Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 00:19, реферат
Самые первые представления о сознании возникли в древности. Самонаблюдение привело людей к заключению, что в их головах происходят процессы, отличные от процессов в окружающей природе (могут возникать фантазии, представления о предметах, которых мы сейчас не наблюдаем, во сне человек может увидеть то, что вообще никогда не видел, и т. д.). Тогда же появилось представление о «душе» и были поставлены вопросы: что представляет собой «душа»? как она соотносится с предметным миром? С тех пор вокруг сознания ведутся споры о его сущности, возможности и путях познания.
Сознание как система
Сознательное и бессознательное, их соотношение
Сознание и самосознание
Функции сознания
Список использованной литературы
Психическое отражение является более высокой формой биологического отражения, способствующей более совершенной регуляции жизнедеятельности организмов и их приспособлению к изменяющимся внешним условиям в ходе длительного эволюционного развития. Однако это еще не есть сознание.
Новый качественный скачок в развитии психических форм отражения, а именно, появление сознания, связан с процессом становления homo sapiens ("человека разумного") и обусловлен, прежде всего, его трудовой деятельностью. Эволюция анатомии и физиологии обезьян явилась лишь предпосылкой возникновения человека, определяющим же условием данного процесса оказался труд, природа которого носит сугубо общественный характер. Труд в его развитой форме присущ только человеку, поскольку содержит в себе целенаправленную сознательную деятельность, ориентированную на изменение действительности. Животные, использующие подсобные средства (камни, палки и др.), действуют инстинктивно, на основе условных и безусловных рефлексов и никогда не изготавливают специальных орудий труда, не заготавливают их впрок, не совершенствуют.
Сознание тесно связано с языком — наиболее эффективным способом передачи социальной информации. Язык участвует в осуществлении практически всех высших психических функций. Для него характерны такие функции, как экспрессивная (посредством языка человек выражает мысли); когнитивная (он служит важнейшим средством познания); коммуникативная, состоящая в осуществлении общения между людьми, и кумулятивная (обеспечивающая накопление и сохранение знаний).
Расширение потребностей человека в общении и познании приводит к тому, что он, не удовлетворяясь естественными языками, складывающимися в основном стихийно, создает так называемые "искусственные" языки (язык формул и графиков, "машинный" язык).
Таким образом, труд и язык оказываются мощными социальными факторами, стимулирующими процесс развития сознания. Сознание человека изначально социально обусловлено, и это проявляется не только в его происхождении, но и в повседневной жизни, ибо вне социальной среды оно не может нормально функционировать. Известны примеры, когда дети, оказавшись в младенческом возрасте на длительное время вырванными из социальной среды (например, будучи заключенными в темницу или попав в звериное логово), навсегда останавливались в своем умственном развитии и не могли стать полноценными людьми.
сознание функция познание действительность
2. Сознательное и бессознательное, их соотношение
Если при решении ряда мировоззренческих вопросов (прежде всего основного вопроса философии) допустимо рассматривать сознание как нечто целостное и однородное, то при специальном анализе проблемы сознания необходимо учитывать его структуру. Начиная с немецкой классической философии, сложилась тенденция оценивать проявления духовной деятельности более дифференцированно. Эта тенденция получила еще большее развитие в настоящее время: было установлено, что сознание по своей структуре — многоярусное и разнополюсное образование. Следует также учитывать связь сознания с соответствующим материальным субстратом.
Структура и свойства сознания в существенной степени предопределены структурой мозга. Отдельным проявлениям психонервной деятельности соответствуют определенные участки головного мозга. Наблюдается определенная локализация психических функций. И поэтому, например, повреждение мозжечка ведет к нарушению координации движений, а хирургическое удаление затылочных долей, в которых находится корковый конец зрительного анализатора, — к утрате зрительной функции. Однако локализация психических функций не является абсолютной и утрачиваемую функцию частично берут на себя соседние участки.
Особенно большое значение для понимания структуры мозга имеет одно из крупнейших открытий XX в. — обнаруженная американским ученым Р. Сперри функциональная асимметрия левого и правого полушарий головного мозга (Нобелевская премия 1981 г.). Выяснилось, что левое полушарие (у правшей) управляет речью, счетом, письмом, логическими рассуждениями, т.е. вербально-понятийным мышлением. Правое же полушарие отвечает за музыкальный слух, зрительные образы, эмоции, формирование целостного представления об объекте. Нормальное функционирование сознания требует взаимосогласованного участия обоих полушарий.
