Автор работы: m************@yandex.ru, 28 Ноября 2011 в 18:07, курсовая работа
В настоящее время в нашей стране, в связи с изменениями в общественном сознании, вырос интерес к различным формам отклоняющегося поведения и одиночества среди детей и подростков. Общесистемный кризис приводит к постоянному увеличению группы риска, вследствие чего возрастает вероятность различных проявлений девиантного поведения и одиночества и расширяется социально дезадаптированный слой населения, среди которого дети и подростки, отягощенные проблемами отчужденности и одиночества.
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы субъективного ощущения одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением
1.1 Проблема девиантности и ее решение в социально-психологической литературе
Попытки объяснить отклонения
Функции девиации
Теория аномии
Теория культурного переноса
Теория конфликта
Теория стигматизации
Девиантные явления в жизни подростка
1.2 Одиночество как социально-психологическое явление
Понятие социометрического статуса
Выводы
Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного ощущения одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением
2.1 Организация исследования
Описание и анализ результатов исследования
Выводы
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Курсовая работа: Субъективное ощущение одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением
ФИЛИАЛ РОССИЙСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА
В Г. МИНСКЕ
Специальность "Психология" Заочное
отделение Курсовая работа СУБЪЕКТИВНОЕ
ОЩУЩЕНИЕ ОДИНОЧЕСТВА
ВО ВЗАИМОСВЯЗИ С
СОЦИОМЕТРИЧЕСКИМ СТАТУСОМ
ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ
ПОВЕДЕНИЕМ Оглавление Введение Глава 1. Теоретический анализ проблемы субъективного ощущения одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением 1.1
Проблема девиантности и ее
решение в социально- Попытки объяснить отклонения Функции девиации Теория аномии Теория культурного переноса Теория конфликта Теория стигматизации Девиантные явления в жизни подростка 1.2
Одиночество как социально- Понятие социометрического статуса Выводы Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного ощущения одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением 2.1 Организация исследования Описание и анализ результатов исследования Выводы Заключение Список использованной литературы Приложения Введение В
настоящее время в нашей Несомненно,
проблема девиантности и одиночества
носит междисциплинарный В нашем исследовании мы попробуем проследить ответить на вопрос: взаимосвязаны ли субъективное ощущение одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Актуальность темы исследования. Представляется актуальным анализ социально-психологических условий, обусловливающих генезис девиантного поведения, с целью дальнейшего методического решения задач его превенции и профилактики. Между тем проблема взаимосвязи девиантного поведения подростков (социально-психологический фактор) и одиночества (индивидуально-личностный фактор) в психологической научной литературе не исследована. Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования. Цель исследования - изучение взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением. Исходя из цели курсовой работы, были сформулированы следующие задачи: Задачи: 1.
Осуществить теоретический 2.
Определить личностные 3.
Провести исследование Объект исследования - субъективное состояние одиночества и социометрический статус в подростковом возрасте. Предмет исследования - взаимосвязь субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением. Гипотеза исследования - существует взаимосвязь между субъективным состоянием одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением. Методологическая основа исследования составили: теория культурного переноса (Социологи Г. Тард, Эдвин Г. Сазерленд). Теория конфликта и теория стигматизации (Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай). Психологические представления об одиночестве: Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман). Человеко-центрированный подход (К. Роджерс). Методы исследования: на теоретическом уровне применялись следующие методы: анализ психологической литературы, обобщение, сравнение. На эмпирическом уровне - метод Социометрического исследования и методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Обработка данных производилась статистическим методом ранговой корреляции Спирмена. Практическое значение работы состоит в том, что результаты теоретического исследования могут быть использованы при профилактике девиантного поведения подростков. Экспериментальная база исследования: СШ № 33, объем выборки составил 31 человек. Структура
и объем курсовой
работы. Основными структурными элементами
работы являются: введение, общая характеристика
работы, глава 1 теоретическая, глава 2
эмпирическая, заключение, список использованных
источников, приложения. Глава 1. Теоретический анализ проблемы субъективного ощущения одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением 1.1 Проблема девиантности и ее решение в социально-психологической литературе Девиацию
(отклонение) можно определить как
несоответствие имеющейся норме
или набору норм, принятых значительной
частью людей в группе или обществе.
Ни в одном обществе невозможно провести
линию и просто разделить всех
на тех, кто отклоняется от норм,
и тех, кто им следует. Большинству
из нас случалось нарушать общепринятые
правила поведения. Многие совершали
мелкие кряжи, например, брали что-либо
в магазине, не заплатив, или уносили
с работы разные мелочи - вроде фирменной
почтовой бумаги - для личного использования.
Большая вдеть людей курила марихуану,
употребляла в Девиация
- это отклонение от нормы, рассматриваемое
большей частью членов общества как
предосудительное и недопустимое. Обычно
мы оцениваем поведение как О девиации нельзя сказать, что она внутренне присуща определенным формам поведения; скорее это оценочное определение, налагаемое на конкретные модели поведения различными социальными группами. В повседневной жизни человек составляет суждения о желательности (или нежелательности) того или иного стиля поведения; общество переводит такие суждения в положительные (или отрицательные) последствия для тех, кто следует (или не следует) подобным моделям поведения. В этом смысле можно сказать, что девиация есть то, что общество считает отклонением. Попытаемся прояснить эту идею на основе рассмотрения ряда важных характеристик девиации. Относительность
девиации. Сравнение разных культур
показывает, что одни и те же действия
одобряемы в одних обществах
и недопустимы в других. Определение
поведения как девиантного Попытки объяснить отклонения Природа
и содержание девиантного поведения
широко варьируются по мере перехода
от прошлого к настоящему и от одного
общества к другому. Мы должны попытаться
найти этому объяснение. В последующих
разделах мы обсудим несколько основных
теорий девиации, при этом особое внимание
будет уделено теории преступлений.
