Стороны общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 04:43, курсовая работа

Описание

Общение в наши дни стало предметом специального изучения в целой группе наук; для социально-психологической теории категория «общение» вообще является базовой.
Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. Исторический опыт и повседневная практика свидетельствуют о том, что полная изоляция человека от общества, изъятие его из общения с другими людьми приводит к полной утрате человеческой личности, ее социальных качеств и свойств. Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью.

Содержание

Введение………………………………………………………………….………..4
1. Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)...6
1.1 Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе……..6
1.2 Средства коммуникации. Речь……………….……………………….….9
1.3 Невербальная коммуникация…………………………………………...11
2. Общение, как взаимодействие (интерактивная сторона общения)……......12
2.1 Специфика обмена информацией в интерактивном процессе.........….12
2.2 Типы взаимодействия……………………..…...………………………...14
2.3 Взаимодействие, как организация совместной деятельности…………15
3. Общение, как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона
общения……..…………………………………………………………………….17
3.1 Понятие социальной перцепции……………………………..………….17
3.2 Механизмы взаимопонимания в процессе общения…………………...20
3.3 Содержание и эффекты межличностного восприятия…………………22
3.4 Межличностная аттракция……………………………………………….24
Заключение…………………………………………………………………..……26
Глоссарий……………………………………………………………….…………27
Список использованных источников…………………………………….………29
Приложение ………………………………

Работа состоит из  1 файл

Стороны общения.doc

— 186.00 Кб (Скачать документ)

      3.4 Межличностная аттракция.

      Особый круг проблем межличностного восприятия возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но формируют друг по отношению к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от неприятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Область исследований, связанных с выявлением механизмов образования различных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получила название исследования аттракции. Буквально аттракция — привлечение, но специфический оттенок в значении этого слова в русском языке не передает всего содержания понятия «аттракция». Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. Эту многозначность термина особенно важно подчеркнуть и иметь в виду, когда аттракция исследуется не сама по себе, а в контексте третьей, перцептивной, стороны общения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой — какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

      Включение аттракции в процесс межличностного восприятия с особой четкостью раскрывает ту характеристику человеческого общения, которая уже отмечалась выше, а именно тот факт, что общение всегда есть реализация определенных отношений (как общественных, так и межличностных). Аттракция связана преимущественно с этим вторым типом отношений, реализуемых в общении.

      Исследование аттракции в социальной психологии — сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д. До сих пор встречается точка зрения, что рассмотрение этих явлений наукой наталкивается на непреодолимые препятствия не только вследствие сложности изучаемых явлений, но и вследствие различных возникающих здесь этических затруднений.

      Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам. Эмпирические (в том числе экспериментальные) исследования главным образом и посвящены выяснению тех факторов, которые приводят к появлению положительных эмоциональных отношений между людьми. Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции, о роли «экологических» характеристик процесса общения (близость партнеров по общению, частота встреч и т.п.). Во многих работах выявлялась связь между аттракцией и особым типом взаимодействия, складывающимся между партнерами, например, в условиях «помогающего» поведения. Если весь процесс межличностной перцепции не может быть рассмотрен вне возникающего при этом определенного отношения, то процесс аттракции есть как раз возникновение положительного эмоционального отношения при восприятии другого человека. Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

       Исследование аттракции в контексте групповой деятельности открывает широкую перспективу для новой интерпретации функций аттракции, в частности функции эмоциональной регуляции межличностных отношений в группе.


      Заключение

      Анализ общения как сложного, многостороннего процесса по­казывает, что его конкретные формы могут быть весьма различны­ми. Вычленить «чистые» образцы (модели) общения, конечно, можно в ситуациях лабораторного эксперимента, особенно в та­ких простых случаях, когда оно имеет место между двумя людьми. Определенное значение таких исследований бесспорно, но также бесспорна и их ограниченность. Они вскрывают лишь механизм, т.е. форму, в которой организуется этот процесс. Вся традицион­ная социальная психология уделяла преимущественное внимание именно этому аспекту. Ее методические приемы, технические сред­ства анализа были подчинены этой задаче. Между тем содержа­тельные аспекты общения оставались по существу за бортом инте­реса исследователей. Механизм же работает весьма различно в за­висимости от того, с каким «материалом» имеет дело. Типы групп, в которые объединены люди и в которых совершаются процессы общения, настолько многообразны, что одни и те же формальные характеристики этих процессов приобретают совершенно различ­А значение. Кроме того, те два плана общения, которые были выделены в начале нашего анализа, специфически соотносятся в каждом отдельном случае. Для того чтобы понять, как личность включена в эти процессы, что она вносит в них, надо проследить, как конкретно раскрываются процессы общения в различных груп­пах, т.е. в условиях различной по содержанию деятельности. Прин­цип единства общения и деятельности требует логического пере­хода от общих характеристик процесса общения к изучению его в контексте конкретных групп.

29

 



Глоссарий

№ п/п

Новые понятия

Содержание

1.       

Общение 

сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

2.       

Интерактивная сторона

заключается в орга­низации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями

3.       

Интердикция

побужде­ние, не допускающее, наоборот, определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности

4.       

Проксемика

специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения

5.       

Эмпатия

есть аффективное «пониманием Эмоциональная ее природа проявля­ется как раз в том, что ситуация другого человека, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «почувствуется».

6.       

Идентификация

отождест­вление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого челове­А является уподобление себя ему.

7.       

Побуди­тельная

выражается в приказе, совете, просьбе. Она

№ п/п

Новые понятия

                                 Содержание

 

информация

рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стиму­ляция в свою очередь может быть различной.

8.       

Констатирующая информация

выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не пред­полагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому

9.       

Социальная перцепция

называется процесс воспри­ятия так называемых социальных объектов, под которыми подра­зумевались другие люди, социальные группы, большие социаль­ные общности.

10.  

Аттракция

это и процесс формирования привлекательности ка­кого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процес­А, т.е. некоторое качество отношения.


29

 



      Список использованных источников

1. Андриенко Е. В. Социальная психология: Учеб. Пособие для пед. Вузов (под редакцией В. А. Сластенина). М.: Академия, 2006. – 513 с.

2. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2006.

3. Вердербер Р., Вердербер К., Психология общения. М., Знание 2003. 318

4. Горянина В.А. Психология общения.- М., Наука 2002.- 416 c.

5. Лифарева Н.В . Психология личности. Киев, 2003.

6. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. Высш.учеб. заведение/В.С. Мухина. – 10-е изд., перераб. И доп.-М.:Издательский центр «Академия» 2007. – 608 с.

7. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: 1 книга. – 4-е изд. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 688 с

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: 2 книга. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 688 с

9. Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 2005.

10. Петровский А.В. Введение в психологию. М.: Издательский центр «Академия», 2003.

11. Психология личности. Учебное пособие / под. Ред.проф. П.Е. Ермакова, проф. В.А. Лабунской. – М.: Эмско, 2007. – 653 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

            Приложение

А

 

Б

 

 

 

29

 



Информация о работе Стороны общения