Пожалуй, наиболее сложным является вопрос об уровнях сознания (точнее, человеческой психики). Сейчас уже не вызывает сомнений то, что лишь сравнительно небольшая часть психической деятельности осознается (контролируется) субъектом, остальная же часть (подобно подводной части айсберга) остается неосознанной. Установление этого факта бесспорно является научной заслугой известного австрийского психолога и психиатра З.Фрейда (хотя понятие бессознательного использовалось и до него, но относилось к миру низкоорганизованных форм, т.е. к неживой и живой природе), который парадоксальным образом применил это понятие к человеческой психике и сознанию, причем произвел ряд неоправданных упрощений, о чем будет сказано ниже.
Исходя из фрейдистских представлений и с учетом достижений современной науки, выделяют четыре уровня психической деятельности человека.
Самый верхний этаж сознания — первый уровень — занимает надсознателъное, или "Сверх-Я" (super-ego). "Сверх-Я" является как бы высшим существом в человеке. Это внутренне усвоенные индивидом социально значимые нормы и заповеди, социальные запреты (табу) власти родителей и авторитетов.
Второй уровень (наиболее четко выраженный в понятийном мышлении) составляет сознательное, т.е. та часть психической деятельности индивида, которая непосредственно открыта для него и в общем вполне контролируется им. Ему принадлежит решающая роль в отражении как явлений внешнего мира, так и внутреннего состояния человека и регуляции на этой основе его поведения.
Третий уровень представляет собой подсознательное, т.е. тот слой психической деятельности, который в данный конкретный момент не может появиться в поле сознания индивида (забытые переживания, мысли, тревоги и другие состояния). Однако такого рода сведения или воспоминания могут самопроизвольно всплывать в сознании.
К четвертому уровню относится бессознательное— особый пласт психики, включающий такие феномены, структуры и механизмы, которые никогда не появляются в поле сознания — ни по воле субъекта, ни спонтанно. Среди них есть неявные знания, а также такие импульсы или переживания, которые систематически подавляются, угнетаются сознанием и всем образом жизни, однако время от времени берут реванш. Сам 3. Фрейд сводил бессознательное, а также подсознательное почти исключительно к половому влечению. Бессознательное он считал центральным компонентом человеческой психики, наиболее полно выражающим ее сущность. Впоследствии фрейдизм придал бессознательному более широкий, универсальный смысл, трактуя, правда, его несколько иначе.
Так, А. Адлер, австрийский врач-психиатр и психолог, полагал, что сознательные и бессознательные процессы не находятся в противоречии, а образуют два взаимодополняющих компонента, служащие единой цели. Крупный вклад в понимание структуры психики был сделан швейцарским психологом, философом-идеалистом К. Юнгом. Для него бессознательное не было психобиологической свалкой отторгнутых инстинктов, вытесненных воспоминаний и конгломератов табу (запретов). Он считал бессознательное творческим, разумным началом, связывающим индивида со всем человечеством, с природой и космосом. Согласно Юнгу, наряду с индивидуальным бессознательным существует коллективное бессознательное, присущее определенным сообществам. Мифологию или религию, по его мнению, также можно рассматривать как уникальный источник информации о коллективных аспектах бессознательного.
О сложности отношений сознательного и бессознательного может свидетельствовать следующее высказывание Зигмунда Фрейда: «Даже часть Я (один бог ведает, насколько важная часть Я может быть бессознательной), без всякого сомнения, бессознательна».
Какими различными ни казались бы сознательное и бессознательное, их ни в коем случае нельзя отделять друг от друга. Их можно рассматривать только как единое целое, как сказал об этом Зигмунд Фрейд: "У нас нет и не может быть никакого представления о форме существования бессознательного, о том, каким оно является само по себе, независимо от сознания".
3. Сознание и самосознание
Важнейшее свойство сознания (особенно удивительное и загадочное, если рассматривать его с точки зрения внешнего наблюдателя) — идеальность. Представим себе, что мы посетили художественную выставку и несколько полотен произвели особенное впечатление. Может возникнуть вопрос: каким же образом содержание этих картин запечатлелось у нас в мозгу? Очевидно, только таким, в соответствии с которым наши мысленные отражения не являются буквальными копиями предметов. У сознания нет ни одного материального свойства — ни цвета, ни запаха, ни объема и т.д. Это необычная особенность сознания и заставляла некоторых философов либо сомневаться в его существовании вообще, либо рассматривать его по аналогии с деятельностью других органов человека, как это и делали вульгарные материалисты. Итак, прямое отождествление идеального с материальными нервно-физиологическими структурами мозга и их отправлениями ошибочно. Идеальное ни в коем случае не сводимо к состоянию той материи, которая находится в черепной коробке индивида, т.е. мозга. Мыслит не мозг как таковой, а человек, обладающий мозгом, притом человек как компонент определенной природной или социальной системы, носитель культуры. Вызывает возражение и резкое противопоставление идеальных образов действительному миру, наделение первых реальным существованием (в духе Платона). Нет совершенно самостоятельного мира идеальных образов, которые существовали бы наряду с предметами материального мира и независимо от них.
