Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2011 в 00:06, контрольная работа
Психология труда на настоящий момент – самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.
Введение.
Понятие «труд» рассматривается несколькими научными дисциплинами. Такие, как, например, физиология труда, организационная психология, социология труда, экономика, менеджмент и т. д., рассматривают трудовую деятельность лишь как общий объект, используя при этом специфические методы и знания, свойственные той или иной дисциплине. Все эти дисциплины рассматривают трудовую деятельность для решения практических задач, направленных на гуманизацию трудовой деятельности и повышение работоспособности. Что же касается психологии труда, то при изучении трудовой деятельности используется вся система данных, которая только существует в современной психологии.
Психология труда на настоящий момент – самостоятельная отрасль психологии, которая позволяет наиболее эффективно использовать труд человека, учитывать его личностные особенности и влияние на производство в целом, прогнозировать развитие производственных отношений и многое другое.
Психология труда в первую очередь ориентирована на человека и его интересы, на минимизацию производственных потерь и оптимизацию трудовой деятельности для работника.
Психология труда не имеет четких границ с другими дисциплинами. При изучении психологии труда можно выделить несколько категорий наук, переплетающихся и в разной степени взаимодействующих с психологией труда. Это, во-первых, экономика и социология труда, педагогика, медицина (некоторые ее разделы), гигиена и охрана труда.
Во-вторых, это практически вся область биологических знаний о человеке, социальной системе и прочее.
В-третьих, технические дисциплины, изучающие конструкции машин и приборов, которые применяются работником в процессе труда, т. е. орудия труда.
1.Задачи современной психологии труда.
Психология труда, являясь отраслью психологической
науки, изучает психологические особенности
различных видов трудовой деятельности
в их зависимости от общественно-исторических
и конкретных производственных условий,
от орудий труда, методов обучения
труда и от психологических качеств личности
трудящегося.Психологическая сущность
трудовой деятельности заключается в
тех требованиях к психическим свойствам,
состояниям и процессам, которые предъявляет
к трудящемуся его профессия. Различные
виды производственной деятельности (профессии
и специальности) требуют для ее успешного
осуществления различные особенности
личности рабочего: его направленности,
опыта, характера, способностей, психических
состояний, внимательности, восприятий,
памяти, мышления, эмоциональности, волевых
усилий и психомоторики,— которые и определяют
способности к этой деятельности.Психические
свойства, состояния и особенности психических
процессов у трудящихся различны, а их
производственная деятельность требует
определенных качеств. Возникает противоречие
между требованиями производства к трудящемуся
и его возможностями их удовлетворения.
Отсюда появляется необходимость отбора
лиц, у которых либо уже есть природные,
либо могут быть развиты в процессе профессионального
обучения и практической деятельности
требующиеся для осваиваемого вида труда
личные качества работника, и вместе с
этим приспособления процесса труда, технологии
и технических средств производства к
общим психическим свойствам человека.
Снятие противоречий между требованиями
производства к трудящемуся и его возможностями
их удовлетворения — первая основная
проблема психологии труда, над решением
которой работают не только специалисты-психологи,
но и инженеры, техники, рабочие-новаторы
и педагоги профессионально-технического
образования. Производственная среда,
с которой взаимодействует рабочий, это
прежде всего совместно с ним работающие
люди, находящиеся в одном с ним производственном
звене, бригаде и общем производственном
коллективе. Коллектив предъявляет к каждому
своему члену определенные требования,
которые должны постоянно удовлетворяться
каждой личностью. Из взаимоотношений
коллектива и личности возникает вторая
важная проблема психологии труда, проблема
оптимальных межличностных отношений
в процессе производства и создания благоприятного
социального психологического климата
на предприятии. Внешняя среда — это материальные
и эстетические условия труда и технические
средства производства, с которыми рабочий
постоянно взаимодействует. Температурные
условия работы, освещенность и окраска
материальных предметов непосредственно
воздействуют на его психическое состояние
и течение психических процессов, положительно
или отрицательно влияя на его дееспособность,
а следовательно, и на производительность
труда. Технические средства производства,
которыми он управляет, влияют на его психику
своей сложностью, трудоемкостью, подвижностью,
исправностью или неисправностью, удобствами
или неудобствами управления ими и даже
внешним видом. Но это взаимодействие
влияний технических средств зависит
и от того, в каком состоянии рабочий их
содержит и как управляет ими. Приведение
внешней среды в оптимальное состояние,
обеспечивающее наиболее высокую дееспособность
рабочего, — третья из главнейших проблем
психологии труда. Дееспособность труженика
зависит также от физической, умственной
и нервной Нагрузки на него, обусловленной
характером его работы: темпом, ритмом,
чередованием труда и отдыха и взаимодействием
с совместно выполняющими технологические
процессы членами трудового коллектива.
