Социальная перцепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 17:11, реферат

Описание

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих себя, во многом определяет процесс общения. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения.

Работа состоит из  1 файл

к реферату по соц перцепции.docx

— 17.24 Кб (Скачать документ)

                                                  Введение

Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. То, в какой мере люди отражают черты и чувства  друг друга, воспринимают и понимают других, а через них и самих  себя, во многом определяет процесс  общения. Таким образом, процесс познания и понимания одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения, условно она может быть названа перцептивной стороной общения.

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в  контакт с окружающими нас  людьми, формируем межличностные  взаимоотношения, целые группы людей  образовывают связи между собой  и таким образом каждый из нас  оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как  мы относимся к собеседнику, какие  отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной  оценки формируется определенное отношение  к собеседнику, и делаются отдельные  выводы о его внутренних психологических  свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения  и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.

 

Существуют  основные функции социальной перцепции, а именно:

1.Познание  себя 

2.Познание  партнера по общению 

3.Организация  совместной деятельности на основе  взаимопонимания  

4.Установление  определенных эмоциональных взаимоотношений.  Взаимопонимание-это социально-психическое  явление, центром которого является  эмпатия.

Эмпатия - способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.

 

Существуют  следующие социально - перцептивные механизмы, то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:

1. Восприятие внешнего облика  и поведенческих реакций объекта

2. Восприятие внутреннего облика  объекта, то есть набора его  социально-психологических характеристик.

 

Межличностная перцепция 

 Человек вступает в общение  всегда как личность, он воспринимается  и другим человеком - партнером  по общению - также как личность.

Чтобы познать другого надо познать себя

по мысли Б.Ф. Поршнева, "Петр познает свою натуру через Павла  только благодаря тому, что за спиной Павла стоит общество, огромное множество  людей, связанных в целое сложной  системой отношений"

 

Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию. Каждое из этих понятий требует специального обсуждения,

Термин "идентификация", буквально  обозначающий отождествление себя с  другим, выражает установленный факт, что одним из самых простых  способов понимания другого человека является уподобление себя ему.

Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В отличие от философского употребления термина, в социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению.

 

Содержание и эффекты  межличностного восприятия

Рассмотренные механизмы взаимопонимания позволяют  перейти к анализу процесса познания людьми друг друга в целом. Все  исследования в этой области можно  разделить на два больших класса:

1) изучение содержания межличностной  перцепции (характеристики субъекта  и объекта восприятия, их свойств  и пр.);

2) изучение самого процесса межличностной  перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Содержание  межличностного восприятия зависит  от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие. Взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации (в этом случае может действовать механизм идентификации). Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания.

 

Чтобы обеспечить прогнозирование ситуации межличностного восприятия, необходимо принять в расчет и вторую область исследований, которая связана с выделением различных "эффектов", возникающих при восприятии людьми друг друга. Более всего исследованы три таких "эффекта": эффект ореола ("гало-эффект"), эффект новизны и первичности, а также эффект, или явление, стереотипизации.

1.Сущность "эффекта  ореола" заключается в формировании  специфической установки на воспринимаемого  через направленное приписывание  ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно - накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

 

2.Тесно связаны с этим эффектом  и эффекты "первичности"  и "новизны". Оба они касаются  значимости определенного порядка  предъявления информации о человеке  для составления представления  о нем.

( эксперимент)

 

3.В более широком плане все  эти эффекты можно рассмотреть  как проявления особого процесса, сопровождающего восприятие человека  человеком, а именно процесса  стереотипизации.

 

Точность межличностной  перцепции

Довольно  давно в социальной психологии родилась заманчивая идея отыскать средства развития перцептивных способностей различных людей. Целый ряд экспериментов был поставлен для того, чтобы выявить, обладает ли определенной стабильностью способность отдельных индивидов "читать" характеристики других людей. Эти эксперименты не дали однозначного ответа на вопрос: примерно в 50% случаев такая стабильность была зафиксирована, а в других 50% случаев ее не удалось выявить

 

                                    Межличностная аттракция

Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи  с включением в этот процесс специфических  эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют  друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма  чувств - от неприятия того или иного  человека до симпатии, даже любви к  нему. Область исследований, связанных  с выявлением механизмов образования  различных эмоциональных отношений  к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции.

Аттракция - это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт  этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.

Включение аттракции  в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

 

                                                Заключение

Таким образом, мы выяснили, что социальная перцепция - это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов, прежде всего самих себя, других людей, социальных групп.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается "прочтением" за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения.


Информация о работе Социальная перцепция