Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 09:06, курсовая работа

Описание

Выделение семейной психокоррекции в самостоятельную область социально-психологической практики произошло в начале 60-х годов прошлого века.

Содержание

Введение.

1. Консультативная психологическая помощь семье

1.1 Виды консультативной помощи

1.2 Основные принципы психокоррекционой модели

2. Основные этапы социально-психологической коррекции семейных отношений

2.1 Этап заключения диагноза

2.1.1 Диагностическое интервью

2.1.2 Стандартизированные психодиагностические методики.

2.2 Особенности методов консультирования и коррекции

2.2.1 Методы консультирования и коррекции молодых людей

2.2.2 Методы консультирования и коррекции супружеской пары

2.2.3 Методы коррекции детско-родительских отношений.

3. Завершающий этап в системе социально-психологической коррекции отношений.

Заключение.

Библиографический список использованной литературы

Приложения.

Работа состоит из  1 файл

Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений.doc

— 97.00 Кб (Скачать документ)

     2.2 Особенности методов  консультирования  и коррекции 

     2.2.1 Методы консультирования и коррекции молодых людей

     Психологическая работа с молодыми людьми рассматривает две задачи: добрачное консультирование и предбрачное консультирование.

     Добрачное консультирование предполагает решение  вопросов, связанных с формированием  образа потенциального партнера, коррекцией поведения клиента, формированием у него навыков успешного общения.

     Проблемы, связанные с поиском брачного партнера могут быть следствием таких  причин:2

     - особенности личности партнера; В этой ситуации первая задача  психолога – помочь клиенту  осознать свои особенности, их преимущества, принять их. Следующая – попытаться выяснить, кто должен быть тот человек с которым клиенту было бы хорошо.

     - давление социума или обстоятельств  побуждает к преждевременному  поиску брачного партнера; Консультанту  следует уважительно относиться к природе человека, к тем задачам, которые тот считает нужными для себя решить.

     - родительская семья препятствует  браку; Консультант не может переубеждать клиента, что следует делать, а чего нет, даже тогда, когда не понимает до конца мотивы и смысл происходящего процесса.

     -отношения  становятся ловушкой для потенциального  партнера; Влияние посторонних факторов  психолог изменить не в силах,  зато может помочь клиенту  пересмотреть сое отношение и  поведение в данной ситуации.

     - склад личности и его образ жизни препятствует браку; В этой ситуации для клиента супружеские отношения могут казаться опасными, из-за потери свободы, борьбы за власть. Для того чтобы сохранить безопасность, клиент склонен уходить в болезнь, что, по сути, является психологи ческой защитой. Здесь необходимым будет помочь осознать клиенту, что его поведение является уловками, позволяющими уклонится от реальных отношений, следующий шаг, - используя анализ поступков клиента, помочь понять ему, что отношения воспринимаются, как борьба за власть, заключением процесса является переориентация клиента на отношения, в которых каждый несет ответственность за другого.

     - клиент использует неэффективные  стратегии для поиска потенциального  брачного партнера. При работе  с таким клиентом необходимо сосредоточить его внимание на собственном внутреннем мире. Задача психолога следующая – помочь клиенту разобраться в себе и построить собственный образ партнера – сконструировать стратегию поиска более эффективной. Работа состоит из нескольких этапов:

  1. Исследование вкусов, интересов, склонностей, умений и предпочтений клиента.
  2. Работа с личностными особенностями, затрудняющими поиск потенциального партнера.
  3. Создание образа потенциального партнера с учетом сведений, полученных о себе.
  4. Обучение клиента технике знакомства.
  5. Сопровождение последующей активности клиента, направленной на поиск партнера.

     Предбрачное консультирование проводится в период предшествующий совместной семейной жизни, занимается анализом потенциальной  супружеской совместимости партнеров  и коррекцией их взаимоотношений. В решение семейных проблем супружеской совместимости взаимоотношения реализуются с точки зрения внутренней мотивации поведения супругов. При этом оценивается влияние семьи, в которой выросли каждый из супругов, учитывается присущая ей атмосфера, уравновешенность, разделение прав и обязанностей между отцом и матерью. Психологу следует понять, почему каждый супруг таков, какой он есть, чего ожидает от супружеского союза и почему реагирует на поведение партнера так, а не иначе3. Психоккорекция предбрачной пары может проходить в формате группы. Иногда этот вид коррекции оказывает более сильное влияние на формирование отношений в добрачный паре, чем консультирование индивидуальное, особенно если человек испытывает трудности, связанные с привычными стереотипами общения с матерью, отцом, неуверенностью в себе, низкой самооценкой4. Пребывание человека в специально организованных группах помогает молодым людям в решении проблем, возникающая при межличностном взаимодействии в добрачный период. В психоккорекционных группах выявляются факторы, оказывающие влияние на взгляды и поведение клиента, участник группы имеет возможность получить обратную связь и поддержку от других ее членов, имеющих сходные проблемы или опыт и способных благодаря этому оказать существенную помощь.  

     2.2.2 Методы консультирования  и коррекции супружеской  пары

     Проблема  психологического благополучия связана, в первую очередь, с тем, насколько  психологически совместимы друг с другом члены будущей семьи.

     Задачами  психокоррекции супружеских расстройств является облегчение эмоциональных страданий и трудностей, достижение благополучия пары в целом и каждого из партнеров в частности.

     Консультирование  супружеской пары проводится, в основном:

     -в  ситуациях конфликта, из-за возникающих противоречий;

     -в  ситуации измены;

     -в  ситуации развода.

     В исследовательской работе Д. С. Валлерстайна «Психологические задачи брака» расмотрены такие задачи, успешное выполнение которых, по его мнению, улучшает взаимодействие супругов (См. приложение). Выполнение этих задач желательно, в качестве стабилизатора отношений применять к семьям, обратившимся за психологической помощью.

     Во  время проведения работы психологу  необходимо пресекать стремление супругов перейти к взаимным обвинениям и  оскорблениям, его задача – дать надежду на построение новых лучших отношений.

     Психотерапевт продвигается вперед, используя:

     - противодействия неуместному отрицанию,  смещению и рационализации конфликта;

     - трансформация скрытого неявного  конфликта в открытую форму  взаимодействия;

     - поднятие скрытого внутреннего  конфликта до уровня межличностного  взаимодействия;

     - избавление от потребности создавать  «козла отпущения», что укрепляет  позицию одного из супругов  за счет принесения в жертву  другого;

     - конфронтация и интерпретация, преодолевающие сопротивление и снижающие конфликт, чувство вины и тревоги;

     - проигрывание терапевтом роли  родителя, контролирующего межличностную  опасность, служащего источником  эмоциональной поддержки и удовлетворенности,  обеспечивающего недостающие эмоциональные компоненты;

     - использование специалистом себя  самого для тестирования реальности;

     - просветительская функция терапевта  и его демонстрация на собственном  примере полезных моделей «здорового»  взаимодействия между супругами.

     Используя все эти примеры, психолог вместе с супругами приступает к поиску альтернативных вариантов преодоления  возникших проблем. Важно знать  главные проблемы во взаимодействии супругов, чего именно желают супруги, чего ждет окружение, что нужно каждому  супругу от другого супруга, других членов семьи, окружения. Также важно понять, что готов сделать каждый супруг ради другого, семьи, окружения. 

     2.2.3 Методы коррекции  детско-родительских  отношений.

     Методы  консультирования и коррекции семьи  рассматривают проблемные взаимоотношения родителей с детьми. Специфика работы варьируется от того, с какой возрастной группой детей она проводится, с маленькими детьми, подростками либо с взрослыми детьми.

     В системе взаимоотношения взрослого  с ребенком взрослый является ведущим звеном, от него зависит, как складываются эти отношения, поэтому важнейшей задачей терапии – формирование у родителей навыков сотрудничества с ребенком. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает взаимопонимание и лучшее взаимодействие в семье. 

