Становление экспериментальной психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 21:32, реферат

Описание

С расширением предмета психологических исследований появилась перспектива разработки новых, экспериментальных методов, в которых можно было бы использовать специальное оборудование, повышающее точность и достоверность результатов наблюдения, и применения математики для обсчета полученных данных. Большое значение для становления экспериментального метода в психологии имели достижения физиологов, изучавших работу органов чувств и нервной системы.

Работа состоит из  1 файл

Становление экспериментальной психологии.docx

— 51.73 Кб (Скачать документ)

     В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Ведь его течение не всегда зависит  от внешней ситуации, но побуждается  внутренней мотивацией, направленностью  на задачу, на достижение определенной цели. Осознание этой цели позволяет  сосредоточиться на решении проблемы, игнорируя мешающие воздействия  среды. Таким образом, Вундт пришел к мнению, что именно спонтанная, внутренняя активность регулирует течение  мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя из заданной цели. В его концепции  апперцепция фактически отождествлялась  с вниманием и волей, улучшающими  и регулирующими деятельность человека. Направленная во внутренний мир психики, апперцепция играет роль внимания, помогая протеканию высших психических  функций, например мышления. Направленная во внешний план, в план поведения, апперцепция отождествляется с  волей, которая регулирует деятельность человека. Так в учении о связях находила подтверждение его концепция  волюнтаризма. Это давало Вундту основания, вслед за Шопенгауэром, говорить о  том, что воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая  ассоциациям связывать отдельные  элементы в целостную картину  на высших этапах развития психики.

     Введение  нового вида связи имело значительные последствия для развития ассоциативной  психологии, незыблемость которой строилась  на признании ассоциации всеобщим и  универсальным механизмом. Появление  теории апперцепции ставило под сомнение эту всеобщность и вынуждало искать новые объяснительные принципы для построения психологии.

     Из  признания апперцептивной связи  также следовало, что эксперимент  возможен только при изучении тех  процессов, которые зависят от внешней  стимуляции – времени реакции, ощущений, восприятия, памяти. В исследовании же мышления и других высших познавательных процессов эксперимент бесполезен, так как апперцепция не зависит от внешней ситуации и ее законы открыты только самонаблюдению.

     Важная  часть теоретической концепции  Вундта была связана с изучением  законов, по которым строится психическая  жизнь. Отстаивая самостоятельность  психологии, Вундт доказывал, что  у нее имеются собственные  законы, а ее явления подчинены  особой «психической причинности». К  важнейшим законам он относил: закон  творческого синтеза, закон психических  отношений, закон контраста и  закон гетерогенности целей. Закон  творческого синтеза, как уже  указывалось выше, был, по сути дела, несколько измененным положением Милля  о слиянии элементов с образованием нового, свойства которого принципиально  отличны от прежних и необъяснимы  по аналогии с исходными. Иными словами, фактически закон творческого синтеза  доказывал возможность не только репродуктивного, но и творческого  мышления. Закон психических отношений  раскрывал зависимость события  от внутренних взаимоотношений элементов  внутри комплекса, например мелодии  от отношений, в которых находятся  между собой отдельные тона. Закон  контраста, который Вундт распространял  главным образом на эмоциональную  сферу, говорил о том, что противоположности  усиливают друг друга и, например, после горя даже небольшая радость  кажется значительной. Закон гетерогенности целей гласил, что при совершении поступка могут возникнуть не предусмотренные  первоначальной целью действия, влияющие на его мотив.

     Однако  главной заслугой Вундта является не его теоретическая концепция, а  разработка экспериментального метода исследования психики. Уже в своей первой книге «Материалы к теории чувственного восприятия» (1862), опираясь на факты, относящиеся к деятельности органов чувств и движений, Вундт выдвинул идею создания экспериментальной психологии. План ее формирования был изложен в «Лекциях о душе человека и животных» (1863) и включал два направления исследований: анализ индивидуального сознания с помощью экспериментально контролируемого наблюдения субъекта за собственными ощущениями, чувствами, представлениями; изучение «психологии народов», т.е. психологических аспектов культуры – языка, мифа, нравов различных народов и т. п.

