Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 11:12, реферат
Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.
Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый- математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.
1. Возникновение и развитие библиотерапии в историческом аспекте…..3
2. Цели и задачи библиотерапии…………………………………………….5
3. Условия проведения и реквизиты для библиотерапии………………….6
4. Пример занятия…………………………………………………………….7
5. Список использованной литературы……………………………………..9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Уральский Институт Социального Образования
(филиал РГСУ в г.Екатеринбурге).
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СОДРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ»
НА ТЕМУ: «БИБЛИОТЕРАПИЯ»
Выполнила: Шерстобитова Дарья.
Студентка V курса, гр. 546.
Екатеринбург 2010
Содержание
1. Возникновение и развитие библиотерапии в историческом аспекте…..3
2. Цели и задачи библиотерапии……………………………………………
3. Условия проведения и реквизиты для библиотерапии………………….6
4. Пример занятия……………………………………………………………
5. Список использованной литературы……………………………………..9
Возникновение и развитие библиотерапии в историческом аспекте.
Библиотерапия появилась много лет назад. При входе в библиотеку египетского фараона Рамзеса II висела табличка: «Лекарство для души». Так еще в далекие времена понимали значение книги.
Лечение с помощью книг применялось еще в первых библиотеках Греции. Пифагор, крупный ученый- математик и известный целитель, наряду с травами и музыкой успешно использовал литературу, стихи для лечения ряда заболеваний.
В Европе начало излечения книгой положили первые церковные библиотеки, в которых хранились книги религиозного содержания, приносящие верующим успокоение и надежду. Библиотерапия находилась под крылом церкви до эпохи Возрождения.
В эпоху Возрождения библиотерапию стали активно использовать врачи в лечебных целях. Так, английский лекарь XII века Т.Сагейдем советовал своим пациентам читать «Дон Кихота» Сервантеса.
Однако научное обоснование библиотерапия получила лишь в начале XX века. Первое упоминание самого термина относится к 1916 году, с тех пор появились сотни публикаций как теоретического, так и практического характера. В нескольких странах прошли конференции и симпозиумы по библиотерапии, созданы ассоциации библиотерапевтов. На многих медицинских конференциях библиотерапия освещается как важная часть традиционной медицины.
В России библиотерапия не сразу получила широкое распространение. Ведущую роль в обосновании методов библиотерапии сыграли труды Н. Рубакина, его библиопсихологическая теория. В своей работе «Среди книг» он писал: "Три великие силы содержатся в книге — знание, понимание, настроение«.[1]
Первые шаги к практическому применению библиотерапии были сделаны в 1927 году И.З. Вельвовским, работавшим в психоневрологическом институте г. Харькова. Советские медики, используя метод библиотерапии, опираются на идеи замечательных русских врачей прошлого. Известный терапевт начала XIX века В.Я. Мудров писал: «Главнейшее же … состоит в удалении больного от забот домашних и печалей житейских, кои сами по себе суть болезни».
В Советском Союзе исследования по лечебному воздействию книги на здоровье человека проводились с 20-годов на базе библиотек домов отдыха, лечебных пансионатов. В статьях журнала «Курортное дело» за 1928 год отмечалось положительное воздействие юмористических книг, мемуарной литературы на отдыхающих. Активно использовалась библиотерапия в медицинских библиотеках. Врачи видели свою конкретную задачу "лечения книгой« в том, чтобы подобрать литературу в соответствии с диагнозом, и лечебный эффект базировался на узнавании пациентом своей проблемы, отраженной в художественном произведении, в советах следовать этим примерам, образцам выхода из подобной »ситуации«, и чем более похожа ситуация, описанная в книге, или герой - на характер пациента, тем сильнее терапевтический эффект от книги.[2]
Во время Великой Отечественной войны патриотические книги имели большое значение для реабилитации тяжелораненых солдат и их скорейшего выздоровления.
Таким образом, следует отметить, что и в России, и за рубежом широкое развитие получила клиническая библиотерапия.
Цели и задачи библиотерапии.