Ни одна из теорий не дает исчерпывающего
объяснения преступлению, не говоря уже
об отклонении. Однако они пересекаются
в понимании некоторых Функции девиации Девиантное
поведение может также Таким образом, девиация зачастую служит толчком для признания необходимости внесения изменений в социальную систему. Можно сказать, что это призыв к пересмотру старых норм и одновременно новая модель [4, с.212]. Итак, мы еще раз убедились в том, что отклонение от нормы не является свойством, внутренне присущим человеческому поведению, но свойством, обусловленным социальными определениями. Рассмотрим четыре наиболее распространенных социологических подхода к проблеме девиации: теорию аномии, теорию культурного переноса, теорию конфликта и теорию стигматизации. Теория аномии Э.
Дюркгейм утверждал, что девиация играет
функциональную роль в обществе, поскольку
девиация и наказание девианта способствуют
осознанию границ того, что считается
допустимым поведением, и выполняют
роль факторов, побуждающих людей
подтвердить свою приверженность моральному
порядку общества. Дюркгейму принадлежит
идея аномии - общественного состояния,
которое характеризуется Конформизм имеет место, когда члены общества принимают как культурные цели достижение материального успеха, а также утвержденные обществом средства для их достижения. Подобное поведение составляет опору стабильного общества. Инновация наблюдается, когда индивиды твердо придерживаются культурно установленных целей, но отвергают одобренные обществом средства их достижения. Ритуализм имеет место, когда члены общества отвергают культурные цели или принижают их значимость, но при этом механически используют одобренные обществом средства для достижения таких целей. Ретритизм состоит в том, что индивиды отвергают и культурные цели, и признанные средства их достижения, ничего не предлагая взамен [4, c.212]. Бунт состоит в том, что бунтари отвергают культурные цели общества и средства их достижения, но при этом заменяют их новыми нормами. Типы
индивидуальной адаптации Мертона
характеризуют ролевое Теория культурного переноса Ряд
социологов подчеркивает сходство между
способом выработки девиантного
поведения и способом выработки
любого другого стиля поведения.
Одним из первых к такому выводу
пришел французский социолог Габриэль
Тард (1843-1904), еще в конце XIX в. сформулировавший
теорию подражания для объяснения девиантного
поведения. Тард утверждал, что преступники,
как и "порядочные" люди, имитируют
поведение тех индивидов, с которыми
они встречались в жизни, которых
знали или о которых слышали.
Но в отличие от законопослушных
граждан они имитируют Эдвин
Г. Сазерленд разработал теорию дифференциальной
ассоциации, которая базируется на
идеях символического интеракционизма
и подчеркивает роль социального
взаимодействия в процессе формирования
взглядов и поступков людей. Согласно
Сазерленду, индивиды становятся правонарушителями
в той степени, в какой они
принадлежат окружению, следующему
девиантным идеям, мотивировкам и методам.
Такие индивиды могут научиться
употреблять и доставать Теория конфликта Сторонники теории культурного переноса подчеркивают, что для индивидов, принадлежащих к различным субкультурам, характерны несколько различающиеся модели поведения, поскольку процесс их социализации базируется на различных традициях. Приверженцы теории конфликта согласны с этим положением, но пытаются ответить на вопрос: "Какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законах общества и заставить членов общества подчиняться этим законам?" [4, c.212]. Теория стигматизации Сторонники теории стигматизации (от греч. stigmo - клеймо) взяли за основу главную идею конфликтологии, согласно которой индивиды часто не могут поладить друг с другом, так как расходятся в своих интересах и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, управляющих институциональной жизнью, и с успехом навешивают отрицательные ярлыки на нарушителей этих норм. Их интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное [24, c.104]. Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, что, во-первых, ни один поступок сам по себе не является криминальным или некриминальным по сути. "Отрицательность" поступка обусловлена не его внутренним содержанием, а тем, как окружающие оценивают такой поступок и реагируют на него. Отклонение всегда есть предмет социального определения. Во-вторых, всем людям свойственно девиантное поведение, связанное с нарушением каких-то норм. В-третьих,
будут ли конкретные поступки людей
рассматриваться как В-четвертых,
навешивание ярлыков на людей
влечет определенные последствия для
таких людей. Оно создает условия,
ведущие к вторичной девиации
- девиантному поведению, вырабатывающемуся
у индивида в ответ на санкции
со стороны других. Приверженцы теории
стигматизации утверждают, что такое
новое отклонение от нормы инициируется
враждебными реакциями со стороны
законодательных органов и В-пятых,
те, кто получил клеймо правонарушителей,
обычно обнаруживают, что законопослушные
граждане осуждают их и не хотят "иметь
с ними дела"; от них могут отвернуться
друзья и родные; в некоторых случаях
их могут заключить в тюрьму или
поместить в больницу для душевнобольных.
Всеобщее осуждение и изоляция подтолкнут
стигматизированных индивидов к
девиантным группам, состоящим из людей,
судьба которых похожа на их собственную.
Участие в девиантной субкультуре
- это способ справиться с критической
ситуацией, найти эмоциональную
поддержку и окружение, где тебя
принимают таким, какой ты есть. В
свою очередь вступление в подобную
девиантную группу укрепляет у индивида
представление о себе как о
правонарушителе, способствует выработке
девиантного жизненного стиля и
ослабляет связи с Итак,
согласно теории стигматизации, девиация
определяется не самим поведением,
а реакцией общества на такое поведение.
Когда поведение людей Девиантные явления в жизни подростка Как
не различны формы девиантного поведения,
они взаимосвязаны. Пьянство, употребление
наркотиков, агрессивность и противоправное
поведение образуют единый блок, так
что вовлечение юноши в один вид
девиантных действий повышает вероятность
его вовлечение также и в другой.
