Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:58, доклад
Подростковый возраст – это период человеческой жизни, когда все перестраивается и перекраивается, когда рушится старое и строится новое, когда все ставится под сомнение, а с другой стороны – во всем есть стопроцентная уверенность. Становясь взрослыми, мы с тоской вспоминаем романтические переживания нашей юности и снисходительно улыбаемся, замечая в наших детях когда-то присущий и нам максимализм и стремление все сделать по-своему. Но тогда, в четырнадцать или семнадцать, все было по-настоящему. Мы считали предательство самым большим грехом, первую любовь единственной, а прыщи на лице вызывали мысли о собственной никчемности.
Социальная ситуация в подростковом возрасте
подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к взрослости (с 10-11до 14-15 лет).
Что значит – быть подростком?
Подростковый возраст – это период человеческой жизни, когда все перестраивается и перекраивается, когда рушится старое и строится новое, когда все ставится под сомнение, а с другой стороны – во всем есть стопроцентная уверенность. Становясь взрослыми, мы с тоской вспоминаем романтические переживания нашей юности и снисходительно улыбаемся, замечая в наших детях когда-то присущий и нам максимализм и стремление все сделать по-своему. Но тогда, в четырнадцать или семнадцать, все было по-настоящему. Мы считали предательство самым большим грехом, первую любовь единственной, а прыщи на лице вызывали мысли о собственной никчемности.
Быть подростком – это совсем не просто. Подросток вынужден решать, наверное, самые важные задачи, стоящие перед личностью. Я и моя жизнь. Я и другие люди. Я и весь мир вокруг меня. Подросток должен разобраться со всеми этими отношениями, найти себя и свое место в этой жизни, ощутить свою целостность и способность жить. Массу трудностей, больших и маленьких, он вынужден преодолевать на этом пути, часто оставаясь в одиночестве, без поддержки со стороны близких людей.
Способны ли мы понять
подростка и помочь ему в
борьбе за здоровое
Они стремятся познать этот мир. Они хотят узнать все, любой ценой и прямо сейчас. Все – потому что не хотят ничего упустить: вдруг это самое главное в жизни? Любой ценой – потому что пока все равно непонятно, что сколько стоит и есть ли ценности в человеческой жизни вообще. Прямо сейчас – потому что потом они не успеют, они живут только сейчас. Будущее для них весьма абстрактно (и в этом они больше похожи на детей, чем на взрослых), и тридцатилетние кажутся им стариками. Они хотят узнать себя, понять, на что способны, насколько ценны. Они пытаются понять и принять свое новое тело. Любая неудача или чье-то отвержение обесценивают их в собственных глазах. Они хотят быть всем или не быть вообще.
Несмотря на свою агрессивность, жесткость, равнодушие и «непрошибаемость» они чувствительны и ранимы. Они способны переживать, страдать, любить, уважать и верить.
Они хотят узнать других и научиться жить среди людей. Они показывают себя другим и стремятся найти или завоевать свое собственное место. Им нужно, как воздух, уважение и признание окружающих, и они готовы многое за это отдать. Они хотят обрести принципы и правила, и кое-что у них уже есть. Они честны перед собой и теми, кто для них значим. И они уважают честность. Они хотят оценить и испытать на прочность этот мир, эту жизнь и себя. Они хотят понять, что важно, а что нет, построить свою жизнь, основываясь на своих собственных ценностях и убеждениях. Они хотят гордиться своей семьей, своими родителями и подвергают испытаниям их авторитет. Желая удостовериться в том, что их принимают такими, какие они есть, подростки проверяют родительскую любовь своими выходками.
Почему они такие?
Что происходит с человеком
в этот период его развития?
Какие аспекты поведения
Отношения с собой
Заметные физиологические изменения. Бурный рост и перестройка всех систем организма. Изменение внешности, вызывающее повышенное внимание к своему телу (оно как будто само заставляет обращать на себя внимание). Сомнения в своей ценности и адекватности, попытки осознать и изменить отношение к самому себе. Необходимость приобретения навыков взаимодействия с собой и со своими чувствами, решения личностных сложностей и проблем, отстаивания своего выбора и границ.
Отношения с другими
Ориентация на сверстников. Подростку нужно общение, в котором его воспринимают как личность, общение на равных, общение взрослого с взрослым. Другие варианты воспринимаются как давление и неискренность, вынуждают убегать дальше и дальше, разрушать больше и больше. Стремление принадлежать к группе, имеющей свое лицо («металлисты», «панки», «рэперы», «скинхеды», «готы» и многие другие). Вместе с тем важно и стремление к уникальности, непохожести на «серую массу», желание выделяться и привлекать внимание. Отношения в семье становятся проблемными. Родители, как самые близкие взрослые, отвечают за всю взрослую часть человечества, и в основном протест подростка против мира взрослых ложится на их плечи. Да и самим родителям очень хочется видеть в своем ребенке не бунтаря и задиру, а полное осуществление всех своих несбывшихся чаяний. При этом значимость семьи для подростка сохраняется. Особую важность приобретают отношения с противоположным полом. Подросток ощупью пытается строить эти отношения, ожидает чудесного преображения, болезненно воспринимает неудачи и ни за что не признается, что это для него важно. Особенность подростковой влюбленности – увлечение мечтой, образом, а не реальным человеком.
Отношения с миром
Он разрушает многое вокруг себя, отказываясь от того, что ему «преподносят на блюдечке». Он как бы говорит взрослым: «Я сам, я хочу свое собственное» – и отталкивает предлагаемое в готовой форме обществом и родителями. Основная ценность для него – свобода. Свобода в понимании подростка – это возможность делать то, что он хочет. Он экспериментирует со всем, что его окружает, и с самим собой. Это его способ познания мира. Ему в любом случае приходится овладевать навыками отношений с миром, осваивать способы реагирования на окружающую среду. Он берет те, которые оказываются доступными и не кажутся недостойными.
Итак, подросток – становящийся человек, переживающий острый период превращения из ребенка во взрослую, самостоятельную личность. Можно выделить определенные задачи развития, которые он должен решить в этом возрасте, чтобы подготовиться к вступлению во взрослую жизнь.
От того, как подросток
решает эти задачи, зависит, насколько
свободно, активно, самостоятельно и
творчески он будет способен строить
свою дальнейшую жизнь. В целом к
окончанию подросткового
Однако если социальная ситуация развития неблагоприятна и взаимоотношения внутри нее нарушены, то возникает ситуация социально-психологической дезадаптации. При этом ресурсы подростка оказываются недостаточными и неадекватными, так что трудности, сопровождающие кризис, оказываются более стойкими и без специальной помощи скорее системно развиваются, чем преодолеваются, снижая качество личностных новообразований. Подросток увязает в проблемном образе жизни, проблемных ролях, проблемных социальных группах. И здесь ему необходима помощь взрослых, помощь специалистов.
Информация о работе Социальная ситуация в подростковом возрасте