Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:12, реферат

Описание

Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.
Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый- математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.

Содержание

1. Возникновение и развитие библиотерапии в историческом аспекте…..3
2. Цели и задачи библиотерапии…………………………………………….5
3. Условия проведения и реквизиты для библиотерапии………………….6
4. Пример занятия…………………………………………………………….7
5. Список использованной литературы……………………………………..9

Работа состоит из  1 файл

Возникновение и развитие библиотерапии в историческом аспекте.doc

— 55.50 Кб (Скачать документ)


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Уральский Институт Социального Образования

(филиал РГСУ в г.Екатеринбурге).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОДРЖАНИЕ И    МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»

НА ТЕМУ: «БИБЛИОТЕРАПИЯ»

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Шерстобитова Дарья.

Студентка V курса, гр. 546.

 

 

 

Екатеринбург 2010

Содержание

1.      Возникновение и развитие библиотерапии в историческом аспекте…..3

2.      Цели и задачи библиотерапии…………………………………………….5

3.      Условия проведения и реквизиты для библиотерапии………………….6

4.      Пример занятия…………………………………………………………….7

5.      Список использованной литературы……………………………………..9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возникновение и развитие библиотерапии в историческом аспекте.

Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.

Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый- математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.

В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения.

В эпоху Возрождения библиотерапию стали активно использовать врачи в лечебных целях. Так, английский лекарь XII века Т.Сагейдем советовал своим пациентам читать «Дон Кихота» Сервантеса.

Однако научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале XX века. Первое упоминание самого термина относится к 1916 году, с тех пор появились сотни публикаций как теоретического, так и практического характера. В нескольких странах прошли конференции и симпозиумы по библиотерапии, созданы ассоциации библиотерапевтов. На многих медицинских конференциях библиотерапия освещается как важная часть традиционной медицины.

В России библиотерапия не сразу получила широкое распространение. Ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды Н. Рубакина, его библиопсихологическая теория. В своей работе «Среди книг» он писал: "Три великие силы содержатся в книге — знание, понимание, настроение«.[1]

Первые шаги к практическому применению библиотерапии были сделаны в 1927 году И.З. Вельвовским, работавшим в психоневрологическом институте г. Харькова. Советские медики, используя метод библиотерапии, опираются на идеи замечательных русских врачей прошлого. Известный терапевт начала XIX века В.Я. Мудров писал: «Главнейшее же … состоит в удалении больного от забот домашних и печалей житейских, кои сами по себе суть болезни».

В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20-годов на базе библиотек домов отдыха, лечебных пансионатов. В статьях журнала «Курортное дело» за 1928 год отмечалось положительное воздействие юмористических книг, мемуарной литературы на отдыхающих. Активно использовалась библиотерапия в медицинских библиотеках. Врачи видели свою конкретную задачу "лечения книгой« в том, чтобы подобрать литературу в соответствии с диагнозом, и лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, в советах следовать этим примерам, образцам выхода из подобной »ситуации«, и чем более похожа ситуация, описанная в книге, или герой - на характер пациента, тем сильнее терапевтический эффект от книги.[2]

Во время Великой Отечественной войны патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления.

Таким образом, следует отметить, что и в России, и за рубежом широкое развитие получила клиническая библиотерапия.

 

 

 

Цели и задачи библиотерапии.

Библиотерапия используется для того:

1) чтобы проявить индивидуальное самосознание;

2)  чтобы улучшить понимание человеком своего поведения или мотиваций;

3) чтобы способствовать формированию адекватной самооценки;

4) чтобы помочь определить человеку свои интересы и склонности;

5) чтобы облегчить последствия стресса;

6)  чтобы показать личности, что он или она - не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой;

7)  чтобы показать человеку, что есть более чем одно решение данной проблемы;

8) чтобы помочь человеку обсудить проблему более свободно;

9)  чтобы помочь человеку спланировать правильный путь действий в решении проблемы;

10) чтобы выйти на путь самопознания, самореализации и, в коночном итоге,  самоактуализации (A.Mаслоу), достичь психологической зрелости.[3]

Главная цель библиотерапии - посредством книги достигнуть нужного терапевтического воздействия на больных и профилактического воздействия на здоровых.[4]

Цель библиотерапии считается достигнутой, если в ней улучшено душевное и физическое состояние, если пациент приобретёт навыки противостоящие негативному влиянию мира.[5]

 

Условия проведения и реквизиты для библиотерапии.

Самоподготовка психокорректора:

- психолог, который работает с людьми составляет список литературы для себя – это значит, что он знаком с производством, с целым процессом, как работать с этим процессом, как работать со страхами, тревогами и т.д.

Самоподготовка психотерапевта заканчивается тогда, когда у него имеется множество списков литературы, имеются краткие аннотации, должны быть зафиксированы наиболее важные темы, проблемы, мысли.

Психолог должен иметь по три наименования на каждый жанр. И всех произведений около 21 одного всех жанров.

Если психолог работает в учреждении, то эти книги должны быть у него в кабинете.

Во время чтения клиенту можно разрешить делать пометки, интересные места, говорить ему то, что удивительно подчёркнуто.

