Социально-психологические особенности удовлетворенности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования - рассмотреть удовлетворённость жизнью и ее социально-психологические особенности. Выявить уровень удовлетворённости жизнью у студенток III курса.
Задачи:
1. Проанализировать понятия удовлетворённости жизнью и благополучия.
Выяснить, какую роль играют потребности в удовлетворённости жизнью.
3. Рассмотреть разумную организацию жизни, как особенность удовлетворённости жизнью.
4. Провести экспериментальное исследование с помощью теста на выявление удовлетворённости жизнью.
5. Выяснить уровень удовлетворённости жизнью у студенток III курса в возрасте 18-20 лет, не работающих, не замужних.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЯ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ ЖИЗНЬЮ И БЛАГОПОЛУЧИЯ
1.1 Сущность понятия удовлетворённости жизнью
1.2 Понятие о благополучие личности
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УДОВЛЕТВОРЁННОСТИ
2.1 Потребности, как социально-психологические особенности удовлетворённости жизнью
2.2 Разумная организация жизни и удовлетворённость как один из её критериев
РАЗДЕЛ 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (ТЕСТ НА УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ ЖИЗНЬЮ)
3.1 Анализ проведённых тестов и вывод
3.2 Исследование удовлетворенности жизнью украинцев в 2008 году
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

забота.rtf

— 439.95 Кб (Скачать документ)

     6. Девятнадцатилетняя испытуемая, студентка, согласна с утверждением, что её домашние условия превосходны и что её жизнь идеальна почти во всех отношениях. Отчасти согласна с утверждениями, где речь идёт о том, что она полностью удовлетворена жизнью и что до сих пор она получала от жизни всё, что ей было необходимо. Но не может сказать точно о том, что если бы она начала жизнь заново, ничего не стала бы менять. Результат этой испытуемой выше среднего, 26 баллов указывает на то, что она очень довольна своей жизнью.

     7. Двадцатилетняя испытуемая, студентка, согласна с утверждением, что её жизнь идеальна почти во всех отношениях. Не может сказать точно, что её домашние условия превосходны. Также она считает, что полностью удовлетворена жизнью и что до сих пор она получала от жизни всё, что ей было необходимо. Но о том, что если бы была возможность начать жизнь заново, не может сказать точно, что при этом ничего не стала бы менять. Результат этой испытуемой можно охарактеризовать, как выше среднего, а точнее 26 баллов, а это означает, что она очень довольна своей жизнью.

     8. Девятнадцатилетняя испытуемая, студентка, отчасти согласна, что её жизнь идеальна почти во всех отношениях и что до сих пор она получала от жизни всё, что ей было необходимо. Также она уверенна, что её домашние условия превосходны. Считает, что полностью удовлетворена своей жизнью. По поводу того, что если бы начала заново жизнь и ничего не стала менять, не может сказать точно. Результат этой испытуемой выше среднего, 27 баллов. Она очень довольна жизнью.

     9. Восемнадцатилетняя испытуемая, студентка, согласна с тем, что её жизнь идеальна почти во всех отношениях, домашние условия превосходны, что она полностью удовлетворена своей жизнью. Отчасти согласна с тем, что до сих пор она получала от жизни всё, что ей было необходимо. И затрудняется ответить точно, изменила бы она что-то, если бы начала жизнь заново. Испытуемая очень довольна жизнью. Об этом говорит набранный результат выше среднего, 27 баллов.

     10. Восемнадцатилетняя испытуемая, студентка, отчасти согласна с тем, что её жизнь идеальна почти во всех отношениях и что до сих пор она получала от жизни всё, что ей было необходимо. Не может сказать точно, что домашние условия превосходны. Считает, что полностью удовлетворена своей жизнью. Уверена, что если бы начала заново жизнь, ничего не стала бы менять. Её результат также выше среднего, 27 баллов. Испытуемая очень довольна своей жизнью.

     11. Восемнадцатилетняя испытуемая, студентка, согласна с утверждениями в которых идёт речь о том, что её жизнь идеальна почти во всех отношениях, что она полностью удовлетворена жизнью и что не стала бы менять ничего, если бы начала жизнь заново. Отчасти согласна, что её домашние условия превосходны и что до сих пор она получала от жизни всё, что ей было необходимо. Общее количество баллов у этой испытуемой составляет 28, это является результатом выше среднего. Она очень довольна жизнью.

     12. Восемнадцатилетняя испытуемая, студентка, согласна с утверждениям в котором речь идёт о том, что её жизнь идеальна почти во всех отношениях. Также согласна с тем, что до сих пор она получала от жизни всё, что ей было необходимо. Совершенно согласна, что домашние условия превосходны, что полностью удовлетворена жизнью и что не стала бы менять ничего, если бы начала жизнь заново. Эта испытуемая в высшей степени довольна своей жизнью, результат намного выше среднего, 33 балла.

     13. Восемнадцатилетняя испытуемая, студентка, совершенно согласна с тем, что её жизнь идеальна почти во всех отношениях, что домашние условия превосходны и что не стала бы менять ничего, если бы начала жизнь заново. Считает, что полностью удовлетворена жизнью и до сих пор она получала от жизни всё, что ей было необходимо. Результат также намного выше среднего, 33 балла. В высшей степени удовлетворена жизнью.

     Выводы:

     Таким образом, после того как я провела тест на выявление уровня удовлетворённости жизнью среди студенток III курса 18-20 лет, которые являются не работающими и не замужними, я увидела, что из тринадцати человек только двое студенток (по 18 лет) набрали результат намного выше среднего, а именно 33 балла. Они в высшей степени удовлетворены своей жизнью. Результат выше среднего набрали восемь человек, из них один (18 лет) - 28 баллов, три (двое 18 лет и один 19 лет)- 27 баллов, два (19 и 20 лет) - 26 баллов и два (18 и 19 лет)- 25 баллов. Эти студентки очень довольны жизнью.

     Средний результат по 20 баллов набрали две студентки (18 лет), они более-менее довольны жизнью. И только одна студентка (20 лет) набрала результат явно ниже среднего, что указывает на то, что она не удовлетворена своей жизнью. 

     3.2 Исследование удовлетворенности жизнью украинцев в 2008 году 

     Материальное благополучие, работа и здоровье - основные источники удовлетворенности жизнью украинских горожан.

     Невзирая на нестабильную экономическую ситуацию в стране, украинцы в целом позитивно смотрят на жизнь. Так, более 40% жителей крупных городов Украины выражают удовлетворенность жизнью в целом, при этом наиболее положительно оцениваются такие сферы жизни как отношения с друзьями, успехи детей и работа. Исследование удовлетворенности жизни проводилось компанией InMind в ноябре 2008 года в крупнейших городах Украины, в опросе принимали участие люди в возрасте 16 лет и старше. Вопрос: "Оцените по 7-балльной шкале удовлетворенность..., где 1 - совершенно не удовлетворен, а 7 - полностью удовлетворен". Частная жизнь украинцев - основной источник положительных эмоций. Друзья, дети, работа - каждой из этих сфер в целом удовлетворены 50% и более процентов жителей городов-миллионников. Несколько меньше уровень удовлетворенности своим здоровьем и здоровьем близких, возможностью карьерного роста, жилищными условиями, материальным благосостоянием.

     Менее всего украинцы удовлетворены политической ситуацией в стране - только 1% респондентов отметили общую или частичную удовлетворенность ситуацией в стране.

     Наибольшее влияние на общую удовлетворенность жизнью оказывает материальное положение: т.е. практически все довольные своим материальным положением горожане оказываются довольны жизнью в целом.

     У менее обеспеченных жителей городов-миллионников удовлетворенность жизнью возрастает благодаря работе и здоровью. Наибольшая неудовлетворенность жизнью связана с низкими оценками материального состояния и низкой удовлетворенностью состоянием здоровья. Ни отношения с друзьями, ни политическая ситуация в стране существенного влияния на общую удовлетворенность не оказывают.