Все это обеспечивается системой организации
производственного труда. Психологическое
обоснование организации трудовых процессов
с целью обеспечения высокой дееспособности
тружеников и повышения их производительности
труда — четвертая из важнейших проблем
психологии труда.
В решении своих проблем психология труда
использует закономерности общей психологии
для повышения качества и облегчения трудовой
деятельности и для успешного профессионального
обучения и воспитания трудящихся, лучшего
обеспечения выбора и освоения ими профессии.
Вместе с тем психология труда открывает
свои специфические закономерности и
разрабатывает принципы изучения и использования
психических явлений в труде и формирования
личности рабочего, обогащая тем самым
общую психологическую науку. Тесно связана
психология труда и с социальной психологией,
самостоятельной отраслью которой она
является.За время своего развития психология
труда накопила много психологических
знаний о труде, приведя их в стройную
систему. Продуманное их использование
в трудовых процессах дает большой эффект
в повышении дееспособности тружеников
и производительности их труда, поэтому
в современных условиях психология труда
стала не только наукой, накапливающей
и систематизирующей психологические
знания о труде, но и одной из производительных
сил.
2.Психология труда и научно-технический прогресс.
Рзвитие общества,на данном этапе, характеризуется
исключительным по своему масштабу развитием
производства, новых видов техники, средств
связи, широким использованием электроники,
автоматики, освоением новых видов транспорта,
работающих на сверхзвуковых скоростях,
и т.д. Все это предъявляет огромные требования
к психике человека, имеющего дело с современной
техникой. В промышленности, на транспорте,
в военном деле все большее значение приобретает
учет так называемого психологического
фактора, т.е. возможностей, заключенных
в психических познавательных процессах
– восприятии, памяти, мышлении, в свойствах
личности – особенностях характера, темперамента,
скорости реакции и т.п. Так, в условиях
нервно-психической напряженности, вызванной
необходимостью принимать ответственные
решения в минимально короткие сроки (ситуации,
во многом типичные для современной сверхзвуковой
авиации, для работы диспетчеров-операторов
крупных энергосистем и т.п.), оказывается
чрезвычайно существенным наличие некоторых
качеств личности, позволяющих осуществлять
деятельность без особых ошибок и срывов.
Отсутствие же этих качеств ведет к авариям.Изучение
психологических возможностей человека
в связи с требованиями, предъявляемыми
ему сложными видами трудовой деятельности,
характеризует важную роль современной
психологии. Инженерная психология, занимающаяся
решением проблемы «человек-машина» (вопросы
взаимодействия человека и техники), как
и психология труда вообще, теснейшим
образом соприкасается с многими разделами
техники.На дальнейшее развитие психологии
существенное влияние оказывает компьютерная
революция. Ряд функций, считавшихся уникальным
достоянием человеческого сознания (функции
накопления и переработки информации,
управления и контроля), могут выполнять
теперь электронные устройства. Использование
теоретико-информационных понятий и моделей
способствовало внедрению в психологию
новых логико-математических методов.
Вместе с тем отдельные исследователи,
упоенные успехами кибернетики, стали
трактовать человека по типу автомата
с программным управлением. В то же время
автоматизация и кибернетизация резко
повысили заинтересованность в изучении
и эффективном использовании функций,
которые не могут быть переданы электронным
устройствам, прежде всего – творческих
способностей.Для будущего человечества,
для личности и ее психического строя
значение компьютерной революции огромно.
Но как бы ни изменилась личность человека,
какие бы чудеса ни создала электронно-информационная
технология, ей по-прежнему будут присущи
психические свойства со всеми признаками,
свойственными предмету психологии.
3.Разработка профессиографических описаний специалистов и рабочих мест.
Накопленный к настоящему опыт позволяет
рекомендовать проведение профессиографической
работы в определенной последовательности
с выделением ряда самостоятельных этапов.
На первом этапе целесообразно:
1. Составить перечни специальностей организации,
т.е. провести учет и общую каталогизацию
всех имеющихся видов професиональной
деятельности.
