Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:31, реферат
В ходе исторического развития у человечества вырабатываются различные специализированные способности. Дифференциация и специализация способностей. Отношение между общей одаренностью и специальными способностями. Специфичность путей развития специальных способностей. Уровни развития способностей:
репродуктивный, реконструктивный, творческий. Понятие одаренности. Возможность проявления дарований.
• Введение……………………………………………………………….3
• Общая одаренность и специальные возможности…………………..9
• Виды способностей.………………….……………………………….13
• Теория одаренности…………………………………………………...15
• Природа человеческих способностей………………………………..20
• Вывод…………………………………………………………………..23
• Используемая литература…………………………………………….24
Вывод
Б. М. Теплов
указывает на некоторые условия формирования
способностей. Сами по себе способности
не могут быть врождёнными. Врождёнными
могут быть только задатки. Задатки Теплов
понимал, как некоторые анатомо-физиологические
особенности. Задатки лежат в основе развития
способностей, а способности являются
результатом развития. Если способность
сама по себе не врождённая, следовательно,
она формируется в постнатальном онтогенезе
(важно обратить внимание на то, что Теплов
разделяет термины «врождённый» и «наследственный»;
«врождённый» — проявляющийся с момента
рождения и формирующийся под воздействием
как наследственных, так и средовых факторов,
«наследственный» — формирующийся под
воздействием факторов наследственности
и проявляющийся как сразу после рождения,
так и в любое другое время жизни человека).
Способности формируются в деятельности.
Теплов пишет, что «…способность не может
возникнуть вне соответствующей конкретной
предметной деятельности» . Таким образом,
к способности относится то, что возникает
в соответствующей ей деятельности. Оно
же влияет на успешность выполнения данной
деятельности. Способность начинает существовать
только вместе с деятельностью. Она не
может появиться до того, как началось
осуществление соответствующей ей деятельности.
Причём, способности не только проявляются
в деятельности. Они в ней создаются.
Используемая литература
1. Богин Г.И. Уровни и компоненты речевой способности человека. Учебное пособие. — Калинин, 1975. (Речь как способность. Уровни речевой способности.)
2. Бодалев А.А. Психология о личности. — М., 1988. (Способности: 25—37.)
3. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. — М., 1988. (Способности и одаренность: 53—72.)
4. Новак 3. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся // Вопросы психологии. — 1983. — № 3. - С. 46-50.
5. Норман Д.А. Память и научение. — М, 1985. (Рациональное использование способностей человека: 141—148.)
6. Способности и склонности. Комплексные исследования. — М., 1989. (Проявление музыкальных способностей: 137—150.)
7. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности // Вопросы психологии. — 1991. — № 2. — С. 120-127.
8. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986. (Способности и личность: 4—32. Самооценка и способности: 41—55.)
9. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979. (Общие и специальные умственные способности: 123—133.)
Информация о работе Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях