Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:10, контрольная работа
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о самом себе складываются в мысленный «образ Я». Самосознание человека, отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Представление человека о самом себе далеко не всегда адекватно. Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед самим собой свое поведение, даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен, далеко не всегда отражают его побуждения, реально определяющие его действия. Самопознание не дано непосредственно в переживаниях, оно является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний.
Введение
Глава 1. Самосознание.
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека
1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания
1.3 Уровни развития самосознания
1.4 Самосознание и образ «Я»
Глава 2. Самооценка.
2.1 Самооценка как одно из центральных образований личности - виды самооценки
2.2 Самооценка и самоуважение
Заключение
Список использованной литературы
Самоодобрение. Вы никогда не можете искренне испытывать симпатию к самому себе до тех пор, пока не одобрили себя полностью, пока не согласились со своими и сильными чертами, и слабостями. А ключ к одобрению самого себя - в том, чтобы быть безусловно одобренным по крайней мере еще одним человеком, которого вы уважаете и которым восхищаетесь и даже, более того, - которого любите. Только тогда, когда кто-то другой принимает вас “без прикрас и полностью”, вы можете расслабиться и принять самого себя как значительную и стоящую личность.
Самосознание. Для того чтобы испытывать самоодобрение, вы сначала должны развить самосознание. Вам нужно понять, почему вы думаете, чувствуете и действуете именно так, как это есть. Вам необходимо осознать влияние формирующего опыта вашей жизни. Вам необходимо понять, как и почему вы стали такой личностью, которой являетесь сегодня. Только когда вы достигнете высокого уровня самосознания, вы сможете двигаться к более высокому уровню самоодобрения. Прежде чем сможете одобрить самих себя, вы должны лучше осознать, кто вы есть на самом деле. И только обладая высоким уровнем самоодобрения, вы можете наслаждаться самоуважением - ключом к тому, чтобы быть счастливой, здоровой личностью.
Самораскрытие. Самосознание, в свою очередь, основывается на самораскрытии. Вы можете правильно понимать самих себя только в такой степени, в какой способны раскрыться или поделиться о себе с еще по крайней мере одним человеком. Соответствующее самораскрытие означает, что вы можете рассказать кому-то еще, кому вы полностью доверяете, то, что вы думаете и чувствуете, не опасаясь неодобрения или неприятия. Психотерапия основывается на самораскрытии. Психотерапевты добиваются успеха в такой степени, в какой они могут заставить пациента раскрыться и точно рассказать им, что послужило причиной того, что они несчастливы или неудачливы. Один психолог недавно сказал: «Если бы каждый действительно научился слушать других людей, 75 процентов психотерапевтов в Соединенных Штатах, начиная со следующей среды, оказались бы без работы». Для того чтобы честно раскрыть себя другому человеку, вы должны доверять этому другому. Честное самораскрытие иногда бывает жутким. Оно требует, чтобы вы предприняли усилие, которое делает вас уязвимыми. Но это - базисное требование для ментального здоровья. Когда вы открыто и честно раскрываете свои мысли и чувства другому человеку, вы лучше понимаете сами себя. Благодаря самораскрытию вы можете снимать тяжесть с сердца и жить в ладу с самим собой.
Заключение
В заключении подведем итоги проделанной работы:
Сознание - это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым. Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличие человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.
Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.
Несмотря на огромные усилия,
затраченные психологией и
Важно подчеркнуть, что вопрос о взаимоотношении сознания и бытия не сводится к вопросу о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед психологической мыслью.
Список использованной литературы
1. Альбуханова-Славская К.А.
Активность и сознание
2. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. - М., 1977. (Сознание и его развитие: 377 - 403.)
3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988.
4. Веккер Л.М. Психические процессы: 3 т. - Т. 3. - Л., 1981. (Психика - речь - сознание: 285 - 325.)
5. Дубровина И. В. Психология. - М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 - 157.)
6. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. - 1991. - № 2.
7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1982 (1975). (Теория сознания: 23 - 33.)
8. Немов Р.С. Психология: 1 т. - М., 2001. (Сознание человека: 132 - 142.)
9. Петровский А. В. , Брушлинский А. В. , Зинченко В. П. И др. “ Общая психология “, учебник для студентов педагогических институтов под ред. Петровского А. В. - 3-е изд. , перераб. и доп. - М.; Просвещение , 1986.
10. Рогов Е. И. “ Психология человека “ - М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999. - 320 с.
11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: 2 т. - Т. I. - М., 1989. (Сознание человека: 156 - 190.)
12. Рытченко Т.А. Психология и педагогика: Учебно-практическое пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.
13.Сандомирский М.Е. Ментальные стратегии, психологические типы и измененные состояния сознания. - М.,1995.
14. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 287 с.
15. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. “ Психология и педагогика в вопросах и ответах “ - Ростов - на Дону; “ Феникс “ , 1999. - 576 с.16. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М., 1991. (Ошибочные действия: 7 - 48.)