Специальная психология как отрасль психологической науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:41, контрольная работа

Описание

Возникновение специальной психологии (от греч. specialis - особенный, своеобразный) как самостоятельной отрасли психологической науки и практики можно отнести к 60-м гг. XX столетия. Тогда она появилась в перечне научных специальностей учебных вузов в разделе «Психология». Однако это было лишь формальное закрепление продолжавшегося уже многие десятилетия становления этой своеобразной отрасли психологии, которая вобрала в себя накопившиеся научные достижения и практический опыт - все, что касается изучения феноменологии, механизмов и условий психического развития человека под воздействием различных групп патогенных факторов, а также закономерностей протекания компенсаторных и коррекционных процессов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….……3
Глава 1. Основные направления специальной психологии………………………..…..4
1.1. Олигофренопсихология……………………………………………………..….… 7
1.2. Сурдопсихология…………………………………………………………………..7
1.3. Тифлопсихология…………………………………………………………………….8
Глава 2. Современные представления о нормальном иотклоняющемся развитии……………………………………... ……………………………………….….19
2.1. Общие закономерности отклоняющегося развития ………………………..…..12
Заключение ……………………………………………………………………………....15
Список литературы……………………………………………………………………..16

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа по спец. психологии.docx

— 35.70 Кб (Скачать документ)

    

    
          68, 26%      
     
    
          95,44%      
     
    
          99,72%      
     
 

    Рис. 1. Процентное распределение  случаев под кривой нормального распределения Гаусса 

    Ориентация  на статистическую норму важна, прежде всего, на этапе выявления недостатков в развитии и определения меры их патоло-гичности, требующей специальной психолого-педагогической, а в некоторых случаях и медицинской помощи.

    Функциональная  норма. В основе концепции функциональной нормы лежит представление о  неповторимости пути развития каждого  человека, а также о том, что  любое отклонение можно считать  отклонением только в сопоставлении  с индивидуальным трендом развития каждого человека. Другими словами, это своего рода индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений. В данном контексте следует признать, что достигнутое состояние только тогда можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это своего рода гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума - с другой.

    Именно  обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адаптированности (текст 1).

    Текст 1.

    «...Мы считаем ребенка нормальным:

    а) когда уровень его развития соответствует  уровню большинства детей его  возраста или старшего возраста, с  учетом развития общества; членом которого он является;

    б) когда ребенок развивается в  соответствии с его собственным  общим трендом, определяющим развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, ясно и однозначно стремясь к полному развитию отдельных  составных частей и их полной интеграции, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения;

    в) когда ребенок развивается в  соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного творческого социального функционирования в период зрелости.

    Указанные три критерия нормальности необходимо учитывать при оценке нормальности или анормальности детей и  подростков». Идеальная норма - это  некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях. Можно сказать, что это  высший уровень нормы функциональной. 

    2.1. Общие закономерности  отклоняющегося развития

    Вопрос  об общих и специфических закономерностях  отклоняющегося развития был поставлен  Л. С. Выгодским в начале XX в. в  связи с формированием дефектологии как комплексной науки о человеке, включающей разностороннее изучение причин и механизмов отклоняющегося развития, понимание которых является условием разработки научно обоснованных медико-психолого-педагогаческих коррекционных воздействий.

    Междисциплинарная направленность сравнительного изучения вариантов индивидуального развития в норме и при патологии  развития в значительной степени  способствует выявлению общих и  специфических закономерностей  и механизмов, лежащих в основе многообразия их проявлений.

    На  протяжении 70 - 90-х гг. XX столетия накоплен большой объем клинико-физиологических  материалов, раскрывающих этиологию, патогенез и нейрофизиологические механизмы, лежащие в основе нарушений психических функций при разных формах отклоняющегося развития. Начиная с 70-х гг. все большее распространение получает нейропсихологический анализ отклоняющегося развития (А. Р. Лурия, Э. Г. Симерницкая, Т.В. Ахутина, А. В. Семенович и др.).

    В начале века немецкий психиатр К. Бонгеффер  на примере сравнительного изучения психических расстройств различной этиологии пришел к выводу, что ответных реакций со стороны психики человека гораздо меньше, чем патогенных факторов, поэтому всегда при любом типе нарушения можно наблюдать значительное количество общих реакций. Данный феномен был назван К. Бонгеффером «экзогенным типом реакции».

    В конце XIX в. Дж. Джексоном, английским невропатологом, было разработано учение о послойном  строении психической деятельности, в котором, в частности, была высказана идея о том, что любое психическое расстройство сопровождается так называемыми негативными «минус-симптомами», которые являются симптомами ущерба, изъяна, недостаточности психической деятельности на всех ее уровнях. В них в той или иной степени отражается специфика нарушения. Вторая группа симптомов - продуктивные, представляющие собой менее специфическую реакцию организма на патогенное воздействие. Клинические исследования позволяют говорить о том, что и продуктивные и негативные симптомы скорее относятся к группе расстройств, имеющих общую этиологию и патогенез. Например, для психических расстройств органической природы обязательными негативными симптомами будут повышенная истощаемость, склонность к взрывным эмоциональным реакциям, повышенной агрессивности. При нарушениях психогенной природы - это снижение энергетического потенциала и регрессивное развитие личности. Продуктивные, или позитивные, симптомы обусловлены повышенной активностью сохранных уровней психики с целью преодоления патологического состояния. Это могут быть истерические реакции, страхи, повышенное двигательное беспокойство и т.п.

    Одним из первых общие закономерности отклоняющегося развития применительно к различным видам психического дизонтогенеза были сформулированы В. И. Лубовским. Основным тезисом является доказательное постулирование наличия трех иерархических уровней закономерностей отклоняющегося развития.

    1 уровень – закономерности, присущие  всем типам дизонтогенетического  развития;

    2 уровень – закономерности, характерные  для группы дизонтогенетического  расстройства (например, возникших  вследствие недоразвития анализаторных  систем – зрительной, слуховой, кожной, двигательной) или имеющих своей  основе раннее органическое повреждение  головного мозга (умственная отсталость, задержка психического развития  и т.д.);

    3 уровень – специфические закономерности, присущие конкретному виду дизонтогенеза  (общему стойкому психическому  недоразвитию по типу умственной  отсталости, или искаженному развитию  по типу раннего детского аутизма). 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Специальную психологию можно определить как  психологию особых состояний, возникающих  преимущественно в детском и  подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы) и проявляющихся  в замедлении или выраженном своеобразии  психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение.

    В центре внимания специальной психологии - дети и подростки с различными отклонениями в психическом, соматическом, сенсорном, интеллектуальном, личностно-социальном развитии, а также лица старшего возраста, имеющие особые потребности в образовании, обусловленные нарушениями здоровья.

    Основной  целью специального психологического сопровождения в системе образования является выявление, устранение и предотвращение дисбаланса между процессами обучения и развития детей с недостатками в психофизическом развитии и их возможностями. Специальная психология содержит те знания, которые могут служить методической базой по созданию условий для оптимальной социально-психологической адаптации, включая дальнейшее профессиональное самоопределение выпускников специальных образовательных учреждений.

    Специальная психология как направление психологической  науки и практики - интенсивно развивающаяся область, стоящая на стыке c гуманитарных наук (.философия, история, со во, теология и др.), естественных наук (биология, а тика, физиология, медицина) и педагогики. Вместе с термином «специальная психология» в научный обиход вошло понятие коррекционная (специальная) педагогика». 
 
 
 

    Список  литературы

1. Власова  Т.А., Певзнер М.С. О детях с  отклонениями в развитии. - М.: Педагогика, 1973

2. Выготский  Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М.Лифанова. - М.: Просвещение, 1995

3. Головин  С.Ю. Словарь практического психолога.  – Минск, 1998

4. Дети  с отклонениями в развитии: Метод.  пособие / Сост. Н. Д. Шматко. - М.: Аквариум, 1997

5. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П.  Пузанова. - М.: Новая школа, 1996

6. Дошкольное  воспитание аномальных детей  / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993

7. Лапшин  В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учеб. пособие для студентов  пед. ин-тов. - М., 1991

8. Лебединский  В.В., Никольская О.С. Нарушения  психического развития у детей. - М., 1985

9. Малофеев  Н.Н. Стратегия и тактика переходного  периода в развитии отечественной  системы специального образования  и государственной системы помощи  детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997. - № 6. - С. 3-10

10. Основы  специальной психологии / Л.В. Кузнецова,  Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева  и др. – М., 2003

Информация о работе Специальная психология как отрасль психологической науки