Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 19:57, курсовая работа
Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы психологии, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.
Представление о методе психологии или способе изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и относительно методов психологии.
Метод психологии в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается в методологических принципах, т. е. установках, организующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах психологии. Исследовательский метод психологии есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента, тестов и т. д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в эксперименте и т. д.
В свою очередь, метод психологии конкретизируется в исследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода психологии может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон психологической реальности.
Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы психологии, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях.
Учение о методе психологии составляет особую область знания — методологию, которая определяется как система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также как учение об этой системе. Методология равно относится и к теоретической, и к практической деятельности человека. С этой точки зрения существуют методология юридической деятельности, методология юридической науки и т. п. Методология учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат; исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания, законы его функционирования и изменения, объяснительные схемы науки и т. п.
В
качестве мировоззренческой основы
психологической антропологии может
быть определена философская антропология
как учение о целостной человеческой реальности.
Человек понимается как самостоятельное
и свободное существо, творчески воздействующее
на объективные сферы бытия. Конкретно-научное
познание человека должно исходить из
философского понимания сущности человека,
из выявления основной структуры человеческого
бытия, из фундаментальных свойств человеческого
способа существования. Одним из постулатов
этой методологии является положение
о бесконечности человека и о принципиальной
незавершенности его бытия. Поэтому невозможно
окончательно познать и определить человека.
Следует различать познание абстрактного
человека в специальных науках и понимание
его духовной сути, выявление «человека
в человеке», его живой человеческой индивидуальности.
4. Место и роль научных психологических методов в практической деятельности специалиста.
1. Место и роль практической психологии в современном обществе
1.1 Необходимость в психологических знаниях в обществе
Среди отличительных черт современной многомерной российской действительности можно особо выделить динамизм и нестандартность процессов, происходящих в обществе, утверждение нового характера отношений и деятельности. При этом все более настойчиво и активно выражается стремление людей к социальной доминантности, самовыражению и комфортности в реальном укладе жизни и труда.
Наша многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком массу проблем как профессиональных, так и личных. Они переплетаются, и человек ищет выход из противоречивых жизненных ситуаций. Как же его найти? Можно методом проб и ошибок, но это самый сложный путь с огромными нервно-психическими затратами. Лучше всего идти путем анализа своего поведения и поведения другого человека, предвидения последствий своих поступков и отношений с другими людьми, формирования умений управлять своим поведением, эмоциями, общением. Для этого нужна психологическая культура.
Что же в современной психологии понимается под “психологической культурой”, каковы ее параметры и уровни? Характеристику общей психологической культуры дает О.И.Мотков: “ Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений…Развитая психологическая культура включает: систематическое самовоспитание культурных стремлений и навыков; достаточно высокий уровень обычного и делового общения; хорошую психологическую саморегуляцию; творческий подход к делу; умение познавать и реалистически оценивать свою личность”. Н.Н. Обозов в понятие психологическая культура включает три компонента: 1) Понимание и знание себя и других людей, 2) адекватная самооценка и оценка других людей, 3) саморегулирование личностных состояний и свойств, саморегуляция деятельности, регулирование отношений с другими людьми.
О
психологической культуре человека
можно говорить в контексте различных
сфер жизнедеятельности (профессиональной,
личной), с учетом ряда особенностей (национальных,
возрастных и т.д.). Профессиональная психологическая
культура определяется спецификой той
или иной деятельности (учителя, врача,
менеджере и т.д.), особенностями решаемых
задач. В этом ракурсе базисная психологическая
культура личности определяется наличием
характеристик, определяющих готовность
эффективно решать широкий круг повседневных
задач, выполнять широкий спектр социальных
ролей безотносительно конкретной профессиональной
деятельности.
Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности. Причем, индивидуальная психологическая культура не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет, она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стартовой культуры. Если исходить из понимания культуры как: а) системы специфически человеческих видов деятельности, б) совокупности духовных ценностей, в) процесса самореализации творческой сущности человека, то можно выделить следующие составляющие психологической культуры личности:
психологическая грамотность,
психологическая компетентность,
ценностно-смысловой компонент,
рефлексия,
культуротворчество.
