Стадии развития человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 20:13, реферат

Описание

Младенец, с момента рождения которого прошло 1-2 дня, уже способен различать вещества на вкус. Он предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен различать степени сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на

Работа состоит из  1 файл

Стадии развития человека.docx

— 34.01 Кб (Скачать документ)
Стадии  развития человека  
Младенчество(от рождения до 2 лет) Младенец, с момента рождения которого прошло 1-2 дня, уже способен различать вещества на вкус. Он предпочитает сладкие жидкости другим и даже способен различать степени сладости. Новорожденный ощущает запахи, реагирует на них поворотом головы, изменениями в частоте сердцебиения и дыхания. Эти изменения аналогичны тем, которые наблюдаются у более взрослых людей при повышенном интересе и внимании к чему-либо. 

Потребность в получении  впечатлений связана в своих  истоках с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости  от готовности органов чувств ребенка  получать эти впечатления. Хотя зрительный и слуховой аппараты новорожденного вступают в строй с первого дня, их работа крайне несовершенна. 

Зрение, по-видимому, является наименее развитым чувством при рождении ребенка. Хотя новорожденные  в состоянии следить глазами  за движущимися объектами, но до 2-4 - месячного возраста их зрение слабое. В это время зрительная система  напоминает фотоаппарат с фиксированным  фокусом. Младенцев привлекают, прежде всего, черно-белые объекты с выраженной точкой. Зрительные реакции вызывает только свет, находящийся вблизи, слуховые реакции - только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни  зрение и слух быстро совершенствуются. Ребенок начинает следить глазами  за движущимися предметами, а потом  останавливает взор на неподвижных  предметах. 

Он начинает реагировать  на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает  пока еще кратковременная задержка импульсивных движений ручек, ножек  и головы; прекращение плача свидетельствует  о зрительном и слуховом сосредоточении. 

У младенца имеется  врожденная способность реагировать  на звуки и их модификации. Специфическую  реакцию у новорожденного вызывает звук человеческого голоса. В возрасте около 1 недели ребенок уже способен отличить голос своей матери от голосов  других людей. 
 

В возрасте 2 недель у младенца, вероятно, уже сформирован  образ того, что лицо и голос  матери представляют собой нечто  единое целое. Проведенные опыты  показали, что младенец демонстрирует  состояние беспокойства в том  случае, если перед его взором появляется мать и начинает говорить не своим  голосом, или когда чужой человек  вдруг говорит голосом его  матери.

Важная особенность  новорожденного состоит в том, что  развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений. Эта особенность отличает ребенка от детенышей животных, у  которых в первую очередь совершенствуются движения. 

Развитие работы зрительного и слухового аппаратов, совершенствование реакций на внешние  раздражители происходят на основе созревания нервной системы ребенка и  в первую очередь его головного  мозга. 

Упражнение органов  чувств (анализаторов), поступление  в мозг импульсов, получаемых при  помощи разнообразных сигналов из внешнего мира - необходимое условие нормального созревания мозга в период новорожденности. 

Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции (отсутствия достаточного количества внешних впечатлений) его развитие резко замедляется. 

Напротив, если ребенок  получает достаточно впечатлений, то происходит быстрое развитие ориентировочных  рефлексов ( что выражается в появлении зрительного и слухового сосредоточения), создается основа для последующего овладения движениями и формирование психических процессов и качеств. 

Источником зрительных и слуховых впечатлений, необходимых  для нормального развития нервной  системы и органов чувств ребенка, и, что еще важнее, организатором  таких впечатлений становится взрослый. Взрослый подносит к лицу ребенка  предметы, наклоняет свое лицо, разговаривает  с ребенком, тем самым активизируя  его ориентировочные реакции. 

Период новорожденности  заканчивается с появлением комплекса  оживления - положительной эмоциональной  реакции на склонившееся над ребенком человеческое лицо. Ребенок улыбается, рассматривает лицо, наблюдает за действиями взрослого, издает звуки, двигает  ручками и ножками. Если взрослый отходит, младенец пытается вновь привлечь к себе внимание. Это дает основание  говорить о появлении актов общения  между ребенком и взрослым.

