Современная психология труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 00:06, контрольная работа

Описание

Психология труда на настоящий момент – самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 29.99 Кб (Скачать документ)

                       Введение.

                      Понятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д., рассматривают трудовую деятельность лишь как общий объект, используя при этом специфические методы и знания, свойственные той или иной дисциплине. Все эти дисциплины рассматривают трудовую деятельность для решения практических задач, направленных на гуманизацию трудовой деятельности и повышение работоспособности. Что же касается психологии труда, то при изучении трудовой деятельности используется вся система данных, которая только существует в современной психологии.

                     Психология труда на настоящий момент – самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.

                      Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.

                      Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. При изучении психологии труда можно выделить несколько категорий наук, переплетающихся и в разной степени взаимодействующих с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некоторые ее разделы), гигиена и охрана труда.

                     Во-вторых, это практически вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и прочее.

                      В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин и приборов, которые применяются работником в процессе труда, т. е. орудия труда.

                    1.Задачи современной психологии труда.

                     Психология труда, являясь отраслью психологической науки, изучает психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труда и от психологических качеств личности трудящегося.Психологическая сущность трудовой деятельности заключается в тех требованиях к психическим свойствам, состояниям и процессам, которые предъявляет к трудящемуся его профессия. Различные виды производственной деятельности (профессии и специальности) требуют для ее успешного осуществления различные особенности личности рабочего: его направленности, опыта, характера, способностей, психических состояний, внимательности, восприятий, памяти, мышления, эмоциональности, волевых усилий и психомоторики,— которые и определяют способности к этой деятельности.Психические свойства, состояния и особенности психических процессов у трудящихся различны, а их производственная деятельность требует определенных качеств. Возникает противоречие между требованиями производства к трудящемуся и его возможностями их удовлетворения. Отсюда появляется необходимость отбора лиц, у которых либо уже есть природные, либо могут быть развиты в процессе профессионального обучения и практической деятельности требующиеся для осваиваемого вида труда личные качества работника, и вместе с этим приспособления процесса труда, технологии и технических средств производства к общим психическим свойствам человека. Снятие противоречий между требованиями производства к трудящемуся и его возможностями их удовлетворения — первая основная проблема психологии труда, над решением которой работают не только специалисты-психологи, но и инженеры, техники, рабочие-новаторы и педагоги профессионально-технического образования. Производственная среда, с которой взаимодействует рабочий, это прежде всего совместно с ним работающие люди, находящиеся в одном с ним производственном звене, бригаде и общем производственном коллективе. Коллектив предъявляет к каждому своему члену определенные требования, которые должны постоянно удовлетворяться каждой личностью. Из взаимоотношений коллектива и личности возникает вторая важная проблема психологии труда, проблема оптимальных межличностных отношений в процессе производства и создания благоприятного социального психологического климата на предприятии. Внешняя среда — это материальные и эстетические условия труда и технические средства производства, с которыми рабочий постоянно взаимодействует. Температурные условия работы, освещенность и окраска материальных предметов непосредственно воздействуют на его психическое состояние и течение психических процессов, положительно или отрицательно влияя на его дееспособность, а следовательно, и на производительность труда. Технические средства производства, которыми он управляет, влияют на его психику своей сложностью, трудоемкостью, подвижностью, исправностью или неисправностью, удобствами или неудобствами управления ими и даже внешним видом. Но это взаимодействие влияний технических средств зависит и от того, в каком состоянии рабочий их содержит и как управляет ими. Приведение внешней среды в оптимальное состояние, обеспечивающее наиболее высокую дееспособность рабочего, — третья из главнейших проблем психологии труда. Дееспособность труженика зависит также от физической, умственной и нервной Нагрузки на него, обусловленной характером его работы: темпом, ритмом, чередованием труда и отдыха и взаимодействием с совместно выполняющими технологические процессы членами трудового коллектива. Все это обеспечивается системой организации производственного труда. Психологическое обоснование организации трудовых процессов с целью обеспечения высокой дееспособности тружеников и повышения их производительности труда — четвертая из важнейших проблем психологии труда. 
      В решении своих проблем психология труда использует закономерности общей психологии для повышения качества и облегчения трудовой деятельности и для успешного профессионального обучения и воспитания трудящихся, лучшего обеспечения выбора и освоения ими профессии. Вместе с тем психология труда открывает свои специфические закономерности и разрабатывает принципы изучения и использования психических явлений в труде и формирования личности рабочего, обогащая тем самым общую психологическую науку. Тесно связана психология труда и с социальной психологией, самостоятельной отраслью которой она является.За время своего развития психология труда накопила много психологических знаний о труде, приведя их в стройную систему. Продуманное их использование в трудовых процессах дает большой эффект в повышении дееспособности тружеников и производительности их труда, поэтому в современных условиях психология труда стала не только наукой, накапливающей и систематизирующей психологические знания о труде, но и одной из производительных сил.
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                   2.Психология труда и научно-технический прогресс.

