Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 20:54, курсовая работа
Проблемой исследования является вопрос: в чем заключаются супружеские конфликты, и каковы пути их преодоления. Исходя из этого, мы можем выделить цель работы: изучение супружеских конфликтов и путей их преодоления. Объектом исследования является семья. Предметом исследования являются особенности проявления конфликтности в семье.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ
1.1. Понятие семьи …………………………………………………..5
1.2. Супружеские конфликты и механизмы их возникновения…...8
1.3. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов………14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СУПРУЖЕСКОЙ КОНФЛИКТНОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
2.1. Программа эмпирического исследования……………………..18
2.2. Анализ и обсуждение результатов……………………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…………………………………………………………..31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…………………………………………………………..36
Во время ссоры надо честно следовать правилам. Недопустимо использовать аргументы, задевающие партнёра, например, те, которые подчёркивают его физические недостатки. Нельзя «припирать к стенке», то есть оставлять партнёра абсолютно побеждённым и морально раздавленным. Это заставит его ещё больше озлобиться и идти до последнего. Категорически запрещается вспоминать старые обиды. Ведь партнёру, несомненно, тоже есть о чём вспомнить, и это ещё больше подольёт масла в огонь ссоры.
Способы снятия конфликта в семье:
Часто после ссор обида на партнера, трещина в отношениях остается надолго, болит, как незаживающая рана. Это приводит к разводам или охлаждению отношений. На такие конфликты нельзя махнуть рукой, нельзя забыть, нельзя страдать привычно и покорно.
Постарайтесь следовать следующим правилам:
Попробуйте установить причину конфликта. Но при этом старайтесь услышать друг друга, правильно понять. Чаще всего причина обрастает несуществующими претензиями и придирками, за которыми не видно истинного смысла конфликта. Пусть сначала говорит инициатор конфликта – обиженный супруг. Часто его претензии – это своеобразный зов о помощи. Не стоит отмахиваться от его эмоциональных речей, выслушайте претензии и обиды, не перебивая. Но и инициатору стоит обдумать свои слова, не предъявлять необоснованных упреков, не говорить намеками. Ясно сформулированная, искренняя речь – лучший помощник в разрешении конфликта.
Конфликт – это не повод оскорблять или стараться задеть, унизить другого. Конфликт должен привести к конструктивному общению, к деловому обсуждению проблемы. Цель – установить доброжелательную обстановку в семье, не забывая об этом ни на минуту. Конфликт, ссора не равна битве. Потому победа здесь не важна, а важно наладить отношения. В связи с этим нельзя допускать личные оскорбления, указания на недостатки. Лучше обсудить ошибки, просчеты, проступки, а не личные недостатки друг друга.
Нельзя втягивать в конфликт детей, родителей, знакомых, соседей, друзей. Третье лицо обязательно, вольно или невольно, примет чью-нибудь сторону, а посторонние люди вряд ли будут справедливы в оценке ситуации. Неприемлемо участие в конфликте ребенка, так как именно он страдает больше всего от ссор родителей. Постарайтесь также избегать агрессивного поведения и повышенного эмоционального тона. Если вы будете вести себя спокойно и сдержанно, вам легче будет договориться, так как не будет возникать раздражение.
В конфликте не пытайтесь выяснить все разногласия сразу, обсуждайте только самую больную точку отношений, обстоятельно разберите все нюансы и ошибки. Не высмеивайте мнение супруга, даже если оно кажется вам нелепым, абсурдным. Важно понять позицию друг друга.
Ищите компромисс! Конфликт возникает потому, что супруги имеют разные мнения, интересы и не хотят отказываться от них. Поэтому конфликт часто долго не угасает. Необходимо для выхода из ситуации хотя бы частично принять и выполнить просьбы супруга. С другой стороны, не настаивать на максимальном выполнении претензий, довольствоваться надо хотя бы частичной уступкой. Избегайте детского упрямства, откровенного эгоизма – это ведет к большим разногласиям!
Проявите чувство юмора. Иногда это помогает сгладить конфликт, но не избавляет от обсуждения проблемы. Также можно иногда промолчать или игнорировать выпад супруга, чувствуя, что он расстроен и встревожен. Имейте мужество признать ошибку, если вы ее допустили, необходимо подойти и извиниться. Не обостряйте конфликт из-за пустяка, так как он может превратиться в затяжную войну.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 1988.-22с.
2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М. Юнити, 2001. – 552с.
3. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 1991.-175с.
4. Голод С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. – Л. Наука, 1984. – 136с.
5. Гришина Н.В. Психология конфликта 2 изд.- СПб., 2008.
6. Дружинин В.Н. Психология семьи. - М.:КСП, 3 изд. 2008
7. Елизаров А.Н. Неблагополучная семья в рамках структурного подхода// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2002. - №1. – С. 36 – 44.
8. Елизаров А.Н. Особенности психологического консультирования как самостоятельного метода психологической помощи // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. Журнал. – 2000. - №3. – С. 11 – 17.
9. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. 3-е изд., перераб. и доп.- СПб.,2009.
10. Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 1998.-224с.
11. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов н/Д., 2000
12. Козрев Г.И. Введение в конфликтологию: учебное пособие.- .:Владос,2001.
13. Кочетов А. И. Начало семейной жизни/ Кочетов А. И. Мужчина и женщина: отношения полов/ А. А. Логинов. – Мн.: Полымя, 1989. – 224с.
14. Олейник А.Н. Основы конфликтологии. – М.: АПО, 1992.
15. Психология. Учебник/Под ред. А.А. Крылова - М.:Проспект,2 изд.-2003.
16. Р.Римская, С.Римский Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других - М.:АСТ-пресс, 1999г, 376с.
17. Сатир В. Как строить себя и свою семью: - М.: Педагогика – Пресс, 1992. – 192с.
18. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. – М.: Мысль, 1989.
19. Учебник. 2-е изд Конфликтология/Под ред. А.С. Кармина. - Спб.: Лань,2000.
20. Харченко М.А. Теория статистического вывода. – Воронеж. ИПЦ ВГУ, 2008. – 78с.
Приложение 1
В опроснике имеются 24 утверждения, и каждому из них соответствуют три возможных варианта ответов на них: а) верно, б) неверно, в) не знаю. В тексте опросника они могут даваться в несколько иных формулировках и в другом порядке. Испытуемый, читая опросник, должен с помощью данных суждений выразить свое согласие или несогласие с соответствующими утверждениями.
Авторы опросника — В.В. Столин, Т.Л. Романова, Г.П. Бутенко.
Текст опросника
1. Когда люди долго живут вместе друг с другом, как это происходит в браке, они неизбежно со временем теряют остроту восприятия друг друга, а их взаимопонимание нарушается:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
2. Ваши отношения с супругом (супругой) приносят вам:
а) беспокойство и страдание,
б) затрудняюсь ответить,
в) радость и удовлетворение.
3. Родственники и друзья оценивают ваш брак как:
а) удачный, б) нечто среднее, в) неудачный.
4. Если бы вы могли, то немалое изменили бы в характере вашего супруга (супруги):
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
5. Одна из проблем современного брака состоит в том, что со временем все становится в нем менее привлекательным, в том числе сексуальные отношения с супругом (супругой):
а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.
6. Когда вы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых, то вам кажется, что вы:
а) несчастнее других,
б) трудно сказать,
в) счастливее других.
7. Жизнь без семьи и близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
8. Я считаю, что без меня жизнь моего супруга (супруги) была бы неполноценной:
а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.
9. Большинство людей обманывается в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
10. Вы давно уже думаете о разводе, и только ряд обстоятельств мешает вам принять решение:
а) верно, б) трудно сказать, в) неверно.
11. Если бы вам вновь пришлось вступить в брак, то вашей женой (мужем) стал бы:
а) другой человек, б) не знаю, в) тот же самый человек.
12. Вы гордитесь тем, что рядом с вами находится такой человек, как ваш супруг (супруга):
а) верно, "б) трудно сказать, в) неверно.
13. Недостатки моего супруга (супруги), к сожалению, перевешивают его (ее) достоинства:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
14. Основные помехи для нашей счастливой жизни кроются в характере моего супруга (супруги):
а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.
15. Первоначальные чувства, с которыми вы вступали в брак, со временем усилились:
а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.
16. Брак уменьшает творческий потенциал человека и его возможности:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
17. Мой супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
а) согласен, б) тру дно сказать, в) не согласен.
18. В моем браке с эмоциональной поддержкой друг друга не все, к сожалению, обстоит благополучно:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
19. Мне кажется, что мой супруг (супруга) часто делает глупости: говорит невпопад, неуместно шутит и т.п.:
а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.
20. Моя семейная жизнь мало зависит от моей воли:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
21. Моя семейная жизнь оказалась не такой, какую я ожидал (а):
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
22. Не правы те, кто полагает, что человек в семье не может рассчитывать на уважение к себе:
а) согласен, б) трудно сказать, в) не согласен.
23. Как правило, общество моего супруга (супруги) доставляет мне удовольствие:
а) согласен, б) не знаю, в) не согласен.
24. В моей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а) верно, б) не знаю, в) неверно.
Обработка и оценка результатов
Если выбранный испытуемым вариант ответа совпадает с ключевым (эти ответы приводятся ниже), то данный испытуемый получает 2 балла. Если он избрал промежуточный вариант ответа (вариант «б») — 1 балл. За ответ, не совпадающий ни с ключевым, ни с промежуточным, испытуемый получает 0 баллов.
Ключевые ответы: 1в, 2в, За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
По сумме полученных баллов следующим образом оценивается удовлетворенность браком:
0-16 баллов — полная неудовлетворенность;
17-22 балла — значительная неудовлетворенность;
23-26 баллов — скорее неудовлетворенность, чем удовлетворенность.
27-28 баллов — частичная удовлетворенность, частичная (примерно в равной степени) неудовлетворенность.
29-32 балла — скорее удовлетворенность, чем неудовлетворенность.
Приложение 2
Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в ситуации.
1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете:
а) избегаю вмешиваться в ссору;
б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:
а) всегда критикую за ошибки;
б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;
в) нет.
3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:
а) если другие меня поддержат, то да;
б) разумеется, я буду поддерживать свой план;
в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных.
4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями:
а) только с теми, кто не обижается и когда споры не портят наши отношения;
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам;
в) я спорю со всеми и по любому поводу.
5. Кто-то пытается пролезть вперед вас, без очереди. Вы:
а) думаю, что и я не хуже его, тоже пытаюсь обойти очередь;
б) возмущаюсь, но про себя;
в)открыто высказываю свое негодование.
6. Представьте, что рассматривается предложение, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим в решении судьбы этой работы. Как вы поступите:
а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах этого проекта;
б) выделю положительные стороны в его работе и предложу предоставить возможность продолжить ее;
в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок.
7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете:
а) что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие;
б) говорю, что у этой вещи нет художественной ценности;
в) постоянно ругаюсь, ссорюсь с ней из-за этого.
8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете:
а) делаю им замечание;
б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов;
в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал.
9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас:
а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать;
б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне составил счет;
в) выскажу ему все, что о нем думаю.
10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, сам развлекается вместо того, чтобы заниматься своими обязанностями: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню... Возмущает ли это вас:
а) я нахожу способ пожаловаться на него, путь его накажут или даже уволят с работы;
б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит;
в) придираюсь к обслуживающему персоналу - повару, уборщице или срываю свой гнев на жене.
11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку:
Информация о работе Супружеские конфликты и способы их преодоления