Средства развития мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 02:26, реферат

Описание

Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек деятельностно осваивает мир, рационально организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.
Мышление формирует структуру индивидуального сознания, классификационно-оценочные эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию явлений.
Целью работы является изучение средств развития мышления.

Содержание

Введение 3
1.Мышление как процесс 5
2.Виды мышления 7
3.Мышление и воображение 10
4.Формирование и развитие мышления (психологические теории) 13
Заключение 16
Список литературы 17

Работа состоит из  1 файл

Средства развития мышления.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение

 

     Психические процессы являются базовой основой  человеческой  психики. Три разновидности  психических процессов – познавательные, эмоциональные и волевые – образуют в своей совокупности психическую деятельность человека.

     Психические процессы, с помощью которых  формируются  образы окружающей среды, а также  образы самого  организма и его  внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Познавательные процессы ощущение, восприятие, мышление, воображение, память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики. Именно познавательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний о окружающем мире и о самом себе. Эти знания являются тем фактором, который при наличии какого-либо побуждения определяет выбор человеком одного из многих возможных, на каждый данный момент, направлений движения и удерживает движение в рамках этого направления. Осознаваемые человеком  потребности также даны ему в форме знаний, по крайней мере в форме знания о том,  что он чего-то хочет.  Сама деятельность человека приобретает целенаправленный, упорядоченный  характер, благодаря знанию о конечном ее результате как о цели, существующей в сознании, форме представления о какой-то конкретной вещи или форме абстрактной идеи.

     Познавая  и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между  явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредованно – во внешних признаках явлений человек распознает признаки внутренних, устойчивых взаимосвязей. Определяем ли мы, глядя в окно, по мокрому асфальту, был ли дождь, или устанавливаем законы движения небесных светил – во всех этих случаях мы отражаем мир обобщенно и опосредованно – сопоставляя факты, делая умозаключения, выявляя закономерности в различных группах явлений. Человек, не видя элементарных частиц, познал их свойства и, не побывав на Марсе, многое узнал о нем.

     Замечая связи между явлениями, устанавливая всеобщий характер этих связей, человек  деятельностно осваивает мир, рационально  организует свое взаимодействие с ним, он осуществляет мыслительную деятельность – обобщенную ориентацию в мире.

     Мышление  формирует структуру индивидуального  сознания, классификационно-оценочные  эталоны индивида, его обобщенные оценки, характерную для него интерпретацию  явлений.

     Целью работы является изучение средств развития мышления.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • изучить мышление как процесс;
  • обозначить виды мышления;
  • охарактеризовать мышление и воображение;
  • рассмотреть формирование и развитие мышления (психологические теории).

     Контрольная работа состоит из введения, четырех  параграфов, заключения и списка литературы. 

            

 

1.Мышление как процесс

 

     Процесс познания на уровне мышления, процесс соотнесения объектов, образов, понятий и символов может быть развернутым и хорошо осознаваемым в силу того, что сознанию уже представлены объекты, с которыми производятся операции. Процесс мышления иногда развернут во времени так, что он не может остаться незамеченным, и наконец, часто он субъективно переживается именно как действие, деятельность, труд, иногда тяжкий, утомительный, порой мучительный, но в то же время приносящий ни с чем не сопоставимое удовлетворение и восторг, когда в результате него достигается понимание или обнаруживается решение проблемы.1

     Мышление  как психический аппарат приспособления вступает в действие тогда, когда  в процессе приспособления возникает  блокада привычного приспособительного действия. Процесс преодоления препятствия в этом случае в самой общей форме будет иметь несколько этапов:

  • замешательство;
  • обращение к образам памяти и понятиям;
  • манипуляция образами и понятиями;
  • преодоление препятствия.

     Для  того, чтобы мышление «заработало», необходимо появление проблемной ситуации. Однако этого недостаточно для возникновения мышления, поскольку некоторые проблемные ситуации могут быть разрешены и без его привлечения, методом проб и ошибок. Специфическим для мышления объектом является не сама по себе проблемная ситуация, а задача, которая формулируются на ее основе.

     Задача  является специфическим объектом мышления безотносительно к областям человеческого  знания – это может быть физический мир, общественная жизнь, межличностные отношения, сам человек, в том числе и его процесс мышления.

     Задача  может формулироваться самим  человеком в ходе его  практической деятельности, а может быть дана ему в готовом виде другими  людьми.2

     Все задачи имеют одну общую объективную  структуру и характеристики. Общая  структура задачи включает в себя условия и требование. Под условиями понимаются все факторы, имеющие отношение к разрешению проблемной ситуации. Одной из важных характеристик задачи является ее сложность. Проиллюстрировать возникновение проблемной ситуации и структурных компонентов задачи можно на простом жизненном примере.

     Предположим, что вы после целого дня блуждания  по лесу с полной корзиной грибов возвращаетесь  домой. Вы идете по лесу, перешагиваете  через канавы, пробираетесь сквозь кусты, обходите деревья и вдруг  выходите к реке в неожиданном для вас месте (возникновение проблемной ситуации). Окинув взглядом местность, вы ставите себе задачу перебраться на другой берег. В соответствии с задачей вы изучаете ее условия. Вы знаете, что эту реку вброд не перейти (условие). В воде плещется рыбка (к условиям не относится). Вдали летит самолет (к условиям не относится). Течение реки медленное, ветра нет (условия). Вплавь реку с полной корзиной не переплыть (условие). Вы знаете, что, для того чтобы попасть домой засветло и не заблудиться, вам непременно нужно перебраться на другой берег (требование). 
 
