Стресс и его преодоление в конфликте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2012 в 08:26, реферат

Описание

Стресс — психофизиологическое состояние человека, возникающее в экстремальных для него ситуациях. Различают физиологический стресс и психологический. Последний бывает информационным и эмоциональным. Стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причиной конфликта.

Работа состоит из  1 файл

Стресс и его преодоление в конфликте.doc

— 89.50 Кб (Скачать документ)

     Федеральное агентство по образованию

     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

     «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

     Институт  налогов и налогового менеджмента 
 
 
 
 
 

     РЕФЕРАТ 

     по  дисциплине

     «Налоговая политика государства»

     на  тему:

     «Стресс и его преодоление в  конфликте» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Москва-2008

 

     Стресс — психофизиологическое состояние человека, возникающее  в экстремальных для него ситуациях. Различают физиологический стресс и психологический. Последний бывает информационным и эмоциональным. Стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причиной конфликта. Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт по сравнению с человеком, испытывающим комфортное психофизиологическое состояние. Болезнь, усталость, обида, высокая ответственность и т.п. обычно обостряют реакцию людей в том случае, если, находясь в стрессе, они попадают еще и в проблемные ситуации взаимодействия с окружающими. Стресс нередко бывает следствием и причиной внутриличностного конфликта. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса (дистресса) является важным условием профилактики социальных и внутриличностных конфликтов. 

     Психологические факторы нормализации стресса

     Психологический стресс — реакция человека на трудную для него Ситуацию. Но трудность — понятие субъективное. То, что трудно для одного человека, может быть легким для другого. Ситуация, трудная для меня сейчас, может стать обычной через минуту, достаточно изменить ее оценку, уровень притязаний, отношение к ней. Например, можно планировать на каждый рабочий день столько дел, что часто будешь находиться в стрессе из-за непосильности выполнения намеченных задач. Наполеоновские планы могут быть без напряжения выполнены только тем, кто обладает наполеоновскими же возможностями. Сократив план, можно сразу уменьшить стресс.

     Люди  часто сами создают себе трудности

     Какие психологические факторы можно  учесть, чтобы по возможности нормализовать  стресс, являющийся естественным следствием сегодняшней динамичной и сложной жизни? Охарактеризуем здесь лишь некоторые из факторов.

     1. Человек - существо социальное, поэтому  ему в течение всей жизни  свойственно соревноваться с  окружающими. Начиная уже с  младенческого возраста он оценивает свое положение, свою жизнь, сравнивая ее с положением и жизнью других людей. Но свою естественную потребность в развитии, в самооценке можно удовлетворять и другим способом. Можно соревноваться с самим собой. Например, в течение 1997 г. человек два раза болел ангиной и один раз гриппом. В 1998 г. он начал вести более здоровый образ жизни и в результате не болел ни разу. Однако в 1998 г. его бывший подчиненный стал его начальником, знакомые купили квартиру и иномарку, другие знакомые нашли очень хорошую работу во Франции и уехали туда. Если 30 декабря 1998 г. подводя итоги, оценивать свои успехи, сравнивая их с успехами знакомых, то год можно считать однозначно неудачным. Если оценивать результаты 1998 г., сравнивая их с тем, что было достигнуто в 1997 г., то нельзя не отметить несомненное улучшение своей жизни.

     'Соревнование  с окружающими гораздо чаще  вызывает стресс, чем соревнование  с самим собой. Мы не знаем  возможностей окружающих, а они  могут быть гораздо выше наших  возможностей.

     2. Каждый человек по-разному оценивает свои возможности по управлению собственной жизнью. Один считает, что именно от негр зависит 90% того, что с ним происходит. Другой полагает, что очень многое зависит от судьбы, конкретных обстоятельств и других объективных факторов, сам он контролирует свою жизнь только на 30%. Кто из этих двух человек при прочих равных условиях чаще испытывает стресс? Скорее всего тот, кто полагает, что практически полностью определяет свою жизнь независимо от внешних обстоятельств. Ведь ответственность за все неудачи, которые с ним, как и с любым человеком, происходят, он возлагает в основном на себя и переживает это.

     Высокое чувство ответственности — положительное  качество человека. Суперответственность часто приводит к внутриличностным конфликтам и стрессу. «Все будет так .как надо, даже если будет по-другому», — сказал мудрый человек. Если невеста уходит к другому, то неизвестно кому повезло. Такую жеоценку можно дать и уходу жениха. Нет ничего абсолютно хорошего, также как нет ничего абсолютно плохого.

     3. Информационные перегрузки - типичная  причина стресса, возможных на  этой почве внутриличностных  и межличностных конфликтов. Если  мы стали раздражительны, часто  испытываем стресс, нас мучает  бессонница, то необходимо оценить  объем и значимость информации, которую еженедельно перерабатывает наш мозг. Если ребенок ходит в музыкальную школу, занимается с репетитором английским, посещает секцию каратэ, учится в школе на «отлично», то не нужно долго задумываться над тем, почему он стал капризным. Немотивированные регулярные капризы могут быть следствием информационной перегруженности ребенка. Сократите объем информации, которую он вынужден еженедельно перерабатывать, и он снова станет спокойным и жизнерадостным.

     4. Важнейшей личностной характеристикой человека является уровень его притязаний. Один обязательно хочет стать президентом, миллионером, войти в Историю. Другой будет доволен и счастлив, если удастся стать мастером в цехе, зарабатывать на сносную жизнь, получить какое-то жилье, дать образование детям. Если человек легко достигает значительных успехов в одной или даже нескольких сферах жизнедеятельности, то он может продолжать ставить перед собой трудные задачи и без особого перенапряжения решать их. Если же человек часто попадает в стрессовое состояние, то необходимо оценить уровень своих притязаний и имеющиеся возможности по достижению поставленных целей. Чем выше уровень притязаний, тем чаще может возникать стресс, который является реакцией, мобилизующей человека на  преодоление трудностей.

     5. Суждение о том, что жизнь  может быть хорошей, а может  быть и плохой, кажется бесспорным. Конфликтное поведение человека  является его ответом на ситуацию, которую он оценивает как угрожающую  его интересам. Однако в философском  смысле сама по себе жизнь ни хороша, ни плоха. Она объективна. Хорошей или плохой жизнь во многом делает наше восприятие ее. Если у нас сильно болит зуб, то все окружающее воспринимается в черном цвете, и мы чувствуем себя несчастными. Стоит вылечить зуб, и восприятие окружающего мира может измениться на противоположное. Но ведь в окружающем мире не произошло никаких перемен. Изменился не мир, а наше восприятие его.

     6·  Человек обычно всегда оценивает  свои поступки. Он оценивает их, опираясь на собственные критерии, но также учитывает мнение окружающих. Оценка окружающих может быть основной оценкой. Рассогласование самооценки и оценки того же поступка со стороны окружающих может привести к внутриличностному конфликту и стрессу. Для предупреждения стресса и конфликтов, вызванных противоречием между внутренней оценкой человеком своих поступков и внешней оценкой их со стороны окружающих, необходимо выполнение двух условий. Во-первых, важно постоянно заниматься самосовершенствованием. Необходимо добросовестно исполнять свои должностные обязанности, не наносить ущерба окружающим, быть порядочным и культурным человеком. Во-вторых, желательно постепенно уменьшать свою зависимость от внешних оценок, избавляться от потребности во внешнем одобрении. Если человек обладает высокой нравственностью, является профессионалом, тружеником, то он не должен зависеть от того, кто и что о нем говорит или думает. Он должен ориентироваться в основном на внутреннюю оценку своих поступков.

     7. Степень удовлетворенности своей  жизнью оказывает заметное влияние  на психику человека. Чем более человек доволен своей жизнью, тем реже он испытывает стресс. Но удовлетворенность жизнью формируется на основе субъективных критериев. Человек оценивает свою жизнь, сравнивая ее с жизнью других людей. Он, обычно неосознанно, чаще замечает в жизни других людей выигрышные стороны и не видит, не думает о тех проблемах и бедах, с которыми внешне легко и беззаботно живущие люди нередко сталкиваются. Отчасти это объясняется тем, что люди стараются демонстрировать окружающим свои достижения и скрывать от них свои проблемы и неудачи Кроме того, человек несколько чаще оценивает свою жизнь, сравнивая ее с жизнью тех, кто, по его мнению, живет лучше Если мы попали в стрессовую ситуацию и нам необходимо взять себя в руки, успокоиться, то необходимо подумать о положении тех, кто находится в еще более худших условиях. По данным ООН, на планете более 300 миллионов людей живут впроголодь, десятки миллионов употребляют наркотики, более 100 миллионов тяжело больны. В 1998 г. сотни тысяч покончили жизнь самоубийством и т.д.