Период младенчества имеет возрастные границы от 2,5 месяцев  до 1 года. 

Жизнь младенца целиком  зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет  органические потребности ребенка - кормит, купает, переворачивает его  с одной стороны на другую. Взрослый удовлетворяет и растущую потребность  в разнообразных впечатлениях: младенец заметно оживляется, когда его  берут на руки. Перемещаясь в пространстве благодаря взрослому, ребенок имеет  возможность видеть большее количество предметов, дотрагиваться до них, а  затем и схватывать. От взрослого  исходят такие основные слуховые и осязательные впечатления. 

При правильных методах  воспитания непосредственное общение (общение ради общения), характерное  для начала младенчества, скоро уступает место общению по поводу предметов, игрушек, перерастающему в совместную деятельность взрослого и ребенка. Взрослый как бы вводит ребенка в  предметный мир, привлекает его внимание к предметам, наглядно демонстрирует  всевозможные способы действия с  ними, часто непосредственно помогает ребенку выполнять действие, направляя  его движения. 

В развитии двигательной активности ребенок проходит ряд  этапов: научается держать голову, переворачиваться с живота на спину  и со спины на живот, сидеть, ползать, делать первые шаги. 

В развитии предметных действий Р.Я. Лехтман - Абрамович выделила следующие этапы: 

1. Преддействие (от 2,5 до 4,5 месяцев) - водит рукой по одеялу, одной рукой захватывает кисть другой. 

2. Результативные  действия (от 4 до 7 месяцев) - увидев  предмет на досягаемом расстоянии, ребенок сразу же протягивает  к нему руку и пытается его  достать; развиваются повторные  движения, которые начинаются с  похлопывания по предмету, далее  появляется размахивание, перекладывание  из одной руки в другую, повторные  толкания висящих перед ним  предметов; появляются цепные  действия, т.е. ряд отдельных дифференцированных  движений, следующих один за другим. 

3. Соотносящие действия (от 7 до 10 месяцев) ребенок, действуя  с двумя предметами одновременно, соотнося их друг с другом. 

4. Функциональные  действия (от 10 до 12-13 месяцев) - действие  становится основным способом  познания. Если раньше ребенок  производил действие с предметом  одним способом, показанным ему  взрослым, то теперь он видоизменяет  эти способы, либо пытается  повторить знакомые действия  на самых различных предметах. 

Действия, которыми ребенок овладевает под руководством взрослого, создают основу для психического развития. Таким образом, уже в  младенческом возрасте ярко обнаруживается общая закономерность психического развития, которая состоит в том, что психические процессы и качества складываются у ребенка под решающим влиянием условий жизни, воспитания и обучения. 

По мере овладения  новыми видами движения и их совершенствования  происходит формирование ориентировки ребенка в свойствах и отношениях предметов, в окружающем пространстве. Ориентировка ребенка носит нерасчленный характер - в ней трудно выделить отдельные стороны, которые можно было бы определить как внимание, восприятие, мышление, память и т.д. 

Во втором полугодии  можно наблюдать постепенное  появление особых ориентировочных  действий, направленных на обследование окружающего пространства и находящихся  в нем предметов. 

К началу младенчества происходит известное уточнение  работы зрительного и слухового  аппаратов, связанное с их упражнением, возникает зрительное и слуховое сосредоточение. 

Зрительное восприятие в младенчестве значительно менее  развито, чем у взрослого, но интенсивно развивается. В состоянии бодрствования 3-х месячный ребенок постоянно  рассматривает объекты, отслеживает  их взором в любом направлении, с  различной скоростью и на любом  расстоянии; возрастает длительность фиксации взора (до 25 секунд и дольше). Возникают так называемые инициативные движения глаз - перевод взора с  одного предмета на другой без всякой внешней причины. Младенец хорошо различает  цвета, формы объемных и плоскостных  геометрических фигур. В это время  он уже способен предугадывать события: увидев бутылочку, реагирует радостным  возбуждением (раньше кричал от голода, пока сосок не оказывался во рту). Бутылочка, на которую он смотрит, - не просто зрительный образ, а предмет, который должен оказаться у него во рту и утолить  чувство голода. Можно отметить постепенную  дифференциацию слуховых и зрительных психических процессов. Так, если новорожденный удерживал внимание на матери, когда она с ним разговаривала, то теперь малыш встречает появление матери улыбкой, даже если она не произносит ни слова. Зрительные образы ребенка до конца младенчества лишены константности. Знакомый предмет, по-новому ориентированию пространства, расположенный в новом месте, воспринимается как необычный. Дети обычно не узнают свою мать, если видят ее в новом платье.  