Психологическая
грамотность представляет собой
азы психологической культуры, с
которых начинается ее освоение с
учетом возраста, индивидуальных, национальных
и других особенностей. Психологическая
грамотность означает овладение психологическими
знаниями, умениями, символами, правилами
и нормами в сфере общения, поведения и
т.д. Может проявляться в кругозоре, эрудиции,
осведомленности по поводу разнообразных
явлений психики, как с точки зрения научного
знания, так и с точки зрения житейского
опыта.
5. Психологическая компетентность специалиста как элемент профессиональной компетентности.
В
определении психологической
Основное
отличие психологической
Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно-значимых и личностно-ценных стремлений, идеалов, убеждений, позиций в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений и т.д. Ценность в отличие от норм предполагает выбор, и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека.
Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, осознание тех внутренних изменений, которые происходят, а также себя как изменяющейся личности, субъекта деятельности и поведения.
Культуротворчество означает, что уже в детском возрасте человек является творцом культуры. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели. Символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения.
Данные компоненты не существуют изолированно друг от друга и это разделение условно. Взаимосвязи могут проявляться практически между всеми компонентами: организация личностной рефлексии позволяет достичь преобразований в ценностно-смысловой сфере, которая может повлиять на повышение грамотности и компетентности.
Нужна ли психологическая культура современному специалисту?
Безусловно,
поскольку в новых рыночных отношениях
без нее очень трудно решать сложные
предпринимательские, не говоря уже
об организационных, задачах. Теперь “чистому
технарю” сложно найти себе применение,
все в большем почете универсалы,
сочетающие специальную и гуманитарную
подготовку.
Психологических
знаний мы мало получаем и в школе,
и в институте. Развитие нашей
психики происходит скорее стихийно,
поэтому в отношении к
Вся
система образования
Свободный выбор может быть осуществлен на основе осознания и понимания молодыми людьми своих индивидуальных возможностей. Большую роль здесь должна сыграть психологическая наука, которая призвана помочь в создании благоприятных условий для развития индивидуальности человека, раскрытия его творческого потенциала, умения представлять себя.
Возникла проблема гуманизации и гуманитаризации образования. С позиции "экономического человека" надо переходить на позицию "человеческого человека", т. е. гуманистическую, психологическую позицию. Образование должно способствовать интеллектуальному и нравственному самосовершенствованию личности.
Гуманизм - признание человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.
Гуманизация труда включает оптимальное использование свойств индивидуальности, совершенствования профессиональной подготовки и переподготовки с учетом психологических особенностей работающего. Очень важно создать условия, при которых человеку было бы легко и приятно трудиться, но не менее важно, чтобы человек понимал, что он делает, зачем он это делает, видел результаты своего труда, мог предвидеть социальные и психологические последствия труда.
Особый смысл приобретает гуманизация технического образования, т.к. в его недрах готовятся 80% руководителей и инженерно-технические работники. В техническом образовании гуманизация имеет два важнейших направления:
гуманизация самого технического знания, она должна войти в ткань преподаваемых предметов,
гуманизация образования через раскрытие творческого потенциала индивидуальности преподавателей и студентов, поиск и диагностику одаренной молодежи, а также через непрерывную психологическую подготовку студентов во время их обучения.
Психология в буквальном смысле этого слова – наука о душе. История ее, как изучение души человека, его психического мира методом самонаблюдения (интроспекции) и самоанализа уходит далеко в глубь веков, в философские и медицинские учения. Психология как самостоятельная наука утвердилась лишь в конце прошлого столетия, после того как получила экспериментальную базу и естественнонаучные обоснования. Датой начала научной психологии считается 1879 г., когда в Лейпциге В.Вундтом была открыта первая психологическая лаборатория. Путь развития научной психологии был непростым, он отражает многообразие и сложность практики и жизнедеятельности людей. В начале разработки в психологии носили сугубо теоретический характер, но затем, особенно в связи с развитием производства и техники, на первый план выдвинулись практические проблемы.
Информация о работе Способы приобретения психологических знаний