Противоправное поведение, в свою очередь,
хотя и не столь жестко, связано
с нарушением норм психического здоровья.
До некоторой степени, как уже
указывалось, совпадают и способствующие
девиантному поведению Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм. Человек не рождается алкоголиком. Даже отягощённая наследственность - это всего лишь предпосылка. Для её реализации необходима встреча человека и алкоголя. Эту встречу может подготовить не только микросреда - семья, ближайшее окружение, но и макросреда - общество, его институты, в том числе и школа. Эта опасность распространена у нас очень широко. Закономерности пьянства позволяют выяснить причины девиаций подростка: Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально-напряжённых, конфликтных ситуаций. Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних случаях они являются ритуалом, а в других выступает как антинормативное поведение. Основной мотив пьянства - желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяные стараются привлечь к себе внимание, ведут себя агрессивно, нарушая нормы поведения. Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте - стремление личности преодолеть тяготящее его чувство зависимости. Лидирующая часть группы - лица, состоящая на учёте в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимых. В результате каждый новый член группы обречён на прохождение "обязательной программы" начинающей с хулиганских действий и заканчивающих рецидивами и доставкой в медвытрезвитель и серьёзными правонарушениями [26, с.65]. Завершая очерк "алкогольного образования" подчеркнём особую ответственность семьи в формировании алкогольной установки. Семья может выступить и как разоблачитель мифов. Нормы, которые она задаёт, обладают особой устойчивостью, т.к они фиксируются до созревания критической способности. Семья создаёт (или не создаёт) запас прочности социальных установок, необходимых подростку в дальнейшей жизни. Наркотизм (употребление наркотиков) Чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков [8, с.122]. Помимо
вреда для здоровья наркотизм
почти неизбежно означает вовлечение
подростка в криминальную субкультуру,
где приобретаются наркотики, а
затем он и сам начинает совершать
всё более серьёзные Противоправное поведение несовершеннолетних чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Обратимся к первому. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся [22, с.17]. Подростковая
агрессия - чаще всего следствие
общей озлобленности и Большое
распространение среди Так
называемые половые преступления также
имеют место в жизни У
части таких подростков наблюдается
выраженные признаки преждевременного
полового созревания, другие являются
лидерами преступных групп. Из индивидуально
- типологических характеристик можно
отметить выраженную несбалансированность
нервных процессов, высокий показатель
агрессивных тенденций, высокую
эмоциональность, сексуальную напряжённость.
В структуре личности диагностируются
акцентуации характера и В психологических экспериментах не раз, было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти - не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни. 1.2 Одиночество как социально-психологическое явление Одиночество
- социально-психологическое Проблема
определения одиночества Одиночество - распространённое явление в крупных городах, где общение с различными людьми происходит кратковременно и поверхностно, а времени на установление длительных и доверительных отношений не хватает. Одиночество может испытывать молодой человек или девушка, которые не могут найти себе подходящего партнёра, или пожилой человек, утративший знакомых и близких и не умеющий найти общий язык с молодым поколением. Одиночество нередко переживают люди с инертной нервной системой, с трудом завязывающие новые контакты, медленно привыкающие к новым знакомым. В крайнем случае одиночество может привести к депрессии [7, с.79]. Существует
ряд психологических факторов, которые
способствуют одиночеству. Например, это
может быть низкая самооценка, которая
приводит к избеганию контактов
с другими людьми из-за страха подвергнуться
критике, что, в свою очередь, создаёт
порочный круг - в результате отсутствия
контактов самооценка ещё больше
падает. Слабые навыки общения также
способствуют возникновению одиночества.
Люди с плохо развитыми навыками
межличностного общения, низкой социализацией
из-за страха потерпеть неудачу в
отношениях или попасть в психологическую
зависимость также нередко Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже, несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования. Психологические представления об одиночестве. 1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман). Обобщая
положения некоторых Один из представителей психоанализа Зилбург различал одиночество и уединенность. Уединенность считал он суть "нормальное" и "преходящее умонастроение", возникающее в результате отсутствия конкретного "кого-то" [20, c.5]. Одиночество
же - это непреодолимое, неприятное
(оно как "червь" разъедает сердце),
константное ощущение. Зилбург считает,
что причинами одиночества Об
этиологии одиночества писал
и Г. Салливан. Рассматривая потребность
в человеческой близости он считал,
что она, начинаясь в младенчестве
(стремление ребенка к контакту),
в подростковом возрасте приобретает
форму потребности в приятеле,
с которым можно обменяться своими
сокровенными мыслями. Если подросток
не может удовлетворить эту Фромм-Рейхман, выделяя причины одиночества, подчеркивает пагубное последствие преждевременного отлучения от материнской ласки [13, с.30]. 2) Человеко-центрированный подход (К. Роджерс) Подход К. Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность [15, с. 19]. Согласно
Роджерсу, одиночество - это проявление
слабой приспособляемости личности,
а причина его - феноменологическое
несоответствие представлений индивида
о собственном "Я". Если разделить
процесс возникновения 1)
Общество влияет на человека,
вынуждая его вести себя в
соответствии с социально 2)
Из-за этого возникают 3)
Индивид становится одиноким, когда,
устранив охранительные И здесь получается замкнутый круг: человек веря в то, что его истинное "Я" отвергнуто другими, замыкается в своем одиночестве и, чтобы не отвергнутым, продолжает придерживаться своих социальных "фасадов", что приводит к опустошенности. Иными словами, в одиночестве проявляется несоответствие между действительным и идеализированным "Я". 3)