Слуховое сосредоточение тоже становится длительным. Его вызывают любые негромкие звуки, чем-либо привлекающие младенца. Зрение и слух начинают координировать: ребенок поворачивает голову в ту сторону, откуда раздается  звук, ищет глазами его источник. 

Ребенок не только видит  и слышит. Он стремится к зрительным и слуховым впечатлениям, получает от них удовольствие. Его взор привлекает блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух - звуки музыки, человеческой речи. Все это заметно и при простом  наблюдении. Но наблюдение не может  ответить на вопрос, что именно видит  ребенок, как он разбирается в  получаемых впечатлениях. Здесь на помощь приходит эксперемент. Эксперементы показали, что трехмесячные дети хорошо различают цвета, формы объемных и плоскостных геометрических фигур. Удалось установить, что разные цвета привлекают младенца в разной степени, причем, как правило, предпочтительными оказываются яркие и светлые (хотя это правило нельзя считать всеобщим: сказываются индивидуальные вкусы младенцев). Обнаружилось также, что дети этого возраста очень чувствительны к новизне: если рядом с предметами, на которые ребенок части смотрит, поместить новые, отличающиеся от них по цвету или форме, ребенок, заметив его, целиком переключается на новый предмет, надолго сосредотачивает на нем взор. 

С разнообразными свойствами предметов - их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и т.д. - младенец знакомиться в процессе хватания и манипулирования. К 10 - 11 месяцам ребенок, прежде чем взять  какой-либо предмет, заранее складывает пальцы в соответствии с его формой и величиной. Значит, зрительное восприятие ребенком этих признаков в объектах теперь направляет его практические действия.  

Ребенок исследует  предметы, чтобы открыть их свойства. Прежде чем начать действовать с  незнакомым предметом, он ощупывает  поверхность, переворачивает предмет, медленно двигает его, и только затем  применяет привычные формы манипулирования. Действия ребенка, по определению Ж. Пиаже становятся инструментальными, т.е. одни объекты начинают использоваться для достижения других. Например, ребенок  тянет скатерть со стола, чтобы достать  объект, стоящий на ней. 

Получаемые впечатления  «от исследовательской деятельности»  превращаются в образы восприятия, отражающие устойчивые свойства предметов, с которыми ребенок знакомится в  своих действиях. Это создает  почву для использования таких  свойств при решении возникающих перед ребенком новых задач - для элементарных форм мышления.  

На основе зрительного  восприятия возникает понимание  речи ребенком. Взрослый показывает предмет  и спрашивает: «где то -то?» (называют его словом). В результате такого обучения складывается связь между предметом, действие с ним и словом взрослого. Возникшая в 10 месяцев начальная форма понимания речи строится на основе зрительной ориентировки. И в то же время зрительный поиск объектов управляется словом. В конце первого года жизни появляются первые слова ребенка, которые относятся к предмету. 

Все это свидетельствует  о том, что к концу младенчества у ребенка формируется мыслительная деятельность, которая носит главным  образом наглядно-действенный характер. И на основе организуемых взрослыми  движений и действий ребенка у  него складываются первоначальные представления  об окружающем мире и возникают элементарные формы восприятия и мышления, позволяющая ориентироваться в этом мире и составляющие необходимую предпосылку для перехода к усвоению разных видов общественного опыта, которые происходят в раннем детстве.