     Следуя  этому замыслу, Вундт первоначально  сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как  науку о «непосредственном опыте». Он назвал ее физиологической психологией, поскольку испытываемые субъектом  состояния изучались посредством  специальных экспериментальных  процедур, большая часть которых  была разработана физиологией (преимущественно  физиологией органов чувств – зрения, слуха и др.). Задача усматривалась в том, чтобы эти образы тщательно анализировать, выделяя исходные, простейшие элементы, из которых они строятся. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания – психофизики, изучающей на основе эксперимента и с помощью количественных методов закономерные отношения между физическими раздражителями и вызываемыми ими ощущениями, и направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Использовал он и достижения Гальтона, который предпринял попытку экспериментально изучить, какие ассоциации может вызвать у человека слово как особый раздражитель. Оказалось, что на одно и то же слово человек, которому его предъявляют, отвечает различными реакциями, для подсчета и классификации которых Гальтон применял количественные методы.

     Объединив все эти методы и несколько  модифицировав их, Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования. Таким образом, в лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде «Основы физиологической психологии» (1880-1881). Эта книга стала первым учебником по новой дисциплине – экспериментальной психологии, обучаться которой приезжали в лабораторию Вундта ученые со всего мира.

     В дальнейшем, оставив эксперимент, Вундт  занялся разработкой еще в  юности задуманной им «второй ветви» психологии, посвященной психическому аспекту создания культуры. Он написал  десятитомную «Психологию народов» (1900-1920), отличающуюся обилием материала  по этнографии, истории языка, антропологии и др. В этой работе Вундт также  высказал важную мысль о том, что  методом исследования психологии народа может стать анализ продуктов  его творческой деятельности, например языка, сказок, мифов, религии и других предметов культуры. В дальнейшем мысль о том, что анализ результатов  творческой деятельности является способом исследования психики, стала основополагающей и для других областей психологии, получив особое развитие в психоанализе.

     С именем Вундта часто связывали появление  психологии как отдельной дисциплины. Хотя, как мы видели, это утверждение  не совсем точно, так как самостоятельность  психология обрела значительно раньше, его вклад в становление экспериментальной  психологии неоценим. Учитывая позитивистские установки того времени, можно утверждать, что придание психологии статуса  экспериментальной фактически дало ей право остаться среди ведущих  научных дисциплин. Вундт также  создал крупнейшую в истории психологии школу, пройдя которую молодые исследователи  из разных стран, вернувшись на родину, организовали лаборатории и центры, где культивировались идеи и принципы новой области знания. Он сыграл важную роль в консолидации сообщества исследователей, ставших психологами-профессионалами. Дискуссии по поводу его теоретических позиций, перспектив применения экспериментальных методов, понимания предмета психологии и многих ее проблем стимулировали появление концепций и направлений, обогативших психологию новыми научными представлениями.

     К началу XX в. психологические лаборатории  были созданы во многих городах Европы и США. Однако наиболее интересные и  значимые экспериментальные исследования, проводившиеся в этот период, связаны  с Германией, точнее, с Г. Эббингаузом (1850-1909).

     Эббингауз обучался в университетах Галле и Берлина сначала по специальности история и филология, затем – философия. После окончания франко-прусской войны, в которой он принимал участие, стал доцентом университета в Берлине (1880), а затем профессором университета в Галле (1905), где организовал небольшую лабораторию экспериментальной психологии. Он также создал первую профессиональную организацию немецких психологов «Немецкое общество экспериментальной психологии» и стал первым редактором «Журнала психологии и физиологии органов чувств», который начал издаваться в 1890 г. и получил признание среди физиологов и психологов.

     Первоначально работы Эббингауза мало отличались от традиционных исследований, проводимых в лаборатории Вундта. Однако постепенно содержание его экспериментов изменялось. Соединив исследование органов чувств с количественным анализом полученных данных, Эббингауз пришел к выводу о возможности экспериментального исследования не только элементарных, но и более сложных психических процессов. Его заслуга именно в том, что он отважился подвергнуть эксперименту память.

     Случайно  в Париже он нашел в букинистической  лавке книгу Т. Фехнера «Основы психофизики», в которой были сформулированы математические законы об отношениях между физическими стимулами и вызываемыми ими ощущениями. Воодушевленный идеей открытия точных законов памяти, Эббингауз решил приступить к опытам. Он ставил их на самом себе.

     Исходя  из теоретических постулатов ассоцианизма, Эббингауз руководствовался идеей о том, что люди запоминают, сохраняют в памяти и вспоминают факты, между которыми сложились ассоциации. Но обычно эти факты человек осмысливает, и поэтому весьма трудно установить, возникла ли ассоциация благодаря памяти или в дело вмешался ум.