2. С помощью экспертной оценки произвести
предварительное выявление требований
каждой специальности к индивидуально-психологическим
качествам человека.
3. Сгруппировать специальности по критерию
сходства их требований к челвеку и отнесению
к одному из основных классов должностей.
4. Определить специальности, по которым
нет профессиограмм, или они являються
устаревшими.
5. Выделить основные виды специальностей,
которые необходимо в первую очередь подвергнуть
системному профессиографическому исследованию.
Выделение на первом этапе небольшого
числа профессий, подлежащих всестороннему
изучению, крайне важно, т.к., учитывая
длительность и трудоемкость профессиографической
работы, провести полное исследование
всех имеющихся видов деятельности обычно
не представляется возможным.
Второй этап - этап полного профессиографического
описание специальностей – являеться
основным и включает в себя 3 фазы.
1. На подготовительной фазе проводится:
ананлиз документальных источников; неструктурированное
наблюдение за реальным процессом деятельности.
2. На 2-ой фазе проводится сбор эмпирического
материала о профессии в соответствие
с основными разделами профессиограммы.
Используються ся различные сочетания
методов изучения деятельности.
3. На третьей фазе вся полученная информация
о профессии под-вергается обработке и
психологической интерпретации с помощью
статистического, структурного и др. видов
анализа.
После этого проводится описание специальностей
по стандартной схеме на основание результов
профессиографирования.
Третий этап.
1. Апробация профессиограмм. Может проводиться
по следующей схеме: проведение экспертизы
составленной профессиограммы конкретной
специальности экспертами; учет психологами,
проводившими профессиографическое исследование,
правок и замечаний, внесенных экспертами
в профессиограмму; если в результате
данной работы принципиально меняется
содержание профессиограммы, то необходимо
отправить документацию на доработку.
2. Проверка и доработка психологической
классификаций, составленной по результатам
экспертной оценки. Окончательно опред-ся
состав психологически родственных групп
профессий и единая для каждой из этих
групп совокупность профессионально важных
качеств.
Т.о., профессиография являеться весьма
сложной, трудоемкой процедурой и в то
же время обязательным исходным условием
разработки системы профориентации, профотбора
и научно обоснованного решения многих
других задач психологии труда.
4.Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Квалификационный справочник должностей
руководителей, специалистов и других
служащих (технических исполнителей) призван
обеспечить рациональное разделение труда,
создать действенный механизм разграничения
функций, полномочий и ответственности,
четкую регламентацию трудовой деятельности
работников в современных условиях развития
рыночных отношений. Являясь нормативным
документом, Квалификационный справочник
обеспечивает преемственность с ранее
действовавшим.Применяемые до настоящего
времени квалификационные характеристики
должностей служащих в основном были разработаны
и утверждены десять и более лет назад.
Они отражали сложившиеся к тому времени
организационно-технические и экономические
условия, а следовательно, уровень профессионально-
Заключение.
Психология труда – традиционная отрасль
психологического знания, неразрывно
связанная с общественной практикой. Структура
и содержание психологии труда достаточно
консервативны и связаны с теми исследованиями,
которые были свойственны технократическому
обществу с его стремительными темпами
развития техники и автоматики. В настоящее
время происходят процессы изменения
во всех сферах жизнедеятельности человека.
Мир профессий, система общественного
разделения труда, средства труда, отношение
к труду – все это принципиально и качественно
изменилось и продолжает меняться. Психологами,
изучающими труд, осознается необходимость
приведения в соответствие содержания
психологии труда современному миру профессий.
Изменения основ общественного строя,
переход на рыночные отношения обострили
конкурентные отношения на рынке труда,
проблемы явной и скрытой безработицы,
что привело к целому ряду психологических
проблем, которые ранее не рассматривались
в психологии труда: профессиональная
переподготовка, профессиональное психологическое
консультирование и коррекция, вторичная,
а во многих случаях перманентная профессиональная
адаптация и др. Таким образом, современная
психология труда должна существенно
расширить свое исследовательское поле,
привести содержание и структуру в соответствие
с общественными изменениями, переориентировать
прикладной аспект с объект-объектных
сфер профессиональной деятельности на
субъект-субъектные сферы.
Список литрературы.
1.Зеера Э.Ф. "Психология профессий» Москва. Академический проект. 2003.
2.Толочек В. А. Современная психология труда СПб. Питер. 2005.
3.www.psychological.ru