Способы приобретения психологических знаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание

Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы психологии, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.

Работа состоит из  1 файл

Тема 3.doc

— 201.00 Кб (Скачать документ)

     Представление о методе психологии или способе  изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и относительно методов психологии.

     Метод психологии в его единстве с предметом  психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах психологии. Исследовательский метод психологии есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента, тестов и т. д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в эксперименте и т. д.

     В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода психологии может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон психологической реальности.

     Фактом  психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы психологии, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.

     Учение  о методе психологии составляет особую область знания — методологию, которая  определяется как система принципов  и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология юридической деятельности, методология юридической науки и т. п. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т. п.

     В качестве мировоззренческой основы психологической антропологии может  быть определена философская антропология как учение о целостной человеческой реальности. Человек понимается как самостоятельное и свободное существо, творчески воздействующее на объективные сферы бытия. Конкретно-научное познание человека должно исходить из философского понимания сущности человека, из выявления основной структуры человеческого бытия, из фундаментальных свойств человеческого способа существования. Одним из постулатов этой методологии является положение о бесконечности человека и о принципиальной незавершенности его бытия. Поэтому невозможно окончательно познать и определить человека. Следует различать познание абстрактного человека в специальных науках и понимание его духовной сути, выявление «человека в человеке», его живой человеческой индивидуальности. 
 

     4. Место и роль научных психологических методов в практической деятельности специалиста.

     1. Место и роль  практической психологии  в современном  обществе

     1.1 Необходимость в  психологических  знаниях в обществе

     Среди отличительных черт современной  многомерной российской действительности можно особо выделить динамизм и нестандартность процессов, происходящих в обществе, утверждение нового характера отношений и деятельности. При этом все более настойчиво и активно выражается стремление людей к социальной доминантности, самовыражению и комфортности в реальном укладе жизни и труда.

     Наша  многообразная жизнь постоянно  ставит перед человеком массу  проблем как профессиональных, так  и личных. Они переплетаются, и  человек ищет выход из противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти? Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем анализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением. Для этого нужна психологическая культура.

     Что же в современной психологии понимается под “психологической культурой”, каковы ее параметры и уровни? Характеристику общей психологической культуры дает О.И.Мотков: “ Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений…Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность”. Н.Н. Обозов в понятие психологическая культура включает три компонента: 1) Понимание и знание себя и других людей, 2) адекватная самооценка и оценка других людей, 3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.

     О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджере и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно конкретной профессиональной деятельности.  

     Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так  и основные параметры развития личности. Причем, индивидуальная психологическая  культура не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет, она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стартовой культуры. Если исходить из понимания культуры как: а) системы специфически человеческих видов деятельности, б) совокупности духовных ценностей, в) процесса самореализации творческой сущности человека, то можно выделить следующие составляющие психологической культуры личности:

     психологическая грамотность,

     психологическая компетентность,

     ценностно-смысловой компонент,

     рефлексия,

     культуротворчество. 

     Психологическая грамотность представляет собой  азы психологической культуры, с  которых начинается ее освоение с  учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая  грамотность означает овладение психологическими знаниями, умениями, символами, правилами и нормами в сфере общения, поведения и т.д. Может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта.  
 
 
 
 

     5. Психологическая  компетентность специалиста  как элемент профессиональной  компетентности.

     В определении психологической компетенции  целесообразно придерживаться определения  М.А.Холодной: “Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющих принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности”. В работах психологов рассматриваются отдельные стороны психологической компетентности: компетентность в общении, интеллектуальная компетентность и т.д.

     Основное  отличие психологической грамотности  от компетентности заключается в  том, что грамотный человек знает, понимает, а компетентный - реально  и эффективно может использовать знания в решении тех или проблем.

     Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, позиций в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений и т.д. Ценность в отличие от норм предполагает выбор, и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.

     Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей  деятельности по присвоению психологической культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и поведения.

     Культуротворчество  означает, что уже в детском  возрасте человек является творцом культуры. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели. Символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения.

     Данные  компоненты не существуют изолированно друг от друга и это разделение условно. Взаимосвязи могут проявляться практически между всеми компонентами: организация личностной рефлексии позволяет достичь преобразований в ценностно-смысловой сфере, которая может повлиять на повышение грамотности и компетентности.

     Нужна ли психологическая культура современному специалисту?

     Безусловно, поскольку в новых рыночных отношениях без нее очень трудно решать сложные  предпринимательские, не говоря уже  об организационных, задачах. Теперь “чистому технарю” сложно найти себе применение, все в большем почете универсалы, сочетающие специальную и гуманитарную подготовку.  

     Психологических знаний мы мало получаем и в школе, и в институте. Развитие нашей  психики происходит скорее стихийно, поэтому в отношении к окружающим и к себе мы часто проявляем  эгоцентрическое, допонятийное мышление ребенка. В то же время потребность в самопознании – это одна из объективно существующих и закономерно возникающих потребностей роста развивающейся личности, и как каждая потребность, должна быть удовлетворена достаточно полно, чтобы не стать источником напряжения, дискомфорта для человека. Психологическое познание может осуществляться различными методами, каждый из которых не исключает другого, они дополняют и обогащают друг друга.

     Вся система образования претерпевает в настоящее время серьезные  изменения: осуществляется переход к многоступенчатой системе образования, что значительно расширяет возможности выбора профессионального пути в сфере деятельности.

     Свободный выбор может быть осуществлен  на основе осознания и понимания  молодыми людьми своих индивидуальных возможностей. Большую роль здесь должна сыграть психологическая наука, которая призвана помочь в создании благоприятных условий для развития индивидуальности человека, раскрытия его творческого потенциала, умения представлять себя.

     Возникла  проблема гуманизации и гуманитаризации образования. С позиции "экономического человека" надо переходить на позицию "человеческого человека", т. е. гуманистическую, психологическую позицию. Образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию личности.

     Гуманизм - признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как  критерия оценки общественных отношений.

     Гуманизация труда включает оптимальное использование свойств индивидуальности, совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки с учетом психологических особенностей работающего. Очень важно создать условия, при которых человеку было бы легко и приятно трудиться, но не менее важно, чтобы человек понимал, что он делает, зачем он это делает, видел результаты своего труда, мог предвидеть социальные и психологические последствия труда.

     Особый  смысл приобретает гуманизация  технического образования, т.к. в его  недрах готовятся 80% руководителей и инженерно-технические работники. В техническом образовании гуманизация имеет два важнейших направления:

     гуманизация самого технического знания, она должна войти в ткань преподаваемых  предметов,

     гуманизация образования через раскрытие  творческого потенциала индивидуальности преподавателей и студентов, поиск и диагностику одаренной молодежи, а также через непрерывную психологическую подготовку студентов во время их обучения.

     Психология  в буквальном смысле этого слова  – наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того как получила экспериментальную базу и естественнонаучные обоснования. Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В.Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был непростым, он отражает многообразие и сложность практики и жизнедеятельности людей. В начале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, на первый план выдвинулись практические проблемы.

Информация о работе Способы приобретения психологических знаний