(от 1 года до 2 лет). Он связан с кризисом первого года. Младенчество вооружило ребенка умением смотреть, слушать. Ребенок начинает овладевать телом, управлять движениями рук. На первом году жизни у младенца сформировались начальные формы психических действий, свойственных человеку. Следующие два года - период раннего детства - приносят ребенку новые принципиальные достижения такие как: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. Эти достижения проявляются: в телесной активности, координированности движений и действий, прямо хождении; в развитии соотносящих и орудийных действий; в бурном развитии речи; в развитии способности к замещению, символическим действиям и использованию знаков; в развитии наглядно - действенного, наглядно - образного и знакового мышления; в развитии воображения и памяти; в чувствовании себя источником воображения и воли; в выделении своего «я» и в появлении так называемого чувства личности. 

Восприятие в раннем возрасте остается синкретическим и  расплывчатым. 

Ребенок не может  последовательно осмотреть предмет  и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий  признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием  рассматривает картинки, фотографии, не обращая внимания на пространственное расположение изображенных предметов, например, когда книжка лежит вверх  ногами. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, а также объекты, раскрашенные в  необычные цвета. То есть цвет не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет. 

Восприятие развивается  по мере овладения ребенком предметной деятельностью, в ходе которой он учится ориентироваться на цвет, форму, размеры предметов ( например, при подборе колец пирамидки, частей матрешки, застегивании пуговиц т.д.). Постепенно ребенок переходит от внешне орудийной ориентировки в свойствах предметов к зрительной. 

Например, если в  начале второго года дети подбирают  вкладыши к отверстиям в игре методом  прикладывания, то на третьем году уже  действуют на основе зрительного  соотнесения. В памяти ребенка сохраняются  представления воспринятых им ранее  предметов, которые в дальнейшем выступают в качестве эталонов при  восприятии новых предметов ( зеленый «как огурец»; круглый «как шарик» и т.д.) 

Однако известно, что сначала дети учатся подбирать  предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. 

К концу раннего  возраста ребенок усваивает представление  об основных геометрических формах (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг, овал), основных цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный), развивается  фонематический слух. Ребенок, воспринимая слово, ориентируется уже не на его ритмическую и интонационную стороны, а выделяет отдельные звуки родного языка (сначала гласные, а затем согласные). 

Зрительные действия, при помощи которых ребенок воспринимает предметы, сложились в процессе хватания и манипулирования. Эти действия, прежде всего, направлены на такие свойства предметов, как форма и величина. Цвет в этот период не имеет никакого значения для узнавания предметов  вообще. Ребенок совершенно одинаково  узнает окрашенные и неокрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в необычные, неестественные цвета, ориентируясь только на формы изображенных предметов. Это, конечно, не значит, что  ребенок не различает цвета. Мы знаем, что различение и предпочтение определенных цветов явно выражено уже у младенца. Но цвет не стал еще признаком, характеризующим  предмет, и не учитывается при  его восприятии. 

Для того чтобы восприятие предметов стало более полным и всесторонним, у ребенка должны сложиться новые действия восприятия. Такие действия формируются в  связи с овладением предметной деятельностью, особенно соотносящими и орудийными действиями. 

Когда ребенок учится выполнять соотносящее действие, он подбирает и соединяет предметы или их части в соответствии с  формой, величиной, цветом, придает  им определенное взаимное положение  в пространстве. 

Прикладывая нижнюю половину матрешки к верхней, ребенок обнаруживает, что она не подходит, берет другую, снова прикладывает, пока, наконец, не найдет нужную. Перебирая кольца пирамидки и прикладывая одно к другому, ребенок выбирает самое большое кольцо - то, краешек которого выглядывает из-под любого другого, нанизывает его на стерженек, затем таким же образом выбирает самое большое из оставшихся и т.д. Точно так же, подбирая два кубика, ребенок прикладывает их вплотную друг к другу и обнаруживает, сливается их цвет или нет. Все это внешние ориентировочные действия, позволяющие ребенку добиться правильного практического результата. 

