Социальная перцепция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 16:57, доклад

Описание

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она присутствует с раннего детства и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более сложных, эффективных и субъективно контролируемых форм. Идентификация способствует установлению глубокой эмоциональной связи с другим человеком или группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут быть переняты не только черты и особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется в форме конформизма.[1]

Работа состоит из  1 файл

психология.docx

— 19.45 Кб (Скачать документ)

СОЦИАЛЬНАЯ ПЕРЦЕПЦИЯ 

      В обыденном сознании психолог предстает тонким знатоком человеческой натуры, умеющим с первого взгляда «увидеть человека насквозь». В самом деле, психологическая проницательность, умение «разбираться в людях» - важное профессиональное качество любого психолога, в какой бы сфере он ни работал. Увы, в ходе подготовки психологов уделяется недостаточно внимания формированию этого ценного умения. В поисках литературы на эту тему находишь обычно популярные книжки вроде «Языка телодвижений». Читать их интересно, но при этом невольно возникает вопрос: насколько научно обоснованны приводимые в них наблюдения? «Серьезные» психологи на сей счет хранят молчание, пренебрегая этой проблемой как якобы не стоящей глубоких изысканий. И психологу-практику в своей работе приходится полагаться лишь на интуицию и жизненный опыт.

Идентифика́ция (лат. identificāre — отождествлять) — частично осознаваемый психический процесс уподобления себя другому человеку или группе людей. В ряде случаев может относиться к механизмам психологической защиты.

Идентификацию разграничивают от её более примитивного аналога интроекции по тому признаку, что идентификация  в той или иной степени всегда осознаётся: хотя сам процесс идентификации  остаётся бессознательным, выбор объектов идентификации вполне осознаваем и  поддаётся субъективному контролю.

Как защитный механизм

Защитная форма идентификации  — это представление о ком-то, как о продолжении себя. Наиболее часто это встречается у родителей, воспринимающих таким образом своих  детей. С одной стороны идентифицируясь  с ними, родитель как бы приписывает  себе молодость и достижения ребёнка, а с другой стороны к этому  обычно добавляется проекция на ребёнка  собственных желаний, целей и  потребностей. Подобное отношение к  другим особенно характерно при выраженном нарциссизме.

Кроме того, такой процесс как  «идентификация с агрессором» хотя и является по сути скорее интроекцией  агрессора[2], может быть частично осознан  и тогда его правильнее относить к защитной форме идентификации.

Как адаптивный процесс

Идентификация лежит в основе нормальных попыток стать похожим на другого  человека или группу людей, перенять значимые черты. В таком виде она  присутствует с раннего детства  и постепенно развивается от примитивного желания «вобрать в себя», до более  сложных, эффективных и субъективно  контролируемых форм. Идентификация  способствует установлению глубокой эмоциональной  связи с другим человеком или  группой людей, ощущению причастности, единения с ними. Таким образом, могут  быть переняты не только черты и  особенности характера, но и нормы, ценности, образцы, что проявляется  в форме конформизма.[1]

Адаптивная (приспособительная) сила идентификации может значительно  варьироваться, в зависимости от того, кто и когда выбран в качестве объекта идентификации. Идентификация, повышающая социализацию на одном жизненном  этапе, может снижать её на другом: если в школьном возрасте идентификация  с соседским драчуном может способствовать повышению социального статуса, то во взрослом возрасте вероятнее  обратный эффект.[3]

Сознательная и бессознательная  идентификация может давать возможность  «вставать на чужое место» — погружаться, переноситься в поле, пространство, обстоятельства другого человека, что  способствует глубокому его пониманию.[1]

Идентификация также лежит в  основе формирования идентичности (концепция  Эрика Эриксона).

Рефле́ксия (от позднелат. reflexio — обращение назад) — междисциплинарное понятие с многовековой историей, обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление. В частности, — в традиционном смысле, — на содержания и функции собственного сознания, в состав которых входят личностные структуры (ценности, интересы, мотивы), мышление, механизмы восприятия, принятия решений, эмоционального реагирования, поведенческие шаблоны и т.

Виды рефлексии

В зависимости от функций, которые  выполняются рефлексией в различных  ситуациях, А. В. Карпов и некоторые  другие её исследователи, например А. С. Шаров, выделяют следующие её виды:[7]

Ситуативная рефлексия — выступает  в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих непосредственную включённость субъекта в ситуацию, осмысление её элементов, анализ происходящего. Включает в себя способность субъекта соотносить с предметной ситуацией собственные  действия, а также координировать и контролировать элементы деятельности в соответствии с меняющимися  условиями.

Ретроспективная рефлексия — служит для анализа уже выполненной  деятельности и событий, имевших  место в прошлом.

Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов.

Психологические характеристики рефлексии

Способность рефлексии изменять содержания сознания.