Социально-психологический В отличии от психоанализа и роджерианского подхода, где причиной одиночества является сам человек, некоторые представители социальной психологии возлагают ответственность за возникновение одиночества на общество. Так Боумен выделил несколько факторов, способствующих усилению одиночества в современном обществе: ослабление связей в первичной группе; увеличение семейной и социальной мобильности. Рисмен считает, что одной из главных причин одиночества является ориентация на других. Люди с такой ориентацией хотят нравиться, постоянно приспосабливаются к обстоятельствам, а также обособлены от своего истинного "Я", своих чувств и своих ожиданий. Это приводит к тому, что такая личность может приобрести "синдром обеспокоенности" и зависимость от внимания окружающих к себе со стороны других людей. Причем эта потребность никогда не может быть удовлетворена. Рисмен характеризуя американское общество как "направленного вовне", пишет, что его члены образуют "одинокую толпу". Слейтер называет современное общество индивидуалистическим. Из-за того, что в нем невозможно достичь удовлетворения потребности в общении, сопричастности и зависимости, у человека возникает одиночество [25, с.18]. 4) Интеракционистский подход (Вейс) Подход Вейса к одиночеству отличается от рассмотренных выше по двум причинам: он считает, что одиночество это результат влияния двух факторов - личности и ситуации; Вейс рассматривал одиночество имея в виду такие социальные отношения как привязанность, руководство и оценка. Т.о., причиной одиночества может быть недостаток социального взаимодействия индивида, а также взаимодействия, удовлетворяющего социальные запросы личности. Вейс выделил два типа одиночества: эмоциональное и социальное. Первое является результатом отсутствия такой тесной интимной привязанности как любовная или супружеская. При этом человек может испытывать чувство, похоже на "беспокойство покинутого ребенка". Социальное же одиночество является результатом отсутствия значимых дружеских связей или чувства общности, что может выражаться в переживании тоски и чувстве социальной маргинальности [15, с.31]. 5) Когнитивный подход (Л.Э. Пепло) Согласно мнению представителей когнитивного направления в психологии познание является ключом для объяснения связи между недостатком социальности и чувством одиночества. Л.Э. Пепло считает, что одиночество возникает в случае осознания диссонанса между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. 6) Экзистенциальная психология (И. Ялом, К. Мустакас) Экзистенциальная
психология тесно связана с Первые
попытки непосредственно В экзистенциальной психологии выделяют базовый конфликт, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под данностями существованиями здесь понимают определенные конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире. Одиночество или, если быть точным, изоляция относится к таким данностям. Обобщая все сказанное ранее, можно сказать, что в отличии от психоанализа и человеко-центрированной терапии, экзистенциалисты, во-первых, не считают это чувство патологическим, и, во-вторых, видят его причины в условиях человеческого бытия. Один из представителей этого направления И. Ялом рассматривая изолированность как одну из данностей существования, отмечает, что это не есть изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция (от части собственной личности). Это фундаментальная изоляция - и от других созданий ("пропасть между собой и другими") и от мира ("отделенность между индивидом и миром"). Таким образом, он выделяет два вида изоляции: экзистенциальную и фундаментальную [27, с.103]. К.
Мустакас, другой представитель Истинное же одиночество исходит из осознания "реальности одинокого существования". Как и Ялом он считает, что этому осознанию могут способствовать столкновения с пограничными жизненными ситуациями (рождение, смерть, жизненные перемены, трагедия), которые человек переживает в одиночку. Рассматривая характеристики людей, избегающих осознания одиночества как данности бытия, Кайзер выделил три тенденции, характерные для клиентов с экзистенциальным неврозом [17, с.29]: 1)
"Сплав" - желание потерять собственную
личность, стремление слиться с
другим, т.к. желание быть 2)
"Универсальный симптом" - состоявшееся
слияние, попытка слияния (или
его иллюзия) с другим и 3) "Универсальный конфликт" - это переживаемое, как страдание, нежелаемое чувство одиночества. Эти
тенденции позволяют клиенту
избегать переживаний, вызванных осознанием
одиночества. Невротик делает все, чтобы
уйти от одиночества, в то время как
аутентичная личность принимает
состояние одиночества как Кроме принятия факта экзистенциональной изоляции, у человека есть еще одно средство ограждения себя от "ужаса конечной изоляции" - отношения. Чтобы понять какими могут быть отношения, способные помочь разделить это одиночество и, одновременно, не построенные на принципе "ты мне - я тебе", рассмотрим типы отношений, выделенных М. Бубером, А. Маслоу и Э. Фроммом [25, с. 20]. Диалог - монолог (М. Бубер) М.
Бубер внес большой вклад в
рассмотрение проблемы одиночества. Трудно
отнести его к какому-то одному
направлению философии, т.к его
позиция основывается на еврейской
мистической школе, хасидизме и
релятивистской теории, а его взгляды
оказали значительное влияние как
на религиозную философию, так и
на психологию. Он считал, что стремление
человека к отношениям заложено в
нем с самого рождения. Даже у
только что появившегося на свет ребенка
есть стремление к контакту - сначала
тактильному, а затем "оптимальному"
с другими людьми. Таким образом,
человек не существует как отдельная
сущность, т.к. он "сотворен между".
Поскольку для Бубера основным модусом
человеческого бытия являются отношения,
можно сказать для него нет
одиночества как Бубер
выделил два типа отношений: "Я-Ты"
и "Я-Оно". Последний тип взаимосвязи
- это отношения без взаимности,
где другой это средство, функция,
объект. Этому Бубер противопоставляет
"Я-Ты" отношения, которые построены
на взаимности и включающие переживания
другого. Различия между эти типами
отношений лежат не только в их
природе, но и в том, что есть "Я"
в каждом из них. "Я", пишет Бубер,
возникает и приобретает Основной способ переживания "Я-Ты" отношений - диалог. В нем "каждый из участников имеет в виду другого или других в их особом бытии и обращается к ним с намерением установить живые взаимоотношения между собой и им". Об этом же писал и В. Франкл когда говорил, что идея встречи в настоящее время упростилась. "Встреча" часто является самовыражением, реализация аффекта, что приводит к тому, что акцент смешается с поворота к другому на самооценку, использование других для решения своих проблем. Это, по словам Бубера, есть "монологи, замаскированные под диалог" [19, с.13]. Бытийные - дефицитарные отношения (А. Маслоу). А.
