- формы воздействия на непосредственное окружение личности с тем, чтобы ликвидировать отрицательно влияющие на нее факторы и утвердить способствующую перевоспитанию систему межличностных отношений;
- средства индивидуально-
- основные этапы
реализации профилактических
При разработке
программы индивидуального
Исходя из поставленной
цели, определяется круг задач. Основными
из них являются: восстановление и развитие
нормальных позитивных интересов несовершеннолетнего;
нормального общения; чувства социальной
ответственности и дисциплины.
Для достижения поставленных задач перевоспитания несовершеннолетнего важно составить психологический, социальный, моральный «портрет» данного ребенка с целью выявления прежде всего позитивных моментов в образе жизни данного подростка, их устойчивости, а также его потребностей, интересов, склонностей. Изучается прошлый опыт ребенка, конкретные криминогенные факторы среды, оценивается его готовность к восприятию оказываемого на него воспитательного воздействия и отношение к общественно полезным ценностям.
Обращается внимание
на возможности семьи в
Эти показатели
являются важнейшими критериями оценки
личности правонарушителя и играют существенную
роль в последующем ее формировании. Конкретные
факты поведения правонарушителя на производстве,
в учебном заведении, в семье, его добросовестность
или безответственность, инициатива или
пассивность свидетельствуют о желании
или противодействии осознанию долга
и ответственности перед обществом за
свое дальнейшее поведение.
Выбор методов индивидуального профилактического воздействия строится с учетом ведущей сферы деятельности ребенка. В индивидуальной профилактике правонарушений активно могут применяться методы стимулирования, торможения. По своему содержанию они значительно богаче, чем традиционные методы поощрения и наказания.
К числу методических приемов стимулирования следует отнести одобрение, похвалу, доверие, оценку, поощрение, благодарность, награду и т. д. Поощрять надо лишь те действия и поступки юноши или девушки, которые требовали от них воли и трудолюбия, а не те, которые они совершили без особой затраты сил и времени.
Приемы метода
торможения выражаются в виде порицания,
предупреждения, т. е. повышенных требований
к личности правонарушителя. Они включают
в себя особую форму общественного требования
к поведению человека, в которой одновременно
дается и осуждение того, что сделано неправильно,
и предписание, как поступать в дальнейшем,
а также предупреждение на будущее в целях
предотвращения возможного повторения
поступка. В целом торможение призвано
выполнять три основные функции: помочь
осознать свои недостатки, понять их нетерпимость,
устранить эти недостатки саморегулированием
поведения.
Далее определяются
средства, соответствующие целям
и учитывающие особенности
Формы
работы могут быть
самые разнообразные: приобщение
к чтению, искусству; введение в неформальную
группу с позитивной направленностью;
искоренение привычки к опозданиям, прогулам.
Порядок проведения
и содержание профилактических мероприятий
индивидуализируются в
2. Работа социального педагога с заключёнными осуществляется в несколько этапов.
На первом этапе
при поступлении осужденного в колонию
педагог изучает его документы, документы
суда, его личность и причины отклонений
в поведении. На основании этого планируется
воспитательная работа с осужденным, определяются
формы и методы этой работы.
На втором, главном, этапе реализуется составленная программа. Прежде всего подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается возможность возникновения конфликта с другими воспитанниками. Постепенно он включается в ритм колонии, учёбу и работу.
Социальный педагог
анализирует процесс
- Первая группа - встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования.
- Вторая группа
- твёрдо встали на путь
- Третья группа - доказывают своё исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают своё преступление.
- Четвёртая группа - "болото", по определению Макаренко, поведение неопределённо.
- Пятая группа
- нарушители порядка, не
- Шестая группа
- злостные нарушители, лидеры преступных
группировок.
Эффективность выполнения программы перевоспитания зависит от ряда причин:
- особенностей осужденного
- срока пребывания в колонии
- коллектива, в который он попал
- опыта воспитателей
- воспитательных
особенностей учреждений.
На третьем, заключительном,
этапе по отбытии залючённым срока
наказания оцениваются
- соблюдения правовых норм по отношению к освобождённому
- от наличия у него жилья
- от среды, в которой ему предстоит жить, её нравственного климата по отношению к нему окружающих.
Здесь огромную
роль может играть попечительский совет
колонии, который поможет освободившемуся
в устройстве на работу, в приобретении
жилья.
3. Л.В. Мардахаев выделил основные направления исправительно-педагогической работы в исправительных учреждениях:
- карательно-воспитательное, предполагающее исправление, перевоспитание в рамках Уголовного кодекса
- исправительно-воспитательное
- образовательное
и трудовое.
Процесс перевоспитания в колониях характеризуется рядом особенностей:
- изоляция человека от общества
- жестокие режимные рамки - жизнь проходит в условиях уголовного наказания, регламентируемая правами и обязанностями
- специфический
статус осужденного.
Содержание воспитательной работы в колонии определяется следующими направлениями: правовое, нравственное, трудовое, физическое и санитарно-гигиеническое воспитание.
В числе средств воспитательного процесса в качестве первостепенного выделяется труд. Все заключённые обязана работать. Причём, чтобы их труд способствовал их физическому и нравственному воспитанию, необходимо обеспечить культуру труда, организовать соревнование.
Важным средством
перевоспитания осужденных является режим
- рамки поведения осужденных в
колонии. Это запреты, правила, требования,
которые ограничивают их быт, связь
с внешним миром, с родственниками,
свободу передвижений. Воспитательное
значение режима - в изменении интересов
осужденного, разрушении старого стереотипа
поведения, в формировании нравственных
привычек и навыков поведения.
Обучение
заключённых - тоже средство их воспитания.
Оно осуществляется по двум направлениям:
общеобразовательная подготовка (посещение
общеобразовательной школы) и профессиональное
обучение (в процессе труда), которое направлено
на получение профессии, необходимой заключённому
после освобождения. В колониях существует
индивидуальное и бригадное обучение,
курсы, школы передового опыта, классы
мастеров, при некоторых колониях существуют
ПТУ.
Ряд исправительных колоний учитывают, что среди осужденных встречаются верующие и те, которые приобщаются к вере, они поддерживают связи с религиозными конфессиями, организуют посещение священнослужителей, ведут бесседы с осужденными, проводят религиозные службы. Социальный педагог должен помнить о свободе вероисповедания и представлять воспитанникам возможность выполнять религиозные обряды. Бесседы верующего с священником только помогают в перевоспитании. Часто после освобождения верующие находят помощь, работу и приют в церкви.