                     Рзвитие общества,на данном этапе, характеризуется исключительным по своему масштабу развитием производства, новых видов техники, средств связи, широким использованием электроники, автоматики, освоением новых видов транспорта, работающих на сверхзвуковых скоростях, и т.д. Все это предъявляет огромные требования к психике человека, имеющего дело с современной техникой. В промышленности, на транспорте, в военном деле все большее значение приобретает учет так называемого психологического фактора, т.е. возможностей, заключенных в психических познавательных процессах – восприятии, памяти, мышлении, в свойствах личности – особенностях характера, темперамента, скорости реакции и т.п. Так, в условиях нервно-психической напряженности, вызванной необходимостью принимать ответственные решения в минимально короткие сроки (ситуации, во многом типичные для современной сверхзвуковой авиации, для работы диспетчеров-операторов крупных энергосистем и т.п.), оказывается чрезвычайно существенным наличие некоторых качеств личности, позволяющих осуществлять деятельность без особых ошибок и срывов. Отсутствие же этих качеств ведет к авариям.Изучение психологических возможностей человека в связи с требованиями, предъявляемыми ему сложными видами трудовой деятельности, характеризует важную роль современной психологии. Инженерная психология, занимающаяся решением проблемы «человек-машина» (вопросы взаимодействия человека и техники), как и психология труда вообще, теснейшим образом соприкасается с многими разделами техники.На дальнейшее развитие психологии существенное влияние оказывает компьютерная революция. Ряд функций, считавшихся уникальным достоянием человеческого сознания (функции накопления и переработки информации, управления и контроля), могут выполнять теперь электронные устройства. Использование теоретико-информационных понятий и моделей способствовало внедрению в психологию новых логико-математических методов. Вместе с тем отдельные исследователи, упоенные успехами кибернетики, стали трактовать человека по типу автомата с программным управлением. В то же время автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в изучении и эффективном использовании функций, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего – творческих способностей.Для будущего человечества, для личности и ее психического строя значение компьютерной революции огромно. Но как бы ни изменилась личность человека, какие бы чудеса ни создала электронно-информационная технология, ей по-прежнему будут присущи психические свойства со всеми признаками, свойственными предмету психологии. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                   

                      3.Разработка профессиографических описаний специалистов и рабочих мест.

                       Накопленный к настоящему опыт позволяет рекомендовать проведение профессиографической работы в определенной последовательности с выделением ряда самостоятельных этапов. 
      На первом этапе целесообразно: 
      1. Составить перечни специальностей организации, т.е. провести учет и общую каталогизацию всех имеющихся видов професиональной деятельности. 
      2. С помощью экспертной оценки произвести предварительное выявление требований каждой специальности к индивидуально-психологическим качествам человека. 
      3. Сгруппировать специальности по критерию сходства их требований к челвеку и отнесению к одному из основных классов должностей. 
      4. Определить специальности, по которым нет профессиограмм, или они являються  устаревшими. 
      5. Выделить основные  виды специальностей, которые необходимо в первую очередь подвергнуть системному профессиографическому исследованию. 
      Выделение на первом этапе небольшого числа профессий, подлежащих всестороннему изучению, крайне важно, т.к., учитывая длительность и трудоемкость профессиографической работы, провести полное исследование всех имеющихся видов деятельности обычно не представляется возможным. 
      Второй этап - этап полного профессиографического описание специальностей – являеться основным и включает в себя 3 фазы. 
      1. На подготовительной фазе проводится: ананлиз документальных источников; неструктурированное наблюдение за реальным процессом деятельности.  
      2. На 2-ой фазе проводится сбор эмпирического материала о профессии в соответствие с основными разделами профессиограммы. Используються ся различные сочетания методов изучения деятельности. 
      3. На третьей фазе вся полученная информация о профессии под-вергается обработке и психологической интерпретации с помощью статистического, структурного и др. видов анализа. 
      После этого проводится описание специальностей по стандартной схеме на основание результов профессиографирования. 
      Третий этап.

