Социометрия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 12:24, реферат

Описание

Малые группы являются одним из основных объектов социально-психологических исследований. С целью изучения различных групповых явлений и процессов разработано большое количество разнообразных методов и методик.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по социологии.docx

— 23.58 Кб (Скачать документ)

Введение.

 

Малые группы являются одним из основных объектов социально-психологических исследований. С целью изучения различных групповых  явлений и процессов разработано  большое количество разнообразных  методов и методик.

Актуальность  темы. Метод социометрии предоставляет возможность определить количественные показатели предпочтения, безразличия и отвержения, которые обнаруживаются в группе в процессе межличностного взаимодействия. Социометрическая техника построена на том, что исследуемые лица выбирают (или отвергают) партнёров для совместного проведения свободного времени, совместной работы или учёбы и т.д.

В основу социометрического  метода положен вопрос: «С кем бы ты хотел работать, учиться, проводить  время?». По числу полученных от других членов группы выборов (или отказов) исследователь судит о популярности, эмоциональной притягательности, положении индивида в группе.

Социометрические  данные об отношениях в группе могут  быть выражены графически в виде социограммы, где наглядно представлены переплетения между группировками, наличие социометрических «звёзд» (представители группы, выбираемые большинством её членов), пренебрегаемых (представители группы, имеющие наименьшее количества выборов), «изолированных» (представители группы, не имеющие выборов вообще) и «парий» (представителеи группы, имеющие только отрицательные выборы).

Социометрический  метод является весьма оперативным, поскольку с его помощью может  быть достаточно быстро и точно выявлена картина эмоциональных тяготений  внутри группы, для определения которой  другими методами исследования потребовалось  бы значительно большее количество времени.

Метод социометрии  появился в 30-е годы 20 столетия. Эта  методика была разработана Джекобом Морено – американским психиатором и социальным психологом. Морено с позиций, близких к гештальтпсихологии изучал процессы внутри малых групп, которые отражают неформальную микроструктуру общества. Согласно его теории психологическое благополучие личности определяется ее местом в структуре межличностных отношений. Отношения определяются эмоциональной обстановкой, взаимными симпатиями и антипатиями между членами группы. Для выяснения этих связей и был разработан метод социометрии.

 

Социометрический критерий.

 

Критерий – это основание  выбора, в качестве которого выступает  конкретная содержательная ситуация контактирования с другими людьми (дежурство, поход, день рождения и так далее). Критерий выглядит как вопрос, который задается группе. На основании социометрического критерия осуществляется предпочтение (положительный выбор) или отклонение (отрицательный выбор) одним индивидом другого. Критерий должен быть сформулирован таким образом, чтобы побуждать человека осуществлять выбор для совместной деятельности или отдавать предпочтение по какому-либо вопросу людям своей группы. Например: «С кем из твоей группы ты бы стал готовиться к совместному докладу?», «Кого из одноклассников включил бы в свою команду КВН?», «С кем из членов бригады Вы хотели бы работать в паре?» и т.п.

 

 

 

 

Выберем социометрический критерий для нашего исследования. Опрос группы торговых представителей . Критерий - «С кем бы вы провели выходные?».

 

Сводная таблица результатов опроса.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

Козлов

   

3

1

     

2

   

2

Миронов

       

 

1

 

 

3

Асекритов

   

   

     

1

4

Гусев

 

2

             

3

5

Ваничев

 

3

   

       

6

Самойлов

3

 

           

2

7

Потапов

3

     

     

1

 

8

Игнатьев

   

1

2

       

3

 

9

Соловьев

2

1

             

10

Румянцев

   

1

2

     

3

   

Количество выборов

3

3

7

4

2

1

2

2

3

3

Количество взаимных выборов

0

2

2

1

2

1

1

0

1

0


 

 

Итого  30 выборов.

 

 

 

Описание  результатов исследования.

 

Из анализа социограммы можно сделать выводы:

  1. В коллективе есть ярко выраженный лидер №3 - Асекритов.
  2. Существуют две группировки .

Первая -№2,5,7,9 (Миронов, Ваничев, Потапов,Соловьев).

Вторая группа-№3,4,10 (Асекритов, Гусев, Румянцев).

Необходимо заметить, что влияние  второй группировки в коллективе более сильное, чем первой, так как в состав группы входит лидер.

  1. В коллективе есть человек, с крайне низким авторитетом -№6 (Самойлов).
  2. Сотрудники №5,7 ( Ваничев и Потапов) имеют авторитет только внутри своей микрогруппы.
  3. Козлов и Игнатьев (№1 и 8) не имеют прочных связей ни с кем из коллектива . Связь осуществляется через других сотрудников.
  4. Отношения между двумя микрогруппами осуществляются через №4 и №5 (Гусева и Ваничева).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод.

Данное исследование коллектива торговых представителей можно использовать для эффективного управления командой. Выявление связей внутри коллектива поможет найти новые методы влияния на сотрудников.


Информация о работе Социометрия