Сравнительный анализ взглядов В. Вундта и Ф. Брентано и их влияние на развитие психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 15:28, реферат

Описание

В данном докладе будут рассмотрены взгляды Вильгельма Вундта и Франца Брентано относительно предмета, метода психологии и других вопросов психологии.

Работа состоит из  1 файл

доклад.docx

— 23.54 Кб (Скачать документ)

Сравнительный анализ взглядов В. Вундта и Ф. Брентано и  их влияние на развитие психологии

В данном докладе будут  рассмотрены взгляды Вильгельма Вундта и Франца Брентано относительно предмета, метода психологии и других вопросов психологии.

Вильгельм Вундт в ходе занятий физиологией задумывается о психологии как самостоятельной экспериментальной науке. Согласно Вундту психология – наука о непосредственном опыте субъекта (то есть о сознании субъекта), в то время как опосредованный опыт, изучаемый естествознанием, обеспечивает нас информацией или знаниями, которые не являются составляющими непосредственного переживания. Таким образом, предметом изучения Вундта, если выразить это одним словом, было сознание. Вундт считал, что сознание - явление сложносоставное и писал, что: «Первым шагом в изучении какого-либо явления должно быть полное описание... его составляющих элементов». Выделение элементов сознания мы рассмотрим ниже. А сейчас хотелось бы отметить те задачи, которые Вундт ставил перед психологией:

1) анализ процесса сознания методом  интроспекции;

2) выявление элементов сознания;

3) установление закономерностей  их соединения.

Как уже отмечалось выше, сознание есть непосредственный опыт субъекта, который состоит из двух факторов – объективного содержания опыта и самого субъекта, и в соответствии с этим мы имеем два рода психических элементов, получаемых в результате психологического анализа. Элементы объективного содержания опыта мы называем элементами ощущения, или простыми ощущениями, например, тон, ощущение тепла, холода, света и т.д. Вундт предположил, что ощущения являются одной из первичных форм опыта. Ощущения возникают каждый раз, когда на органы чувств воздействует какой-либо раздражитель и возникающие импульсы достигают мозга. Вундт разделил ощущения по интенсивности, продолжительности и модальности.

Субъективные элементы мы называем элементами чувства, или простыми чувствами. То есть чувства - еще одна форма первичного опыта. Вундт утверждал, что ощущения и чувства возникают одновременно в процессе одного и того же непосредственного опыта. Чувства непременно следуют за ощущениями, любым ощущениям соответствуют определенные чувства. В результате соединения ощущений возникает новое качество или новое чувство.

В ощущениях и простых чувствах мы находим и некоторые общие  свойства, и некоторые характерные  различия. К общим свойствам относится, например, то, что каждому элементу присущи два определения: качество и интенсивность. Всякое простое  ощущение, всякое простое чувство  имеют определенное качество, но оно  всегда дано бывает в различной силе (интенсивности).

Ощущения и чувства  отличаются друг от друга в некоторых  существенных свойствах, которые связаны  с тем, что наши чувства имеют отношение к единому субъекту, а ощущения к многообразным объектам.

В процессе проведения сеансов самоанализа  Вундт разработал трехмерную модель чувств. Постоянно и терпеливо изменяя ритм метронома, занимаясь самоанализом и исследуя свой непосредственно осознаваемый опыт (чувства и ощущения), Вундт пришел к идее трех разнонаправленных измерений чувств: удовольствие-дискомфорт, напряжение-расслабление, подъем-угасание. Любое чувство располагается в некоем диапазоне внутри определенного таким образом трехмерного пространства.

Кроме первичных форм опыта, Вундт выделил представления, которые  являются продуктом апперцепции. Апперцепция — это   особая функция сознания, которая проявляется    в    активности субъекта  и внешне выражается во  внимании. Из  всей совокупности содержаний, находящихся в сознании, т. е. просто перцепируемых, апперцепция, или внимание, выделяет объект, вследствие чего его восприятие становится более ясным и отчетливым; оно входит в ясную точку сознания — апперципируется. Когда апперцепция направлена на выбор между разными основаниями в процессе подготовки к действию, она есть воля. Вундт сближает понятия апперцепции, внимания   и  воли   и   даже отождествляет их. Продуктом апперцепции являются апперцептивные сочетания представлений. Мышление и воображение выступают функциями апперцепции. Выступая объяснением сложных явлений душевной жизни, сама апперцепция не объясняется:   ее источник  в самом сознании.

