Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 22:24, реферат
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях,такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так-что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.
СРАВНЕНИЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях,такова, что в них между человеком и животными со временем выявляется все больше сходства, так-что животные психологически как бы наступают на человека, отвоевывая у него привилегии одну за другой, а человек, напротив, отступает, без особого удовольствия признавая в себе наличие выраженного животного и отсутствие преимущественного разумного начала.
Примерно до середины XVII в. многие думали, что между человеком и животными нет ничего общего ни в анатомо-физиологическом устройстве, ни в поведении, ни тем более в происхождении. Затем была признана общность механики тела, но оставалась разобщенность психики и поведения (XVII—XVIII вв.).
В прошлом столетии
теория эволюции Ч.Дарвина шатким мостиком
эмоциональной экспрессии перекрыла
психологическую и
В начале текущего
столетия исследователей заинтересовали
индивидуальные различия в темпераменте
среди животных (И.П.Павлов), и, наконец,
последние несколько
Казалось бы, в
психике человека к настоящему времени
уже почти не осталось ничего такого,
чего нельзя было бы обнаружить у животных.
На самом деле это не так. Но, прежде
чем выяснить существующие между
человеком и животными
Почти все, что имеется
в психологии и поведении животного,
приобретается им одним из двух возможных
путей: передается по наследству или
усваивается в стихийном
У человека кроме
наследуемого и стихийно прижизненно
приобретаемого опыта есть еще сознательно
регулируемый, целенаправленный процесс
психического и поведенческого развития,
связанный с обучением и
Как человек, так
и животные обладают общими врожденными
элементарными способностями
Но восприятие и память развитого человека отличаются от аналогичных функций у животных и новорожденных младенцев. Эти отличия проходят сразу по нескольким линиям.
Во-первых, у человека
по сравнению с животными
Во-вторых, память животных
по сравнению с человеком
Не менее важные различия обнаруживаются в мышлении человека и животных. Оба названных вида живых существ чуть ли не с рождения обладают потенциальной способностью к решению элементарных практических задач в наглядно-действенном плане. Однако уже на следующих двух ступенях развития интеллекта — в наглядно-образном и словесно-логическом мышлении — между ними обнаруживаются разительные различия.
Только высшие животные,
вероятно, могут оперировать образами,
причем это до сих пор в науке
остается спорным. У человека данная
способность проявляется с
Более сложным является вопрос о сравнении проявления эмоций у животных и человека. Трудность его решения состоит в том, чтопервичные эмоции, имеющиеся у человека и животных, носят врожденный характер. Оба вида живых существ, по-видимому, их одинаково ощущают, однообразно ведут себя в соответствующих эмоциогенных ситуациях. У высших животных — антропоидов — и человека имеется много общего и во внешних способах выражения эмоций. У них же можно наблюдать что-то подобное настроениям человека, его аффектам и стрессам.
Вместе с тем у человека есть высшие нравственные чувства, которых нет у животных. Они, в отличие от элементарных эмоций, воспитываются и изменяются под влиянием социальных условий.
Много усилий и времени ученые затратили на то, чтобы разобраться в вопросе об общности и различиях в мотивации поведениялюдей и животных. У тех и других, без сомнения, есть немало общих, чисто органических потребностей, и в этом отношении трудно обнаружить сколько-нибудь заметные мотивационные различия между животным и человеком.
Есть также ряд
потребностей, в отношении которых
вопрос о принципиальных различиях
между человеком и животными
представляется однозначно и определенно
нерешаемым, т.е. спорным. Это — потребности в общении (контактах
с себе подобными и другими живыми существами), альтруизме, домин
У человека имеются и специфические социальные потребности, близкие аналоги которых нельзя обнаружить ни у одного из животных. Это — духовные потребности, потребности, имеющие нравственно-ценностную основу, творческие потребности, потребность в самосовершенствовании, эстетические и ряд других потребностей.
Одну из главных проблем психологии составляет выяснение вопроса о том, какие из потребностей у человека являются ведущими в детерминации поведения, какие — подчиненными.
Итак, человек в своих психологических качествах и формах поведения представляется социально-природным существом, частично похожим, частично отличным от животных. В жизни его природное и социальное начала сосуществуют, сочетаются, иногда конкурируют друг с другом. В понимании подлинной детерминации человеческого поведения необходимо, вероятно, принимать в расчет и то и другое.
До сих пор
в своих политических, экономических,
психологических и