Маслоу - один из основателей гуманистической
психологии - считал, что действия человека
определяются двумя типами мотивов:
восполнение дефицита и рост. Он
выдел следующие характеристики
человека, ориентированного на рост: способность
реализации собственного потенциала,
большая самодостаточность, меньшая
зависимость от подкрепления среды,
меньшая потребность в Симбиотическая привязанность - зрелая любовь (Э. Фромм) Э. Фромм, в одной из своих блестящих работ "Искусство любви", также затрагивает вопрос о том, что должны представлять из себя ненуждающиеся отношения. Так же как и многие экзистенционалисты, Фромм считает экзистенциональную изоляцию причиной серьезного беспокойства человека. Рассматривая то, как человечество в ходе своего развития преодолевало эту изоляцию, Фромм пишет, что ни творческая деятельность, ни оргиастические состояния, ни следования обычаям, ни верованиям группы не были достаточными для этого преодоления - они были "частичными ответами". "Полный ответ" - достижение единения с другим человеком в любви. Как и Маслоу, он предложил свою классификацию типов любви. Фромм отличал "симбиотическое слияние", при котором ни один из партнеров не является целостным и свободным, от "зрелой" любви. Последняя есть "союз при условии сохранения индивидуальности... двое становятся одним и все же остаются двумя". Для Фромма важно, что любовь - активный процесс, основанный не на "получении", а на отдаче; "участии", а не "увлечении". К другим характеристикам зрелой любви он относит: заботу, отзывчивость, уважение и знание [23, с.100]. Понятие социометрического статуса Понятие
"социометрический статус" ввел Я.
Морено, понимая под ним - положение
человека в социальной группе, а
саму систему межличностных Внутренняя установка человека в системе внутригрупповых отношений - это личное, субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свое реальное положение, свой авторитет, степень влияния на остальных членов группы. Действительный статус и его восприятие человеком может совпадать или расходиться [11, с.52]. Каждый конкретный участник группы оценивает других и оценивается ими. Со временем возникают предпочтения и устанавливается шаблон влечений и отвержений. Различные комбинации межличностных ролей развиваются из реакций отдельных личностей друг на друга. Изучение показывает, что шаблоны доминирования не обязательно принимают порядок рангов, как в "порядке клевания" среди цыплят. А доминирует над Б, который доминирует над В и Г, но В и Г доминируют над А. Чем продолжительнее период контакта, тем отчетливее оформляются такие шаблоны. В каждом случае возникает уникальная сеть взаимоотношений. Между участниками группы может возникать взаимное притяжение или взаимное отталкивание; возможно, что человек привлекателен для одних и неприятен для других; он может быть привлекателен или неприятен для одних или безразличен для других; возможно также взаимное безразличие. Социометрический
статус характеризует индивидуальные
свойства личности в качестве члена
группы [21, с.37]. Это количество выборов
(предпочтений) которое получает каждый
член группы по результатам социометрического
опроса. Положительный социометрический
статус характеризует лидерскую
позицию члена группы [5, с.97]. Лидеры
- это люди или социальные роли, способные
оказывать большее чем другие
влияние на коллектив. Как правило
они занимают центральное место
в коммуникационной структуре группы,
и проявляемые ими инициативы
более эффективны, чем инициативы
других членов группы, то есть они намечают
план действий, направляют их и руководят
членами своей группы, которые
следуют по намеченному ими пути
и выполняют их рекомендации. Им
принадлежит самая важная роль в
выборе направления движения группы,
в сохранении ее традиций и обычаев,
и они вселяют в других членов
группы уверенность в достижении
стоящих перед ними целей. Функциями
лидеров являются функция специалиста
в конкретной области (эксперта), длительно
инициирующего структуру Значение
статуса для человека велико, следовательно
и важность изучения данного феномена
переоценить нельзя. Неофициальные
кодексы, существующие во многих закрытых
группах эффективны потому, что действия
большинства людей направлены на
сохранение или повышение своего
личного статуса в группе. Люди
весьма чувствительны к мнениям
тех, кого они знают как индивидов,
и, чтобы сохранить их доверие, они
приносят значительные жертвы, иногда
рискуя навлечь на себя возмущение
официальных лиц или даже смерть
(человек не имеет права сделать
ничего такого, что не соответствовало
бы персонификации, которую создали
о нем другие, ибо любое нарушение
вызовет изменение Представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждое переживание человека каким-то образом связано с другими людьми, и его Я-концепция четко вплетена в эту ткань взаимоотношений. Вопрос
о статусе, который занимает ребенок
в системе межличностных Из отечественных психологов вопросами статуса занимались Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, В.В. Абраменкова [1, с.76]. Выводы 1.
Девиация - это отклонение от нормы,
рассматриваемое большей 2.
Одиночество - социально-психологическое
явление, эмоциональное Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного ощущения одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением 2.1 Организация исследования На первом этапе исследования изучалась литература по выделенной проблеме, формулировались теоретико-методологические положения, цели и задачи исследования. Нами были проанализированы социально-психологических условия, обусловливающие девиантное поведение. И пришли к выводу, что проблема взаимосвязи девиантного поведения подростков (социально-психологический фактор) и одиночества (индивидуально-личностный фактор) в психологической научной литературе не исследована. Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования. Цель нашего исследования - изучение взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением. Второй этап - поисковый эксперимент. Он был посвящен подбору и разработке диагностических программ состояния одиночества и социометрического статуса среди подростков-девиантов. В итоге этого этапа определились предмет, гипотеза и задачи формирующего этапа исследования. Предмет исследования - взаимосвязь субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением. Гипотеза исследования - существует взаимосвязь между субъективным состоянием одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением. Задача
исследования - провести исследование
взаимосвязи субъективного Третий этап - формирующий эксперимент: конструирование и анализ результатов исследования с подростками, проявляющие девиантное поведение; выявление взаимосвязи между состоянием одиночества и социометрическим статусом подростков-девиантов. В результате этого этапа мы подтвердим или опровергнем выдвинутую нами гипотезу, сформулируем выводы, дадим рекомендации психологам, определим перспективы дальнейшего исследования. Достоверность
и надежность полученных данных обеспечится
четкостью теоретической и Нашу выборку составили ученики СШ № 33, - 31 человек. Нами были протестированы по методике Социометрия 8-е ("А" "Б"), 9-е ("А" "Б"), 10-е ("А" "Б") и 11-й классы - 7 классов - 174 человека из них 31 подростко-девианты, с ними мы затем проведем методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Из числа девиантных подростков, т.е. дети, употреблявшие спиртные напитки, токисикоманы, и пр. а) Методика "Социометрия" [16, с.3]. Социометрия
- это метод социальной психологии,
разработанный Дж. Морено, для количественного
выражения структуры 1)
изменение степени 2)
выявление авторитета членов
группы по признакам симпатии- 3)
обнаружение внутригрупповых, б) Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [28] Инструкция:
Вам предлагается ряд утверждений.
Рассмотрите последовательно Обработка
результатов и интерпретация. Подсчитывается
количество каждого из вариантов
ответов. Сумма ответов "часто"
умножается на три, "иногда" - на два,
"редко" - на один и "никогда"
- на 0. Полученные результаты складываются.
Максимально возможный Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества. Подробное описание методики в Приложении 2. Описание и анализ результатов исследования Затем
мы проводили качественную и количественную
обработку результатов Таким образом, по результатам Социометрического исследования были сделаны следующие выводы: 1. методика Социометрия 8 "А" класса (31 чел)
2. методика Социометрия 8 "Б" класса (30 чел)
3. методика Социометрия 9 "А" класса (27 чел)
4. методика Социометрия 9 "Б" класса (33 чел)
5. методика Социометрия 10 "А" класса (17 чел)
6. методика Социометрия 10 "Б" класса (18 чел)
7. методика Социометрия 11 "А" класса (18 чел)
Так,
из нашей выборки (174 чел) мы увидели,
что в группу "изгоев" входит
34 (20%) человека. Лидеров 13 (7%) человек. К
сожалению, мы можем наблюдать такую
картину в наших школах. Дети формируются
в группировки по разным социальным
признакам. И зачастую эти группировки
не хотят принимать в свое окружение
подростков, у которых, например не
состоятельные родители или нет
мобильного телефона - эти дети и
являются изгоями, т.к. они не такие
как все и находят компании
с таким же социальным статусом,
однако большинство из них являются
девиантными подростками, которые
не в силах противостоять Подробный результат исследования Социометрии по всем классам в Приложении 3. Интересующие нас подростки-девианты - 31 человек входят в разные группы, группу "изгоев", "лидеров". В таблице 2.1 мы представим их социометрический статус. Таблица 2.1 Результаты Социометрического исследования подростков-девиантов (31 чел)
Социометрический статус - позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству симпатий антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы [14, с.5]. Такое
свойство развито у элементов
групповой структуры Из
данной таблицы мы видим, что 4 (13%) человек
являются Лидерами в своих коллективах,
т.е. имеют высокий социометрический
статус. В основе жизнедеятельности
каждой группы лежит система общих
целей и ценностей, связанных
как с основной деятельностью, так
и с ведущими мотивами членов группы.
Это некоторая оценочная Человек, который может быть выдвинут группой на роль лидера, должен быть в определенной степени олицетворением предпочитаемых группой целей и ценностей, их носителем, выразителем, активным проводником в жизнь. В итоге лидером становится тот член группы, чьи ценностные установки и целевые ориентиры, реализуемые в конкретном поведении, являются для большинства членов группы референтными. Поведение, реализуемое лидером в значимых групповых ситуациях, служит источником его влияния на других членов группы, которые ориентированы на него как на образец, а высказываемые им оценки являются эталоном для построения самооценки. Действия лидера могут быть направлены на достижение общей групповой цели (такой лидер называется инструментальным) либо на сплочение группы, поддержание позитивного эмоционального климата (это задача экспрессивного лидера). 12
(39%) человек, являются "изгоями".
Они не имеют положительных
выборов, только отрицательные, Теперь в таблице 2.2 мы представим результат по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Таблица 2.2
Из
данной таблицы мы видим, что 18 (58%) чел.
имеют высокую степень 7 (23%) человек имеют средний уровень одиночества. 6 (19%)
человек обладают низким Теперь
методом ранговой корреляции Спирмена
мы статистически докажем нашу гипотезу.
Для этого мы составим таблицу
сравнительных результатов по двум
методикам с подросткам- Таблица 2.3 Сравнительные
результаты по двум
методикам с подросткам-
Программой STATISTIKA 6,0 мы рассчитаем коэффициент ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении показателей социометрического статуса и уровня одиночества у подростков-девиантов.
Связь достоверна, если rs эмп ≥ rs 0,05, и тем более достоверна, если rs эмп ≥ rs 0,01. Корреляция
между социометрическим статусом и
уровнем одиночества у Графически
данное измерение выглядит следующим
образом:
Выводы Проведенное нами исследование показало, что существует взаимосвязь между субъективным состоянием одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением. В данном случае, подростки-девианты с низким социометрическим статусом обладают высокой степенью одиночества. А подростки-девианты с высоким социометрическим статусом обладают средней или низкой степенью стрессоустойчивости. Анализ
взаимосвязи социометрического
статуса и уровня одиночества
показал ее статистически значимую
корреляцию в области социометрического
статуса и одиночества (ρ = - 0,6, ρ =
0,01). Из полученных результатов, мы можем
утверждать, что наша гипотеза о
том, что существует взаимосвязь между
субъективным состоянием одиночества
с социометрическим статусом подростков
с девиантным поведением
доказана. Заключение 1.
Осуществить теоретический Девиантное
поведение может способствовать
эффективному функционированию общества.
Во-первых, девиации способны усиливать
подчинение нормам (Социолог Э. Сагарин).
Во-вторых, нормы не выражаются в
твердых правилах или водах законов.
Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий
раз, когда члены группы осуждают
некий акт как отступление
от нормы, они ярче очерчивают контуры
того, что считается нормой. Существует
четыре наиболее распространенных социологических
подхода к проблеме девиации: теория
аномии (Э. Дюркгейм утверждал, что девиация
играет функциональную роль в обществе,
Мертон выделил пять реакций на дилемму
цели - средства, четыре из которых представляют
собой девиантные адаптации к
условиям аномии). Теория культурного
переноса (Социологи Г. Тард, Эдвин
Г. Сазерленд подчеркивают сходство
между способом выработки девиантного
поведения и способом выработки
любого другого стиля поведения).
Теория конфликта (сторонники теории пытаются
ответить на вопрос: "Какая социальная
группа сумеет выразить свои принципы
в законах общества и заставить
членов общества подчиняться этим законам?")
и теория стигматизации (Приверженцы
теории стигматизации Эдвин Лемерт,
Говард Бекер и Кай Эриксон
утверждают, согласно теории стигматизации,
девиация определяется не самим поведением,
а реакцией общества на такое поведение.
Когда поведение людей Психологические
представления об одиночестве. 1) Психоаналитический
подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман).
Обобщая положения некоторых
психоаналитических теорий можно сказать,
что одиночество расценивается
в этой психологической парадигме
как состояние отрицательное, уходящее
корнями в детство. 2) Человеко-центрированный
подход (К. Роджерс). Подход К. Роджерса
к одиночеству отличается от психоаналитического
в том, что он мало обращает внимания
на ранние детские воспоминая, считая,
что одиночество вызвано 2.
Проведенное исследование Программой
STATISTIKA 6,0 мы рассчитали коэффициент
ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении
показателей социометрического
статуса и уровня одиночества
у подрстков-девиантов и Гипотеза
о том, что существует взаимосвязь
между субъективным состоянием одиночества
с социометрическим статусом подростков
с девиантным поведением
доказана. Список использованной литературы 1.
Бодалев, А.А. Личность и 2. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. - СПб, "Сударыня", 1998. - 205 с. 3. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев - СПб.: Питер, 1997. - 395 с. 4. Волков, Ю.Г., Социология: Учебник / Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с. 5.
Гаврилова, Т.П. Понятие 6. Гидденс, Э.Н. Социология / Н.Э. Гидденс. - М.: Наука, 1999. - 704 с. 7.
Иванченко, Г.В., Покровский Н.Е.
Универсум одиночества: 8.
Кон, И.С. Психология 9.
Кошелева, Ю.П. Самопредъявление
одиноких людей в тексте 10. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с. 11.
Марковская, И.М. Основы социально- 12. Мостовая, И.В. Зачет по социологии. Учеб. пособие / И.В. Мостовая. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 112 с. 13.
Миюскович, Б. Одиночество: 14.
Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростка:
эмоциональный и кризисный 15.
Перлман, Д. Теоретические 16. Психологические тесты / под ред.А. А. Карелина: В 2. т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Т.2. - 248 с. 17. Пузько, В.И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества / В.И. Пузько // Материалы научной конференции "Теология, философия и психология одиночества", - Владивосток, 1995. - 28 с. 18. Радугин, А.А. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Владос, 1995. - 472 с. 19. Садлер, У.А. От одиночества - к аномии / У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон // Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с. 20.
Сакутин, В.А. Феноменология 21. Социальная психология: Хрестоматия / Под ред. И.М. Марковская - Челябинск: Изд-во. ЮУрГУ, 2000. - 101 с. 22. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. - М.: Педагогика, 1988 - 304 с. 23. Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм. - М.: Наука, 1995. - 269 с. 24. Фролов, С.С. Социология: Учебник / С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 1999. - 577 с. 25.
Хараш, А.У. Психология 26.
Шихарев, П.Н. Жить без 27.
Ялом, И. Экзистенциальная 28.
А-Я Психология [Электронный ресурс]
/ Методика диагностики уровня
субъективного ощущения Приложения Приложение 1 Социометрический метод Общая
схема действий при социометрическом
исследовании заключается в следующем.
После постановки задач исследования
и выбора объектов измерений формулируются
основные гипотезы, т.е. предположение,
которое выдвигается как При
этом социометрическая процедура может
проводиться в двух формах. Первый
вариант - непараметрическая процедура.