Первичное изучение клиента включает 4-е характеристики:

а) сбор социально – демографических данных:-

- пол

- возраст

- национальность

- религиозная принадлежность

-социальная группа

- профессиональная группа

- занятость общественным производством

б) определить основную проблему и состояние здоровья клиента:

в) изучение анамнеза, личное знакомство  с ним. Беседа с ним;

г) изучение его социально личностных проблем

Выбор необходимой тактики ведения библиотерапевтического процесса

            2 модели библиотерапии:

- лечебная (производит психиатр)

- профилактическая: 

      * составляется библиотерапевтическая литература – что клиент должен прочитать

      * выбирается метод работы с этим клиентом[6]

Составляется группа из 5-8 клиентов, подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляется структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Люди, высказывая свое отношение к персонажам, проецируют свое отношение к целому ряду проблем. И это позволяет им говорить о своих проблемах в опосредованной форме. Одной из функций библиотерапии может являться предоставление дополнительного материала для дискуссии. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики.[7]

 

 

Пример занятия

Педагог-психолог проводит психодиагностику кадета. Отмечает индивидуальные особенности, причины нарушений в обучении, поведении.

«Библиотерапия и фольклор" – одно из занятий  библиотерапии в условиях адаптационного периода.  Занятие проводится с группой студентов. Обязательное условие – творческий подход к занятиям со стороны  студента.

Продолжительность занятия 30-40 минут.

Цель занятия:

оценка проблемы и её решение;

расширение кругозора знаний;

развитие познавательного интереса и творческой активности;

Подготовка: Приготовить несколько книг с пословицами и поговорками. Можно распечатать пословицы на листах, располагая их в произвольном порядке. Так как основные проблемы адаптационного периода ранее определены психологом корпуса, распечатывается  определенный ряд пословиц.

Можно приготовить карточки с заданием, пример задания: «Вам грустно. Подберите пословицы  о грусти, тоске, веселье».

Занятие проводится библиотекарем и психологом.

Ход занятия

Библиотекарь: Пословицы и поговорки – народная мудрость, которая передается от одного поколения к другому. Пословица учит, советует, критикует, успокаивает. В нашей библиотеке есть несколько сборником пословиц. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Вспомним пословицы!

В начале занятия студенты вспоминают пословицы. На это отводится 5 -10 минут.

Вторая часть занятия - практическая.

Библиотекарь:  А теперь попробуем с помощью пословицы решить ваши проблемы, вернее проблем – то и нет. Посмотрим?

1 вариант: На листе бумаги напишите вашу проблему, к примеру: у меня нет друга.

В книгах «Пословицы и поговорки» по «ключевым словам» проблемы найдите и выпишите пословицы. Затем отметьте «+» пословицу, которая поможет справиться с проблемой и «-» -  пословицу, которая усиливает  проблему.

2 вариант: Каждому участнику  занятия выдаётся карточка с обозначенной проблемой. Далее как в первом варианте.

Главное условие в первом и во втором варианте пословиц со знаком «+» должно быть  больше.

(Примечание: «+» будет больше, народная мудрость поможет, и немного те, кто готовил раздаточный материал).

Библиотекарь: Трудное задание? Да, не из лёгких, но очень интересно искать « +».  Давайте посмотрим, как вы подобрали пословицы.

Участники занятия зачитывают проблему и подобранные пословицы. Все обсуждения идут при участии педагога-психолога.

Библиотекарь подводит итог занятия.

Думаю, вы получили «заряд» оптимизма. Удачи, вам и всего хорошего!

Итог занятия - подъём настроения студентов.

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.304-319.

2. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер; науч. ред. Т.И. Ключенко. – СПб.: Профессия, 2008. – 272 с.

3. Дрешер Ю.Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта: Науч.- метод. пособие / Ю.Н. Дрешер.- М.: Либерея, 2003.-247с.

4. Библиотерапия — новое направление в работе детских библиотек: История вопроса и современность /Сост. В.В.Климова. — Тамбов, 2001. — Вып. 1. — 16 с.

5. Крейденко В.С. Библиотерапия: Возможности использования в общедоступных библиотеках /В.С. Крейденко //Современное библиотечно-информационное образование. Учеб. тетради. Вып. 2. — СПб. 1997. — С. 32–51.

6. Рослик Г.М. Немного о библиотерапии /Г.М. Рослик //Науч. и техн. б-ки. — 1995. — №.7. — С.65–67.

 

 

 

2

 



[1] Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер; науч. ред. Т.И. Ключенко. – СПб.: Профессия, 2008. – 6-7с.

 

[2] Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер; науч. ред. Т.И. Ключенко. – СПб.: Профессия, 2008. – 6-7с.

 

[3] Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.304-319.

[4] Библиотерапия — новое направление в работе детских библиотек: История вопроса и современность /Сост. В.В.Климова. — Тамбов, 2001. — Вып. 1. — 16 с.

 

[5] Крейденко В.С. Библиотерапия: Возможности использования в общедоступных библиотеках /В.С. Крейденко //Современное библиотечно-информационное образование. Учеб. тетради. Вып. 2. — СПб. 1997. — С. 32–51.

 

[6] Рослик Г.М. Немного о библиотерапии /Г.М. Рослик //Науч. и техн. б-ки. — 1995. — №.7. — С.65–67

[7] Дрешер Ю.Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта: Науч.- метод. пособие / Ю.Н. Дрешер.- М.: Либерея, 2003.-139с.

 


Информация о работе Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы