Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 23:26, контрольная работа
Творчество может рассматриваться как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность. Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, т.е. момент нового, оригинального похода к ее выполнению. Поэтому в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности, от постановки проблемы до поиска операционных способов выполнения действий.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ»
в г. Великом Новгороде
Заочное отделение
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: «Психология»
на тему: «Сознательное и бессознательное в творчестве»
Великий Новгород
2012 г.
Рецензия
1 Творчество
Творчество может рассматриваться как компонент какой-либо деятельности и как самостоятельная деятельность. Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, т.е. момент нового, оригинального похода к ее выполнению. Поэтому в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности, от постановки проблемы до поиска операционных способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, оригинального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяются специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики.
В основе творческого процесса лежит интуитивный механизм, который определяется двойственностью результата деятельности. Одна часть результата деятельности, соответствуя сознательно поставленной цели, называется прямым продуктом, а другая, не соответствующая цели и полученная помимо сознательного намерения, называется побочным продуктом. Неосознаваемый, побочный продукт деятельности может приводить к неожиданному решению, способ которого не осознается. Такое решение называется интуитивным, основными особенностями которого является наличие чувственного образа, целостность восприятия и неосознанность способа получения результата. Большое внимание уделяется принципу взаимодействия, поскольку деятельностный подход основан на соответствии цели и результата, а творчество, наоборот, возникает в условиях рассогласования цели и результата. Творчество понимается как развивающее взаимодействие, механизм движения которого имеет определенные фазы функционирования. Я.А. Пономарев (1976) сопоставил фазы решения творческой задачи взрослым, умственно развитым человеком с формированием способности действовать в уме у детей. Оказалось, что формы поведения детей на этапах развития способности действовать в уме аналогичны формам поведения взрослых на соответствующих стадиях решения творческой задачи.
Рассмотрим фазы творческого процесса как структурные уровни организации психологического механизма поведения, сменяющие друг друга в ходе его осуществления.
1. Фаза произвольного, логического поиска. На этой стадии актуализируются знания, необходимые для решения творческой задачи, решение которой не может быть получено непосредственно путем логического выхода из имеющихся посылок. Исследователь осознанно отбирает факты, способствующие эффективному решению, осуществляет обобщение и перенос ранее полученных знаний в новые условия; выдвигает гипотезы, применяет приемы анализа и синтеза исходных данных. На этой стадии преобладает осознанное представление о результате деятельности и способах его целенаправленности достижения.
2. Фаза интуитивного решения. Для этой фазы характерен неосознанный поиск способа решения проблем, в основе которого лежит принцип двойственности результата действия человека, т.е. наличие прямого (осознаваемого) и побочного (неосознаваемого) продуктов действия.
Информация о работе Сознательное и бессознательное в творчестве