Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 11:12, курсовая работа

Описание

В связи с актуальностью проблемы целью курсовой работы является изучение влияния психологических и социальных факторов на формирование девиантного поведения подростков в современных условиях.
Задачи исследования:
охарактеризовать основные методологические подходы к изучению девиантного поведения;
раскрыть сущность понятия «девиантное поведение»;
описать основные социально-психологические механизмы формирования девиантного поведения подростков;
выявить типичные формы подростковых девиаций;
рассмотреть рекомендации по профилактике девиантного поведения в под-ростковом возрасте.

Содержание

Введение
Глава 1. Методологические подходы к исследованию девиантного поведения.
1.1.Основные направления изучения девиантного поведения: биологический, психологический, социологический подходы.
1.2. Специфика девиантного поведения подростков.
Глава 2. Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков.
2.1. Влияние школьной среды на формы и уровень подростковых девиаций.
2.2. Влияние семьи на формы и уровень проявления школьных девиаций.
Глава 3. Практическое изучение влияния общественного мнения класса и микрогруппы на отрицательное поведение подростка
3.1. Организация и методы эмпирического исследования
3.2. Результаты исследования
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по психологии.doc

— 344.50 Кб (Скачать документ)

 

          В результате в 7 «Б» классе уровень сплоченности равен 14,8. Что показывает уровень сплоченности выше среднего. Для дальнейшего повышения сплоченности ребят необходимо как можно чаще приобщать к общественной, совместной работе, тем самым,  воспитывая в них дух гордости за группу, взаимоподдержку. За проделанную работу их обязательно нужно оценивать, подбадривать, зарождая в них интерес на новые коллективные достижения.  

В 7 «Б» классе учащихся с выраженным девиантным поведением выявлено не было. Атмосфера в классе очень благоприятная, благодаря  профессиональной работе школьного  психолога и классного руководителя. Классный руководитель совместно со школьным психологом проводят такие мероприятия, как проведение индивидуальной работы по коррекции поведения и снятия агрессивности, профилактика трудновоспитуемости учащихся, индивидуальные беседы по проблемам поведения и личностным проблемам, работа классного руководителя по сплоченности класса, направленные на развитие личности, формирование социально активной позиции школьников. Это способствует, на наш взгляд, своевременному предупреждению отклонений в поведении подростков.

Заключение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули  целый ряд проблем, одной из которых  является проблема девиантного поведения. Девиантное поведение – это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам. Девиантное поведение – следствие неудачного процесса социализации личности: в результате нарушения процессов идентификации и индивидуализации человека, такой индивид легко впадает в состояние «социальной дезорганизации», когда культурные нормы, ценности и социальные взаимосвязи отсутствуют, ослабевают или противоречат друг другу.

Отклонения от социальных норм, несмотря на большое разнообразие, имеют некоторые общие причины, поддерживающие их существование, а подчас ведущие к их росту и распространенности. По своей сути они сводятся к объективным и субъективным противоречиям общественного развития, которые нарушают взаимодействие личности с социальной средой. Общей закономерностью отклоняющегося поведения служит факт относительно устойчивой взаимосвязи между различными формами девиаций. Эти связи могут быть как прямыми (алкоголизм и хулиганство), так и обратными (убийство и самоубийство). Существует и зависимость всех форм проявления девиации от экономических, социальных, культурных и других факторов. Особую остроту эта проблема приобретает в переходном обществе, где все сферы общественной жизни претерпевают серьезные изменения и происходит девальвация прежних норм поведения. По этой причине крайне важным для общественной системы в переходный период является социальный контроль над деятельностью отдельных личностей и социальных групп, слоев и т.п.

Проблема девиантного  поведения детей и подростков является сложной социальной реальностью, требующей координации усилий теоретиков и практиков. В настоящее время взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, деформации межличностных связей, разнообразия поколений, утраты многих традиций. Нестабильность ситуации в обществе, отторжение значительного количества населения от общественно значимых форм деятельности обуславливает значительный рост социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних.

К девиантному поведению  подростков относятся различные  действия агрессивного, антисоциального характера, правонарушения, а также типично подростковые реакции, такие как побег из дома. Последние формы обычно не носят патологический характер и должны с взрослением исчезать.

Появление нарушений  поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов. Эти факторы рассматриваются по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. Остается спорным вопрос о том, как взаимодействуют разного рода факторы, определяя нарушенное поведение. Обычно выделяется три типа причин: социальные, личностно-психологические и биологические. Недостаточно изученной является роль наследственности, хотя примеры девиантного поведения приёмных детей, воспитывающихся с раннего возраста в благополучных семьях, достаточно показательны. Ведущими признаны личностные особенности подростков, которые складываются под влиянием среды. Не существует какой-либо конкретной черты, предопределяющей девиации в поведении, но есть комплекс черт, который может привести к поведенческому отклонению. Обычно он включает в себя такие качества, как тревожность, заниженная самооценка и другие. Сам подростковый возраст является предпосылкой возникновения девиантного поведения. Процесс физического и психического развития вызывает изменения эмоционально-ценностного отношения к себе и появления недовольства собой и окружающими. Подростки, демонстрируя самоуверенность, черствость и развязанное поведение, часто испытывают робость, застенчивость и повышенную чувствительность.

Характер девиантного  поведения подростка зависит от того, как он реагирует на возникающие трудности: путем созидательных или разрушительных действий, каким образом общество стимулирует социально-инновационные, созидательные действия личности или же наоборот, не стимулирует их. Необходимо отметить все возрастающую роль средств массовой информации, как одного из социальных факторов, пропагандирующих агрессивные формы поведения.

Отклоняющееся: агрессивное  или замкнутое поведение подростков является одной из острейших социальных проблем нашего времени. Особую тревогу вызывает не только растущая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их жестокость, агрессивность. Девиантное поведение подростков становится источником душевных страданий не только родителей, но самих подростков, которые нередко сами становятся жертвами со стороны сверстников.

Учителя и даже родители нередко сами провоцируют агрессивное  поведение подростков и закрепляют его своей реакцией. Самыми распространенными методами борьбы с девиациями подростка часто являются различные санкции (замечания, выговор родителям, а нередко крик), что вызывает у многих детей чувство безнадежности и раздражения из-за того, что взрослые совершенно не хотят понять его и помочь, научить справляться с собой, контролировать себя. Задача педагогов и родителей состоит именно в том, чтобы установить доверительные отношения с «трудным» подростком и способствовать его развитию, а также создать благоприятные условия для его воспитания.

Список использованной литературы

  1. Белая М.А. «Девиантное поведение подростков» http://kref.ru/info/psikhologijasotsiologija/134975/
  2. Беличева С.А. Основы превентивной психологии. – М.: РИЦ консорциума «Социальное здоровье России», 1993. – 199 с.
  3. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр. соч.: в 6 т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. – С. 5-242.
  4. Выготский Л.С. Трудное детство // Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1984. – С. 137-149.
  5. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как социологическая теория // Социс. – 1991. – № 4. – С. 72-78.
  6. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2008. – 120 с. (школьное образование)
  7. Донцов А.И. О понятии «группа» в социальной психологии // Вес. Моск. Ун-та. Сер 14, Психология. – №4. – С.17-25
  8. Казанская В.Г. Подросток. Трудности взросления. – СПб.: Питер, 2006. – 240 с.
  9. Клейберг Ю.А. Социальная психология девиантного поведения. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с. (Серия «Учебное пособие»)
  10. Кулагин Л.Г. О подростках, которым трудно // Советская педагогика. – 1991. – №6. – С. 141-142.
  11. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. – Л.: Медицина, 1985. – 416 с.
  12. Микляева А.В., Румянцева П.В. «Трудный класс»: диагностическая и коррекционная работа. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
  13. Основы социальной работы: Учебник. //Отв. ред. П.Д. Павленок. – М.: ИНФРА-М, 1999. – 368 с.
  14. Першанина Е. Проблема профилактики педагогической запущенности подростков // Советская педагогика. – 1984. – №5. – С. 141.
  15. Подростковый возраст – все ли в норме? Комплект диагностических методик для комплексного обследования учащихся средней школы / авт.-сост. В.И. Екимова, А.Г. Демидова. – М.: АРКТИ, 2008. – 72 с. (школьное образование)
  16. Практикум по психологии / Под ред. Ф.Г. Степанова: Учебное пособие для непсихологических факультетов высших педагогических учебных заведений. – Орехово-Зуево: МГОПИ, 2006. – 436 с.
  17. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов // Отв. ред. Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. – М.: Норма, 2003. – 912 с.
  18. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: ИЦ Академия, 1996. – 320 с.
  19. Сурков А. Семейные войны // Стрела – №14 (143) – 1999, апрель – С. 6.
  20. Трудные подростки: Практические материалы по психодиагностике и оценке отклоняющегося поведения / Авт.-сост. В.И. Екимова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2009. – 84 с. (Школьное образование)
  21. Фурманов И.А. Психология детей с нарушениями поведения. – М.: Владос, 2004. – 351 с.
  22. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. – СПб.: Речь, 2007. – 480 с.
  23. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект, 2005. – 336 с.
  24. http://bugabooks.com/book/212-psixologiya-deviantnogo-povedeniya/5-glava-1-psixologiya-deviantnogo-povedeniya-osnovnye-ponyatiya-i-podxody.html
  25. http://knowledge.allbest.ru/psychology/3c0a65625b2bd78a5c53a88521216c27_1.htm
  26. http://www.bestreferat.ru/referat-218153.html



Информация о работе Социальная среда как фактор влияния на формы и уровень проявления девиантного поведения подростков