Стили профессиональной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 08:26, реферат

Описание

В отечественной психологии (Л.С.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.П.Климов, Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская и др.) понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. Стиль жизни – это устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром.

Работа состоит из  1 файл

Стили профессиональной деятельности.doc

— 80.50 Кб (Скачать документ)

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ 

СТИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 

    В отечественной психологии (Л.С.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.П.Климов, Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская и др.) понятие  стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. Стиль жизни – это устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром. Но взаимодействие человека с Миром реализуется в его активности, важнейшей формой которой является профессиональная деятельность. 

    Поскольку трудовая и профессиональная деятельность является важнейшей частью жизнедеятельности вообще, то профессиональный стиль человека является частью стиля его жизни (как, в прочем, при профессиональной деформации сложившийся стиль оказывает влияние на паттерны внепрофессионального поведения). В свою очередь, стиль жизни выступает производным проявлением от образа жизни. Он складывается в рамках определенного образа жизни как результат социопсихического развития человека в целом. 

    Профессиональный  стиль человека мы рассматриваем  как постоянное, довольно устойчивое, целостное психическое образование, включающее сознательные и бессознательные механизмы адаптации человека (как в активной, так и в пассивной ее формах) к профессиональной среде. Проявления стиля зависит как от внутренних особенностей человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), индивидуального ресурса его профессионального развития, так и от внешней среды (организации компонентов деятельности и взаимодействия субъектов). Профессиональный стиль мы рассматриваем одновременно и как причину, и как следствие индивидуального профессионального развития человека. Устойчивость стилей является относительной: не исключена возможность развития стилей и их взаимопереходов. Основные стили профессиональной деятельности (независимо от их специфики) отражают основные стратегии адаптации человека к требованиям профессиональной среды и проявляется в профессиональной деятельности, так и во внепрофессиональном поведении и в общении. 

    Как вектор жизненного успеха человека складывается из сложения вектора профессиональных достижений и вектора личностного успеха (самосовершенствования) [А.В.Либин, 2000], так и стратегия жизненного пути человека определяется линиями его профессионального и личностного поведения. Ключевыми признаками индивидуального «профессионального стиля» (включающего стиль профессиональной деятельности, стиль поведения, стиль общения и т. д.) являются факторы профессиональной успешности, удовлетворенности результатами деятельности и компонентами профессиональной среды (в соотношении с затратами на получение данного результата), а также предпочитаемые ценности и мотивы выполняемой профессиональной деятельности. 

    Предметом нашего рассмотрения являются индивидуально-своеобразные стили профессиональной деятельности (СПД отдельного профессионала), которые представляют собой интегральное, иерархическое, биполярное психическое образование в границах двух полюсов («субъективно удобных» и «неудобных» условий и параметров деятельности). 

    В таблице 1 представлены стили профессиональной деятельности в зависимости от:

     1) профессиональной успешности (Ус), оцениваемой объективными показателями  результативности деятельности;

     2) эффективности психологической  адаптации (ЭΨ), определяемой отношением удовлетворенности компонентами профессиональной среды к уровню субъективной оценки факторов психосоматической дезадаптации;

     3) коэффициента ценностных ориентаций (КЦ), определяемого отношением духовных  ценностей, выбираемых респондентом, к витальным ценностям. 

    В таблице 1  знаком (+) обозначен высокий уровень выраженности данного фактора, знаком (-) – низкое его выраженность. 

    Приверженность  субъекта определенному стилю означает, что он ориентируется на определенную часть условий деятельности и  компонентов профессиональной среды, достигая при этом приемлемого для него результата. 

    Известно, что В.А. Толочек (2000 г.) в структурно-функциональной организации стиля выделяет три  иерархических уровня пассивной  и активной адаптации:

     1) субъективно-удобные условия деятельности;

     2) структуру (определенным образом взаимосвязанные компоненты деятельности);

     3) тип организации деятельности. 

 

     Таблица 1. – Типология  профессиональных стилей в зависимости  от

      успешности, эффективности  адаптации и доминирующих  ценностей

       

  Шкалы Профессиональный  стиль и профессиональный характер   Шкалы Профессиональный  стиль и профессиональный 
характер
Т 
и 
п 
ы
Ус ЭΨ КЦ Т 
и 
п 
ы
Ус ЭΨ КЦ
1 + + + Профессионально-успешные «идеалисты» (ориентирующиеся на

 идеальные  ценности)

5 + + Малорезультативные  «самоактуализирующиеся идеалисты» («вещь  в себе»)
2 + + Профессионально-успешные «материалисты» 6 + Ориентированные на удовольствия, а не на результат
3 + + Профессионально-успешные «изнуренные работой идеалисты» 7 + Неуспешные «несчастные идеалисты»
4 + Профессионально-успешные «выгорающие материалисты» 8 Неуспешные, дезадаптированные, недовольные жизнью работники
 
 

    Каждый  из этих уровней может быть развернут  через выражение составляющих общей  эффективности (ЭS) деятельности, представленное нами ранее в виде формулы: 

    ЭS = aЭ ЭЭ +aΨ ЭΨ+aс Эс +aк Эк  

    где ЭЭ, ЭΨ, Эс, Эк – оценка экономической, психологической, социальной и «клиенто-центрированной» составляющих эффективности; aэ, aΨ, aс, aк – весовые коэффициенты. 

