Социально-психологическй климат и стиль поведения людей в конфликтных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2013 в 23:22, дипломная работа

Описание

Цель исследования: изучить взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях.
исследования:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить понятия социально-психологического климата и конфликтных ситуаций в коллективе.
3. Определить взаимосвязь социально-психологического климата и
выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях.
4. Разработать коррекционную программу по профилактике возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.
5. Провести математическую обработку и анализ результатов исследования.
6. Сделать выводы по результатам исследования и разработать рекомендации по профилактике возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретические аспекты взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
1.1. Сущность понятия социально-психологического климата…………6
1.2. Понятие конфликта и стилей поведения людей в конфликтных ситуациях…………………………………………………………………………16
1.3. Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях ………………………………….30
Выводы по первой главе………………………………………………….39
Глава 2 Содержание опытно-экспериментального исследования взаимосвязи социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях
2.1. Этапы, методы и методики опытно-экспериментального исследования……………………………………………………………………..41
2.2. Коррекционная программа. Проведение опытно-экспериментального исследования……………………………………………..48
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. Рекомендации по профилактике возникновения конфликтных ситуаций…..56
Выводы по второй главе………………………………………………….64
Заключение………………………………………………………………..65
Литература………………………………………………………………...67
Приложения……………………………………………………………….70

Работа состоит из  1 файл

Дипломная конфликт 1.doc

— 598.00 Кб (Скачать документ)

Например, кажущейся причиной конфликта на работе может быть медлительность служащего. Но эта медлительность может скрывать более глубокий конфликт, причина которого - неудовлетворенность работой (недостаточное уважение, признание или недостаточная ответственность, что отчуждает человека от его работы). Если оказывать воздействие только на поверхностные проявления, то это будет подобно всего лишь внешнему косметическому ремонту, низкая эффективность которого проявится со временем, поскольку корни проблемы останутся. Человек может перестать быть медлительным, но тогда он будет прибегать к неосознанному саботажу, устраивая дополнительные перерывы в работе или используя в личных целях рабочее оборудование, убеждая самого себя в том, что он имеет на это право, поскольку его работа оценивается и оплачивается недостаточно. И это будет его способ получения некоторой компенсации. Стиль же сотрудничества побуждает каждого человека к открытому обсуждению его нужд и желаний. Служащий в описанной выше ситуации может прямо заявить о том, что он нуждается в признании, в более высокой оценке и ответственности. Если его начальник поймет это, то он пойдет этому человеку навстречу, а в результате служащий будет в большей степени посвящать себя работе, и, таким образом, проблема медлительности будет решена с дополнительными положительными эффектами.

Иными словами, для успешного  использования стиля сотрудничества необходимо затратить некоторое время на поиск скрытых интересов и нужд для разработки способа удовлетворения истинных желаний обеих сторон. Раз есть понимание, в чем состоит причина конфликта, имеется возможность вместе искать новые альтернативы или выработать приемлемые компромиссы.

Такой подход рекомендуется  использовать в описанных ниже ситуациях:

    • решение проблемы очень важно для обеих сторон и никто не хочет полностью от него устраниться;
    • имеют место длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;
    • есть время поработать над возникшей проблемой (это хороший подход к разрешению конфликтов на почве долгосрочных проектов);
    • оба человека осведомлены в проблеме и желания обеих сторон известны;
    • обе стороны хотят поставить на обсуждение некоторые идеи и потрудиться над выработкой решения;
    • оба участника способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;
    • обе вовлеченные в конфликт стороны обладают равной властью или хотят игнорировать разницу в положении для того, чтобы на равных искать решение проблемы.

Сотрудничество является дружеским, мудрым подходом к решению задачи определения и удовлетворения интересов обеих сторон. Однако это требует определенных усилий. Обе стороны должны выделить на это некоторое время, и они должны уметь объяснить свои желания, выразить свои нужды, выслушать друг друга и затем выработать альтернативные варианты решения проблемы. Отсутствие одного их этих элементов делает такой подход неэффективным. Сотрудничество среди прочих стилей является самым трудным, однако он позволяет выработать наиболее удовлетворяющее обе стороны решение в сложных и важных конфликтных ситуациях.

Стиль компромисса. При таком подходе характерно немного уступать в своих интересах, чтобы удовлетворить их в оставшемся. Другая сторона поступает также. Иными словами, участники конфликта сходятся на частичном удовлетворении желаний обеих сторон. Происходит это в процессе обмена уступками и обсуждений для разработки компромиссного решения.

