Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Июня 2011 в 18:27, контрольная работа
Зарубежная когнитивная психология
ГОУ ВПО “Ставропольский государственный университет”
Факультет психологии
Кафедра клинической психологии
Р
Е Ф Е Р А
Т
СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
Группы А1
Проверила:
Ершова Д. А.
Ставрополь,
2011 год
СОВРЕМЕННОЕ
СОСТОЯНИЕ И ВАЖНЕЙШИЕ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
В конце 50-х—начале 60-х гг. большие направления, возникшие в период открытого кризиса и претерпевшие в последующем существенные преобразования — необихевиоризм, неофрейдизм, гештальтпсихология— начинают терять популярность. Их внутренняя противоречивость, трудности, с которыми встретились эти подходы в объяснении поведения и психики, потребовали пересмотра исходных позиций, прежде всего бихевиористического подхода как возможности объективной психологии. Отношение к бихевиоризму встало в центр потому, что затрагивало самый существенный вопрос — судьбы психологии как науки о психических внутренних процессах. Но наиболее важным обстоятельством, способствовавшим такому положению, было появление новых продуктивных направлений в области экспериментальных исследований и теории. Это исследования познавательной деятельности средствами ее моделирования, когнитивная психология, гуманистическая психология, логотерапия В. Франкла, исследования человеческого сознания в рамках наук о мозге — нейрофизиологии, нейроморфологии, нейропсихологии. Широкое распространение получила психогенетика человека. Развиваются межкультурные исследования. Приметами современной зарубежной психологии являются развитие марксистски ориентированных направлений и большой интерес к советской психологии.
Зарубежная
когнитивная психология.
Наиболее широким, выражающим дух современной зарубежной психологии, течением является когнитивная психология. Она возникла в середине 60-х гг. в США и была направлена против бихевиористического исключения психического компонента из анализа поведения, игнорирования познавательных процессов и познавательного развития, против упрощенного подхода бихевиористов к обучению человека, который не мог служить основой для совершенствования учебного процесса.
Когнитивная психология выросла из исследований необихевнористов, прежде всего, из субъективного бихевиоризма Д. Миллера, Ю. Галантера к К. Прибрама, указавших на необходимость включения когнитивных (а также мотивационных) компонентов в структуру поведения. Она развивала подход, основанный на представлении о человеческом организме как системе, занятой активными поисками сведений и переработкой информации, т. е. на представлении о том, что люди оказывают на информацию разного рода воздействия: перекодируют в другую форму, отбирают определенную иформацию для дальнейшей переработки или исключают некоторую информацию из системы. У истоков когнитивной психологии стоят Дж. Брунер, Г. Саймон,. П. Линдсей, Д. Норман, Дж. Р. Андерсон, Л. Фестингер,. Ф. Хайдер, ведущими представителями являются У. Найссер, Д. Бродбент, А. Пайвио и многие другие. В настоящее время это направление представлено рядом вариантов. Наибольшее распространение получил вычислительный вариант (Дж. Фодор, Д. Деннит и др.), в котором познавательные процессы трактуются крайне механистически, психика выступает в виде устройства с фиксированной способностью к преобразованию сигналов.
У. Найссер отстаивает другой, более умеренный вариант, подчеркивает роль внутренних когнитивных схем-и активности познающего организма в процессе познания.
Эта психология возникла под определяющим влиянием информационного подхода. Описываемые в кибернетической литературе операции, выполняемые электронно-вычислительной машиной,— получение информации,. манипуляции символами, сохранение в «памяти» элементов информации, извлечение их из «памяти» и т. д. побуждали предположить по аналогии с компьютером, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять»(1). Это признание неозначало возвращения к традиционной интроспективной психологии сознания. Новые методы исключали необходимость интроспекции.
1 )Найссер У.
«Познание и реальность». М., 1981..
Большинство
из них основываются на точной регистрации
времени ответа на сигналы для
определения уровневой
На формирование
когнитивной психологии непосредственно
оказали влияние также
Основную область исследований в когнитивной психологии составляют познавательнее процессы — память, психологические аспекты языка и речи, восприятие, решение задач, мышление, внимание, воображение и когнитивное развитие. Когнитивный подход распространился также на исследование эмоциональной и мотивационной сфер личности, а также социальную психологию.
В когнитивной психологии все формы человеческого познания рассматриваются по аналогии с операциями ЭВМ как последовательные блоки сбора и переработки информации, фазы или аспекты процесса взаимодействия со средой в познании. Был сделан вывод об уровневой организации познавательной активности по переработке, хранению и использованию информации, включающей ряд блоков. Память, перцептивные процессы, внимание, мышление и его вербальные и невербальные компоненты представлены множеством структурных моделей. Выявлены свойства, присущие познавательной активности: -избирательность (определяется опытом познающего субъекта), определяемость средой (предметами физического мира и социальным опытом, культурой); неполнота познавательных схем, их постоянная корректировка в процессе столкновения с действительностью. Однако в целом в когнитивной психологии не создана единая теория для объяснения познавательных процессов, основные постулаты, лежащие в основе большинства современных работ, по оценке Найссера, «удивительно мало отличаются от постулатов интроспективной психологии XIXв., несмотря на отказ от интроспекции как таковой»(3). Найссер отмечает недостаточную экологическую валидность когнитивной психологии, безразличие к вопросам культуры, отсутствие среди изучаемых феноменов главных характеристик восприятия и памяти как они проявляются в повседневной жизни. Критике подвергается редукционизм когнитивной психологии.