 

      3. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ОТНОШЕНИЙ 

     Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущими  этапами5. Если начальный и средний этапы терапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда членам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они осознают свои внутренние проблемы и они осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию осуществляются без особого труда. От того, насколько успешно решены задачи предыдущих этапов, зависит и характер завершающего этапа.

     Завершающая сессия строится, таким образом, чтоб дать членам семьи возможность обменяться опытом участия в психотерапевтической работе. Очень важно чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели повысить свою способность к разрешению новых.

     На  завершающей сессии необходимо также  уделить внимание укреплению личной идентичности членов семьи. В случае появления новх проблем, с которыми они не могут справиться, психотерапевт дает возможность еще одной или нескольких встреч. 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Психокоррекционная  модель помощи предполагает, что причиной тех или иных проблем или неблагополучия в семье зависят от внутри семейного  общения, личностных особенностях членов семьи или неблагоприятных обстоятельств. Здесь рассматриваются такие вопросы как: мотивация вступления в брак, поведение ребёнка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль, отношение к людям и событиям, которые образуют систему эмоциональных связей и взаимоотношений, которые реализуются в общении. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности, и формулировку «диагноза», который позволяет оказать помощь семье и её членам. Помощь состоит в коррекции семейных отношений, в которых конфликты ведут к дезадаптации членов семьи.

     Основными этапами в социально психологической  коррекции семейных отношений являюься:

     - этап заключения диагноза;

     - этап собственно коррекционной  работы;

     - завершающий этап.

     В зависимости от того с кем работает психолог, с супругами, родителями и  детьми, будущими супругами, меняется форма терапевтической работы. Психотерапевтическая работа может быть:

     -индивидуальной;

     -парной;

     -семьи  в целом;

     -групповой. 

 

      БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое  консультирование. - М.: Независимая  фирма "Класс", 2000. - 208 с.
  2. Алешина Ю.Е. Специфика психологического консультирования //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. - 1994. - №1. - С.22 - 33.
  3. Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - 120 с.
  4. Бэндлер Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж: НПО "Модэк", 1993. - 128 с.
  5. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта. - М.: Независимая фирма "Класс", 1998. - 205 с.
  6. Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования: Проблемный подход. - Киев: Наукова думка, 1995. - 128 с.
  7. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. - СПб.: Издательство "Речь", 2001. - 352 с.
  8. Капустин С.А. Границы возможностей психологического консультирования //Вопросы психологии. - 1993. - №5. - С.50 - 56.
  9. Кочюнас Р.-А. Б. Основы психологического консультирования /Пер. с лит. - М.: Академический проект, 1999. - 239 с.
  10. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний /Пер. с чешск. - М.: Медицина, 1991. - 336 с.
  11. Маданес К. Стратегическая семейная терапия. - М.: Независимая фирма "Класс", 1999. - 272 с.
  12. Майерс Д. Социальная психология. - СПб:Питер, 1998., с.225-268.
  13. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. - М.: Смысл, 1998. - 109 с
  14. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. - М.: Изд-во Апрель пресс, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002. - 256 с.
  15. Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. - 224с.
  16. Обозов Н.Н. Психологическое консультирование (методическое пособие). - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет. Ассоциация лекторов. Центр прикладной психологии,1993. - 49 с.
  17. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 448 с.
  18. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: ТЦ "Сфера", 2000. - 512 с.
  19. Спиркина Е.А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации западного опыта) //Психологический журнал. - 1994. - №6. - Т.15. - С. 121 - 127.
  20. Хейли Д., Эриксон М. Стратегии семейной терапии /Перевод с англ. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 448 с.
  21. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии: Руководство. - М.: Независимая фирма "Класс", 1997. - 336 с.
  22. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Издательство "Питер", 1999. - 656 с.

Информация о работе Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений