Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 08:26, реферат
В отечественной психологии (Л.С.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.П.Климов, Л.И.Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская и др.) понятие стиля разрабатывается в рамках деятельностного подхода, при котором стиль рассматривается как интегральный феномен взаимодействия требований деятельности и индивидуальности человека. Стиль жизни – это устойчивая характеристика иерархии жизненных целей и предпочитаемых человеком способов их достижения. О стиле человека можно говорить как о способе его взаимодействия с Миром.
РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ
СТИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В
отечественной психологии (Л.С.Рубинштейн,
Б.Г.Ананьев, В.С.Мерлин, Е.П.Климов, Л.И.Анцыферова,
К.А.Абульханова-Славская и др.) понятие
стиля разрабатывается в рамках
деятельностного подхода, при котором
стиль рассматривается как интегральный
феномен взаимодействия требований деятельности
и индивидуальности человека. Стиль жизни
– это устойчивая характеристика иерархии
жизненных целей и предпочитаемых человеком
способов их достижения. О стиле человека
можно говорить как о способе его взаимодействия
с Миром. Но взаимодействие человека с
Миром реализуется в его активности, важнейшей
формой которой является профессиональная
деятельность.
Поскольку
трудовая и профессиональная деятельность
является важнейшей частью жизнедеятельности
вообще, то профессиональный стиль человека
является частью стиля его жизни (как,
в прочем, при профессиональной деформации
сложившийся стиль оказывает влияние
на паттерны внепрофессионального поведения).
В свою очередь, стиль жизни выступает
производным проявлением от образа жизни.
Он складывается в рамках определенного
образа жизни как результат социопсихического
развития человека в целом.
Профессиональный
стиль человека мы рассматриваем
как постоянное, довольно устойчивое,
целостное психическое образование, включающее
сознательные и бессознательные механизмы
адаптации человека (как в активной, так
и в пассивной ее формах) к профессиональной
среде. Проявления стиля зависит как от
внутренних особенностей человека-профессионала
(как индивида, личности, субъекта деятельности
и индивидуальности), индивидуального
ресурса его профессионального развития,
так и от внешней среды (организации компонентов
деятельности и взаимодействия субъектов).
Профессиональный стиль мы рассматриваем
одновременно и как причину, и как следствие
индивидуального профессионального развития
человека. Устойчивость стилей является
относительной: не исключена возможность
развития стилей и их взаимопереходов.
Основные стили профессиональной деятельности
(независимо от их специфики) отражают
основные стратегии адаптации человека
к требованиям профессиональной среды
и проявляется в профессиональной деятельности,
так и во внепрофессиональном поведении
и в общении.
Как
вектор жизненного успеха человека складывается
из сложения вектора профессиональных
достижений и вектора личностного успеха
(самосовершенствования) [А.В.Либин, 2000],
так и стратегия жизненного пути человека
определяется линиями его профессионального
и личностного поведения. Ключевыми признаками
индивидуального «профессионального
стиля» (включающего стиль профессиональной
деятельности, стиль поведения, стиль
общения и т. д.) являются факторы профессиональной
успешности, удовлетворенности результатами
деятельности и компонентами профессиональной
среды (в соотношении с затратами на получение
данного результата), а также предпочитаемые
ценности и мотивы выполняемой профессиональной
деятельности.
Предметом
нашего рассмотрения являются индивидуально-своеобразные
стили профессиональной деятельности
(СПД отдельного профессионала), которые
представляют собой интегральное, иерархическое,
биполярное психическое образование в
границах двух полюсов («субъективно удобных»
и «неудобных» условий и параметров деятельности).
В таблице 1 представлены стили профессиональной деятельности в зависимости от:
1) профессиональной успешности (Ус),
оцениваемой объективными
2) эффективности психологической адаптации (ЭΨ), определяемой отношением удовлетворенности компонентами профессиональной среды к уровню субъективной оценки факторов психосоматической дезадаптации;
3) коэффициента ценностных
В
таблице 1 знаком (+) обозначен высокий
уровень выраженности данного фактора,
знаком (-) – низкое его выраженность.
Приверженность
субъекта определенному стилю означает,
что он ориентируется на определенную
часть условий деятельности и
компонентов профессиональной среды,
достигая при этом приемлемого для
него результата.
Известно, что В.А. Толочек (2000 г.) в структурно-функциональной организации стиля выделяет три иерархических уровня пассивной и активной адаптации:
1) субъективно-удобные условия
2) структуру (определенным
3) тип организации деятельности.
Таблица 1. – Типология профессиональных стилей в зависимости от
успешности, эффективности адаптации и доминирующих ценностей
Шкалы | Профессиональный стиль и профессиональный характер | Шкалы | Профессиональный
стиль и профессиональный характер | ||||||
Т и п ы |
Ус | ЭΨ | КЦ | Т и п ы |
Ус | ЭΨ | КЦ | ||
1 | + | + | + | Профессионально-успешные
«идеалисты» (ориентирующиеся на
идеальные ценности) |
5 | – | + | + | Малорезультативные «самоактуализирующиеся идеалисты» («вещь в себе») |
2 | + | + | – | Профессионально-успешные «материалисты» | 6 | – | + | – | Ориентированные на удовольствия, а не на результат |
3 | + | – | + | Профессионально-успешные «изнуренные работой идеалисты» | 7 | – | – | + | Неуспешные «несчастные идеалисты» |
4 | + | – | – | Профессионально-успешные «выгорающие материалисты» | 8 | – | – | – | Неуспешные, дезадаптированные, недовольные жизнью работники |
Каждый
из этих уровней может быть развернут
через выражение составляющих общей
эффективности (ЭS) деятельности, представленное
нами ранее в виде формулы:
ЭS
= aЭ ЭЭ +aΨ ЭΨ+aс Эс +aк Эк
где
ЭЭ, ЭΨ, Эс, Эк – оценка экономической,
психологической, социальной и «клиенто-центрированной»
составляющих эффективности; aэ, aΨ, aс,
aк – весовые коэффициенты.
Выражение
16 возможных вариантов стилей в
зависимости от выбираемых приоритетов
составляющих эффективности деятельности,
выбираемых работниками, приведены
ниже в таблице 2. Отдельные составляющие
эффективности рассматриваются
нами как частные критерии профессиональной
адаптации (или дезадаптации) при проявлении
профессионализма человека.
Таблица 2. - Типология профессиональных стилей в зависимости от
составляющих эффективности профессиональной деятельности
Шкалы | Шкалы | ||||||||||
Т и п ы |
ЭЭ | ЭΨ | ЭС | ЭК | Профессиональный стиль | Т и п ы |
ЭЭ | ЭΨ | ЭС | ЭК | Профессиональ- ный стиль |
1 | + | + | + | + | «Успешный деятель» «признанный профессионал» | 9 | – | + | + | + | Хорош для всего, кроме дела |
2 | + | + | + | - | Ориентируется на успех и удовольствие «здесь и сейчас», а завтра – «хоть потоп» | 10 | – | + | + | – | Ориентируется на удовольствие от общение с коллегами, а клиенты для него – досадная помеха |
3 | + | + | – | + | Успешный «индивидуалист», неспособный к сотрудничеству | 11 | – | + | – | + | Индивидуалист, все свое внимание и силы отдающий клиентам, даже если это не дает результата сегодня и раздражает коллег |
4 | + | + | – | – | Ориентация на материальный успех при минимальных своих усилиях | 12 | – | + | – | – | Ориентация исключительно на удовольствия и минимизацию собственных усилий |
5 | + | – | + | + | Успешный, но «выгорающий» деятель | 13 | – | – | + | + | Все усилия – на общение с коллегами и клиентами, но эффект мал, а цена – велика |
6 | + | – | + | – | «Коллективист», ориентирующийся на успех сегодня ценой больших своих усилий | 14 | – | – | + | – | Все усилия затрачивает на адаптацию в коллективе, при общей низкой эффективности труда |
7 | + | – | – | + | Индивидуалист, ориентирован на долгосрочный успех; подвержен «сгоранию» | 15 | – | – | – | + | Дезадаптирован, пытается проявить себя в «заигрывании» с клиентами |
8 | + | – | – | – | Работник, ориентированный на получение материального успеха сегодня любой ценой | 16 | – | – | – | – | Работник, не адаптировавшийся в условиях данной профессиональной среды |
Снижение
того или иного частного показателя
эффективности свидетельствует
о двух обстоятельствах. С одной
стороны – о проявлении профессиональной
дезадаптациии человека, но лишь в рассматриваемом
аспекте. С другой стороны –о проявлении
индивидуального профессионального стиля,
характеризующего результат профессиональной
адаптации в целом.
Например,
при объективно низкой выработке (ЭЭ),
вызванной возрастным снижением
ПВК, свидетельствующей о операционально-функциональной
дезадаптации специалиста, человек может
демонстрировать высокие показатели социальной
(ЭС) или клиентоцентрированной (ЭК) составляющих,
вносящих в общий вклад в общую эффективность
предприятия, а значит, быть профессионально
адаптированным. Лишь в случае устойчиво
низкой эффективности по каждому из значимых
для данного предприятия показателей
следует говорить о неадаптированности
работника к деятельности и условиям профсреды.
Интерес
представляют и иные биполярные стили,
определяющиеся ведущей мотивацией. Первый
связан с ориентацией работника на выгоду
как «здесь и сейчас», так и в будущем при
высокой «цене» деятельности. Второй проявляется
в ориентации человека на субъективно-удобную
деятельность с выраженным стремлением
к минимизации внутренних затрат, а также
на благоприятную систему отношений в
коллективе. Каждый из этих стилей представлен
своей системой индивидуальных психологических
качеств, среди которых ведущее место
занимают отношения и ценности человека.
Нашей
целью было дать концептуальное видение
профессиональных стилей человека в
зависимости от его жизненных
и профессиональных приоритетов. Мы
не ставили своей задачей дать
подробное описание стилей и связанных
с ними профессиональных характеров.
В то же время, как показывает опыт исследований
различных профессиональных деятельностей
(управленцев, работников оптовой торговли
и частного медицинского учреждения, педагогов
школ) представленная типология стилей
соответствует реальности. Наполнение
предложенных профессиональных стилей
конкретным описанием рассматривается
нами как в качестве необходимой составляющей
психологического анализа индивидуальных
особенностей профессионализма.