     Информация о проекте: Опрос проведен методом телефонного интервью среди жителей городов-миллионников (n=602) в возрасте 16 лет и старше. Репрезентативность выборки респондентов контролировалась по показателям пола и возраста. Полевой этап проходил 10-21 ноября. Погрешность общей выборки составляет 4% [9].

 

      ВЫВОДЫ 

     Таким образом, на страницах данной работы мы рассмотрели удовлетворённость жизнью и её социально-психологические особенности.

     Узнали, что термин «удовлетворенность жизнью» широко распространен и для него характерна неопределенность в предмете оценки. В психологическом аспекте более конструктивным является термин “благополучие». У него есть достаточно ясное значение, его трактовки совпадают или в значительной степени сходны в различных научных дисциплинах и обыденном сознании. Благополучие и чувство благополучия весьма значимы для любого человека, занимают центральное место в самосознании и всем субъективном (внутреннем) мире личности. Субъективное благополучие интерпретируется как обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности.

     Благополучие личности складывается из ряда составляющих: социального, духовного, физического (телесного), материального, психологического (душевного комфорта). В психологическом благополучии обобщенно представлена актуальная успешность поведения и деятельности, удовлетворенность межличностными связями, общением.

     Удовлетворенность жизнью связана с удовлетворением потребностей. Через реализацию потребностей человек, так сказать приближается к своему благополучию. По Маслоу существует пять уровней потребностей. Низший уровень - основные или физиологические потребности, такие, как потребности в пище, одежде, жилище и т.д., которые определяются биологической природой человека. Более высокий уровень - потребности в защищенности от “ударов судьбы”, таких, как несчастные случаи, болезни, инвалидность, нищета и др., которые могут нарушить возможность удовлетворения потребностей предыдущего уровня - физиологических потребностей. Еще более высокий уровень - социальные потребности, то есть потребности в общении, взаимоотношениях с другими людьми. По Маслоу, потребности каждого уровня связаны с возможностью удовлетворения потребностей предыдущего уровня, и социальные потребности вызваны стремлением более полно удовлетворить потребности в защищенности. Следующий уровень - потребности признания, или потребности “Эго”. Это - потребности в престиже, уважении окружающих, славе и т.д. Наивысший уровень потребностей - потребности в самосовершенствовании, или потребности развития.

     Важной особенностью удовлетворённости жизнью в целом является разумная организация жизни. Не умея так организовать свою жизнь, чтобы она была интересна ему самому и окружающим, человек, как правило, ссылается на обстоятельства -- житейские неурядицы, непонимание близких, отсутствие необходимых условий для самореализации. Но какими бы ни были внешние условия, решающее слово в организации жизни принадлежит разуму.

     Если рассматривать отношение к жизни в целом, то на основании общего мировосприятия можно выделить две позиции: оптимизм и скептицизм. Эти позиции имеют большое значение для уровня удовлетворённости жизнью. Например, оптимисты видят в жизни преимущественно хорошую сторону. А скептик часто видит столько трудностей на пути к самой привлекательной цели, что начинает сомневаться в необходимости ее достижения. Крайний скептицизм превращает человека в пессимиста, способного замечать в жизни только худшую ее сторону и не верить, что в будущем что-либо может измениться.

     Одним из важнейших критериев разумной организации жизни является социальная оценка продуктивности человеческой жизни, под которой понимается все то, что создано человеком для блага других людей. Как правило, результаты деятельности находят заслуженный отклик, высоко ценятся окружающими, поднимают авторитет человека, вызывают уважение к нему.