Внешние ориентировочные  действия, направленные на выяснение  свойств предметов, складываются у ребенка при овладении не только соотносящими, но и орудийными действиями. Так, пытаясь достать удаленный предмет, палку, и убедившись, что она не годится, ребенок стремится заменить ее более длинной, соотнося, таким образом, удаленность предмета с длиной орудия. 

От соотнесения, сравнения  свойств предметов при помощи внешних ориентировочных действий ребенок переходит к зрительному их соотнесению. Формируется новый тип действия восприятия. Свойство одного предмета превращается для ребенка в образец, мерку, при помощи которой он измеряет свойства других предметов. Величина одного кольца пирамидки становится меркой для других колец, длина палки - меркой для расстояния, форма отверстий в коробке - меркой для формы опускаемых в нее фигурок. 

Овладение новыми действиями восприятия обнаруживается в том, что  ребенок, выполняя предметные действия, переход к зрительной ориентировке. Он подбирает нужные предметы и их части на глаз и выполняет действие сразу правильно, без предварительного примеривания. 

В связи с этим для ребенка двух с половиной - трех лет становится доступным  зрительный выбор по образцу, когда  из двух предметов, различающихся по форме, величине или цвету, он может  по просьбе взрослого подобрать  такой же предмет, как третий, который  дан в качестве образца. 

Зрительный выбор  по образцу - гораздо более сложная  задача, чем простое узнавание  знакомого предмета. Здесь ребенок  уже понимает, что существует много  предметов, имеющих одинаковые свойства. 

Обследование предмета при его сравнении с другим становится более детальным, ребенок  не ограничивается каким-либо отдельным  бросающимся в глаза признаком. Характерно, что овладение новым  типом действий восприятия сказывается  в том, что узнавание детьми предметов  на картинках и фотографиях, основой  которого являлось их отождествление по отдельным признакам, исчезает. 

Дети раннего возраста еще плохо управляют своим  восприятием и оказываются не в состоянии правильно выполнить  выбор по образцу, если им предлагают не два, а много разных предметов  или если предметы имеют сложную  форму, состоят из многих частей или  их окраска включает несколько чередующихся цветов. 

Если ребенок, вступивший в пору раннего детства, при сравнении  предметов любой из них использует в качестве образца, то позднее - на третьем году жизни - хорошо знакомые ему предметы становятся постоянными  образцами, с которыми он сравнивает свойства любых других предметов. Такими образцами могут служить не только реальные предметы, но и представления  о них, сложившиеся у ребенка  и закрепившиеся в его памяти. 

Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Ребенок  может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение  в пространстве в тех случаях, когда это необходимо для выполнения того или другого доступного ему  действия. 

В других же случаях  восприятие может оказываться весьма расплывчатыми и неточными. Более  того, ребенок может вовсе не замечать тех или иных свойств, если их учет требуется для выполнения сложного для него нового действия. 

Знакомясь со свойствами разнообразных предметов - различными формами, цветами, отношениями величин, пространственными отношениями - ребенок  накапливает запас представлений  об этих свойствах, что очень важно  для его дальнейшего умственного  развития. 

Представления о  свойствах предметов, связаны с  характерными для ребенка видами практической деятельности, прежде всего  с предметной деятельностью. Поэтому накопление представлений о свойствах предметов зависит от того, в какой мере ребенок в своих предметных действиях овладевает зрительной ориентировкой, выполняя действия восприятия. 

Таким образом, для  обогащения представлений ребенка  раннего возраста о свойствах  предметов необходимо, чтобы он знакомился с основными разновидностями  этих свойств, выполняя предметные действия, требующие их учета. Неверно ограничивать (как это делают иногда) материал, с которым действует ребенок, двумя-тремя формами и тремя-четырьмя цветами. Исследования показывают, что ребенок третьего года жизни вполне может усвоить представления о пяти-шести формах (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник) и восьми цветах (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый, черный). 