Библиотерапия используется для того:
1) чтобы проявить индивидуальное самосознание;
2) чтобы улучшить понимание человеком своего поведения или мотиваций;
3) чтобы способствовать формированию адекватной самооценки;
4) чтобы помочь определить человеку свои интересы и склонности;
5) чтобы облегчить последствия стресса;
6) чтобы показать личности, что он или она - не первый человек, столкнувшийся с такой проблемой;
7) чтобы показать человеку, что есть более чем одно решение данной проблемы;
8) чтобы помочь человеку обсудить проблему более свободно;
9) чтобы помочь человеку спланировать правильный путь действий в решении проблемы;
10) чтобы выйти на путь самопознания, самореализации и, в коночном итоге, самоактуализации (A.Mаслоу), достичь психологической зрелости.[3]
Главная цель библиотерапии - посредством книги достигнуть нужного терапевтического воздействия на больных и профилактического воздействия на здоровых.[4]
Цель библиотерапии считается достигнутой, если в ней улучшено душевное и физическое состояние, если пациент приобретёт навыки противостоящие негативному влиянию мира.[5]
Условия проведения и реквизиты для библиотерапии.
Самоподготовка психокорректора:
- психолог, который работает с людьми составляет список литературы для себя – это значит, что он знаком с производством, с целым процессом, как работать с этим процессом, как работать со страхами, тревогами и т.д.
Самоподготовка психотерапевта заканчивается тогда, когда у него имеется множество списков литературы, имеются краткие аннотации, должны быть зафиксированы наиболее важные темы, проблемы, мысли.
Психолог должен иметь по три наименования на каждый жанр. И всех произведений около 21 одного всех жанров.
Если психолог работает в учреждении, то эти книги должны быть у него в кабинете.
Во время чтения клиенту можно разрешить делать пометки, интересные места, говорить ему то, что удивительно подчёркнуто.
Первичное изучение клиента включает 4-е характеристики:
а) сбор социально – демографических данных:-
- пол
- возраст
- национальность
- религиозная принадлежность
-социальная группа
- профессиональная группа
- занятость общественным производством
б) определить основную проблему и состояние здоровья клиента:
в) изучение анамнеза, личное знакомство с ним. Беседа с ним;
г) изучение его социально личностных проблем
Выбор необходимой тактики ведения библиотерапевтического процесса
2 модели библиотерапии:
- лечебная (производит психиатр)
- профилактическая:
* составляется библиотерапевтическая литература – что клиент должен прочитать
* выбирается метод работы с этим клиентом[6]
Составляется группа из 5-8 клиентов, подбираются небольшие по объему произведения, которые читаются во время группового занятия. Затем проводится дискуссия, в результате которой выявляется структура межличностных отношений группы, определяется отношение членов группы к чтению художественной литературы, у малочитающих пробуждается интерес к чтению. Люди, высказывая свое отношение к персонажам, проецируют свое отношение к целому ряду проблем. И это позволяет им говорить о своих проблемах в опосредованной форме. Одной из функций библиотерапии может являться предоставление дополнительного материала для дискуссии. Библиотерапия может также служить методом косвенной диагностики.[7]
Пример занятия
Педагог-психолог проводит психодиагностику кадета. Отмечает индивидуальные особенности, причины нарушений в обучении, поведении.
«Библиотерапия и фольклор" – одно из занятий библиотерапии в условиях адаптационного периода. Занятие проводится с группой студентов. Обязательное условие – творческий подход к занятиям со стороны студента.
Продолжительность занятия 30-40 минут.
Цель занятия:
оценка проблемы и её решение;
расширение кругозора знаний;
развитие познавательного интереса и творческой активности;
Подготовка: Приготовить несколько книг с пословицами и поговорками. Можно распечатать пословицы на листах, располагая их в произвольном порядке. Так как основные проблемы адаптационного периода ранее определены психологом корпуса, распечатывается определенный ряд пословиц.
Можно приготовить карточки с заданием, пример задания: «Вам грустно. Подберите пословицы о грусти, тоске, веселье».
