Советская психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:04, реферат

Описание

Сохраняя на первых порах принятую бихевиоризмом объективистскую линию в перестройке старой и создании новой психологии, марксистская психология вместе с тем принципиально иначе подходила к поведению и сознанию человека. Именно в этом смысле Л. С. Выготский говорил о бихевиористах и рефлексологах как о своих попутчиках на начальном этапе (Выготский, 1926г).

Работа состоит из  1 файл

Советская психология.docx

— 14.75 Кб (Скачать документ)

Советская психология, развивая материалистическую тенденцию, пошла…

Советская психология, развивая материалистическую тенденцию, пошла  по принципиально отличному от бихевиоризма пути. Она выросла на фундаменте философии марксизма и плодотворных конкретных исследований, ведущихся  в русле естественно-научного подхода, в частности, исследований И. М. Сеченова, И. П. Павлова, В. А. Вагнера и Н. Н. Ланге.

Сохраняя на первых порах  принятую бихевиоризмом объективистскую  линию в перестройке старой и  создании новой психологии, марксистская психология вместе с тем принципиально  иначе подходила к поведению  и сознанию человека. Именно в этом смысле Л. С. Выготский говорил о бихевиористах и рефлексологах как о своих попутчиках на начальном этапе (Выготский, 1926г).

Новый этап развития советской  психологии ознаменовал анализ деятельности, который «составляет решающий пункт  и главный метод познания психического отражения, сознания» (Леонтьев, 1975, с. 23). В анализе строения предметной деятельности психология нашла ключ к научной постановке проблемы сознания, психики как конкретной психологической  проблемы, то есть подошла к сознанию, психике как к реальным моментам предметной деятельности. А сама предметная деятельность рассматривается не просто как условие психического и его  выражение, а как «процесс, несущий  в себе те внутренние движущие противоречия, раздвоения и трансформации, которые  порождают психику…» (там же, с. 12). В этом же процессе раскрывается регуляторная функция сознания, психики, которую  они выполняют по отношению к  деятельности. Взятая в этом движении деятельность входит в предмет психологии.

Такой подход к изучению психической жизни называется дея-тельностным подходом. Именно он привел науку к социально-ис-торическому пониманию психики человека, раскрывающему его подлинно психологическую сущность: природа психического раскрывается в реальных объективных связях и отношениях. В результате психология, основанная на деятельностном подходе, представляет собой науку уже не об объективных (в механистическом смысле) поведенческих явлениях, а об объективной детерминированной (то есть порождаемой самой деятельностью) субъективности. В лице такой психологии мы имеем подлинно объективную психологию — психологию нового типа.

Без всякого преувеличения  можно сказать: если отбросить концепцию  интроспективной психологии, то остаются, прежде всего, категории поведения  и деятельности как обладающие наибольшей эвристической силой для научной  психологии. Благодаря первому понятию  была осуществлена серьезная подготовка к созданию объективной психологии. Посредством второго понятия  совершен революционный переворот, сделавший объективную психологию реальной, действенной наукой.

Однако, хотя в современной  психологии не существует других таких  категорий, которые имели бы столь  решающее значение для ее развития, в мировой психологической литературе до сих пор отсутствуют работы, посвященные непосредственно анализу  категорий поведения и деятельности. Лишь решив задачу сравнительного анализа  категорий поведения и деятельности, мы сумеем осознать всю глубину принципиального  различия между двумя путями развития психологии как объективной системы  знаний. Анализу этих двух категорий — поведения и деятельности, а тем самым и двух различных путей современной психологической науки посвящено настоящее исследование.

Президентская речь, с которой  П. Фресс выступил на открытии XXI Международного психологического конгресса, началась с таких слов: «Психология находится в кризисном состоянии» (Fraisse, 1976, р. 1). В речи был дан анализ положения современной психологии и ее будущего, который, по сути, представляет собой официальное признание одним из виднейших психологов Запада методологического тупика. Касаясь становления объективной психологии, Фресс подробно остановился на значении и роли, которую сыграли представители бихевиористского движения в этом процессе. В причинах, приведших это движение к распаду, он видел и источник кризисного положения психологии. Поэтому основной тезис его речи свелся к настойчивому последовательному проведению бихе-виористической линии, правда, с некоторым изменением в определении предмета исследования и расширением схемы объяснения поведения. Для выхода из создавшегося в психологии кризиса Фресс предложил два принципиальных положения: (1) поведение берется как первоначальный материал для психолога; (2) человек должен быть в центре исследований.

Поведение, согласно Фрессу, представляет собой две системы: одна — это моторная система, рассматривающаяся как двучленная связь S—R и как средство, при помощи которого человек воздействует на внешнюю среду; вторая — система вербального поведения, являющаяся символической или семиотической, в которую включается знаки, символы.


Информация о работе Советская психология