Игнорируя проблему субъекта, когнитивная психология вынуждена наряду с когнитивными процессами допустить особое начало, гипотетического участника, носителя психической деятельности. Стратегии, допускающие такие подсистемы, известны под названием гомун-хулюса.
Таковы некоторые
методологические трудности и противоречия
когнитивной психологии, переживаемые
ею на современном этапе. Дальнейшее
развитие этого большого направления
покажет, сумеет ли когнитивная психология
преодолеть их и приобрести большую практическую
значимость в естественных ситуациях
обыденного опыта, подобно тому как это
отличало психоанализ и бихевиоризм и
явилось одной из причин их положительного
доминирования в зарубежной, прежде всего
американской лсихологии.
2 ) . Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная
социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы:
Учебное пособие для вызов – М.: Аспект Пресс, 2002..
3 ) Найссер У. «Познание и реальность»..
Интерес
к функциональной
ассиметрии мозга.
В 60-е гг. в связи с исследованиями мозга оживляется интерес к проблеме сознания и его роли в поведении. В нейрофизиологии лауреат Нобелевской премии Р. Сиэрри рассматривает сознание как активную силу. «Типам контроля, осуществляющимся в мозге на физико-химическом и физиологическом уровнях, предшествуют новые формы причинной детерминации, возникающей на уровне осознаваемых психических процессов, где детерминирующие свойства включают содержание субъективного опыта. Таким образом, каузальный контроль как бы поднимается с уровней физической и физиологической детерминации на уровни детерминации психической, когнитивной, сознательной или субъективной»(4). После первых операций по расщеплению мозга возрастает интерес к проблеме функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека (отметим, что еще в XIX веке обратили внимание на различные функциональные последствия в случаях повреждений левой и правой половины мозга). При этом была осознана недостаточность чисто морфологических данных и необходимость их дополнения, в том числе психологическим анализом. В книге С. Спрингер и Г. Дейча «Левый мозг, правый мозг. «Асимметрия мозга» (1983) дается сводка результатов исследований, посвященных проблеме межполушарной асимметрии(5).
Данные свидетельствуют о том, что оба полушария вносят важный вклад в организацию поведения, однако каждое полушарие выполняет определенные специализированные функции. Левому полушарию приписываются логический анализ, словесные способы познания, причем входные сигналы обрабатываются последовательным образом, правому — образная синтетическая манера. Правое полушарие отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за музыкальные способности и обрабатывает информацию одномоментно и целостным способом. Некоторые исследователи пришли к выводу о том, что, по-видимому, бессознательное Фрейда является функцией правого полушария. Исследуются профессиональные различия в использовании полушарий и особенности психических процессов у представителей различных культур. Эти исследования, однако, пока не дали каких-либо однозначных результатов. Изучается проблема развития асимметрии в процессе онтогенеза. Некоторые авторы утверждают, что в условиях западной цивилизации с упором в образованна главным образом на приобретение вербальных навыков* и развитие аналитической мысли обеспечивается развитие способностей главным образом левого полушария, в-результате другая половина мозга практически игнорируется, что приводит к обеднению картины мира в сознании современных людей западной цивилизации. На основании полученных данных строятся гипотезы, направленные на объяснение причин, обусловивших асимметрию, и понимание значения для поведения объединения результатов действий асимметричных компонентов двух полушарий. Необходимо отметить, что зарубежные авторы используют и результаты исследований советских психологов, прежде всего А. Р. Лурии.
Наряду со строго
научными фактами и исследованиями
в этой области много ничем
не доказанных утверждений, подобных выводу
о якобы разных типах мышления
людей западных цивилизаций и
стран Востока. Спрингер и Дейч называют
подобное «дихотоманией».
4 ) История психологии ХХ век. / П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. 4-е изд. – М.: Академический проспект; Екатеринбург. Деловая книга, 2002.
5) 1 )Найссер
У. «Познание и реальность». М., 1981
Зарубежная
гуманистическая
психология.
Другим крупным направлением, которое так же, как и когнитивная психология, возникло как антитеза бихевиоризму и психоанализу, является гуманистическая психология. Ее основание как самостоятельного направления относится к началу 60-х гг. В 1961 г. был основан «Журнал гуманистической психологии» и создана Ассоциация за гуманистическую психологию.
Информация о работе Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии