Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:26, реферат
Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте обусловлена ??особенностями пребывания ученика на пороге самостоятельной жизни, необходимостью личностного и профессионального самоопределения, выбора жизненного в пути Психологическим центром ситуации развития старшеклассников становится выбор профессии, в результате чего у них формируется своеобразная внутренняя позиция Своеобразие ее обусловлена ??ориентированность в будущее, с принятием настоящего сквозь призму этой основной направленности личноститі.
Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте обусловлена ??особенностями пребывания ученика на пороге самостоятельной жизни, необходимостью личностного и профессионального самоопределения, выбора жизненного в пути Психологическим центром ситуации развития старшеклассников становится выбор профессии, в результате чего у них формируется своеобразная внутренняя позиция Своеобразие ее обусловлена ??ориентированность в будущее, с принятием настоящего сквозь призму этой основной направленности личноститі.
Существенной особенностью
внутренней личностной позиции старшеклассника
является изменение характера
На этом возрастном этапе
происходит формирование механизма
цилетворення, основными проявлениями
которого является наличие у человека
определенного замысла, плана жизни,
жизненной цели, проекта цели, общего
опыта своего в бытие Этот механизм
связан со стремлением и способностью
старшеклассника осуществлять самопроекцию
на будущее Речь идет о его стремление
и способность ставить
Новая внутренняя позиция ученика старших классов меняет важность для него содержания, целей и задач обучения Он оценивает свое обучение учитывая его значимость для собственного будущего, особенно для выбор ру профї.
Социальная позиция юношей
и девушек ориентирована на получение
статуса самостоятельной
Ведущая
деятельность в ранней юности — профессиональное самоопределение.
Психологическую базу для самоопределения
в ранней юности составляет прежде всего
потребность юноши занять внутреннюю
позицию взрослого человека, осознать
себя в качестве члена общества, определить
себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности
наряду с пониманием своего места и назначения
в жизни [10].
Другим важнейшим фактором, составляющим
психологическую базу профессионального
самоопределения и обеспечивающим готовность
старшеклассника ко вступлению в новую
жизнь, является наличие способностей
и потребностей, которые позволяют выпускнику
школы с возможной полнотой реализовать
себя на гражданском поприще, в труде,
в будущей семейной жизни. Это прежде всего
потребность в общении и владение способами
его построения, во-вторых, теоретическое
мышление и умение ориентироваться в различных
формах теоретического сознания (научном,
художественном, этическом, правовом),
что выступает в виде сложившихся основ
научного и гражданского мировоззрения,
а также развитой рефлексии, с помощью
которой обеспечивается осознанное и
критическое отношение к себе, в-третьих,
потребность в труде и способность трудиться,
владение трудовыми навыками, позволяющими
включиться в производственную деятельность,
осуществляя ее на творческих началах
[10].
Развитие личности в юности
Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.
Жизненный план — широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.
О жизненных планах в точном
смысле слова можно говорить лишь
тогда, когда в них включены не
только цели, но и способы их достижения,
когда молодой человек стремитс
Эти ориентиры не всегда
известны современным старшеклассникам,
кроме того, сами эти ориентиры
в последние десятилетия
Мотивы выбора профессии
Когда человек выбирает профессию
первый раз, он, к сожалению, очень
редко задумывается о том, пользуется
ли эта профессия спросом у
работодателей, легко ли будет найти
работу. А потом оказывается, что,
окончив учебное заведение и
получив диплом, человек остается
без работы, ни дня не проработав
по специальности. При плановой экономике
учебные заведения набирали столько
учащихся, сколько потом государство
могло трудоустроить. Теперь экономика
рыночная, и гарантировать
Каковы же возможные причины, заставляющие людей работать на той или иной работе? Чего люди ждут, что хотят получить от своей профессиональной деятельности?
Проанализировав ведущие интересы
и ценности, известный американский
психолог А. Маслоу разработал общую
систему основных потребностей человека.
В основе лежат физиологические
потребности в питании, жилище и
т. п., затем идет потребность в
защите, стабильности жизни. Далее человек
проявляет потребность в
Учитывая, что современный человек большую часть жизни проводит на работе, можно с уверенностью предположить, что он будет стремиться удовлетворить их и в своей трудовой деятельности.
Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать)
побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;
ü побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется;
Выделяют несколько групп мотивов выбора профессии:
1. Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);
2. Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);
3. Эстетические (
4. Познавательные (
5. Творческие (
6. Материальные (
7. Престижные (
8. Утилитарные (