Сущность и влияние сми на сознание человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 15:21, доклад

Описание

Общественное сознание – это отражение материального отношения людей друг к другу и к природе в процессе отношения людей к действительности. СМИ через воздействие на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Работа состоит из  1 файл

Сущность влияния СМИ на сознание человека..docx

— 21.09 Кб (Скачать документ)

 

Сущность влияния СМИ  на сознание человека.

Общественное сознание – это  отражение материального отношения  людей друг к другу и к природе  в процессе отношения людей к  действительности. СМИ через воздействие  на общество в целом воздействуют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря  СМИ формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или  явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям действительности.

Экспрессивная функция – самая  широкая по своему значению. Общественное мнение всегда занимает определенную позицию по отношению к различным  политическим системам, государственной  власти, какой-либо глобальной общегосударственной  или общемировой проблеме. Таким  образом, в данной функции общественное мнение выступает в качестве некоей контролирующей силы по отношению к  институтам власти, т.е. обладает моральной  властью, но и эта власть очень  эффективна, поскольку назревающие  процессы недовольства общества могут  привести к серьезным последствиям, возможно, даже к неким государственным  изменениям.

Вторая функция – консультативная. Общество выражает свою точку зрения на какую-либо проблему и таким образом  может заставить институты власти действовать определенным образом  в отношении решения экономических, идеологических, политических проблем. Но эта функция будет иметь  влияние на институты власти лишь в том случае, если власть прислушивается к общественному мнению. Распространению  общественного мнения во многом способствует СМИ, распространяя мнения каких-либо людей.

Третья функция – директивная, проявляется в том, что общественность выносит решение по тем или  иным проблемам социальной жизни, которые  имеют безусловные характер. Например, изъявление народного мнения при  выборах – в данном случае народ  не только оказывает степень доверия  тому или иному кандидату, но и  выражает свое мнение.

Общественное мнение во многом определяет общественную жизнь и направляет деятельность некоторых социальных институтов, в том числе и деятельность СМИ. Поскольку СМИ стараются  освещать значимые, актуальные для  общества проблемы и во многом рассматривают  их с точки зрения общественного  мнения, можно сделать вывод, что  и общественное мнение может определять деятельность СМИ. Но и само общественное мнение формируется под воздействием различных факторов, в частности  из-за распространения идеологии  и пропаганды, чем могут заниматься и СМИ.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем  или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

Задача прессы в процессе убеждения - создать прочное, устойчивое отношение  к данному явлению. Благодаря  своей биологической природе, человек  подвержен внушению, подражательности и заразительности.

Внушением считают воздействие  на личность, приводящее к появлению  у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее  человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще  всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая  определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов  поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку  люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед  подобными внушениями.

Задача журналиста может заключаться  в большей степени в достижении собственных целей и целей  организации, которую он представляет. Для направленного воздействия  на общественное мнение ему необходимо держать под контролем поток  информации и манипулировать им. Пропаганда за многие годы отработала большое  количество приемов для манипулирования  общественным сознанием, которые действительно  эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Для  воздействия на аудиторию журналист  использует определенные методы, так, например, можно выделить метод дезинформации.

Смысл в том, что в определенный момент в СМИ “подается” информация, зачастую являющаяся откровенной ложью.

Во-первых, дезинформация подается, как правило, из разных источников и  западает в подсознание человека, а во-вторых, дезинформация используется в момент принятия какого-либо важного  решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже  будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных СМИ. Можно сказать, что наиболее устойчивой является информация рационально осмысленная и эмоционально усвоенная человеком.

 

 

 

 

ВЛИЯНИЕ РЕКЛАМЫ НА СОЗНАНИЕ МОЛОДЕЖИ

Влияние рекламы невозможно отрицать. Давайте посмотрим на нее со стороны, попробуем найти ее место в нашей жизни, роль в современном обществе и влияние на наше сознание.Реклама является обязательным атрибутом рыночной экономики, ее важнейшая роль — донесение информации до потребителей. При это мособенно важно привлечь внимание молодежи, так как эта часть населения стремится идти в ногу со временем, покупать новинки. В наше время молодые люди получают все больший контроль над распространением ин-формации о товарах и услугах.Глобальное онлайн исследование Nielsen показало, что в России 86 %опрошенных доверяют рекомендациям знакомых и друзей, 47 % доверяют рекламе, размещенной на сайтах брендов.Минимальным уровнем доверия в России пользуется текстовая реклама в мобильных телефонах: ей доверяют 7 % опрошенных, баннерной рекламе— 9 %, онлайн видео-роликам — 13 %, а рекламе в поисковиках — 16 %.Рекламодатели по-разному стараются привлечь внимание потенциальных покупателей. Вот несколько признаков рекламного ролика, в котором основной упор делается на «промывание мозгов». Во-первых, использу-16ется псевдологика, то есть подсознательное внушение: 1) в такой рекламе внушается, что простое обладание каким-то банальным товаром создаст ощущение праздника; 2) акцентирование внимания на том, что обладание рекламируемым товаром якобы дает социальное преимущество над дру гими людьми в самых разнообразных жизненных ситуациях (эксплуатируется принцип социального сравнения); 3) построение искусственной причинно-следственной связи между явлениями, которые не имеют ничего общего (Выпей чашечку растворимого кофе — и тебя ждут незабываемые приключения); 4) в тексте имеются трюизмы — «все знают, что…», «все родители любят своих детей…», «все женщины покупают это…». Используется много «хитрых» слов, искажающих реальное положение вещей: «Всего лишь…», «Просто…»,»Только 999,99 $»; 5) фальсификация доказательств популярности тех или иных продуктов. Серии рекламных роликов с якобы «неподготовленными заранее интервью», разыгрываниесценок в супермаркетах, где толпы покупателей «разметают» выставлен-ный на полках товар и т. п.; 6) запугивание потребителей, эксплуатациятипичных страхов и комплексов, попытка убедить в том, что вы — неудач-ник, если отказываетесь следовать советам рекламы (например, вас ни-когда не пригласят на свидание, если вы отвергнете предлагаемый товар).Возбуждение инстинкта самосохранения путем демонстрации ложныхили чисто гипотетических угроз («Обязательно пользуйся нашей зубнойпастой, а не то твои зубы съест кариес…»; 7) телереклама эксплуатируетиллюзию убедительности. Демонстрация графиков, выдумывание различ-ных коэффициентов, применение «особых добавок», ссылки на всевозмож-ные «Академии» и «Ассоциации», которые «объективно» подтверждаютпревосходство рекламируемого товара над изделиями конкурентов («Ко-эффициент отбеливания» в стиральных порошках, «витаминизированная»водка, жевательная резинка «с карбамидом» и т. п.). 8) попытка заставитьпокупать рекламируемый товар в как можно больших количествах. Во мно-гих роликах бросают в суп не один, а два-три кубика «Магги», растворяютв стакане по две таблетки лекарства и т. д. Это подсознательно заставляетпотреблять в два раза больше, то есть тратить больше денег на приобрете-ние рекламируемого товара.Широко используются приемы, снижающие критичность восприятия:1) идет текст с постоянным повторением названия рекламируемого товара;3) используется игра цвета — от блеклой черно-белой картинки до яркихнасыщенных цветов при показе счастливых обладателей рекламируемоготовара; 4) используется манипулирование звуковым рядом: громкость зву-ка во время рекламного ролика резко увеличивается по отношению к «фо-новому» уровню. Внезапный звуковой удар снижает критичность восприя-тия рекламной информации; 5) грубое давление на сексуальные инстинктыпри рекламировании тех товаров, которые не имеют к сексу никакого от-ношения (кофе, сигареты, автомобили и т. п.): заметьте, сколько полуголыхпривлекательных особей мелькает в таких рекламных роликах.17В заключение хотелось бы привести слова из одной рекламы: «Разре-кламировать можно все что угодно». Сама реклама заключалась в следую-щем: под приятную мелодию в стакан наливалась жидкость желтоватогоцвета — то есть все как в обычной рекламе какого-то сока. Затем камерамедленно отводилась и перед зрителями представал… процесс наливанияиз канистры рыбьего жира в стакан. Очень бы хотелось, чтобы мы, покупаятовар, думали не о том, что он очень модный или хорошо разрекламирован-ный, а убеждались в том, что данный товар качественный и не ошибалисьв нашем выборе.


Информация о работе Сущность и влияние сми на сознание человека