Способность рефлексии изменять структуры  сознания (согласно А. В. Россохину).[6]

Подходы к пониманию рефлексии и её аспекты

Традиционно (по крайней мере для отечественной психологии, в частности, начиная с работ И. Н. Семёнова и С. Ю. Степанова) выделяются 4 подхода к изучению рефлексии (или другими словами — 4 аспекта изучения рефлексии):[4][5]

кооперативный (Емельянов Е.Н., Карпов А. В., Лепский В. Е., Лефевр В. А., Щедровицкий Г. П., и др.). Рассматривается при анализе субъект-субъектных видов деятельности, а также при проектировании коллективной деятельности с учётом необходимости координации профессиональных позиций и групповых ролей субъектов, а также кооперации их совместных действий.

коммуникативный (социально-психологический) (Андреева Г. М., Бодалёв А. А., и др.). Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, как специфическое качество познания человека человеком.

когнитивный или интеллектуальный (Брушлинский А. В., Корнилова Т. В., Кулюткин Ю. Н., Матюшкин А. М., Семёнов И. Н., и др.). Понимание рефлексии, как умения субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия, а также рассмотрение рефлексии в связи с изучением механизмов мышления, прежде всего — теоретического.

личностный (общепсихологический) (Аллахвердов В. М., Василюк Ф. Е., Гуткина Н. И., Знаков В. В., Леонтьев Д. А., Петренко В. Ф., Петровский В. А., Семёнов И. Н., Степанов С. Ю., Шаров А. С., и др.). Построение новых образов себя, своего «я», в результате общения с другими людьми и активной деятельности, а также выработка новых знаний о мире.

Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека, без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.[1] Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии. Понятие «эмпат» не является научным термином, и используется преимущественно в фантастике.

В профессиональной деятельности

Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие). [4]

Для психотерапевтов развитая способность  к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника.

Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина лат. attributio — приписывание) — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий[1]. Человек борется с мнимыми проблемами.

Классификация

Г. Келли выделил три типа атрибуции:

личностная атрибуция (причина  приписывается человеку, совершающему действие);

объектная атрибуция (причина приписывается  объекту, на который направлен поступок);

обстоятельственная атрибуция (причина  приписывается обстоятельствам).

• СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП (греч. stereos - телесный, твердый, объемный, пространственный и typos - отпечаток) - «застывший» образ или представление о социальном объекте различных социальных субъектов, выражающие привычный способ восприятия, действия по отношению к данному объекту. Термин «С.С.» введен У. Липманом в работе «Общественное мнение» (1922) для обозначения как форм общения, организованных по упрощенным (типизированным на уровне повседневной жизни) схемам, так и оснований выносимых социальными субьектами стандартных оценок представителям общественных, профессиональных, этнических групп. Стереотипы активно разделяются сообществом, исторически и систематически формируются и закрепляются в социокультурном опыте, отличаются однообразием. Следование С.С. предполагает избегание ситуации выбора, минимизацию риска, распознавание каждой новой ситуации как привычной и непроблемной. В психологии динамический стереотип - фиксированный порядок действий, описываемый по модели условных рефлексов и включаемый в социальную установку. Социальные ярлыки, эталоны массовой культуры, образцы общественного мнения, парадигмы науки, типизирующие схемы повседневной жизни заранее определены, легко идентифицируются, используются для понимания, организации социального мира и взаимодействия до тех пор, пока ситуация не проблематична. Воспроизводя возможные взаимоотношения, стереотипы составляют особый тип логики, работающей в разных контекстах, на любом объеме информации за счет неограниченного приписывания известного неизвестному.

Установка — неосознанное психологическое состояние, внутреннее качество субъекта, базирующееся на его предшествующем опыте, предрасположенности к определенной активности в определенной ситуации. Установка предваряет и определяет развертывание любой формы психической деятельности. Она выступает как состояние мобилизованности, готовности к последующему действию. Обусловлена соответствующей ситуацией наличия у субъекта потребности и необходимостью её удовлетворения. Наличие у человека установки позволяет ему реагировать тем или иным конкретным способом на то или иное политическое или социальное событие или явление.

Виды установок

Различаются два вида установок: общая и дифференцированная. Общая установка возникает в отношении больших классов явлений, дифференцированная — по отношению к отдельным объектам. Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, определяет норму его реакции. Установки могут быть связаны с различными компонентами деятельности. Смысловые установки определяют личностный смысл конкретных объектов, явлений, готовность действовать по отношению к значимому объекту определенным образом. Целевые установки обеспечивают устойчивую направленность действий, они выражаются в тенденции к завершению действия при любых обстоятельствах, что иногда может привести к негибкости поведения. Операционные установки обеспечивают психофизиологическую преднастройку индивида на совершение действия определенными способами, последовательной системой привычных операций с использованием привычных для человека средств.


Информация о работе Социальная перцепция