Старший школьный возраст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 15:26, реферат

Описание

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте обусловлена ??особенностями пребывания ученика на пороге самостоятельной жизни, необходимостью личностного и профессионального самоопределения, выбора жизненного в пути Психологическим центром ситуации развития старшеклассников становится выбор профессии, в результате чего у них формируется своеобразная внутренняя позиция Своеобразие ее обусловлена ??ориентированность в будущее, с принятием настоящего сквозь призму этой основной направленности личноститі.

Работа состоит из  1 файл

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте обусловлена.docx

— 19.88 Кб (Скачать документ)

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте обусловлена ??особенностями пребывания ученика на пороге самостоятельной жизни, необходимостью личностного и профессионального самоопределения, выбора жизненного в пути Психологическим центром ситуации развития старшеклассников становится выбор профессии, в результате чего у них формируется своеобразная внутренняя позиция Своеобразие ее обусловлена ??ориентированность в будущее, с принятием настоящего сквозь призму этой основной направленности личноститі.

Существенной особенностью внутренней личностной позиции старшеклассника  является изменение характера потребностей, из непосредственных превращаются в  опосредованные, осознанные и произвольные Ученик может управлять своими потребностями  и стремлениями, составлять жизненные  планы, удостоверяющий достаточно высокий  уровень личностного и социального  развитияу.

На этом возрастном этапе  происходит формирование механизма  цилетворення, основными проявлениями которого является наличие у человека определенного замысла, плана жизни, жизненной цели, проекта цели, общего опыта своего в бытие Этот механизм связан со стремлением и способностью старшеклассника осуществлять самопроекцию на будущее Речь идет о его стремление и способность ставить конкретные цели, переносить себя в будущее  выстраивать свою реальную жизнь  с проекцией на будущеенє.

Новая внутренняя позиция  ученика старших классов меняет важность для него содержания, целей  и задач обучения Он оценивает  свое обучение учитывая его значимость для собственного будущего, особенно для выбор ру профї.

Социальная позиция юношей и девушек ориентирована на получение  статуса самостоятельной взрослого  человека В связи с этим старшеклассники  проявляют повышенный интерес к  образу жизни взрослых, что способствует их жизнедеятельности евому и  профессиональному самоопределению  Расширяется круг их дружеского общения  со сверстниками при одновременном  повышении, по сравнению с подростками, избирательности личностных контактов  и предпочтенийнь.

 

 

Ведущая деятельность в ранней юности — профессиональное самоопределение. Психологическую базу для самоопределения в ранней юности составляет прежде всего потребность юноши занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т. е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни [10]. 
Другим важнейшим фактором, составляющим психологическую базу профессионального самоопределения и обеспечивающим готовность старшеклассника ко вступлению в новую жизнь, является наличие способностей и потребностей, которые позволяют выпускнику школы с возможной полнотой реализовать себя на гражданском поприще, в труде, в будущей семейной жизни. Это прежде всего потребность в общении и владение способами его построения, во-вторых, теоретическое мышление и умение ориентироваться в различных формах теоретического сознания (научном, художественном, этическом, правовом), что выступает в виде сложившихся основ научного и гражданского мировоззрения, а также развитой рефлексии, с помощью которой обеспечивается осознанное и критическое отношение к себе, в-третьих, потребность в труде и способность трудиться, владение трудовыми навыками, позволяющими включиться в производственную деятельность, осуществляя ее на творческих началах [10].

 

 

Развитие личности в юности


Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим  фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника  строить жизненные планы, осмысливать  построение жизненной перспективы.

Жизненный план — широкое  понятие, которое охватывает всю  сферу личного самоопределения (род  занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов и т. д.). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

 

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремится оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л. С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества2. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности: в какое время субъект должен уложиться, чтобы социально «успеть», в нужное время сделать следующий шаг.

Эти ориентиры не всегда известны современным старшеклассникам, кроме того, сами эти ориентиры  в последние десятилетия подверглись  существенному пересмотру. Подрастающее поколение зачастую предоставлено  само себе, вынуждено самостоятельно разрабатывать жизненные цели и  находить способы их выполнения. В  результате многие аспекты своей  будущей жизни юноши и девушки  воспринимают как проблемные. Если старшеклассники 1960—1970-х гг. ждали  свое будущее с оптимизмом, то российские старшеклассники 1990-х гг. переживали свое будущее как проблему.

Мотивы  выбора профессии

Когда человек выбирает профессию  первый раз, он, к сожалению, очень  редко задумывается о том, пользуется ли эта профессия спросом у  работодателей, легко ли будет найти  работу. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и  получив диплом, человек остается без работы, ни дня не проработав по специальности. При плановой экономике  учебные заведения набирали столько  учащихся, сколько потом государство  могло трудоустроить. Теперь экономика  рыночная, и гарантировать трудоустройство  может только спрос работодателей  на представителей той или иной профессии.

Каковы же возможные причины, заставляющие людей работать на той или иной работе? Чего люди ждут, что хотят  получить от своей профессиональной деятельности?

Проанализировав ведущие интересы и ценности, известный американский психолог А. Маслоу разработал общую  систему основных потребностей человека. В основе лежат физиологические  потребности в питании, жилище и  т. п., затем идет потребность в  защите, стабильности жизни. Далее человек  проявляет потребность в общении, социальных связях и отношениях с  окружающими. Последние две высшие потребности — это потребность  в уважении и признании, а также  потребность в самоактуализации (самореализации своих способностей).  

 

Учитывая, что современный человек  большую часть жизни проводит на работе, можно с уверенностью предположить, что он будет стремиться удовлетворить их и в своей  трудовой деятельности.

Мотив – (от лат. movere - приводить в движение, толкать)

побуждения к деятельности, связанные  с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или  внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность;

ü  побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется; 

 

Выделяют  несколько групп мотивов выбора профессии:

1.        Социальные (желание своим трудом способствовать общественному процессу, занять достойное место в обществе в соответствии с интересами и возможностями);

2.        Моральные (приносить пользу людям, оказывать им помощь, общение);

3.        Эстетические (стремление к красоте, гармонии, желание работать по специальности, связанной с прекрасным);

4.        Познавательные (связаны со стремлением к овладению специальными знаниями, проникновением в сущность профессиональной деятельности);

5.        Творческие (возможность быть оригинальным, неповторимым);

6.        Материальные (стремление иметь высокооплачиваемую работу, льготы);

7.        Престижные (стремления, позволяющие достичь видного положения в обществе, избрание профессии, обеспечивающей быстрое продвижение по службе, профессии, которая ценится среди друзей и знакомых);

8.        Утилитарные (возможность работать в городе, иметь «чистую работу», близко к дому, легкость поступления в вуз, на работу, советы и примеры друзей и знакомых).

 

 

 


Информация о работе Старший школьный возраст