Социальные типы личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 07:56, реферат

Описание

Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих присущих всем людям качеств и способностей. Индивид – означает не делимый конечный, выражает существование единичного представителя человеческого рода конкретного носителя всех социальных и психологических черт человечества (разум, воля, потребности)

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 29.50 Кб (Скачать документ)

1. Понятие личности, взаимодействие личности и общества

 Понятие человек  употребляется для характеристики  всеобщих присущих всем людям  качеств и способностей. Индивид  – означает не делимый конечный, выражает существование единичного  представителя человеческого рода конкретного носителя всех социальных и психологических черт человечества (разум, воля, потребности).

 Понятие личность  отражает конкретно исторические  особенности развития человека  на разных уровнях его индивидуального  исторического развития. Социальный подход в изучении личности выделяет в ней социально типическое, т.е. основная проблематика социальной теории личности связана с проблемой формирования личностей и развития её потребностей в не разрывной связи с функционированием и развитием социальных общностей. А так же изучение закономерной связи личности и общества, личности и группы, регуляции и саморегуляции социального поведения личности. Личность как субъект характеризуется автономностью, определение степени независимости от общности, способностью противопоставить себя общности. В процессе жизнедеятельности личная независимость и самосознание трансформируется в определенную жизненную позицию, которая представляет собой мировоззренческий принцип поведения, основанный на определенных уставах, нормах, ценностях и идеалах личности.

2. Социальные  типы личности

 Социальные  типы личности выделяются на  основе тех или иных ценностных  ориентаций лежащих в основе  построения социального поведения.

1). Традиционалисты  ориентированы в первую очередь  на ценности долга, порядка, дисциплины, законно послушания, а выражение таких качеств как креативность, стремление к самореализации у данного типа личности весьма низкое.

2). Идеалисты  имеют сильно выраженное критическое  отношение к традиционным нормам, независимы, пренебрегают авторитетами, имеют установку на саморазвитие при любых обстоятельствах.

3). Фрустрированый  тип склонен к низкой самооценке, угнетенному подавленному самочувствию, ощущению выброшенного себя из  потока жизни.

4). Реалисты  сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, у них присутствует здоровый скептицизм к жизни, самоконтроль, самодисциплина.

5). Гедонистические  материалисты ориентированы в  первую очередь на получение  удовольствий от жизни прямо здесь и прямо сейчас.

 Помимо этого  выделяют модальный тип личности  это тот, который реально преобладает  в данном обществе и базисный  тип личности тот, который наилучшим  образом соответствует потребностям  современного этапа общественного  развития.

3. Ролевые теории  личности

 Социальный  статус – это определённая  жизненная позиция индивида, закрепляющая  за ним определённые обязанности  и права. Выделяют виды статусов:

1) Предписанный  – статус навязанный обществом  вне зависимости от усилий  и заслуг личности(сирота, дворянин);

2) Достигнутый  (приобретённый) – определяется  усилиями самого человека (директор, чемпион);

3) Естественный  – предполагает наличие у личности  чётких и относительно стабильных  характеристик (мужчина, женщина,  молодой, старый);

4) Профессионально-должностной – главный статус для взрослого человека, т. к. в нём фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение личности.

 Содержанием  социального статуса является  социальная роль – это совокупность  требований, которые должен выполнить человек, занимая тот или иной социальный статус (ролевое ожидание, ролевое исполнение).

4. Процесс социализации  и девиантное поведение

 Социализация  – это процесс усвоения индивидом  социальных норм, ценностей, образцов  поведения необходимых для его успешного функционирования в обществе. Данный процесс охватывает все моменты приобщения к культуре, обучение, воспитание, с помощью чего человек познаёт социальную природу и получает возможность участвовать в социальной жизни.

 Фрейд выделяет социализации ребёнка:

1) Ид, либидо, оно  – источник энергии, стимулируемый  стремлением к удовольствию;

2) Эго, Я –  осуществляет контроль над личностью  на основе принципа реальности;

3) Супер эго,  сверх я – нравственный оценочный  элемент.

 Так же выделяют механизмы социализации ребёнка

1) Имитация; 2) Идентификация  – способ осознания своей принадлежности  к той или иной общности; 3) Чувство  стыда и вины 

Процесс социализации достигает определённой степени  завершенности при достижении личностью  социальной зрелости, которая характеризуется обретением интегрального социального статуса.

 Недостатки  процесса социализации является  формирование дивиантного поведения.

 Девиантное  поведение – это различные  формы негативного поведения  лиц, сфера нравственных пороков, отступление от норм, принципов, морали и права, оно не всегда носит негативный характер, оно может быть и положительным связанным со стремлением личности к новому передовому, попыткой преодолеть консервативное мешающее двигаться в перёд.

 Положительная девиация – это различные виды научного, технического творчества.

 Девиация  является понятием относительным: 1) ко времени 2) к общественному  строю.

Информация о работе Социальные типы личности