Социальная ситуация в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:58, доклад

Описание

Подростковый возраст – это период человеческой жизни, когда все перестраивается и перекраивается, когда рушится старое и строится новое, когда все ставится под сомнение, а с другой стороны – во всем есть стопроцентная уверенность. Становясь взрослыми, мы с тоской вспоминаем романтические переживания нашей юности и снисходительно улыбаемся, замечая в наших детях когда-то присущий и нам максимализм и стремление все сделать по-своему. Но тогда, в четырнадцать или семнадцать, все было по-настоящему. Мы считали предательство самым большим грехом, первую любовь единственной, а прыщи на лице вызывали мысли о собственной никчемности.

Работа состоит из  1 файл

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ В ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРОСТЕ.docx

— 103.95 Кб (Скачать документ)

Социальная ситуация в подростковом возрасте

подростковый период – период завершения детства, вырастания из него, переходный от детства к  взрослости (с 10-11до 14-15 лет).

Что значит – быть подростком?

Подростковый возраст  – это период человеческой жизни, когда все перестраивается и  перекраивается, когда рушится старое и строится новое, когда все ставится под сомнение, а с другой стороны  – во всем есть стопроцентная уверенность. Становясь взрослыми, мы с тоской вспоминаем романтические переживания  нашей юности и снисходительно улыбаемся, замечая в наших детях когда-то присущий и нам максимализм и  стремление все сделать по-своему. Но тогда, в четырнадцать или семнадцать, все было по-настоящему. Мы считали  предательство самым большим  грехом, первую любовь единственной, а  прыщи на лице вызывали мысли о  собственной никчемности.

Быть подростком – это  совсем не просто. Подросток вынужден решать, наверное, самые важные задачи, стоящие перед личностью. Я и  моя жизнь. Я и другие люди. Я  и весь мир вокруг меня. Подросток  должен разобраться со всеми этими  отношениями, найти себя и свое место  в этой жизни, ощутить свою целостность  и способность жить. Массу трудностей, больших и маленьких, он вынужден преодолевать на этом пути, часто оставаясь  в одиночестве, без поддержки  со стороны близких людей.

 Способны ли мы понять  подростка и помочь ему в  борьбе за здоровое существование?  Как нам услышать его, как  достучаться до этого чуткого  к окружающим и одновременно  жестокого человечка, полного  стремления покорить этот мир?  Каков он – пятнадцатилетний  гражданин, как он понимает  этот мир и нас с вами?

Они стремятся познать  этот мир. Они хотят узнать все, любой  ценой и прямо сейчас. Все –  потому что не хотят ничего упустить: вдруг это самое главное в  жизни? Любой ценой – потому что  пока все равно непонятно, что сколько стоит и есть ли ценности в человеческой жизни вообще. Прямо сейчас – потому что потом они не успеют, они живут только сейчас. Будущее для них весьма абстрактно (и в этом они больше похожи на детей, чем на взрослых), и тридцатилетние кажутся им стариками. Они хотят узнать себя, понять, на что способны, насколько ценны. Они пытаются понять и принять свое новое тело. Любая неудача или чье-то отвержение обесценивают их в собственных глазах. Они хотят быть всем или не быть вообще.

Несмотря на свою агрессивность, жесткость, равнодушие и «непрошибаемость»  они чувствительны и ранимы. Они  способны переживать, страдать, любить, уважать и верить.

Они хотят узнать других и  научиться жить среди людей. Они  показывают себя другим и стремятся  найти или завоевать свое собственное  место. Им нужно, как воздух, уважение и признание окружающих, и они  готовы многое за это отдать. Они хотят обрести принципы и правила, и кое-что у них уже есть. Они честны перед собой и теми, кто для них значим. И они уважают честность. Они хотят оценить и испытать на прочность этот мир, эту жизнь и себя. Они хотят понять, что важно, а что нет, построить свою жизнь, основываясь на своих собственных ценностях и убеждениях. Они хотят гордиться своей семьей, своими родителями и подвергают испытаниям их авторитет. Желая удостовериться в том, что их принимают такими, какие они есть, подростки проверяют родительскую любовь своими выходками.

 Почему они такие?  Что происходит с человеком  в этот период его развития? Какие аспекты поведения отражают  сущность подросткового возраста?  Каковы основные особенности  подросткового возраста с точки  зрения физиологии и психологии?