 
 
 
 
 
 

 

2.Виды мышления

 

     Мышление  подразделяется на виды в зависимости  от используемых средств, характера  решаемых задач, степени развернутости  и осознанности производимых операций, преследуемых при этом целей и качества получаемого результата.

     Теоретическое и практическое мышление.

     Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов и правил. Оно  оперирует наиболее общими категориями  и понятиями. Всякого рода научные  концепции, теории, методологические основания науки являются продуктом этого вида мышления. Теоретическое мышление составляет основу научного творчества.

     Основная  задача практического мышления – подготовка физических преобразований действительности, то есть постановка цели, создание плана, проекта, схемы действий и преобразований. Его способность заключается в том, что оно часто развертывается в условиях дефицита времени, а также в том, что в условиях практической деятельности его субъект обладает ограниченными возможностями для проверки гипотез. После того как вы со своими грибами упали в реку с неправильно рассчитанного и сделанного плавательного средства, бессмысленно составлять план переправы через реку.

     Теоретическое  и эмпирическое мышление отличаются друг от друга по характеру понятий, которыми мышление оперирует. Теоретическое мышление оперирует по возможности точно определенными понятиями, относительно которых степень согласия людей достаточно высока. Эмпирическое мышление- это мышление интуитивно и ситуативно определяемыми понятиями, кроме того, в данном случае между понятиями, используемыми разными людьми, может быть низкая степень согласованности.

     Продуктивное  и репродуктивное мышление. Продуктивное мышление порождает новые знания, новый материальный или идеальный результат. Продуктивным, например, является мышление ученого, делающего новое открытие, писателя, создающего новое произведение, художника, пишущего новую картину. Репродуктивное – это мышление, повторно открывающее уже известные знания или воссоздающее то, что кем-то когда-то уже было создано. Репродуктивное мышление характерно для людей, которые многократно решают типичные задачи. В таком мышлении человек идет известным, пройденным путем, поэтому данный вид мышления также называют нетворческим.3

     Различают также интуитивное и аналитическое мышление. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет более или менее четко очерченные этапы, а сам процесс мышления в достаточной мере осознан. В отличие от аналитического, интуитивное мышление свернуто во времени, иногда решение проблемы производится молниеносно, в нем отсутствуют этапы, и наконец, его процесс осознается в минимальной степени.

     Очень важным с точки зрения приспособительных  функций мышления является его деление  на реалистическое и  аутистическое. Реалистическое мышление основывается на реальных знаниях о мире, направлено на достижение целей, обусловленных жизненно важными потребностями и обстоятельствами, оно регулируется логическими законами, а его течение осознанно контролируется и направляется. Аутистическое мышление основывается на произвольных, иррациональных допущениях при игнорировании реальных фактов. Основной его движущей и направляющей силой являются плохо осознаваемые или неосознаваемые  желания или страхи. Оно  плохо контролируется сознанием.

     Наглядно-действенное  – мышление, которое сводится к реальным, практическим действиям человека в наглядно воспринимаемой ситуации (обстановке). Здесь внутренние, умственные действия сведены к минимуму, а задача в основном решается за счет внешних, практических действий с реальными материальными предметами. Этот вид мышления можно наблюдать уже у детей раннего возраста, начиная с 6-8-го месяца жизни.

     Наглядно-образным мышлением называют мышление, при  котором задачи решаются не путем  манипуляций с реальными, материальными предметами, а с помощью внутренних действий с образами этих предметов.

     Словесно-логическое мышление – высший вид мышления человека, имеющий дело с понятиями о предметах и явлениях, а не с самими предметами, явлениями или их образами. Данный вид полностью протекает во внутреннем, умственном плане.

 

3.Мышление и воображение

 

     Манипулируя образами, хранящимися в памяти, то есть представлениями, человек может  мысленно их расчленять, изменять их пропорции, перемещать в пространстве, окрашивать в различные цвета, заменять одни элементы другими… такая способность к мысленному преобразованию чувственных образов памяти и есть воображение.  В воображении, таким образом, сливается чувственный и отвлеченный характер отражения действительности, позволяющий человеку создавать новые чувственные образы, находящиеся во внутреннем, субъективном пространстве. Представления, полученные в результате деятельности воображения, дают человеку возможность в наглядной форме представить себе образ конечного результата в форме предмета или ситуации. На достижение этого образа и будут направлены действия, с ним будет сверяться полученный результат.  Именно эта особенность отличает разумную продуктивную деятельность человека от рассудочной деятельности животных. Полученные новые образы могут анализироваться с помощью дискурсивного мышления, и на основе этого анализа в них могут вноситься соответствующие изменения соответствующей их проверкой. Активное продуктивное воображение является основой творческой деятельности человека. Практическим выводом из сказанного является следующее: успех любой деятельности человека связан со степенью четкости полученного с помощью воображения представления о конечном продукте этой деятельности4.

     Психология  мышления является одной из самых  разработанных областей психологической науки. В отечественной психологии мышление определяется как обобщенное опосредствованное отражение действительности, тесно связанное с чувственным познанием мира и практической деятельностью людей. Мышление является особой формой человеческой деятельности, формирующейся в практике, когда у человека возникает необходимость решить какую – нибудь задачу. Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал мысль о том, что психические процессы возникают в совместной деятельности людей и в их общении друг с другом.

Информация о работе Средства развития мышления