Психология Вундта - наука  об опыте сознания, следовательно, метод  психологии должен включать наблюдение за собственным сознанием. И человек  способен проводить такие наблюдения, он может воспользоваться методом  интроспекции - проверки состояния  собственного мышления. У Вундта этот метод получил название внутренняя перцепция.

Вундт редко проводил сеансы так  называемой качественной интроспекции, в которых испытуемые просто описывали  свой внутренний опыт. Интроспективный  анализ он обычно связывал с непосредственными  представлениями испытуемых о величине, интенсивности и диапазоне различных  физических раздражителей. Лишь небольшое  количество исследований включало наблюдения субъективного или качественного  характера - к примеру, описания степени  комфортности восприятия разных раздражителей, интенсивности образов и т. п. В большей части исследований Вундта проводились объективные  измерения с использованием сложного лабораторного оборудования; нередко  оценивалось время реакции. Таким  образом, Вундт делал выводы об элементах  и процессах сознания, исходя только из объективных оценок.

Однако не вся психика  поддается экспериментальному изучению. Вундт ограничил эксперимент  областью простейших психических процессов  — ощущений, представлений, времени  реакций, простейших ассоциаций и чувствований. Исследование высших психических функций  и психического развития требует  других методов. В качестве таковых  Вундт считал анализ продуктов человеческого  духа, которые являются продуктом  общения множества индивидов: языка, мифов, обычаев. Эту часть психологии он назвал психологией народов, противопоставив  ей индивидуальную экспериментальную  психологию.

Важная часть теоретической  концепции Вундта была связана с  изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Вундт доказывал, что у нее имеются собственные  законы. К важнейшим законам он относил: закон творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и закон гетерогенности целей. Закон творческого синтеза - о слиянии элементов с образованием нового, свойства которого принципиально отличны от прежних и необъяснимы по аналогии с исходными. Закон психических отношений раскрывал зависимость события от внутренних взаимоотношений элементов внутри комплекса, (например мелодии от отношений, в которых находятся между собой отдельные тона). Закон контраста говорил о том, что противоположности усиливают друг друга и, например, после горя даже небольшая радость кажется значительной. Закон гетерогенности целей гласил, что при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные первоначальной целью действия, влияющие на его мотив.

Франц Брентано, как и  основатель экспериментальной психологии В. Вундт, признает, что психология, подобно естествознанию, должна наблюдать явления и устанавливать их законы, однако он резко выступает против утверждения Вундта, что предметом психологии должно быть содержание сознания. Брентано предложил план разработки новой психологии сознания, в основу которой был положен постулат о принципиальном различии между областью внутренних душевных явлений и внешним физическим миром.

К физическим же явлениям Брентано относился скептически, полагая, что  они не могут достоверно нас информировать  об окружающей действительности и имеющихся  в ней отношениях. Совершенно иначе  относился Брентано к психическим  явлениям, данным нам во внутреннем опыте. О них он говорил, что они  истинны сами по себе, «внутренний  опыт» переживается сознательно, сознательно  контролируется, а потому и безошибочен.

Таким образом, Брентано отмечает, что  объектом естествознания являются физические феномены, а объектом психологии — психические феномены. Предметом  изучения психологии оказались явления  психики как акты, а точнее –  это анализ интенциональных актов. Акт, как отмечал Брентано, не имеет смысла, если он не направлен на объект, и объект, в свою очередь, вне акта не существует. Каждый психический феномен характеризуется интенциональным сосуществованием объекта, то есть психические явления содержат в самих себе объект.  Это сосуществование выражено в трех формах:

идеация – представленность объекта сознанию в форме образа

суждение об объекте как  об истинном или ложном

эмоциональная оценка объекта  как желаемого или отвергаемого.

Психология акта Брентано по своей методологии была не экспериментальной, а эмпирической. В частности, Брентано доказывал, что психические акты можно исследовать двумя способами: посредством памяти (припоминая, какие  психические процессы присущи тем  или иным психическим состояниям) и посредством воображения (представляя  себе некое психическое состояние  и ведя наблюдение за сопутствующими этому состоянию психическими процессами). Психические процессы и феномены следует изучать тщательного  внутреннего наблюдения за их естественным течением. Таким образом, средством познания в психологии Брентано считает «внутренний опыт», а методом – описание.

