Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 09:07, реферат
При изучении социального поведения личности социологам приходится сталкиваться с рядом сложных теоретических проблем, без решения которых невозможно построить концепцию личности, отвечающую научным критериям и потребностям современной практики. К числу таких проблем относится социальная структура личности.
Структура любых сложных явлений, а к ним, безусловно, относится человеческая личность, представляет собой совокупность, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов.
последнюю можно рассматривать
как функцию социального
Однако. «Социальная роль» личности в единстве с ее «социальным
положением» с наибольшей полнотой и объемностью выражает понятие
«социальный статус личности». Оно удачно объединяет в себе и функциональную
и оценочную стороны, показывает: что личность может делать, что она делает,
каковы результаты ее действий, и как они оцениваются другими людьми,
обществом.
Социальный статус - это соотносительное положение (позиция) индивида
или группы в социальной системе. В зависимости от того, занимает ли человек
данную позицию благодаря
или благодаря собственным усилиям (образование, заслуги), различаются
соответственно, «предписанный» и «достигаемый» статусы.
Понятие социального статуса характеризует место личности в системе
общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и, наконец,
оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в
определенных количественных и качественных показателях (заработная плата,
премии, награды, звания, привилегии), а также самооценку.
Социальный статус
в значении нормы и
большими потенциальными возможностями при решении задач социализации
личности, поскольку ориентация на достижение более высокого социального
статуса стимулирует социальную активность. Если собственный социальный
статус понимается человеком неверно, то он ориентируется на чужие образцы
поведения. В этой связи можно рассмотреть две крайности в оценке личностью
своего социального статуса. Низкая статусная самооценка связана со слабой
сопротивляемостью внешнему влиянию. Такие люди не уверены в себе, чаще
подвержены пессимистическим настроениям. Высокая самооценка чаще связана с
активностью, предприимчивостью, уверенностью в своих силах, жизненным
оптимизмом. Исходя из этого, есть смысл ввести понятие статусной
самооценки, как сущностной черты личности, несводимой к отдельным функциям
и действиям человека.
Социально определенная деятельность человека; занимаемые им социальные
статусы и осуществляемые социальные роли; ожидания и отношения статусов и
ролей, норм и ценностей, которыми он руководствуется в процессе своей
деятельности; система законов, которые он использует; совокупность знаний,
позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно
ориентироваться в окружающем мире; уровень образования и специальной
подготовки; социально-психологические особенности, активность и степень
самостоятельности в принятии решения - все это образует социальные качества
личности.
Поведенческая теория личности
Поведение человека составляет совокупность поступков и других
социальных действий личности, имеющих мотивы; реакция на ее социальный
статус. Своеобразие поведения человека зависит от характера его
взаимоотношений с социальной общностью, которой он принадлежит.
Неотъемлемый элемент
Социальную деятельность составляет система проявления поведения
личности, в пределах которой осуществляется целесообразное изменение и
преобразование его социальной сферы.
Личность предпринимает социальные действия тогда, когда нарушается
равновесие между потребителями и социальной средой. Конечно же,
определением социальной деятельности и социального поведения личности
выступают объективные условия ее жизни, порождающие у человека объективные
потребности и интересы.
Потребности выражают зависимость человека от внешнего мира, от
социальной среды. Выделяют 2 вида потребностей: естественные и социальные.
1) Естественные - это нужды человека как биологического существа
(потребность в одежде, питье, еде и т.д.).
2) Социальные - это продукты общественной жизни уровня развития личности
(потребности в .духовной культуре, общении, трудовой деятельности и
т.д.).
Потребности характеризуют условия жизнедеятельности
Неудовлетворенность условиями жизни определяет деятельность человека,
который стремится изменить условия жизни, используя имеющиеся у него
возможности. Здесь проявляется и интерес личности, который складывается из
следующих элементов:
1. положение человека в обществе;
2. содержательная характеристика его зависимости от деятельности других
людей,
3. пути и способы использования сложившихся социальных отношений
(институтов) для удовлетворения возникших потребностей.
Интерес реализуется вследствие осознания личностью своих потребностей
и возможных путей их удовлетворения в соответствии с положением личности в
обществе. Потребности и интересы личности выступают объективной основой ее
деятельности и поведения. Для того чтобы человек предпринял конкретные
действия, он должен осознать потребности и интересы, сделав их внутренними
побудительными мотивами. Однако осознание потребностей и интересов
личностью никогда не бывает абсолютно адекватным их объективному
содержанию.
Мотивы - это конкретные внутренние побудители к действию, которые
непосредственно, ситуационно определяют поведение людей. Мотивы - отражения
в сознании людей их объективных благ и желаний, условий деятельности,
внутренние побуждения активности индивидов. Они отличаются от внешних
побуждений - стимулов, являющихся результатом воздействия на человека
внешних объективных условий. Стимул может превратиться в мотив деятельности
человека, если станет субъективно значимым для нее. Мотивы бывают
материальные и духовные, а также в зависимости от значимости - доминирующие
и фоновые. Наиболее распространенными мотивами являются материальная
заинтересованность, желание сделать карьеру, стремление самореализовать
себя в творчестве, чувство долга, боязнь наказания и т.д.
Мотивы обуславливают выработку человеком целей деятельности, в
результате чего осуществляется переход интересов через деятельность,
опирающуюся на ценностные ориентации. Это понятие ввели в 20-е годы У.
Томас (американский социолог), и Ф. Знанецкий (польский социолог).
Ценностные ориентации выступают социальными установками личности,
регулируют ее поведение. Они отражают фундаментальные интересы личности и
определяют стратегическую направленность ее деятельности. Они проявляются
как жизненная позиция индивида, его мировоззрение, нравственные принципы.
Целостные ориентации формируются при усвоении индивидом социального опыта,
освоении им общественных, политических, нравственных, эстетических идеалов
и непреложных нормативных требований, предъявляемых к нему как члену
социальной общности.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека. // Психология личности. Т.2. Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "БАХРАХ", 1999, -с.7-94
2. Ананьев
Б.Г. Структура личности. // Психология
личности в трудах
3. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982.
4. Малышев А.А. Психология личности и малой группы: Учебно-методическое пособие. -Ужгород: Инпроф ЛТД, 1977, -447с.
5. Мейли
Р. Факторный анализ личности
// Психология индивидуальных