Отношения с  собой

Заметные физиологические  изменения. Бурный рост и перестройка  всех систем организма. Изменение внешности, вызывающее повышенное внимание к своему телу (оно как будто само заставляет обращать на себя внимание). Сомнения в своей ценности и адекватности, попытки осознать и изменить отношение к самому себе. Необходимость приобретения навыков взаимодействия с собой и со своими чувствами, решения личностных сложностей и проблем, отстаивания своего выбора и границ.

Отношения с  другими

Ориентация на сверстников. Подростку нужно общение, в котором  его воспринимают как личность, общение  на равных, общение взрослого с  взрослым. Другие варианты воспринимаются как давление и неискренность, вынуждают  убегать дальше и дальше, разрушать  больше и больше. Стремление принадлежать к группе, имеющей свое лицо («металлисты», «панки», «рэперы», «скинхеды», «готы» и многие другие).  Вместе с тем важно и стремление к уникальности, непохожести на «серую массу», желание выделяться и привлекать внимание. Отношения в семье становятся проблемными. Родители, как самые близкие взрослые, отвечают за всю взрослую часть человечества, и в основном протест подростка против мира взрослых ложится на их плечи. Да и самим родителям очень хочется видеть в своем ребенке не бунтаря и задиру, а полное осуществление всех своих несбывшихся чаяний. При этом значимость семьи для подростка сохраняется.  Особую важность приобретают отношения с противоположным полом. Подросток ощупью пытается строить эти отношения, ожидает чудесного преображения, болезненно воспринимает неудачи и ни за что не признается, что это для него важно. Особенность подростковой влюбленности – увлечение мечтой, образом, а не реальным человеком.

Отношения с  миром

Он разрушает многое вокруг себя, отказываясь от того, что ему  «преподносят на блюдечке». Он как бы говорит взрослым: «Я сам, я хочу свое собственное» – и отталкивает  предлагаемое в готовой форме  обществом и родителями. Основная ценность для него – свобода. Свобода в понимании подростка – это возможность делать то, что он хочет. Он экспериментирует со всем, что его окружает, и с самим собой. Это его способ познания мира. Ему в любом случае приходится овладевать навыками отношений с миром, осваивать способы реагирования на окружающую среду. Он берет те, которые оказываются доступными и не кажутся недостойными.

Итак, подросток – становящийся человек, переживающий острый период превращения  из ребенка во взрослую, самостоятельную  личность. Можно выделить определенные задачи развития, которые он должен решить в этом возрасте, чтобы подготовиться  к вступлению во взрослую жизнь.

От того, как подросток  решает эти задачи, зависит, насколько  свободно, активно, самостоятельно и  творчески он будет способен строить  свою дальнейшую жизнь. В целом к  окончанию подросткового возраста человек осваивает эти задачи, приобретая личностные особенности, которые станут спутниками его дальнейшей взрослой жизни. Эти задачи появляются у подростка не внезапно и не одновременно. Они актуализируются с появлением соответствующих потребностей, меняющихся по мере его биологического, психологического и социального взросления. Когда потребности актуальны, а собственных ресурсов для их удовлетворения еще недостаточно, для решения соответствующих задач развития подростку необходима помощь. В этом смысле можно говорить о том, что задача попадает в зону ближайшего развития подростка (термин Л.С. Выготского). Вслед за Л.С. Выготским будем называть окружающую подростка среду его социальной ситуацией развития, предоставляющей ресурсы для решения стоящих перед ним задач и преодоления сопутствующих трудностей. Столкновение с этими трудностями становится для подростка ценным опытом, который интегрируется им и выводит его на новые ступени развития.

Однако если социальная ситуация развития неблагоприятна и взаимоотношения  внутри нее нарушены, то возникает  ситуация социально-психологической  дезадаптации. При этом ресурсы подростка оказываются недостаточными и неадекватными, так что трудности, сопровождающие кризис, оказываются более стойкими и без специальной помощи скорее системно развиваются, чем преодолеваются, снижая качество личностных новообразований. Подросток увязает в проблемном образе жизни, проблемных ролях, проблемных социальных группах. И здесь ему необходима помощь взрослых, помощь специалистов.


Информация о работе Социальная ситуация в подростковом возрасте