    Выражение 16 возможных вариантов стилей в  зависимости от выбираемых приоритетов  составляющих эффективности деятельности, выбираемых работниками, приведены  ниже в таблице 2. Отдельные составляющие эффективности рассматриваются  нами как частные критерии профессиональной адаптации (или дезадаптации) при проявлении профессионализма человека. 

 

     Таблица 2.  - Типология  профессиональных стилей в зависимости  от

      составляющих эффективности  профессиональной  деятельности

       

  Шкалы     Шкалы  
Т 
и 
п 
ы
ЭЭ ЭΨ ЭС ЭК Профессиональный стиль Т 
и 
п 
ы
ЭЭ ЭΨ ЭС ЭК Профессиональ- 
ный стиль
1 + + + + «Успешный деятель» «признанный профессионал» 9 + + + Хорош для всего, кроме дела
2 + + + - Ориентируется на успех и удовольствие «здесь и  сейчас», а завтра – «хоть потоп» 10 + + Ориентируется на удовольствие от общение с коллегами, а клиенты для него – досадная помеха
3 + + + Успешный «индивидуалист», неспособный к сотрудничеству 11 + + Индивидуалист, все свое внимание и силы отдающий клиентам, даже если это не дает результата сегодня и раздражает коллег
4 + + Ориентация  на материальный успех при минимальных  своих усилиях 12 + Ориентация  исключительно на удовольствия и  минимизацию собственных усилий
5 + + + Успешный, но «выгорающий» деятель 13 + + Все усилия – на общение с коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена – велика
6 + + «Коллективист», ориентирующийся на успех сегодня  ценой больших своих усилий 14 + Все усилия затрачивает  на адаптацию в коллективе, при  общей низкой эффективности труда
7 + + Индивидуалист, ориентирован на долгосрочный успех; подвержен  «сгоранию» 15 + Дезадаптирован, пытается проявить себя в «заигрывании»  с клиентами 
8 + Работник, ориентированный  на получение материального успеха сегодня любой ценой 16 Работник, не адаптировавшийся в условиях данной профессиональной среды
 
 

    Снижение  того или иного частного показателя эффективности свидетельствует  о двух обстоятельствах. С одной  стороны – о проявлении профессиональной дезадаптациии человека, но лишь в рассматриваемом аспекте. С другой стороны –о проявлении индивидуального профессионального стиля, характеризующего результат профессиональной адаптации в целом. 

    Например, при объективно низкой выработке (ЭЭ), вызванной возрастным снижением  ПВК, свидетельствующей о операционально-функциональной дезадаптации специалиста, человек может демонстрировать высокие показатели социальной (ЭС) или клиентоцентрированной (ЭК) составляющих, вносящих в общий вклад в общую эффективность предприятия, а значит, быть профессионально адаптированным. Лишь в случае устойчиво низкой эффективности по каждому из значимых для данного предприятия показателей следует говорить о неадаптированности работника к деятельности и условиям профсреды. 

    Интерес представляют и иные биполярные стили, определяющиеся ведущей мотивацией. Первый связан с ориентацией работника на выгоду как «здесь и сейчас», так и в будущем при высокой «цене» деятельности. Второй проявляется в ориентации человека на субъективно-удобную деятельность с выраженным стремлением к минимизации внутренних затрат, а также на благоприятную систему отношений в коллективе. Каждый из этих стилей представлен своей системой индивидуальных психологических качеств, среди которых ведущее место занимают отношения и ценности человека. 

    Нашей целью было дать концептуальное видение  профессиональных стилей человека в  зависимости от его жизненных  и профессиональных приоритетов. Мы не ставили своей задачей дать подробное описание стилей и связанных  с ними профессиональных характеров. В то же время, как показывает опыт исследований различных профессиональных деятельностей (управленцев, работников оптовой торговли и частного медицинского учреждения, педагогов школ) представленная типология стилей соответствует реальности. Наполнение предложенных профессиональных стилей конкретным описанием рассматривается нами как в качестве необходимой составляющей психологического анализа индивидуальных особенностей профессионализма. 

Информация о работе Стили профессиональной деятельности