Такие действия могут  в некоторой мере напоминать сотрудничество. Однако компромисс достигается на более поверхностном уровне по сравнению с сотрудничеством; один уступает в чем-то, другой также в чем-то уступает и в результате можно прийти к общему решению. Никто не ищет скрытые нужды и интересы, как в случае применения стиля сотрудничества. Рассматривается только то, что говорится друг другу о своих желаниях.

Стиль компромисса наиболее эффективен в тех случаях, когда  обе стороны хотят одного и того же, но можно быть уверенным, что одновременно это невыполнимо.

В таких ситуациях  сотрудничество может оказаться  невозможным. Возможно, что ни одна из сторон не имеет ни времени, ни сил, необходимых для него, или ваши интересы исключают друг друга. И тогда может помочь только компромисс.

Ниже перечислены типичные случаи, в которых стиль компромисса  наиболее эффективен:

    • обе стороны обладают одинаковой властью и имеют взаимоисключающие интересы;
    • стремление получить решение быстро, потому что нет времени или потому что это более экономичный и эффективный путь;
    • устраивает временное решение; можно воспользоваться кратковременной выгодой;
    • другие подходы к решению проблемы оказались неэффективными;
    • удовлетворение желания имеет не слишком большое значение и можно позволить себе несколько изменить поставленную вначале цель;
    • компромисс позволит сохранить взаимоотношения и выгоднее получить хоть что-то, чем все потерять.

Компромисс часто является удачным отступлением или даже последней  возможностью прийти к какому-то решению. Можно выбрать этот подход с самого начала, если очевиден недостаток в  руках власти для того, чтобы добиться желаемого, если сотрудничество невозможно, и если никто не хочет односторонних уступок. Таким образом, есть возможность частично удовлетворить обеих сторон, при этом всегда можно в будущем попытаться использовать иной подход к разрешению конфликта, если первичный компромисс, как кажется, устраняет проблему ненадолго.

Когда вы стараетесь найти  компромисс с кем-то, вам следует  начинать с прояснения интересов  и желаний обеих сторон. После  этого необходимо очертить область  совпадения интересов. Вы должны выдвигать  предложения, выслушивать предложения другой стороны, быть готовым к уступкам, обмену услугами и т.п. Продолжайте переговоры до тех пор, пока вы способны выработать приемлемую для обеих сторон формулу взаимных уступок. В идеальном варианте компромисс устроит вас обоих.

 

 

    1. Взаимосвязь социально-психологического климата и выбора стиля поведения людей в конфликтных ситуациях

 

Суммируя описанные  стили и методы решения конфликтов, можно самостоятельно выработать модель поведения в конфликтной или  чреватой конфликтом ситуации и добиваться осуществления своих целей вкаждом конкретном случае. При этом необходимо учесть, что важную роль при выборе стиля поведения во время конфликтов играют следующие факторы:

  • адекватность отражения конфликта;
  • открытость и эффективность общения конфликтующих сторон;
  • создание климата взаимного доверия и сотрудничества;
  • определение существа конфликта.

Рассмотрим каждый из этих факторов отдельно.

Адекватное восприятие конфликта. Очень часто в ситуации конфликта мы неправильно воспринимаем собственные действия, намерения и позиции, равно как и поступки, интенции и точки зрения оппонента. К типичным искажениям восприятия относятся:

”Иллюзии собственного благородства”. В конфликтной ситуации мы нередко полагаем, что являемся жертвой нападок злобного противника, моральные принципы которого весьма сомнительны. Нам кажется, что истина и справедливость целиком на нашей стороне и свидетельствует в нашу пользу. В большинстве конфликтов каждый из оппонентов уверен в своей правоте и стремлении к справедливому разрешению конфликта, убежден, что только противник этого не хочет. В результате подозрительность часто естественным образом проистекает из существующей предубежденности.

“Поиск соломинки  в глазу другого”. Каждый из противников видит недостатки и погрешности другого, но не осознает таких же недостатков у себя самого. Как правило, каждая из конфликтующих сторон склонна не замечать смысла собственных действий по отношению к оппоненту, но зато с негодованием реагирует на его действия.

“Двойная этика”. Даже тогда, когда противники осознают, что совершают одинаковые действия по отношению друг к другу, все равно собственные действия воспринимаются каждым из них как допустимые и законные, а действия оппонента - как нечестные и непозволительные.

“Все ясно”. Очень  часто каждый из партнеров чрезмерно упрощает ситуацию конфликта, причем так, чтобы это подтверждало общее представление о том, что его достоинства хороши и правильны, а действия партнера - наоборот, плохи и неадекватны.

