Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:26, курсовая работа
Перевод экономики России на рыночный механизм функционирования высветил одну из самых острых жизненных проблем - отсутствие у государства программы социальной стабильности граждан. Эта категория, как и многие другие из данной области, весьма сложна и неоднозначна. Поэтому необходимо разобраться в сущности данного понятия, условиях и механизме ее реализации.
Введение 2
1. Необходимость социальной стабильности и ее сущность 3
1.1. Экономика и защищенность 3
1.2. Виды социальной защиты 6
1.3. Субъекты и объекты социальной защиты 7
1.4. Государство 8
1.5. Профсоюзы 11
1.6. Союзы предпринимателей 12
1.7. Взаимодействие субъектов социальной защиты 14
2. Источники социальной нестабильности и практика их нейтрализации 15
2.1. Источники социальной нестабильности 15
2.2. Механизмы нейтрализации источников социальной нестабильности 16
2.3. Практика нейтрализации источников социальной нестабильности 17
2.4. Инфляция 20
2.5. Милитаризация экономики и военные конфликты 22
2.6. Экологические проблемы 23
2.7. Несправедливое распределение доходов 23
Заключение 26 26
Список использованной литературы 27
Основные отличия между странами по данной проблеме касаются условий выплаты и длительности сроков получения пособия. Сроки выплаты помощи в различных странах различны. Помощь, обеспечивающая минимальный прожиточный уровень и частичное возмещение квартплаты и некоторых других коммунальных услуг выплачивается государством трудящимся, которые могут по какой-либо причине получить пособия или помощь по безработице (или уже истекли сроки их получения), а трудоустроиться по не зависящим от них обстоятельствам так и не смогли.
В России процесс социально-экономической защиты трудящихся от безработицы находится в зачаточном состоянии, Многие проблемы в законодательном порядке еще не решены. А те нормы финансовой помощи безработным, которые были установлены, уже давно съедены галопирующей инфляцией.
Данный источник незащищенности является одним из самых тяжелых и трудноизлечимых недугов современной экономики, Рождается эта болезнь на денежном рынке, поражал в дальнейшем весь экономический организм. Выражается инфляция в дисбалансе спроса и предложения, проявляющемся в скачкообразном и непрерывном росте цен. Но это не единственный ее признак. Она имеет место и при стабильных ценах, если они сочетаются со всеобщим хроническим дефицитом, т.е. отставанием предложения от спроса.
От инфляции страдают в первую очередь трудящиеся, то неизменный уровень катастрофически снижается. Это происходит во-первых, посредством девальвации сбережений; во-вторых, результате снижения текущих реальных доходов; в-третьих, вследствие деформации системы налогообложения.
Инфляция приводит к уменьшению покупательной способности денежной единицы. От этого в первую очередь страдают граждане, имеющие денежные сбережения и хранящие их в виде наличных денег на банковских счетах или в форме облигаций. Каждое новое повышение цен сокращает количество товаров, которые они могут приобрести.
Защитить интересы граждан в данном случае возможно путем увеличения процента по вкладам, который должен быть несколько выше, чем темп роста цен. Этим удается уберечь сбережения от обесценения и увеличить приток вкладов, обеспеспечивая тем самым инвестиционный процесс важным источником. В этом же направлении должно действовать и государство. Поскольку оно не сумело предупредить развитие этой болезни, то необходимо обеспечить менее болезненное ее протекание. Поэтому государство должно давать гражданам возможность свободно вкладывать свои сбережения в акции и недвижимость.
Экономика нашей страны подвержена подавленной инфляции. В этих условиях собственники сбережений страдают не только от роста цен, но и от физической утраты части денег. Это связано с тем, что в условиях всеобщего дефицита невозможно полное их отоваривание. Возникает парадоксальная ситуация: определенную сумму денег, воплощающую результаты прошлого труда людей, не удается превратить в товары, потому что она утеряна.
Одна из защитных мер в этом случае - индексация вкладов. В нашей стране она была проведена в 1991г. Вклады граждан были увеличены на 40%. Выплата компенсации была намечена на 1993г. Однако этой акцией государства были защищены интересы только части граждан, тех, кому в 1991г. была разрешена целевая выплата - на приобретение предметов длительного пользования. Для остальной части граждан, которой компенсация выплачивалась в 1992г., она уже ничего не значила, так как была полностью съедена инфляцией.
Водной мерой социально-экономической защиты от инфляции является ндексация заработной платы. Повышение заработной платы в соответствии с ростом общенационального индекса розничных потребительских цен получило особенно широкое распространение во Франции, Бельгии, Люксембурге, Нидерландах, Дании, Греции, Португалии, США и Канаде. В этих странах действует порядок, установленный либо правительством, либо согласованный при заключении коллективных договоров. В ФРГ, Австралии, Швеции и Японии профсоюзы предпочитают прямое коллективно-договорное регулирование заработной платы с учетом роста цен. Пересмотр индекса розничных цен имеет страховую специфику.
Инфляция пожирает не только сбережения. Она снижает и уровень текущих реальных доходов. Это характерно для нашей страны, в экономике которой действуют механизмы подавленной инфляции. Известно, что индексация номинальных доходов и другие известные методы защиты населения от инфляции имеют отношение лишь к денежным характеристикам благосостояния и бессильны в условиях всеобщего дефицита. Не меняется положение потребителя и в условиях открытой инфляции.