Наряду со зрительным в раннем детстве интенсивно развивается и слуховое восприятие. Здесь тоже сохраняется основное правило, которое заключается в том, что свойства предметов и явлений ( в данном случае звуков) начинают выделяться в той мере, в какой их учет оказывается необходимым для деятельности ребенка. Основная деятельность детей раннего возраста, связанная с восприятием звуков, - речевое общение. Потому-то в этот период особенно интенсивно развивается фонематический слух. От восприятия слов как нерасчлененных звуковых комплексов, отличающихся друг от друга особенностями ритмического строения и интонации, ребенок постепенно переходит к восприятию их звукового состава. Звуки разных типов начинают выделяться в слове и опознаваться ребенком в определенной последовательности (сначала гласные, потом согласные). 

Как правило, к концу  второго года дети уже воспринимают все звуки родного языка. Однако уточнение фонематического слуха  происходит и в последующие годы. 

Значительно медленнее  развивается у детей звуковысотный слух - восприятие соотношения звуков по высоте. 

Возрастная психология принимает положение Л.С. Выготского о восприятии в раннем возрасте как ведущей функции. «..Восприятие до трехлетнего возраста играет… доминирующую центральную роль. Можно сказать, что все сознание ребенка этого возраста имеется лишь постольку, поскольку оно определяется деятельностью восприятия. Всякий знающий детей этого возраста согласится, что ребенок вспоминает большей частью в форме узнавания, т.е. в форме восприятия, к которому присоединяется акт памяти. Ребенок воспринимает вещь как знакомую и очень редко вспоминает то, что отсутствует перед его глазами; он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Точно так же мышление ребенка до трех лет носит преимущественно непосредственный характер. Ребенок разбирается и устанавливает мыслительные связи между наглядно воспринимаемыми элементами. Можно было бы показать, что все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия. Это ставит восприятие в благоприятные условия развития в данном возрасте. Восприятие как будто бы обслуживается всеми сторонами деятельности ребенка, и поэтому ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». 

Восприятие становится ведущей функцией, заняв центральное  место в развитии познавательной сферы ребенка.

  у детей в возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные  виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части источник Чудо семья. в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое. Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Даже линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Например, при восприятии длины линии степень ошибки ребенка может быть примерно в источник Чудо семья. пять раз больше, чем у взрослого человека. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже». Определенные затруднения возникают у детей и при восприятии изображений предметов. Так, рассматривая рисунок и рассказывая, что на нем нарисовано, дети дошкольного возраста часто совершают источник Чудо семья. ошибки в узнавании изображенных предметов, называя их неправильно, поскольку пока еще улавливают только случайное или малосущественное сходство с тем, за что они их принимают.

Одновременно с  развитием ощущений у детей в  возрасте от 2 до 6 лет продолжается развитие восприятия. Как вы уже  знаете, Б. М. Теп-лов говорил о том, что признаки предметного восприятия у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (2-4 месяца), когда начинают формироваться первые действия с предметами, а к 5—6 месяцам у ребенка отмечается возрастание случаев фиксации взора на предмете, которым он оперирует. Именно с этого возраста начинается непосредственное развитие восприятия.  

По мнению А. В. Запорожца, развитие восприятия вступает в принципиально  новую фазу при переходе от раннего к дошкольному возрасту. В этот период под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.  

В настоящее время  в отечественной психологии сложилось  представление о развитии восприятия как о процессе развития и формирования перцептивных действий. Причем в развитии перцептивных действий индивида в возрасте от 3 до 6 лет (т. е. в преддошкольном возрасте) можно выделить по крайней мере три основных этапа (Венгер Л. А., 1981).  

Первый этап развития и формирования перцептивных действий. Первый этап связан с формированием у ребенка материальных, практических действий с предметами, развитие которых происходит в процессе игры-манипуляции с малознакомыми предметами. Причем ведущую функцию в контакте с предметным миром у ребенка пока выполняют руки. Именно руки через действия и переместительные движения, осуществляемые с объектом, «предоставляют» маленькому человеку информацию об основных пространственных характеристиках предмета: его форме, объеме, месте положения в перцептивном поле и др. В результате через практический опыт у ребенка не только создается представление о предметах материального мира, но и формируются операции психической деятельности, на основе которых ребенок учится и приобретает возможность адекватно воспринимать окружающий его реальный мир.  