     Вторым критерий разумной самоорганизации жизни, является удовлетворённость жизнью (как в целом, так и ее различными сторонами). Человек может испытывать чувство неудовлетворенности не только собой, но и собственной жизнью. Он может быть неудовлетворен своей работой, людьми, с которыми общается, их деловыми или нравственными качествами и т. п. В основе этого, как правило, лежит защитный психологический механизм проекции. Фактически это неосознаваемая неудовлетворенность собственными качествами. Травмирующая неудовлетворенность работой -- это, по сути, неудовлетворенность своей способностью справляться с трудностями, которые возникают в процессе ее выполнения. Неудовлетворенность другим человеком -- это в основном неудовлетворенность своей линией поведения по отношению к нему. Ведь в ситуациях, в которых удалось дать достойный отпор недоброжелателю или просто неприятному человеку, возникает чувство глубокого удовлетворения.

     Третий критерий разумной организации жизни выступает такой весьма значимый для каждого человека показатель, как состояние его здоровья. На многое ли способен человек и может ли он иметь высокую степень удовлетворенности жизнью, если состояние его здоровья оставляет желать лучшего? Думаю, нет. Оценка собственного здоровья доминирует в субъективных переживаниях. Для большинства людей характерно доминирование «внешнего локуса контроля», т.е. склонность находить причины своего неблагополучия в несправедливом устройстве общества и других внешних обстоятельствах. Это проявляется и в отношении собственного здоровья. Более всего здоровье или нездоровье человека является следствием того образа жизни, который он выбирает и устанавливает сам для себя. Таким образом, состояние здоровья и, даже точнее, самочувствие человека является важным медико-биологическим критерием разумности организации жизни.

     Так же я рассмотрела ряд основных принципов разумной организации жизни, такие как:

     − перспективность;

     − определенность;

     − ритмичность;

     − тренировка;

     − общительность.

     Перспективность является принципом номер один и подразумевает обязательное наличие у человека жизненных целей. Ставя перед собой долговременные цели, человек определяет те ориентиры, стремясь к которым, он наполняет свою жизнь индивидуальным смыслом, отвечает себе на вопрос, ради чего он живет.

     Определенность -- наличие жизненных планов как конкретных программ реализации целей. Каждая более или менее значимая жизненная цель требует определенной последовательности действий, направленных на ее достижение, а следовательно, необходим предварительный план этих действий.

     Ритмичность -- это не только ситуативный режим деятельности, распорядок дня. Это и определенный ритм движения по жизненному пути. По наблюдениям советского ученого Н. Пэрна, на протяжении всей жизни происходит волнообразное изменение творческой активности человека с периодами подъема и спада. Причем с возрастом ритм жизни изменяется.

     Тренировка -- постоянные упражнения, способствующие повышению уровня функциональной подготовки человека к деятельности. Для успеха в любой сфере жизни необходим определенный уровень подготовленности. Уже в античной культуре в рамках философских концепций развивались идеи сознательного жизнестроительства, одним из принципов которого являлось регулярное упражнение. Постоянная упражняемость сказывается на ряде психических, в том числе и интеллектуальных, функций.

     Не менее важна и тренированность в сфере общения между людьми. Каким бы разумным ни представлялся человеку его образ жизни, если в нем нет места полноценному общению, душевные травмы, глубокая внутренняя опустошенность и вследствие низкая удовлетворённость жизнью неизбежны. Поэтому общительность является одним из ключевых принципов разумной организации жизни.

     В экспериментальной части этой работы, я провела тест на удовлетворённость жизнью среди студенток III курса для того чтоб выяснить насколько каждая из этих девушек удовлетворена своей жизнью и узнать какой уровень удовлетворённости жизнью преобладает. Моими испытуемыми были тринадцать девушек от 18 до 20 лет, которые не работают и не замужем. Я определила, что из тринадцати человек двое студенток набрали результат намного выше среднего, они в высшей степени удовлетворены своей жизнью. Результат выше среднего набрали восемь человек, которые очень довольны жизнью. Средний результат набрали две студентки, они более-менее довольны жизнью. И одна студентка набрала результат явно ниже среднего, что говорит о том, что она не удовлетворена своей жизнью. На мой взгляд это вполне хорошие результаты, преобладает выше среднего уровень удовлетворённости жизнью.

Информация о работе Социально-психологические особенности удовлетворенности