Открытое и эффективное  общение конфликтующих сторон. Общение - это основное условие конструктивного разрешения конфликтов. Однако, к сожалению, в конфликтной ситуации коммуникация, как правило, ухудшается. Противники в основном стараются сделать друг другу больно, а сами занимают оборонительную позицию, скрывая любую информацию о себе. Межу тем коммуникация может помочь только тогда разрешить конфликт, когда обе стороны ищут способа достичь взаимопонимания.

Контроль эмоциональной  сферы. Когда человек “обуреваем”  эмоциями и захвачен конфликтом, ему  трудно выражать свои мысли и внимательно выслушивать противника. Одним из эффективных способов справится с человеческим гневом состоит в том, чтобы помочь друг другу освободиться от этих чувств. Люди получают психологическое освобождение, если они просто расскажут о своих обидах. Поэтому, порой, имеет смысл в самом начале конфликта пойти на риск и как можно полнее, пусть даже в резкой форме, высказать друг другу то, что чувствуешь.

И все-таки рискованно обнаруживать свои чувства, если это ведет к  эмоциональной реакции. Когда за этим не следишь, может разразиться крупная ссора. Поэтому, если вы чувствуете, что по мере предъявления своих претензий вы раздражаетесь все больше и больше и при этом обнаруживаете, что ваши жалобы только накаляют отрицательные эмоции оппонента, необходимо сказать себе: “Мне следует остановиться. Я должен подумать о том, что я могу сделать для решения этой проблемы в будущем”. После этого дайте понять противнику, что желаете остановить кипение страстей. Следует объяснить, что вы не собираетесь пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать их обоснованность, а хотите только сдержать их. Целесообразно сказать что-то в роде: “Да, я вижу, мы оба раздражены но это раздражение никуда нас не приведет. Мне хотелось бы, чтобы вы забыли о нем. Согласимся, что в прошлом случилось нечто неладное, в результате чего мы оба раздражены. Но теперь давайте вместе подумаем над тем, что мы могли бы предпринять в будущем”. Это может быть особенно полезным подходом, если вступили в конфликт с кем-то. С кем вы должны будете продолжать общение.

Хорошо бы, если бы каждый из противников мог хотя бы частично сообщить другому следующее:

  • что я хотел бы сделать, чтобы разрешить конфликт?
  • каких реакций я жду со стороны другого?
  • на какие последствия я надеюсь в случае, если будет достигнуто соглашение?

Преодоление страха в  конфликтной ситуации. Если вы хотите отделаться от страхов, ставших препятствием на вашем пути, примите метод визуализации, который может помочь вам в  этом случае.

Итак, уделите приблизительно одну минуту на то, чтобы видеть, слышать, ощущать этот страх, его источник на экране перед вашим внутренним взором. Варьируя условия, заметьте, в какой ситуации этот страх возрастает.

Преодоление конфликтов посредством  общения. Любое нарушение  общения может привести к конфликту. Иногда человек выражается недостаточно определенно и ясно, и тогда слова могут быть поняты неправильно. Иногда кто-то слушает невнимательно. И когда человек видит, что его не слушают, у него могут возникнуть чувства враждебности или осуждения.

Если вы используете в конфликтной ситуации ключевые элементы общения, то сделайте шаг к преодолению конфликтов. Итак,

  • уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями и чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение
  • следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений или установок. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.
  • старайтесь делать общение открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете
  • спросите самого себя, соответствует сказанное вашим истинным желаниям, нуждам или чувствам? Если не соответствует, то ваши интересы могут остаться неудовлетворенными.
  • не оставляйте неясностей. Втолковывайте то, что вы имеете в виду. Если вы не уверены, что ваше сообщение понято, попросите конфликтующую сторону повторить то, что вы сказали, чтобы убедиться в точности восприятия. Если же вы не можете что-то  понять с первого раза, не отрицайте этого. Признавая, что вы чего-то не поняли, вы сохраняете достоинство и доказываете самому себе свою честность и желание все делать правильно с самого начала .
  • научитесь слушать другого. Для этого придерживайтесь следующего: слушать с сочувствием; сосредоточиться на предмете разговора; относится к говорящему уважительно; слушать внимательно, не делая оценок; высказывать мнение об услышанном, чтобы показать человеку, что его действительно слушают; отметьте то, что вы не поняли или в чем не уверены; используйте для поддержания разговора неречевые средства (улыбайтесь, кивайте головой, смотрите в глаза).

Информация о работе Социально-психологическй климат и стиль поведения людей в конфликтных ситуациях