Далее мы сравнили основные положения взглядов Вундта и Брентано и отметили следующее:

  1. И В. Вундт и Ф. Брентано признают, что психология, подобно естествознанию, должна наблюдать явления и устанавливать их законы.
  2. Оба ученый выделяли основной областью изучения психологии (или объектом изучения психологии) – внутренний опыт (Брентано) или непосредственный опыт (Вундт). У Вундта непосредственный опыт представлен объективной и субъективной стороной, а у Брентано внутренний опыт включает в себя субъекта и представленность в нем объекта.
  3. У Вундта предметом изучения психологии выступает – содержание сознания, его элементы, а у Ф. Брентано – акты сознания.
  4. Что касается методов исследования, то Вундт предлагал использовать метод интроспекции, а роль эксперимента ограничивалась приданием результатам исследований точности и надежности. Брентано отмечал, что средством познания является внутренний опыт, а методом – описание. Также он не исключал самонаблюдения, но лишь того, когда человек сам изучает психические особенности посредством памяти и воображения, без участия исследователей.

Каждый ученый оказал свое влияние на дальнейшее развитие психологической  науки.

Из всего сделанного Вундтом  наиболее исторически значимым явились  введение им в психологию эксперимента (с внедрением эксперимента психология начинает рассматриваться в качестве самостоятельной науки), организация  лаборатории экспериментальной  психологии и основание специального журнала «Психологические исследования» (первоначально «Философские исследования»), который стал (после «Mind», основанного А. Бэном в 1876 г.) первым собственно психологическим журналом. Лейпцигская лаборатория оказала огромное влияние на развитие современной психологии - она служила образцом для создания новых экспериментальных центров.

Вундт стоял у истоков  направления, которое можно охарактеризовать как «психологический структурализм». В рамках этого направления сознание воспринималось как совокупность элементарных процессов.

С введением Вундтом двух психологии, отличающихся по содержанию и методам, различно ориентированных— на естествознание и науки о духе, происходит раскол единой науки, который явился одной из причин и характерной чертой открытого кризиса, разразившегося в психологии в начале второго десятилетия XX в. Таким образом, Вундт оказал так скажем косвенное влияние на развитие кризиса в психологии.

Вундт также высказал важную мысль о том, что методом исследования психологии народа может стать анализ продуктов его творческой деятельности, например языка, сказок, мифов, религии  и других предметов культуры. В  дальнейшем мысль о том, что анализ результатов творческой деятельности является способом исследования психики, стала основополагающей и для  других областей психологии, получив  особое развитие в психоанализе.

Ф. Брентано также оказал влияние на дальнейшее развитие психологии.

Он стал предшественником гештальт-психологии (фигура в роли ведущей потребности, все остальное – фон, акт удовлетворения потребности; объект сосуществует в субъекте, как образы у гештальтистов) и гуманистической психологии.

 Брентано стоит у истоков  целых философских школ, например, Львовско-варшавской, основатель которой - К. Твардовский

Учеником Брентано является А. Мейнонг - создатель общей теории предметов

наиболее последовательные сторонники Брентано - А. Марти и О. Краус являются главными представителями пражской школы;

 философские идеи Брентано  служат источником феноменологии.

 Т. Котарбинский считал Брентано своим предшественником в создании реизма.

 Положение Бретано об активности, предметности, целостности сознания явилось основанием для возникновения течения функционализм. Это было направление, которое противостояло так называемому структурализму в психологии

В числе обучавшихся философии в Вене у Брентано был З.Фрейд. В его учении понятие Брентано об интенции преобразовалось в версию "прикованности" психической энергии к внешним объектам (включая собственное тело индивида).

Таким образом, мы рассмотрели  взгляды на психологию, ее предмет, метод Вундта и Брентано, также  провели некоторое сравнение  их идей, и определили влияние каждого  на дальнейшее развитие психологии.

 

 

<

Информация о работе Сравнительный анализ взглядов В. Вундта и Ф. Брентано и их влияние на развитие психологии