Благосостояние людей снижается и в результате возникновения эффекта инфляционного налогообложения. Этот эффект появляется только в той экономике, где существует прогрессивная система налогообложения. Государство, защищая своих граждан от инфляции осуществляет индексацию их номинальных доходов. В результате налогоплательщик получает больший доход одновременно он перемещается из одной группы налогоплательщиков в другую, с более высокой ставкой подоходного налога. По своей покупательной способности более высокий доход может оказаться меньше по той простой причине, что его съедает теперь не только инфляция, но и более высокая ставка подоходного налога.
Этот и источник незащищенности занимает особое место. Это связано с тем, что он, во-первых, носит глобальный характер. Каждый без исключения человек в той или иной степени испытывает негативное влияние милитаризации экономики и войн Во-вторых, милитаризация экономики и войны угрожает самой жизни человека. Известно, что в течение последних 5 тыс.лет имело место 15 тыс. больших и малых войн, в ходе которых погибло 4 млрд. человек.
Нейтрализация этого источника социально-экономической незащищенности людей - проблема общечеловеческая. Конец 80-х- начало 90-х годов характеризуется положительными сдвигами в этой области. Однако для России данная проблема усугубляется ее статусом правопреемницы СССР. На ее плечи легли, по существу, все проблемы содержания армии бывшего СССР, что естественно, сказывается негативным образом на благосостоянии народов России.
Необходимо констатировать, что мировое сообщество оказалось не в состоянии обеспечить социально-экономический прогресс, не обостряя глобальные проблемы. Одной из наиболее сложных и острых становится экологическая проблема. Однако человечество, с учетом нашей приспособляемости, вполне может улучшить ситуацию, удержать ее в определенной норме, и защитить людей от экологической катастрофы.
Мировая практика знает два механизма распределения доходов- рыночный и административно-командный. Ни один из них в чистом виде не может справедливо решить эту проблему.
Для рыночного механизма характерен один критерий распределения - любой доход, полученный в результате конкуренции на рынке товаров, услуг, капиталов и рабочей силы считается справедливым. Однако рыночное распределение не учитывает интересы работников фундаментальной науки, я также гражданин, который по своему социальному статусу выступает в данный момент только в качестве потребителя (инвалиды, дети, старики). То, что справедливо с точки зрения законов рынка, оказывается несправедливым с общечеловеческих позиций. Процесс осознания этого факта сопровождался довольно острыми социальными конфликтами. В результате он завершился расширением социально-экономических функций государства. В одних странах это происходило постепенно, в меру объективной необходимости путем реформ, тогда как в бывших социалистических странах - путем слома рыночного механизма и замены его административно- командным.
С общечеловеческих позиций можно считать справедливым такое распределение доходов, которое гарантирует реализацию неотъемлемого социально-экономического права человека- права на повышение стандарта благосостояния, обеспечивающего ему достойное существование. Такая постановка вопроса предполагает сравнения результатов, достигнутых в странах, экономика которых функционирует на основе того или другого механизма распределения доходов.
Одним из важнейших показателей, который может служить основой межстранового сопоставления пропорций, распределения доходов и удовлетворения социально-экономических интересов различных групп и слоев населения, является удельный вес фонда заработной платы всех работников промышленности и других отраслей народного хозяйства в национальном доходе. Будучи одной из самых низких в мире, доля заработной платы в национальном доходе в России соответствует низкому по мировым стандартам уровню средней реальной зарплаты. Это говорит, во-первых, о несправедливом распределении национального дохода, а, во-вторых, о том, что зарплата у нас утратила свои основные экономические функции- стимулятора качественного труда и повышения его производительности.
Труд, утративший свою законную, экономически обоснованную долю в национальном доходе, наказывает производство тем, что низводит до своего уровня качество всех остальных факторов производства.
В бывшем социалистическом обществе заработная плата была оторвана от решения проблем социального обеспечения, получения образования, медицинского обслуживания и обеспечения жильем. Все эти блага и услуги распределялись через общественные фонды потребления.
Распределение благ и услуг через общественные фонды потребления осуществлялись на основе принадлежности человека к тому или иному ведомству, отрасли, которая и определяла его социальный статус, а следовательно, и его доли в этих фондах. Чем важнее ведомство, тем их было больше.
Сущность социально-экономической стабильности граждан состоит в законодательном обеспечении их экономических, политических, социальных и иных прав и интересов. Различают два вила социально-экономической защищенности: ограниченную и абсолютную. Ограничения социально-экономическая защищенность - это обеспечение всем членам общества гарантированного минимума уровня жизни, защиты от тяжелых физических лишений.
Абсолютная защищенность представляет собой обеспечения государством относительного благополучия какому-то лицу или категории граждан.
Субъектами социально-экономической защищенности являются; государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.
Источники социально-экономической незащищенности подразделяются на две группы: абсолютные и относительные, К абсолютным источникам относятся те, которые при любой направленности их динамики однозначно влияют на защищенность граждан - снижает ее. Это прежде всего безработица, инфляция, милитаризация экономики, военные конфликты, экологические проблемы.
Вторая группа включает такие источники, которые только при ухудшении их динамики становятся источниками незащищенности. Это несправедливое распределение доходов, уровня личного потребления, сокращение объема и снижение качества медицинских услуг, ухудшение социального обеспечения и сокращение социальной помощи, обострение жилищной проблемы.
Переход к рыночному механизму функционирования экономки обострил проблемы социально-экономической защищенности военнослужащих.
1. Кожухарь В.Г.. Социальная стабильность: понятие, проблемы социальной стабильности.М.,2001
2. Лемешев С.В.. Проблемы обеспечения социальной справедливости в вооруженных силах Российской Федерации. М., 2002.
3. Кибакин М.В. Социальная защищенность населения, ее обеспечение в современных условиях (социологический анализ). М., 2001.