Другая характерная особенность сознания — интенциональностъ, т.е. соотнесенность результатов психического отражения с окружающим миром. Когда в голове человека возникает образ дерева, то он соотносит его с реальным предметом. Аналогичным образом он поступает и тогда, когда образ возникает вследствие прошлых представлений как их комбинация и пр. В этом случае он также склонен выносить вовне результаты умственной деятельности, относиться к ним так, как если бы они происходили на самом деле (фехтовальщик, наносящий удары воображаемому противнику; артист, репетирующий роль, и т.д.). Понятно, что это имеет большое значение для анализа и планирования деятельности, хотя здесь и заключены возможности патологического сознания (иллюзии, галлюцинации и т.д.).
Неотъемлемым признаком и необходимым компонентом нормального сознания является самосознание, т.е. осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности. Такое отношение к себе и к окружающему составляет характерную особенность именно человека как мыслящего существа. Животные не выделяют себя из окружающей среды. Человек же выделяет, определяя при этом свое место в ряду природных и общественных явлений. Такое соотнесение предполагает формирование адекватного образа самого себя, употребление особых словесных обозначений (понятия "Я", а также различных самоназваний), признаваемых также и другими субъектами.
В психологии данное явление характеризуется в основном как самочувствие, суть которого состоит в элементарном осознании своего тела и его сопряженности с миром окружающих вещей и людей. Уже простое восприятие предметов, существующих вне данного человека и не зависящих от его сознания, предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания (характерный пример — осознание ребенком по мере его развития органов собственного тела).
Более высокий уровень самосознания связан с отнесением человеком самого себя к определенному человеческому сообществу или определенной культуре. В этом смысле самосознание свойственно также определенной социальной группе, нации, классу, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, общих для всех интересов и идеалов.
Являясь показателем самостоятельности (суверенности) субъекта, самосознание неизбежно выводит на моральные, юридические или политические критерии оценки деятельности, в роли которых выступают понятия совести, ответственности, дееспособности. Оно предполагает сопоставление себя с определенным, принятым данным человеком идеалом и согласование собственного поведения со взглядами других людей, возникновение чувства удовлетворенности или неудовлетворенности собой.
Понятно, что самосознание качественно изменяется по мере познания человеком внешнего мира и других людей. Нужен огромный опыт, чтобы человек научился смотреть на себя как бы "со стороны", глазами других людей, познавая себя как "другого". (В связи с этим заслуживает внимания опыт изучения философии в других странах, особенно во Франции, где в вузовских учебниках по философии выделяют специальные главы "Другой" или "Познание другого"). При этом человек не только себя воспринимает по аналогии с другим, но и другого — по аналогии с собой.
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.
4. Функции сознания
Функции сознания — это такие его свойства, которые делают сознание орудием, инструментом познания, общения, практического действия. Орудие есть средство для действия.
Первой функцией сознания является познавательная, или отражательная функция, т. е. получение знаний о действительности, окружающей человека, и о нем самом. Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственного, образного познания и восходит к абстрактному мышлению. На этапе чувственного (эмпирического) познания накапливается разнообразный фактический материал, который потом обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая, таким образом в суть наиболее сложных явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчинены. Эта функция является всеохватывающей, из нее происходят все другие. Познавательная функция носит не пассивный, а активный, эвристический характер, т. е. сознание имеет свойство опережающего отражения действительности.
Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Суть ее в том, что в памяти человека «оседают», накапливаются знания, полученные не только из непосредственного, личного опыта, но и от современников или предшествующих поколений людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воссоздаются и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ему принять оптимальное решение.
Следующая функция — аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, является формой объективного отражения, формой познания действительности, независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью сознания как познавательной деятельности становится получение знаний, объективной истины. С другой стороны, сознание включает в себя проявление субъективного отношения к действительности, ее оценку, осознание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение сущего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям, смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует в основном только ясного выражения знания, соблюдения логических схем, оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личных усилий, собственных раздумий и переживания истины.