Занятие проводится библиотекарем и психологом.
Ход занятия
Библиотекарь: Пословицы и поговорки – народная мудрость, которая передается от одного поколения к другому. Пословица учит, советует, критикует, успокаивает. В нашей библиотеке есть несколько сборником пословиц. И поверьте, читать эти книги очень интересно. Вспомним пословицы!
В начале занятия студенты вспоминают пословицы. На это отводится 5 -10 минут.
Вторая часть занятия - практическая.
Библиотекарь: А теперь попробуем с помощью пословицы решить ваши проблемы, вернее проблем – то и нет. Посмотрим?
1 вариант: На листе бумаги напишите вашу проблему, к примеру: у меня нет друга.
В книгах «Пословицы и поговорки» по «ключевым словам» проблемы найдите и выпишите пословицы. Затем отметьте «+» пословицу, которая поможет справиться с проблемой и «-» - пословицу, которая усиливает проблему.
2 вариант: Каждому участнику занятия выдаётся карточка с обозначенной проблемой. Далее как в первом варианте.
Главное условие в первом и во втором варианте пословиц со знаком «+» должно быть больше.
(Примечание: «+» будет больше, народная мудрость поможет, и немного те, кто готовил раздаточный материал).
Библиотекарь: Трудное задание? Да, не из лёгких, но очень интересно искать « +». Давайте посмотрим, как вы подобрали пословицы.
Участники занятия зачитывают проблему и подобранные пословицы. Все обсуждения идут при участии педагога-психолога.
Библиотекарь подводит итог занятия.
Думаю, вы получили «заряд» оптимизма. Удачи, вам и всего хорошего!
Итог занятия - подъём настроения студентов.
Список используемой литературы
1. Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.304-319.
2. Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер; науч. ред. Т.И. Ключенко. – СПб.: Профессия, 2008. – 272 с.
3. Дрешер Ю.Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта: Науч.- метод. пособие / Ю.Н. Дрешер.- М.: Либерея, 2003.-247с.
4. Библиотерапия — новое направление в работе детских библиотек: История вопроса и современность /Сост. В.В.Климова. — Тамбов, 2001. — Вып. 1. — 16 с.
5. Крейденко В.С. Библиотерапия: Возможности использования в общедоступных библиотеках /В.С. Крейденко //Современное библиотечно-информационное образование. Учеб. тетради. Вып. 2. — СПб. 1997. — С. 32–51.
6. Рослик Г.М. Немного о библиотерапии /Г.М. Рослик //Науч. и техн. б-ки. — 1995. — №.7. — С.65–67.
2
[1] Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер; науч. ред. Т.И. Ключенко. – СПб.: Профессия, 2008. – 6-7с.
[2] Дрешер, Ю.Н. Библиотерапия: теория и практика: учеб. пособие / Ю.Н. Дрешер; науч. ред. Т.И. Ключенко. – СПб.: Профессия, 2008. – 6-7с.
[3] Алексейчик А.Е. Библиотерапия // Руководство по психотерапии / Под ред. В.Е. Рожнова. - Т.: Медицина, 1985. - С.304-319.
[4] Библиотерапия — новое направление в работе детских библиотек: История вопроса и современность /Сост. В.В.Климова. — Тамбов, 2001. — Вып. 1. — 16 с.
[5] Крейденко В.С. Библиотерапия: Возможности использования в общедоступных библиотеках /В.С. Крейденко //Современное библиотечно-информационное образование. Учеб. тетради. Вып. 2. — СПб. 1997. — С. 32–51.
[6] Рослик Г.М. Немного о библиотерапии /Г.М. Рослик //Науч. и техн. б-ки. — 1995. — №.7. — С.65–67
[7] Дрешер Ю.Н. Современная концепция подготовки специалиста-библиотерапевта: Науч.- метод. пособие / Ю.Н. Дрешер.- М.: Либерея, 2003.-139с.
Информация о работе Содержание и методика психосоциальной работы в системе социальной работы