Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 22:04, реферат
Сохраняя на первых порах принятую бихевиоризмом объективистскую линию в перестройке старой и создании новой психологии, марксистская психология вместе с тем принципиально иначе подходила к поведению и сознанию человека. Именно в этом смысле Л. С. Выготский говорил о бихевиористах и рефлексологах как о своих попутчиках на начальном этапе (Выготский, 1926г).
Советская психология, развивая материалистическую тенденцию, пошла…
Советская психология, развивая
материалистическую тенденцию, пошла
по принципиально отличному от бихевиоризма
пути. Она выросла на фундаменте
философии марксизма и
Сохраняя на первых порах принятую бихевиоризмом объективистскую линию в перестройке старой и создании новой психологии, марксистская психология вместе с тем принципиально иначе подходила к поведению и сознанию человека. Именно в этом смысле Л. С. Выготский говорил о бихевиористах и рефлексологах как о своих попутчиках на начальном этапе (Выготский, 1926г).
Новый этап развития советской психологии ознаменовал анализ деятельности, который «составляет решающий пункт и главный метод познания психического отражения, сознания» (Леонтьев, 1975, с. 23). В анализе строения предметной деятельности психология нашла ключ к научной постановке проблемы сознания, психики как конкретной психологической проблемы, то есть подошла к сознанию, психике как к реальным моментам предметной деятельности. А сама предметная деятельность рассматривается не просто как условие психического и его выражение, а как «процесс, несущий в себе те внутренние движущие противоречия, раздвоения и трансформации, которые порождают психику…» (там же, с. 12). В этом же процессе раскрывается регуляторная функция сознания, психики, которую они выполняют по отношению к деятельности. Взятая в этом движении деятельность входит в предмет психологии.
Такой подход к изучению психической жизни называется дея-тельностным подходом. Именно он привел науку к социально-ис-торическому пониманию психики человека, раскрывающему его подлинно психологическую сущность: природа психического раскрывается в реальных объективных связях и отношениях. В результате психология, основанная на деятельностном подходе, представляет собой науку уже не об объективных (в механистическом смысле) поведенческих явлениях, а об объективной детерминированной (то есть порождаемой самой деятельностью) субъективности. В лице такой психологии мы имеем подлинно объективную психологию — психологию нового типа.
Без всякого преувеличения
можно сказать: если отбросить концепцию
интроспективной психологии, то остаются,
прежде всего, категории поведения
и деятельности как обладающие наибольшей
эвристической силой для
Однако, хотя в современной
психологии не существует других таких
категорий, которые имели бы столь
решающее значение для ее развития,
в мировой психологической
Президентская речь, с которой П. Фресс выступил на открытии XXI Международного психологического конгресса, началась с таких слов: «Психология находится в кризисном состоянии» (Fraisse, 1976, р. 1). В речи был дан анализ положения современной психологии и ее будущего, который, по сути, представляет собой официальное признание одним из виднейших психологов Запада методологического тупика. Касаясь становления объективной психологии, Фресс подробно остановился на значении и роли, которую сыграли представители бихевиористского движения в этом процессе. В причинах, приведших это движение к распаду, он видел и источник кризисного положения психологии. Поэтому основной тезис его речи свелся к настойчивому последовательному проведению бихе-виористической линии, правда, с некоторым изменением в определении предмета исследования и расширением схемы объяснения поведения. Для выхода из создавшегося в психологии кризиса Фресс предложил два принципиальных положения: (1) поведение берется как первоначальный материал для психолога; (2) человек должен быть в центре исследований.
Поведение, согласно Фрессу, представляет собой две системы: одна — это моторная система, рассматривающаяся как двучленная связь S—R и как средство, при помощи которого человек воздействует на внешнюю среду; вторая — система вербального поведения, являющаяся символической или семиотической, в которую включается знаки, символы.