Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 13:31, реферат
Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага»,- сказал акад. В.М. Бехтерев о крупнейшем русском психологе начала XX века Александре Федоровиче Лазурском, одном из пионеров медицинской психологии.
Вот с этих простых, но очень ёмких слов одного великого учёного о пути в науке другого великого учёного, хочется постараться рассказать. О его пути, который до него еще никем в отечественной науке не был пройден.
Введение
Глава 1. Становление А.Лазурского как психолога
Глава 2. Предпосылки изучения «психологии индивидуальности»
Глава 3. «Очерк науки о характерах»
Глава 4. Типология психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского
Глава 5. Основная задача характеров
Вывод
Список литературы
Оглавление
Введение
Глава 1. Становление А.Лазурского как психолога
Глава 2. Предпосылки изучения «психологии индивидуальности»
Глава 3. «Очерк науки о характерах»
Глава 4. Типология психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского
Глава 5. Основная задача характеров
Вывод
Список литературы
Введение
Трудно представить себе более самоотверженного и преданного научному делу человека, забывавшего ради науки все земные блага»,- сказал акад. В.М. Бехтерев о крупнейшем русском психологе начала XX века Александре Федоровиче Лазурском, одном из пионеров медицинской психологии.
Вот с этих простых, но очень
ёмких слов одного великого учёного
о пути в науке другого великого
учёного, хочется постараться
Глава 1. Становление А. Лазурского как психолога
А.Ф. Лазурский родился 12 апреля
1874 г. В 1897 г. он окончил со степенью
«лекаря с отличием» Военно-
Становлению А.Ф. Лазурского как психолога способствовала работа в психиатрической клинике с психологической лабораторией Эмиля Крепелина в Гейдельберге и Психологическом институте Вильгельма Вундта в Лейпциге во время двухгодичной научной командировки, куда он был направлен в 1900 г. после защиты диссертации. Однако первые психологические исследования, выполненные экспериментальными методами, были начаты А.Ф. Лазурским еще в 1896 г. В последующие годы он провел ряд разработок, обогативших классическую экспериментальную психологию. Став профессором Психоневрологического института по кафедре обшей и экспериментальной психологии, А. Ф. Лазурский организовал и возглавил там, в 1909 г. психологическую лабораторию, которая со временем превратилась в центр по изучению психической активности в эксперименте.
Глава 2. Предпосылки изучения «психологии индивидуальности»
Наряду с традиционными
для той поры научными проблемами,
его чрезвычайно привлекла
А.Ф. Лазурский неустанно
работал над созданием
Глава 3. «Очерк науки о характерах»
В 1906 г. вышла его работа
«Очерк науки о характерах». Ученый
подчеркивал необходимость
Большое внимание ученый уделял
поиску и исследованию интегральных
личностных образований, которые в
наибольшей степени отражали бы специфику
индивидуальности человека. В этом
контексте особый интерес представляет
учение Лазурского о способностях,
поскольку понятия «
В его программе исследований
в целях классификации
Глава 4. Типология психосоциальных характеров А.Ф. Лазурского.
А.Ф. Лазурский, пытаясь связать в рамках единой индивидуальности формальные и содержательные характеристики, писал: «Идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиономию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером». В основу своей теории он положил принцип активного приспособления индивида к среде, а для классификации выделил два основания - психический уровень и психическое содержание. Чем выше психический уровень (А.Ф. Лазурский выделил их всего три), тем более успешно, активно и продуктивно идет приспособление.
Уровни психического развития определяются со стороны врожденных качеств, одаренностью человека и запасом его нервно-психической энергии (жизненных сил). В психологическом плане критериями повышения уровня являются следующие признаки:
Продуктивность деятельности, объем и дифференцированность, богатство оттенков интересов человека.
Интенсивность и сила отдельных психических проявлений, выражающие собой неравнодушие к результату своих усилий.
