Сущность допроса как следственного действия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 13:04, реферат

Описание

Подозреваемый и обвиняемый отнюдь не обязательно могут быть преступниками. Поэтому, решая основной вопрос по делу, совершено ли преступление данным лицом, нужно ясно понимать его психологию. Стремясь уклониться от ответственности и скрыть свое участие в преступлении, виновный старается утаить от окружающих и связанные с этим переживания. Он оберегает свои воспоминания от внешнего проявления и тем самым постоянно оживляет их, а подавляя переживания, еще более их обостряет. В конце концов тенденция скрыть свои чувства и мысли вносит сильнейшую дезорганизацию в его психические процессы.

Работа состоит из  1 файл

Психология реферат.docx

— 37.70 Кб (Скачать документ)
  1. Понятие, сущность допроса, как  следственного действия.
 

   Подозреваемый и обвиняемый отнюдь не обязательно могут быть преступниками. Поэтому, решая основной вопрос по делу, совершено ли преступление данным лицом, нужно ясно понимать его психологию. Стремясь уклониться от ответственности и скрыть свое участие в преступлении, виновный старается утаить от окружающих и связанные с этим переживания. Он оберегает свои воспоминания от внешнего проявления и тем самым постоянно оживляет их, а подавляя переживания, еще более их обостряет. В конце концов тенденция скрыть свои чувства и мысли вносит сильнейшую дезорганизацию в его психические процессы.

   Допрос - это следственное действие, сущность которого состоит в получении следователем непосредственно от допрашиваемого в установленной уголовно-процессуальным законом форме показаний об известных ему обстоятельствах и иных данных, имеющих значение для расследуемого дела.

   Предметом допроса могут быть различные обстоятельства, подлежащие доказыванию, а также иные данные, имеющие прямое или косвенное отношение к расследуемому уголовному делу и способствующие установлению истины. Допрашиваемый обязан дать показания только о тех обстоятельствах, которые ему достоверно известны (сам видел, слышал, узнал о них из каких-то источников). Допрашиваемый – подозреваемый (обвиняемый) показания давать и вовсе не обязан, но вправе.

   Процессуальный порядок допроса регламентируется нормами уголовно-процессуального кодекса РФ, соблюдение которых обязательно. Нормы УПК регулируют общие положения допроса, а также правила с учетом процессуального положения допрашиваемого (свидетель, обвиняемый и др.). В зависимости от процессуального положения допрашиваемого и по некоторым иным основаниям допрос классифицируется на различные виды.

   Так, в зависимости от процессуального положения допрашиваемого выделяются следующие виды допроса:

1) свидетеля; 

2) потерпевшего;

3) подозреваемого;

4) обвиняемого; 

5) подсудимого;

6) эксперта.

   По возрасту допрашиваемого можно выделить допрос взрослого и несовершеннолетнего, по времени проведения и содержанию допрос бывает первичным, повторным и дополнительным. Допрос может также проводиться с различными участниками процесса (защитник, педагог, прокурор и т.п.).

   Первичный - это основной допрос, который проводится первоначально.

   Повторный бывает в тех случаях, когда после первоначального допроса появились сведения о том, что допрашиваемый практически не дал необходимых показаний об известных ему обстоятельствах, либо при возникновении сомнения в достоверности его показаний.

   Необходимость в дополнительном допросе возникает также тогда, когда допрашиваемый не отразил в своих первоначальных показаниях какие-то сведения, детали.

   Действия следователя во время допроса, по существу, можно рассматривать как специфический процесс получения доказательств по расследуемому делу. Если же рассматривать допрос с точки зрения судебной психологии, то его можно считать специфической формой общения между допрашивающим и допрашиваемым. При этом во время такого общения между ними происходит изучение и осмысливание воспринятой информации. Во время допроса такое общение может последовательно проходить по следующим этапам:

а) истребование следователем информации от допрашиваемого;

б) мысленное  осознание допрашиваемым востребованной от него следователем информации, обработка  этой информации и конструирование  ее в вербальную (словесную) форму;

в) передача допрашиваемым  следователю информации в сконструированной  им форме;

г) получение  следователем информации от допрашиваемого, осмысливание им этой информации;

д) запечатление следователем полученной информации в  памяти и фиксация ее в протоколе  допроса (возможно, с помощью и  других средств фиксации).

  Информация, исходящая от следователя, должна быть рассчитана на обратную связь, что позволит уяснить, какое воздействие она оказала на допрашиваемого, как им воспринята, оценена. Свой ответ допрашиваемый, как правило, строит таким образом, чтобы следователь воспринял его как достоверный (даже тогда, когда он дает ложные показания). При таком общении и взаимодействии возникает канал обратной связи. В таких ситуациях целесообразно весь допрос построить по правилам рефлексивного (особого) управления.

   Применяя рефлексивное управление на допросе, следователь сможет лучше проанализировать психофизическое состояние допрашиваемого, его поведение в целом, «переиграть» его, предположительно выяснить, какие сведения в показаниях могут быть достоверными или ложными.

   Успешное решение задачи получения объективной информации для установления истины по делу во многом зависит от того, насколько подробно в процессе допроса и до него следователь выяснил, установил факторы, влияющие на формирование показаний допрашиваемого.

Формирование  показаний складывается из:

1) восприятия;

2) запоминания; 

3) воспроизведения. 

   Во время восприятия происходит адекватное либо неадекватное (недостаточно адекватное) отражение реальной действительности.

   Запоминаются события, факты непосредственно во время восприятия и в последующее время, а воспроизводится информация о них во время допроса. Формирование показаний зависит во многом от процессуального положения допрашиваемого, степени заинтересованности его в исходе расследуемого дела.

   На процесс формирования показаний оказывают влияние различные факторы. В одном случае они способствуют более правильному и полному отражению и запоминанию, а в другом, наоборот, мешают этому процессу, что может привести к искажениям и недостоверным показаниям. Факторы, влияющие на формирование показаний, могут быть объективными и субъективными. Объективные факторы - это реально существующие явления, обстановка, происходящие события, которые не зависят от воли и сознания человека, а субъективные - это факторы, которые зависят от воли и сознания человека, его психофизических свойств, душевного состояния в момент восприятия, образования, профессии, навыков. Однако следует иметь в виду, что субъект и субъективное всегда взаимосвязаны с объектом и объективным.

   Процесс формирования показаний у несовершеннолетних носит некоторые особенности. Несовершеннолетние, как правило, не имеют достаточного жизненного опыта (особенно малолетние), у них нет необходимых знаний, они склонны к подражанию, фантазированию, чрезмерному возбуждению, внушению и т.п. Чаще всего именно на несовершеннолетних и содержание их показаний оказывают влияние обстановка допроса, линия поведения следователя, форма постановки вопросов и применение тактических приемов. Формирование показаний - это непрерывный процесс, который начинается с момента восприятия и заканчивается на последнем допросе (на предварительном следствии или в судебном заседании). В течение этого времени постоянно происходит трансформация воспринятого, и содержание показаний допрашиваемого может быть значительно изменено. В зависимости от того, какие обстоятельства, факторы влияли на допрашиваемого, они в последующем могут быть более полными и достоверными или, наоборот, в них могут появиться ошибки, пробелы и т.п. Знание указанных особенностей формирования показаний, использование их на допросе и применение необходимых тактических приемов для нейтрализации отрицательных факторов обеспечивают, как правило, получение от допрашиваемого полной и объективной информации об известных ему обстоятельствах. 
 
 
 
 
 
 

                           2. Подготовка к допросу 

    Подготовка к допросу представляет собой деятельность, направленную на создание предпосылок, условий, обеспечивающих оптимальное достижение целей данного следственного действия.

   Эффективность допроса во многом зависит от тщательности его подготовки. Надлежащая подготовка позволит провести допрос целенаправленно, определить его предмет, выяснить, какие именно обстоятельства, факты могут быть известны допрашиваемому, уточнить данные о его личности, возможную позицию, наметить заранее рациональную линию поведения, необходимые вопросы и тактические приемы, а это особенно важно в тех случаях, когда расследование уголовного дела представляет значительную сложность.

    При подготовке к допросу подозреваемого (обвиняемого) следует помнить, что сведения, полученные и зафиксированные надлежащим образом в ходе допроса, на веру приняты быть не могут, сколь убедительными бы они на первый взгляд ни казались. Как и результаты иных действий, они должны проверяться на соответствующей процессуальной основе путем производства допросов иных лиц, назначения экспертиз и других действий.

   Подготовка к допросу на предварительном следствии состоит в проведении комплекса действий, обеспечивающих эффективность и результативность его производства, в основном это следующие действия:

  • изучение материалов расследуемого уголовного дела, уточнение обстоятельств, которые могут быть известны конкретным обвиняемым (подозреваемым);
  • уточнение данных, непосредственно относящихся к предмету допроса, и выявление источников, из которых им стали известны обстоятельства, факты. При подготовке к допросу обвиняемого (подозреваемого) нужно заранее выяснить, какие доказательства подтверждают их виновность;
  • собирание и изучение сведений о личности допрашиваемого. Кроме сведений биографического характера нужно выяснить также данные о специальных познаниях, навыках, физических и психических недостатках, моральном облике, заинтересованности в деле, взаимоотношениях с лицами, которые проходят по делу;
  • изучение вопросов, относящихся к специальным познаниям (использование консультаций специалистов например, по делам о серьезных пожарах, нарушениях правил охраны труда и техники безопасности);
  • определение способа вызова на допрос, выбор места допроса. Если по делу проходит несколько обвиняемых (подозреваемых), то тактически важно определить очередность их допроса. Следователь обязан принять меры, обеспечивающие вызов и явку на допрос защитника, представителей несовершеннолетних. Местом допроса, как правило, является кабинет следователя. Он должен быть оборудован скромно, без броских предметов. Во время допроса нужно исключить появление посторонних лиц, шумовых раздражителей (телефонные звонки, радио). Обстановка в кабинете должна располагать к откровенной беседе, способствовать установлению психологического контакта с допрашиваемым;
  • техническое обеспечение допроса. К началу допроса должны быть подготовлены необходимые бланки, пишущая машинка, если будут применяться звукозапись или видеозапись, то нужно подготовить и тщательно проверить эти технические средства, убедиться в их надежности, подобрать необходимые кассеты с лентами;
  • тактическое обеспечение допроса. Оно состоит в том, чтобы заранее

    подготовить материалы дела, доказательства, которые  могут быть предъявлены на допросе (протоколы, магнитные ленты с  записью показаний других лиц, заключения экспертиз и т.п.). Следует предусмотреть  определенную последовательность предъявления доказательств, заранее наметить тактические приемы, которые могут быть применены, а также вопросы, которые могут быть заданы допрашиваемому.

   В подготовке к допросу первостепенное значение имеет планирование, четкое представление о намечаемой цели допроса, об обстоятельствах, подлежащих выяснению, и тактических приемах, направленных на получение достоверных показаний. 

                     
 

                      3.  Психологические приемы допроса 

   Приемы правомерного психического воздействия – приемы преодоления противодействия следствию. Раскрытие смысла и значения имеющейся информации, бессмысленности и нелепости ложных показаний, бесперспективности позиции запирательства – основа стратегии следователя в ситуации противодействия следствию. Для реализации этой стратегии нужна высокая рефлексивность, информационная проницательность, гибкость, способность использования получаемой информации для развития процесса расследования.

   В преодолении противодействия лиц, пытающихся дезинформировать следствие, преимущество объективно на стороне следователя. При решении тактических задач неизбежны жесткие способы психического воздействия, ставящие поведение допрашиваемого лица в рамки, ограничивающие его решения. Приемы преодоления противодействия следствию, как правило, рассчитаны на критическое мышление обвиняемого, его анализ хода следствия. Приемы психического воздействия имеют сверхзадачу – психологически разоружить противодействующее лицо, содействовать пониманию им негодности, порочности избранных средств противодействия, помочь изменить ему мотивацию поведения. Они основаны на выявлении внутренних противоречий в защитных действиях противодействующего лица.

   В отличие от подозреваемого обвиняемый чаще всего имеет больше сведений о положении дел, о содержании имеющихся доказательств у следствия. Однако на предварительном следствии, у подозреваемого и обвиняемого наблюдаются многие сходные психологические состояния, мотивы, побуждения, а отсюда и особенности поведения.

   Психические состояния, мотивы действий, личностные качества до-прашиваемых определяют их поведение на предварительном следствии и тем самым обуславливают психологический подход к ним, избрание наиболее эффективных, тактических и психологических приемов. На допросе обвиняемый может испытывать самые разнообразные чувства.

Информация о работе Сущность допроса как следственного действия