Второй этап развития и формирования перцептивных действий. На втором этапе перцептивными действиями становятся сами сенсорные процессы. Ребенок начинает вполне адекватно воспринимать предметы реального и мира без непосредственного материального контакта с ними. Это происходит потому, что его рецепторные аппараты сами совершают определенные действия и движения. Например, ребенок уже в состоянии глазами «ощупать» предмет. Т. е. в процессе возрастного развития ребенка происходит перенос его внешних практических действий во внутренний план. Данный процесс, как вы знаете, Л. С. Выготским был назван интериоризацией. Именно в интериоризации заключена суть психического развития человека. Третий этап развития и формирования перцептивных действий. На третьем этапе перцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными. Внешние (эффекторные) звенья исчезают, а само восприятие начинает казаться пассивным процессом, не имеющим внешних проявлений. Но на самом деле это не так. Восприятие по-прежнему остается активным процессом, только оно полностью выполняется во внутреннем плане, т. е. полностью становится элементом и задачей психической деятельности ребенка. 

Поскольку детей  от одного года до 3 лет особенно привлекают яркие, красочные предметы, в психологии возникла и стойко удерживалась теория о решающей роли цвета в восприятии ребенком предмета (Г. Фолькельт, Д. Кац, А. Декедр). Для доказательства этого положения проводились многочисленные неоднотипные опыты. Детям 2-5 лет предлагали разные варианты игр типа лото. Создавалась конфликтная ситуация.  Ребенок получал, например, большую карту с геометрическими фигурами разного цвета и должен был найти среди них сходную той, которая была изображена на маленькой карточке. Но ребенок не мог решить такую задачу совершенно правильно, так как тождественных и по форме и по цвету фигур не было. Если на большой карте такой же треугольник, какой был наклеен на маленькой, - он отличался от образца цветом. Фигуры, совпадающие по цвету, были различны по форме. 

Организуя подобные эксперименты, исследователи искали ответ на  вопрос: что предпочтет ребенок – цвет или форму? Было установлено, что маленькие дети выделяют и ориентируются, прежде всего, на цвет предмета. Они подбирают  к красному квадрату красные круги, треугольники и др. 

Такое предпочтение цвета форме исследователи истолковали  как результат аффективности, присущей маленькому ребенку. Они утверждали, что ребенок является якобы существом не познающим, но переживающим. 

Однако картина  эксперимента существенно менялась, когда детям того же возраста предъявили изображения знакомых вещей: лейки, ведра, мяча. В этих условиях 80% детей  даже двух – двух с половиной  лет отдавали предпочтение форме. Они  подбирали к желтой корзинке синюю  корзинку, к зеленому ведру красное. 

Исследования показали также, что умение детей (до 3 лет) выделять предметы по их форме непосредственно  зависит от времени и способа  введения слова, обозначающего данный предмет. Выбор предмета по слову  формируется постепенно. Ребенок  проходит длительный путь «связывания  слова с предметом». На разных этапах этого пути различную роль играют такие компоненты целой вещи, как ее цвет, фактура, величина и положение в пространстве. Чем вые для ребенка обобщающее значение слова, которым назван предмет, тем все меньшею роль играют второстепенные признаки однородных предметов. 

Таким образом, исследования советских психологов подтверждают мысль И.М. Сеченова о том, что  форма, а точнее, контур предмета, является наиболее существенных признаком для  его восприятия ребенком. 

Однако наблюдения и специальные исследования (Б. Хачапуридзе, Г.Л. Розенгарт-Пупко, Н.Х. Швачкин, Т.И. Данюшевская, Н.Г. Салмина) показали, что существуют весьма сложные и порой даже противоречивые отношения между цветом и формой при восприятии ребенком предмета. Эти отношения непостоянны, изменчивы и зависят от многих конкретных условий: от того, знаком ребенку предмет или нов, назван словом или 6нет, от предыдущей подготовленности детей к различению, сравнению и обобщению предметов по разным признакам и от многих других факторов. 

Развитие восприятия сказывается в том, что форма  предмета становится для ребенка  при всех условиях все более и  более значимой.



Информация о работе Стадии развития человека