Сознательность и
Все возрастающая координация
психических элементов и
Итак, уровень психической жизни в системе А.Ф. Лазурского сегодня может быть назван скорее уровнем самоактуализации личности. Содержание психической жизни определяет не общую успешность, а способы приспособления, индивидуальные вариации в ответах индивидов на проявления среды. А.Ф. Лазурский считал необходимым выделять эндопсихику (которая включает все основные психические и психофизиологические функции - чувствительность, память, внимание, мышление, воображение, воля, быстрота и сила моторики и т.п.). Эндопсихика в целом близка к формально-динамическим характеристикам; она существует и может быть описана через комплексы (сочетания разных психических функций) и в основном задается врожденными биологическими механизмами.
Экзопсихика включает отношение личности к внешним объектам (природе, людям, духовным благам, душевной жизни самого человека и пр.). Экзопсихика практически идентична предметно-содержательным характеристикам психической жизни и всегда испытывает влияние средовых условий.
Эндо- и экзопсихика взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. (Например, способности проявляются только в деятельности, а мотив и интерес - это экзопсихические качества).
А.Ф. Лазурский построил довольно сложную типологию, основанную на сочетании различньтх эндо- и экзопсихических комплексов на каждом уровне развития. Примечательно, что для разделения на типы внутри каждого уровня А.Ф. Лазурский использовал «плавающие» критерии, меняющиеся от уровня к уровню. Таким образом, с повышением уровня увеличивается «вклад» духовно-мировоззренческих особенностей и уменьшается влияние биологического фундамента личности, в то время как у «бедной, примитивной души» все богатство душевной жизни сводится к эндопсихике, которая «подтягивается» за целями и ценностями человека.
Эта мысль близка современной духовно-ориентиронанной психотерапии, которая также подчеркивает необходимость и ценность высоких идеалов для успешного решения задач, которые возникают в повседневной жизни и экстремальных ситуациях.
А.Ф. Лазурский выделил три группы характеров:
. Приспосабливающиеся стремятся приспособить среду к собственным потребностям и запросам. Идеалы:
альтруизм,
индуктивное и дедуктивное знание,
красота,
религия,
общество и государство,
внешняя деятельность и инициатива,
система и организация,
власть и борьба.
. Приспособившиеся характеры
отличаются взаимовлиянием
ученые;
художники;
религиозные созерцатели;
практики-реалисты;
альтруисты;
общественники;
властные;
хозяйственные.
. Недостаточно приспособившиеся характеризуются пассивным приспособлением к среде. Отличаются преобладанием психофизиологических функций:
рассудочные,
аффективные,
подвижные (сангвиники),
чувственные,
мечтатели,
импульсивные,
покорно-деятельные
Глава 5. Основная задача характерологии
лазурский психосоциальный характер
В декабре 1910 года на I съезде экспериментальной педагогики он выступил с докладом о «естественном эксперименте», в котором изложил суть нового метода. Эта суть состоит в том, что любой вид реальной деятельности рассматривается с точки зрения того, какая группа личностных характеристик выступает в нем ярче всего.
Основой его формирования он считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса <#"justify">Особую ценность этого метода Лазурский видел в его применении в школьной практике для составления целостной характеристики школьника, так как он давал возможность педагогу «глубже заглянуть в психическую жизнь своих питомцев с помощью тех средств, которые всегда находятся в руках».
Вывод
Его вклад в индивидуальную
психологию огромен. Попытка Лазурского
создать основательную
А. Лазурский одним из первых
в отечественной психологии осуществил
конкретно-эмпирическое исследование
психики ребенка в условиях деятельности,
заложив тем самым первые кирпичики
в будущую психологическую
С.Л. Рубинштейн подчеркивал высокую ценность и значимость предложенного Лазурским метода естественного эксперимента.
Безвременная кончина Лазурского в марте 1917 года не позволила завершить большие творческие планы. В частности, осталась незаконченной книга «Классификация личностей», над которой он работал в последние годы. Подготовить эту разработку к изданию по инициативе товарищей и учеников было предложено ближайшему его сотруднику В.Н. Мясищеву.
Результаты его разработок в этой области используются психологами и по сей день.
Список литературы
.Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов - М. Высшая школа 1984 г.
.К учению о психической активности. М., 1916.
.Очерк науки о характерах, 1909.