     Эббингауз же задался целью установить законы памяти в «чистом» виде и для этого изобрел особый материал. Единицей такого материала стали не целые слова (ведь они всегда связаны с понятиями), а части слов – отдельные бессмысленные слоги. Каждый слог состоял из двух согласных и гласной между ними (например, «бов», «гис», «лоч» и т.п.). По оценке американского ученого Э. Титченера, это стало самым выдающимся изобретением психологии со времен Аристотеля. Столь высокая оценка проистекала из открывшейся возможности изучать процессы памяти независимо от смыслового содержания, с которым неотвратимо связана речь людей.

     Составив  список бессмысленных «слов» (около 2300), Эббингауз экспериментировал с ним на протяжении пяти лет. Основные итоги этого исследования он изложил в ставшей классической книге «О памяти» (1885). Прежде всего, он выяснил зависимость числа повторений, необходимых для заучивания списка бессмысленных слогов, от его длины, установив, что при одном прочтении запоминается, как правило, семь слогов. При увеличении списка требовалось значительно большее число его повторений, чем количество присоединенных к первоначальному списку слогов. Число повторений принималось за коэффициент запоминания.

     Специальному  изучению подвергалось и влияние  так называемого сверхзаучивания. После того как серия слогов воспроизводилась безошибочно, Эббингауз продолжал ее заучивать. Разработанный им метод сохранения заключался в том, что через определенный промежуток времени, после того как ряд был заучен, вновь предпринималась попытка его воспроизвести. Когда известное количество слов не могло быть восстановлено в памяти, ряд снова повторялся до его правильного воспроизведения. Число повторений (или время), которое потребовалось для восстановления полного знания ряда, сопоставлялось с числом повторений (или временем), затраченным при первоначальном заучивании. Данные, полученные методом сохранения в памяти, сопоставлялись с числом повторений при так называемом сверхзаучивании, т. е. определялось, сколько потребуется повторений, чтобы доучить материал (до полного и безошибочного воспроизведения), если до того он «сверхзаучивался».

     Особую  популярность приобрела вычерченная  Эббингаузом кривая забывания. Быстро падая, эта кривая становится пологой. Оказалось, что наибольшая часть материала забывается в первые минуты после заучивания. Значительно меньше забывается в ближайшие часы и еще меньше – в ближайшие дни. Сравнивалось также заучивание осмысленных текстов и списка бессмысленных слогов. Эббингауз выучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список слогов. Осмысленный материал запоминался в 9 раз быстрее. Что же касается «кривой забывания», то она в обоих случаях имела одинаковую форму, хотя при забывании осмысленного материала падение кривой шло медленнее. Эббингауз подверг экспериментальному изучению и другие факторы, влияющие на память (например сравнительную эффективность сплошного и распределенного во времени заучивания).

     Эббингаузу принадлежит авторство в ряде других работ и методик, поныне сохраняющих свое значение. В частности, им был создан носящий его имя тест на заполнение фразы пропущенным словом. Этот тест стал одним из первых в диагностике умственного развития и получил широкое применение в детской и педагогической психологии. Он разрабатывал также теорию цветного зрения. Эббингауз – автор небольшого, но блестяще написанного «Очерка психологии» (1908), а также фундаментального двухтомного труда «Основы психологии» (1902-1911).

     Хотя  Эббингауз и не разработал «своей» психологической теории, его исследования стали ключевыми для экспериментальной психологии. Они на деле показали, что память можно изучать объективно, была также показана важность статистической обработки данных с целью установления закономерностей, которым подчинены, при всей их прихотливости, психические явления. Эббингауз первым разрушил стереотипы прежней экспериментальной психологии, созданной школой Вундта, где считалось, что эксперимент приложим только к элементарным процессам, измеряемым с помощью специальных приборов. Им был также открыт путь к экспериментальному изучению сложных форм поведения – навыков. «Кривая забывания» приобрела значение образца для построения в дальнейшем графиков выработки навыков, решения проблем в школе бихевиоризма.

     Появление первой экспериментальной психологической  лаборатории, открытой Вундтом, стало  кульминационной точкой в развитии ассоцианизма, но одновременно и его  логическим завершением. Это было связано  с тем, что Вундт, обосновав возможность (исходя из методологии ассоциативной  психологии) выстроить экспериментальные  методы изучения психики, в то же время  доказал, что ассоциация не является универсальным механизмом психической  жизни. Это положило начало поиску новых  теоретических постулатов для психологии, а в конечном итоге и ее разделению на несколько независимых направлений.

Информация о работе Становление экспериментальной психологии