     Таким Образом, уменьшив объем и значимость перерабатываемой информации, изменив  стратегию жизни и отношение  к ней, можно нормализовать стресс, естественно возникающий как  следствие современной российской жизни. 

     Расширение  границ мировосприятия как условие нормализации стресса

     Пространственные, временные, вероятностные границы  мировосприятия у каждого человека индивидуальны. Они оказывают заметное влияние не только на стресс и конфликтность  человека, но и на формирование принципов  жизни, удовлетворенность ею, понимание смысла бытия и своего места в нем.

     Человек может ограничивать свое мировосприятие пространственными рамками различных  масштабов. Жизнь маленького ребенка  или тяжело больного человека в основном протекает в границах квартиры. Однако можно представлять свою жизнь в масштабах всего многоквартирного дома, в котором мы живем. Можно оценивать жизнь шире и видеть себя в масштабах родного города, села, региона, России. Но можно увидеть себя со своими проблемами и в масштабах Земли, всей Солнечной системы, нашей Галактики и даже Вселенной (рис.35.1).

     

     Рис. 35.1. Возможные пространственные границы мировосприятия человека

     Жизнь животного ограничена рамками того пространства, которое оно непосредственно  воспринимает. Чем более образован, масштабен человек, тем шире границы того бытия, в котором он оценивает свои место и роль.

     Чем шире пространственные границы мировосприятия человека, тем реже он испытывает стресс и идет на конфликты. Желательно ежедневно по 3—5 минут утром наблюдать Солнце, вечером Луну, планеты, звезды, стараясь наглядно представить расстояние до них. Во время этих наблюдений необходимо мысленно путешествовать по своему городу, району, России, Земле, Солнечной системе, Галактике. Через три месяца таких упражнений не только нормализуется стресс, но потеряют свою остроту многие межличностные и внутриличностные конфликты. Через шесть месяцев по-иному будет оцениваться сам смысл жизни.

     Восприятие  жизни имеет не только пространственные, но и временные границы. Животное, маленький ребенок живут в основном в границах актуально существующей ситуации. Они не прогнозируют будущее, мало что помнят из прошлого. Но можно с различной степенью подробностей помнить или знать, что было один год, пять лет, десять лет назад. Можно знать историю цивилизации за последние 1000—7000 лет, помнить о том, что первый человек появился примерно 0,5—1 млн. лет назад, крокодилы существуют на Земле более 200 млн. лет, акулы — около 350 млн. лет, а жизнь вообще — около 5 млрд. лет.

     Расширить временные границы  мировосприятия необходимо не только путем знания прошлого, но и прогнозирования будущего. Вероятностная оценка будущего несравненно сложнее, чем знание прошлого. Тем не менее есть люди, которые живут одним днем. у других глубина прогноза будущего составляет неделю, у третьих — месяц, у четвертых — год, у пятых — десять лет, у шестых прогнозируется вся своя жизнь, у седьмых есть ориентировочные планы всей жизни своих детей. Очень немногие люди интересуются и как-то прогнозируют развитие жизни на Земле в ближайшие 100—200 лет.

     Если  человек живет в границах сегодняшнего дня, то у него одна частота и интенсивность стресса и конфликтов. Если границы его мировоззрения включают 5 млрд. лет прошлого или 100—200 лет будущего, то и стресс, и конфликты у него другие (рис. 35.2).

     Вероятностные границы мировосприятия определяются масштабами разнообразия явлений, процессов, событий, ситуаций, с которыми, как предполагает человек, он может столкнуться в своей жизни. На эти границы большое влияние оказывает богатство жизненного опыта, образованность, культура человека. Вероятностные границы восприятия природных явлений у путешественника в десятки и даже сотни раз шире, чем у человека, не выезжавшего из своего села или города.

Информация о работе Стресс и его преодоление в конфликте