В данном случае испытуемому предлагается
ответить на вопросы социометрической
карточки без ограничения числа
выборов испытуемого. И второй вариант
- параметрическая процедура с
ограничением числа выборов. Испытуемым
предлагают выбирать строго фиксированное
число из всех членов группы. Величина
ограничения числа Многие
исследователи считают, что введение
"социометрического Социометрическая процедура может иметь целью: измерение степени сплоченности - разобщенности в группе; выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый"; обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе могут быть свои неформальные лидеры. Социометрическая
карточка или социометрическая анкета
составляется на заключительном этапе
разработки программы. В ней каждый
член группы должен указать свое отношение
к другим членам группы по критериям
(например, с точки зрения совместной
работы, участия в решении деловой
задачи, проведения досуга, в игре и
т.д.). Критерии определяются в зависимости
от программы данного При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем, разрешить в данной группе. В нашем случае, социометрическая карта выглядит, немного иначе в связи со спецификой исследования (см. Приложение А). Таблица 2. Социометрическая карточка
Когда
социометрические карточки заполнены
и собраны, начинается этап их математической
обработки. Простейшими способами
количественной обработки являются
табличный, графический и Социоматрица: Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. табл. "Пример социоматрицы"). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений. Анализ
социоматрицы по каждому критерию дает
достаточно наглядную картину Основное
достоинство социоматрицы - возможность
представить выборы в числовом виде,
что, в свою очередь, позволяет проранжировать
членов группы по числу полученных
и отданных выборов, установить порядок
влияний в той или иной конкретной
группе. На основе социоматрицы строится
социограмма - карта социометрических
выборов (социометрическая карта) производится
расчет социометрических индексов.
Рисунок 1. Пример социоматрицы Социограмма Социограмма
- схематическое изображение
Рисунок 2. Виды связей Социограммная
техника является существенным дополнением
к табличному подходу в анализе
социометрического материала, ибо
она дает возможность более глубокого
качественного описания и наглядного
представления групповых
Рисунок 3. Пример группировок Сомитрические индексы: Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения. Основными ПСИ являются: индекс социометрического статуса i-члена; индекс эмоциональной экспансивности j-члена; индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия i j-члена. Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i - выбираемый, - выбирающий, i j - совмещение ролей. Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле: , (2.1) где Сi - социометрический статус i-члена, Ri - полученные i-членом выборы, Σ - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N - число членов группы. Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами. Социометрический статус - позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству симпатий антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы [60; С.43]. Такое
свойство развито у элементов
групповой структуры Возможен расчет Сi + - положительного и Сi + - отрицательного статуса в группах малой численности (N). Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле: , (2.2) где Еj - эмоциональная экспансивность j-члена, R - сделанные j-членом выборы (+, -). С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении. Из ГСИ наиболее важными являются: Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле: , (2.3) где Аg - экспансивность группы, N - число членов группы. Индекс
показывает среднюю активность группы
при решении задач Индекс психологической взаимности в группе ("сплоченности группы") высчитывается по формуле: , (2.4) где Gg - взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij + - число положительных взаимных связей в группе, N - число членов группы. Надежность
рассмотренной процедуры Использование
социометрического теста Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях. /14/ Надо отметить, что в этом исследовании брался только один индекс - индекс "сплоченности группы", как наиболее важный. Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы. Чаще всего количество выборов ограничено до трех выборов (как в нашем случае). И вопрос был выбран следующий: "С кем Вы хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?" для положительного выбора и "С кем Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?" - для отрицательного. Эксперимент с фиксированным числом выборов значительно легче подвергнуть математической обработке. Число
выборов, полученных каждым человеком,
является мерилом положения его
в системе личных отношений, измеряет
его "социометрический статус". Люди,
которые получают наибольшее количество
выборов, пользуются наибольшей популярностью,
симпатией, их именуют "звездами".
Обычно к группе "звезд" по числу
полученных выборов относятся те,
кто получает 6 и более выборов
(если при условиях опыта каждый
член группы делал 3 выбора). Если человек
получает среднее число выборов,
его относят к категории "предпочитаемых",
если меньше среднего числа выборов
(1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых",
если не получил ни одного выбора, то
к категории "изолированных", если
получил только отклонения - то к
категории "отвергаемых".
Рисунок 4 - Дифференциальная социограмма Для
каждого члена группы имеет значение
не столько число выборов, сколько
удовлетворенность своим (2.5) Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд. = 0/3 = 0. Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например 3 у одного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("Звезды" + "Предпочитаемые") = ("Пренебрегаемые"+ "Изолированные" + "Отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" - процент людей, лишенных выборов в группе. Нередко
понятие социометрической "звезды"
смешивают с понятием лидера группы.
При этом не учитывают, что "звездность"
- показатель эмоциональной притягательности
человека, показатель хорошего отношения
к нему со стороны товарищей, членов
группы. Лидерство же - это процесс
действенного влияния того или иного
человека на членов группы. И неудивительно,
что это могут быть разные люди:
ведь для завоевания положения "звезды"
и положения лидера человеку нужны
различные качества личности, например
лидер должен обладать организаторскими
способностями, которых "звезда"
может и не иметь. Приложение 2 Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона Инструкция:
Вам предлагается ряд утверждений.
Рассмотрите последовательно Обработка
результатов и интерпретация. Подсчитывается
количество каждого из вариантов
ответов. Сумма ответов "часто"
умножается на три, "иногда" - на два,
"редко" - на один и "никогда"
- на 0. Полученные результаты складываются.
Максимально возможный Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества. Текст опросника Утверждения: Часто, Иногда, Редко, Никогда 1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку 2. Мне не с кем поговорить 3.
Для меня невыносимо быть 4. Мне не хватает общения 5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя 6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне 7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться 8. Я сейчас больше ни с кем не близок 9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи 10. Я чувствую себя покинутым 11. Я не способен раскрепощаться и об щаться с теми, кто меня окружает 12. Я чувствую себя совершенно одиноким 13. Мои социальные отношения и связи поверхностны 14. Я умираю от тоски по компании 15. В действительности никто как следует не знает меня 16. Я чувствую себя изолированным от других 17.
Я несчастен, будучи таким 18. Мне трудно заводить друзей 19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими 20. Люди вокруг меня, но не со мной. |