                       1. Апробация профессиограмм. Может проводиться по следующей схеме: проведение экспертизы составленной профессиограммы конкретной специальности экспертами; учет психологами, проводившими профессиографическое исследование, правок и замечаний, внесенных экспертами в профессиограмму; если в результате данной работы принципиально меняется содержание профессиограммы, то необходимо        отправить документацию на доработку. 
      2. Проверка и доработка психологической классификаций, составленной по результатам экспертной оценки. Окончательно опред-ся состав психологически родственных групп профессий и единая для каждой из этих групп совокупность профессионально важных качеств. 
      Т.о., профессиография являеться весьма сложной, трудоемкой процедурой и в то же время обязательным исходным условием разработки системы профориентации, профотбора и научно обоснованного решения многих других задач психологии труда.
       
       
       
       
       
       

                    4.Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.

                     Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (технических исполнителей) призван обеспечить рациональное разделение труда, создать действенный механизм разграничения функций, полномочий и ответственности, четкую регламентацию трудовой деятельности работников в современных условиях развития рыночных отношений. Являясь нормативным документом, Квалификационный справочник обеспечивает преемственность с ранее действовавшим.Применяемые до настоящего времени квалификационные характеристики должностей служащих в основном были разработаны и утверждены десять и более лет назад. Они отражали сложившиеся к тому времени организационно-технические и экономические условия, а следовательно, уровень профессионально-квалификационного, а также должностного разделения и организации труда. Задача разработчиков Справочника состояла не только в том, чтобы создать его на качественно новом уровне, ликвидировать выявленные в процессе применения недостатки и пробелы, но и дополнить характеристиками должностей, появившихся в новых условиях хозяйствования.Огромные изменения, происшедшие за последнее десятилетие в экономических, социальных и организационно-технических отношениях, а также практике применения действующих нормативов организации труда, какими являются квалификационные характеристики должностей служащих, обусловили необходимость их пересмотра, дальнейшего совершенствования с учетом нового этапа развития общества, новых требований к работникам, их знаниям и квалификации.Настоящий Справочник дополнен новыми квалификационными характеристиками должностей работников, функции которых связаны со становлением и развитием рыночных экономических отношений. К ним, например, относятся квалификационные характеристики должностей аудитора, аукциониста, брокера, дилера, менеджера, оценщика, специалиста по маркетингу и др. Новые характеристики отражают современные требования, отвечают задачам проводимых в стране реформ. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                

                     Заключение.

                       Психология труда – традиционная отрасль психологического знания, неразрывно связанная с общественной практикой. Структура и содержание психологии труда достаточно консервативны и связаны с теми исследованиями, которые были свойственны технократическому обществу с его стремительными темпами развития техники и автоматики. В настоящее время происходят процессы изменения во всех сферах жизнедеятельности человека. Мир профессий, система общественного разделения труда, средства труда, отношение к труду – все это принципиально и качественно изменилось и продолжает меняться. Психологами, изучающими труд, осознается необходимость приведения в соответствие содержания психологии труда современному миру профессий. Изменения основ общественного строя, переход на рыночные отношения обострили конкурентные отношения на рынке труда, проблемы явной и скрытой безработицы, что привело к целому ряду психологических проблем, которые ранее не рассматривались в психологии труда: профессиональная переподготовка, профессиональное психологическое консультирование и коррекция, вторичная, а во многих случаях перманентная профессиональная адаптация и др. Таким образом, современная психология труда должна существенно расширить свое исследовательское поле, привести содержание и структуру в соответствие с общественными изменениями, переориентировать прикладной аспект с объект-объектных сфер профессиональной деятельности на субъект-субъектные сферы. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

                     Список литрературы.

                     1.Зеера Э.Ф. "Психология профессий» Москва. Академический проект. 2003.

                      2.Толочек В. А. Современная психология труда СПб. Питер. 2005.

                     3.www.psychological.ru 

Информация о работе Современная психология труда