Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2012 в 09:06, курсовая работа
Выделение семейной психокоррекции в самостоятельную область социально-психологической практики произошло в начале 60-х годов прошлого века.
Введение.
1. Консультативная психологическая помощь семье
1.1 Виды консультативной помощи
1.2 Основные принципы психокоррекционой модели
2. Основные этапы социально-психологической коррекции семейных отношений
2.1 Этап заключения диагноза
2.1.1 Диагностическое интервью
2.1.2 Стандартизированные психодиагностические методики.
2.2 Особенности методов консультирования и коррекции
2.2.1 Методы консультирования и коррекции молодых людей
2.2.2 Методы консультирования и коррекции супружеской пары
2.2.3 Методы коррекции детско-родительских отношений.
3. Завершающий этап в системе социально-психологической коррекции отношений.
Заключение.
Библиографический список использованной литературы
Приложения.
2.2
Особенности методов
консультирования
и коррекции
2.2.1 Методы консультирования и коррекции молодых людей
Психологическая работа с молодыми людьми рассматривает две задачи: добрачное консультирование и предбрачное консультирование.
Добрачное консультирование предполагает решение вопросов, связанных с формированием образа потенциального партнера, коррекцией поведения клиента, формированием у него навыков успешного общения.
Проблемы, связанные с поиском брачного партнера могут быть следствием таких причин:2
- особенности личности партнера; В этой ситуации первая задача психолога – помочь клиенту осознать свои особенности, их преимущества, принять их. Следующая – попытаться выяснить, кто должен быть тот человек с которым клиенту было бы хорошо.
-
давление социума или
-
родительская семья
-отношения
становятся ловушкой для
- склад личности и его образ жизни препятствует браку; В этой ситуации для клиента супружеские отношения могут казаться опасными, из-за потери свободы, борьбы за власть. Для того чтобы сохранить безопасность, клиент склонен уходить в болезнь, что, по сути, является психологи ческой защитой. Здесь необходимым будет помочь осознать клиенту, что его поведение является уловками, позволяющими уклонится от реальных отношений, следующий шаг, - используя анализ поступков клиента, помочь понять ему, что отношения воспринимаются, как борьба за власть, заключением процесса является переориентация клиента на отношения, в которых каждый несет ответственность за другого.
-
клиент использует
Предбрачное
консультирование проводится в период
предшествующий совместной семейной жизни,
занимается анализом потенциальной
супружеской совместимости
2.2.2 Методы консультирования и коррекции супружеской пары
Проблема психологического благополучия связана, в первую очередь, с тем, насколько психологически совместимы друг с другом члены будущей семьи.
Задачами психокоррекции супружеских расстройств является облегчение эмоциональных страданий и трудностей, достижение благополучия пары в целом и каждого из партнеров в частности.
Консультирование супружеской пары проводится, в основном:
-в
ситуациях конфликта, из-за
-в ситуации измены;
-в ситуации развода.
В исследовательской работе Д. С. Валлерстайна «Психологические задачи брака» расмотрены такие задачи, успешное выполнение которых, по его мнению, улучшает взаимодействие супругов (См. приложение). Выполнение этих задач желательно, в качестве стабилизатора отношений применять к семьям, обратившимся за психологической помощью.
Во время проведения работы психологу необходимо пресекать стремление супругов перейти к взаимным обвинениям и оскорблениям, его задача – дать надежду на построение новых лучших отношений.
Психотерапевт продвигается вперед, используя:
-
противодействия неуместному
-
трансформация скрытого
-
поднятие скрытого внутреннего
конфликта до уровня
-
избавление от потребности
- конфронтация и интерпретация, преодолевающие сопротивление и снижающие конфликт, чувство вины и тревоги;
-
проигрывание терапевтом роли
родителя, контролирующего межличностную
опасность, служащего
-
использование специалистом
-
просветительская функция
Используя
все эти примеры, психолог вместе
с супругами приступает к поиску
альтернативных вариантов преодоления
возникших проблем. Важно знать
главные проблемы во взаимодействии
супругов, чего именно желают супруги,
чего ждет окружение, что нужно каждому
супругу от другого супруга, других членов
семьи, окружения. Также важно понять,
что готов сделать каждый супруг ради
другого, семьи, окружения.
2.2.3 Методы коррекции детско-родительских отношений.
Методы консультирования и коррекции семьи рассматривают проблемные взаимоотношения родителей с детьми. Специфика работы варьируется от того, с какой возрастной группой детей она проводится, с маленькими детьми, подростками либо с взрослыми детьми.
В
системе взаимоотношения
3. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП
В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ ОТНОШЕНИЙ
Завершающий, или терминационный, этап семейной психотерапии тесно связан с предыдущими этапами5. Если начальный и средний этапы терапии проходят успешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда членам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они осознают свои внутренние проблемы и они осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию осуществляются без особого труда. От того, насколько успешно решены задачи предыдущих этапов, зависит и характер завершающего этапа.
Завершающая сессия строится, таким образом, чтоб дать членам семьи возможность обменяться опытом участия в психотерапевтической работе. Очень важно чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели повысить свою способность к разрешению новых.
На
завершающей сессии необходимо также
уделить внимание укреплению личной
идентичности членов семьи. В случае
появления новх проблем, с которыми
они не могут справиться, психотерапевт
дает возможность еще одной или нескольких
встреч.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психокоррекционная модель помощи предполагает, что причиной тех или иных проблем или неблагополучия в семье зависят от внутри семейного общения, личностных особенностях членов семьи или неблагоприятных обстоятельств. Здесь рассматриваются такие вопросы как: мотивация вступления в брак, поведение ребёнка, стереотипы родительской семьи, сформировавшийся жизненный стиль, отношение к людям и событиям, которые образуют систему эмоциональных связей и взаимоотношений, которые реализуются в общении. Эта модель предполагает анализ семейной ситуации клиента и его личности, и формулировку «диагноза», который позволяет оказать помощь семье и её членам. Помощь состоит в коррекции семейных отношений, в которых конфликты ведут к дезадаптации членов семьи.
Основными
этапами в социально
- этап заключения диагноза;
- этап собственно коррекционной работы;
- завершающий этап.
В зависимости от того с кем работает психолог, с супругами, родителями и детьми, будущими супругами, меняется форма терапевтической работы. Психотерапевтическая работа может быть:
-индивидуальной;
-парной;
-семьи в целом;
-групповой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Специфика методов социально-психологической коррекции семейных отношений