Социальное одиночество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 11:17, контрольная работа

Описание

«Одиночество» в современной жизни почти столь же распространенный термин, как «глобализация», «Интернет» или «политкорректность». Парадоксально само по себе уже то, что несмотря на стремительные темпы развития всех без исключения коммуникационных сетей (телефонизация, мобильная связь, СМИ, Интернет и т. п.), а также постоянное увеличение плотности городского населения, все больше людей чувствуют себя одинокими.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......
3
1.Теоретические подходы к изучению одиночества……………………………
4
2.Социальное одиночество: причины и формы…………………………………
10
3.Методы преодоления социального одиночества……………………………..
14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Работа состоит из  1 файл

социальное одиночество 505.docx

— 43.74 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......

3

1.Теоретические подходы  к изучению одиночества……………………………

4

2.Социальное одиночество:  причины и формы…………………………………

10

3.Методы преодоления социального  одиночества……………………………..

14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….

18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………...

20


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

«Одиночество» в современной  жизни почти столь же распространенный термин, как «глобализация», «Интернет» или «политкорректность». Парадоксально  само по себе уже то, что несмотря на стремительные темпы развития всех без исключения коммуникационных сетей (телефонизация, мобильная связь, СМИ, Интернет и т. п.), а также постоянное увеличение плотности городского населения, все больше людей чувствуют себя одинокими.

Социальное одиночество  является одной из актуальнейших проблем в социальной, духовной и культурной жизни общества (в том числе и российского). Долгое время в России (точнее, в Советском Союзе) проблема социального одиночества не изучалась, поскольку считалось, что одиночество социалистическому обществу не свойственно (согласно официальной доктрине, одиночество было присуще только буржуазному миру и являлось одним из отрицательных последствий капитализма и стиля жизни западного общества). К тому же серьезнейший экономический, политический и духовный кризис, наступивший после распада СССР, усугубил социальное одиночество в нашей стране.

Становление современного российского  общества сопровождается процессами взаимного  отчуждения людей, что не может не сказываться на увеличении количества одиноких людей. Проблема одиночества, таким образом, оказывается весьма актуальной для современного российского общества.

 

 

 

 

 

 

1.Теоретические  подходы к изучению одиночества

 

В процессе изучения феномена социального одиночества были выделены следующие подходы в трактовке этого сложного социального и социально-психологического явления.

Экзистенциальная  психология и ее представители (И. Ялом, К. Мустакас) считали, что одиночество изначально заложено в природе человека, что это вполне естественное состояние. Каждый человек уникален и неповторим, его нельзя до конца понять другому человеку, и поэтому с самого рождения он «обречен» на одиночество.

Экзистенциальная психология тесно связана с экзистенциальной философией (предшественниками идей экзистенциальной психологии, например, можно назвать таких философов, как Ж.-П. Сартр, А. Камю, Н.А. Бердяев, М. Хайдеггер).

В экзистенциальной психологии выделяют основной конфликт, который  объясняется постоянным противостоянием  индивида с условиями его существования  в объективном мире. Одиночество, или изоляция, относится к данностям  бытия. Экзистенциалисты не считают  чувство одиночества патологией, а видят его причины в условиях бытия индивида. К. Мустакас, например, разделяет понятия «суета одиночества» и «истинное одиночество». Первое – это совокупность защитных механизмов, которые позволяют человеку отрешиться от решения существенных жизненных вопросов путем осуществления «активности ради активности». Истинное же одиночество возникает от осознания «реальности одинокого существования». Другой представитель экзистенциального направления, И. Ялом, считает, что

такому осознанию способствует столкновение личности с пограничными жизненными ситуациями (смерть, жизненные  перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку.1

Психоаналитический  подход (в рамках неофрейдистской парадигмы). Его придерживались такие ученые, как Л. Зилбург, Х. Салливан, Ф. Фромм-Рейхман. Как и сторонники других фрейдистских концепций, они считают, что все предпосылки одиночества уходят корнями в детство. Этими учеными проводились исследования, целью которых было показать связь одиночества

человека с его отношениями  с матерью или отцом в детстве; влияние различных психологических  детских травм и т. п. Так, Зилбург различал одиночество и уединенность, считая второе состояние нормальным и преходящим, а первое – непреодолимым, неприятным, постоянным ощущением3. Причинами одиночества он называл особые черты самой личности, такие как нарциссизм, мания величия, враждебность. Все эти черты, по мнению Зилбурга, возникают в детском возрасте, когда ребенок, одновременно ощущая радость быть любимым, испытывает потрясение от того, что он мал и слаб и вынужден ждать удовлетворения своих потребностей от других людей. Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки.

Гуманистическая социология (или человеко-центрированный подход) (К. Рождерс, Л. Хьелл, Д. Зиглер и др.) говорит о том, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность. Согласно Роджерсу, одиночество – это проявление слабой приспособляемости личности, а причина его – несоответствие представлений человека о собственном «я».2

Социально-психологический  подход (А. Боумен, Д. Рисмен) возлагает ответственность за возникновение одиночества на общество, в котором происходят процессы, ведущие к одиночеству. Так, Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности. Рисмен в книге «Одинокая толпа» говорит, что одна из главных причин одиночества – ориентация на других6. Люди хотят нравится другим, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, уходят от своего «я», что приводит к «синдрому обеспокоенности» и зависимости личности от внимания к ней. Он использует термин «одинокая толпа», характеризуя современное американское общество.

Когнитивный подход (В. Дерлега, С. Марголиус, Д. Перлман, Л. Пепло). Особый упор в данной концепции делается на несоответствие социального и индивидуального опыта индивида. Л. Пепло, например, в работе «Одиночество и самооценка» пишет, что познание есть фактор, который опосредует связь между недостатком социальности и чувством одиночества.

Познание причин одиночества  может влиять на интенсивность переживания и на восприятие самого одиночества. Она полагала, что одиночество возникает в случае осознания человеком разногласий между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. Когнитивные факторы у Пепло – это процессы, происходящие внутри индивида, согласовывающего свою деятельность с реальностью.

Существуют также подходы, в которых одиночество рассматривается  как часть (компонент) более общей  концепции. Так, Э. Фромм говорит об обществе потребления как о причине одиночества. К. Хорни разрабатывает психосоциальную доктрину одиночества, куда включает множественные факторы, в том числе и проблемы современной семьи. Э. Тоффлер описывает так называемое «общество третьей волны», неизбежным атрибутом которого является «одиночество в толпе».

Особняком стоит так называемая интегративная модель одиночества У. Садлера и Т. Джонсона10, в которой изучаемый феномен определяется через внутренний мир личности, или мир «я», как динамический процесс, обусловленный переживаниями индивида в контексте жизненных отношений и связей человека. Данная модель хорошо раскрыта в статье У.А. Садлера и Т.Б. Джонсона «От одиночества к аномии». Данная модель имеет значительные отличия от многих других, и прежде всего – она является меж-

дисциплинарной. В нее  включены объяснительные схемы когнитивной  психологии, экзистенциальной, социальной психологии и гуманистической социологии.

Главное положение этой модели состоит в том, что человек от природы наделен определенными возможностями, и его цель в жизни – как можно лучшая их реализация. Для их реализации он должен тем или иным образом взаимодействовать с окружающим миром (здесь у Садлера и Джонсона возникает понятие «связи», которое является крайне важным для понимания их концепции одиночества). Такие связи бывают разных уровней, на каждом

уровне человек испытывает определенные трудности в установлении этих связей. Для того чтобы успешно  реализовать свой потенциал, человек  должен найти свое место в мире на всех уровнях и установить на каждом из них необходимое ему количество связей. А всего таких уровней у Садлера и Джонсона три: межличностный, социальный и глобальный. Утрата основополагающих связей ведет к переживанию чувства одиночества.

Садлер и Джонсон определяют одиночество как субъективное переживание, которое вызывает комплексное и  острое чувство, выражающее определенную форму самосознания, и показывает раскол основной реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности.3

Таким образом, получается, что одиночество имеет как  бы два аспекта: с одной стороны, это особая форма самовосприятия человека, характеризующая его внутриличностное состояние; с другой стороны – это самовосприятие тесно связано с определенным отношением к окружающему миру, то есть его невозможно отделить от контекста жизненных отношений и связей (отсюда и термин «социальное одиночество»). Садлер и Джонсон определяют (исходя из значимых для человека видов восприятия себя и окружающего мира) четыре уровня экзистенциальных возможностей человека:

1) уникальность судьбы  индивида, реализация врожденного  «я»;

2) традиции и культура  личности (принятые в процессе  социализации), дающие основные ценности  и идеи, с помощью которых осуществляется интерпретация переживаний личности;

3) социальное окружение  индивида, формирующее способы отношений  с другими людьми, а также сферы,  в которых возникает участие  индивида в группах и принятие  им определенных социальных ролей;

4) восприятие других людей,  с которыми человек устанавливает  отношения «я–ты» и которые  могут со временем развернуться в другую реальность – «мы».

Четыре уровня задают четыре типа одиночества, причем они не исключают друг друга: человек может быть одинок сразу на нескольких уровнях. Разрыв человека с собственным «я», с самим собой порождает, по Садлеру и Джонсону, космический тип одиночества. В этом случае затрагиваются глубины человеческой психики, и снятие проблемы одиночества уже не может быть осуществлено через простое человеческое общение: дисбаланс оказывается значительно глубже. Простая ликвидация физической изоляции человека не приведет к разрешению проблемы одиночества. Переживания данного типа порождают страх одиночества и стремление его подавить, что приводит человека к обоснованию его веры в то, что изоляция – истинное состояние человеческого существования.

Второй тип одиночества  – культурное. Оно характеризуется отчуждением от культуры как системы нормативных значений и ценностей. Культурное одиночество дает о себе знать, когда человек ощущает, что общепринятая культура неприемлема для его внутреннего мира. Чаще всего подобный тип одиночества бытует в обществах, где происходят бурные социальные изменения, где нарушаются сами основы устоявшихся культурных традиций.

Для таких обществ характерен феномен «разрыва поколений».

В «спокойных» же обществах  данный тип одиночества характерен для выдающихся людей, чьи идеи значительно опережают свое время.

Третий тип одиночества  – социальное. К данному типу одиночества можно отнести формы частичной социальной изоляции, такие как лишение членства в группе, неприятие группой. В случае переживания социального одиночества человек чувствует себя исключенным из той или иной группы, покинутым, посторонним, лишним. Социальное одиночество процветает в раздробленных обществах, переживающих периоды перестройки, с неопределенностью социальных границ. К социальному одиночеству также ведут изменения, которые способствуют распаду традиционных групп, развалу иерархии социальных позиций, а также отсутствию четкого распределения ролей в группах.

Последний тип одиночества, по Садлеру и Джонсону, межличностное одиночество. Оно связано с потерей постоянного общения с другим человеком. Неумение общаться, устанавливать доверительные отношения с другими людьми ведут к данному типу одиночества.4

В нашей стране отдельные  публикации по теме социального одиночества появились лишь в последние десятилетия. В советские годы одиночество не изучалась ни как психологическая, ни как социальная проблема. С начала 1990-х годов ситуация изменилась, однако единой концепции до сих пор не сложилось, все исследования носят разрозненный и несогласованный характер. Основная часть из них основана на трудах зарубежных ученых. Среди авторов: К.А. Абульханова-Славская, М.М. Бахтин, О.В. Данчева, А.Б. Добрович, В.А. Кан-Калик, И.С. Кон, И.И. Овчаренко, Ж.В. Пузанова, Л.И. Старовойтова, Г.М. Тихонов, С.Г. Трубникова, А.У. Хараш, Ю.М. Швалб, О.В. Ясицкая и др. Кроме того, следует отметить, что в последние два десятилетия книжные магазины испытывают небывалый наплыв популярной литературы (также псевдопсихологической), в которой даются самые различные объяснения одиночества вкупе с советами по его преодолению.

 

2.Социальное одиночество:  причины и формы

 

Социальное одиночество  всегда воспринималось по-разному.

В любом случае одиночество  – это всегда противопоставление общности. Это два диаметрально противоположных способа существования человека: либо он в обществе, либо в одиночестве.

Информация о работе Социальное одиночество